Доклад на тему: «Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
г. Севастополя «Средняя общеобразовательная школа №59»
Выступление на МО классных руководителей на тему:
«Роль классного руководителя
в системе воспитания школьников
в условиях реализации
ФГОС второго поколения»

Руководитель МО классных руководителей Сидякина О.А.
.
2016 г

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении всей жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми знаниями, профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью. Важным считается не «образование на всю жизнь», а «образование на протяжении всей жизни».  Развитие средств массовой информации и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться (учить себя) – вот те задачи, в решении которых школе замены нет.  Сейчас в общественном сознании происходит переосмысление социального предназначения школы. Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать, оценивать свои результаты, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Всё выше перечисленное может получить эффективное развитие только в условиях становления системы образования, ориентированной на новые образовательные результаты, которые определены в ФГОС второго поколения.  В чём суть стандартов второго поколения и чем они отличаются от предыдущих стандартов?  1) Значительно расширены функции и круг пользователей стандарта. Стандарт фиксирует, что образование перестало быть «закрытой системой», «вещью в себе». Новый стандарт рассматривается как общественный договор между обществом, государством и семьёй. Несмотря на то, что реализацией стандарта должны заниматься представители системы образования, органов государственной и муниципальной власти, у него много других адресатов, в числе которых некоммерческие организации, родители.  2) Изменилась структура стандарта. Предыдущий стандарт включал в себя по каждой ступени обязательный минимум содержания (подробный перечень тем по предметам, обязательных для изучения каждым учеником) и требования к уровню подготовки выпускников (предметные знания, умения, навыки).  В стандарте нового поколения содержание образования подробно не прописано. Новый стандарт – это совокупность трёх систем требований: - требования к структуре основных общеобразовательных программ; - требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ (предметным, метапредметным, личностным); - требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ (кадровым, материально-техническим, финансовым, информационным).  Впервые в стандартах образования выдвинуты требования к материально-технической базе кабинетов. Раньше новшества касались только программ, а теперь в законе чётко прописано, что именно должно быть в учебном классе. И это не только учебники и наглядные пособия. Активное использование информационно-коммуникативных технологий и системно-деятельностный подход предполагает специальное оборудование. Школа должна быть подключена к Интернету, оборудовано рабочее место учителя с компьютером и компьютеры для учеников.  3) Изменилось представление об образовательных результатах.  По новым стандартам кроме предметных результатов, обязательными являются и метапредметные или их ещё называют универсальные результаты (те, которые помогают учиться), такие как умение ставить перед собой цели, планировать собственные действия, осуществлять самоконтроль и самооценку, работать в команде и многие другие.  4) Предложена новая структура Базисного учебного плана, в состав которого включена внеурочная деятельность.  Результаты, которые должны продемонстрировать выпускники, зависят, в том числе, и от эффективности внеклассной работы. Поэтому обязательной частью учебного плана станут часы внеурочной деятельности, направленные на развитие учащихся.  5) Значительно расширена часть основной общеобразовательной программы, формируемая участниками образовательного процесса. Заключая договор со школой, родители знакомятся с программой, чтобы понять, на какой результат нацелена школа.  6) Изменится оценка знаний. Регионам дано право самим выбирать систему оценки знаний Вполне возможно, что появится «зачтено» вместо привычных отметок. Новые результаты должны достигаться новыми средствами, а учебник – одно из важнейших средств обучения.  С тем, что учебники будут постепенно меняться, исходя из новых требований, согласны и разработчики стандарта, и издатели учебной литературы. В ныне действующем федеральном перечне есть учебники для начальной школы, которые могут быть использованы и после введения нового стандарта. Тем не менее, вопрос о том, какие учебники должны быть сделаны «под новый стандарт» сейчас активно обсуждается.  Сегодня у учителя есть возможность выбирать учебник и другую учебную литературу, и в переходном периоде вполне возможно, что он воспользуется не одним учебником. Продвинутые школы уделяли большое внимание внеклассной работе, упоминали о ней в своих программах развития, но были и такие школы, которые не придавали этому особого значения, хотя и там открывались кружки после уроков, группы продленного дня. Теперь же нужно понимать, что результаты, которые должны продемонстрировать выпускники, зависят, в том числе, от эффективности внеклассной работы. Поскольку каждая школа должна работать на достижение результатов, определенных стандартом, без такой важнейшей составляющей школьной жизни, как внеклассная работа, этих результатов не достичь. Наверное, школе придется приложить больше усилий для достижения личностных результатов – например, развития навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликты, находить выходы из спорных ситуаций. Уровень достижения этих результатов нельзя объективно «померить», но их можно увидеть. В советские годы их отражали в характеристиках, хотя требования к качествам личности не были сформулированы как требования к результатам образования. Это основные моменты, о которых хотелось бы сказать. При переходе на новые стандарты будут и проблемы, и вопросы, но все они разрешимы. Уже сейчас в школе идет большая подготовка по введению новых ФГОС. Педагоги детально изучают нормативно-правовую базу, учебно – методическую литературу, проходят специальное обучение. Но всем нам необходимо понимать, что в новых стандартах не содержится каких – либо революционных требований к результатам образования, в корне меняющих жизнь школы. В них просто максимально учтено то, что необходимо современному человеку для успешной деятельности. Детей в школе по – прежнему будут учить читать, писать, считать, только делать это мы должны в ногу со временем.
В условиях модернизации российского образования значительно возрастают воспитательные функции школы, призванной создать условия для достижения главной цели воспитания – самоактуализации личности растущего человека. При обновлении содержания и организации педагогического процесса главным направлением становится воспитание.
Сегодня востребован не просто воспитатель или предметник-урокодатель, а педагог-исследователь, педагог-психолог, педагог-технолог. Эти качества педагога могут развиваться только в условиях творчески, проблемно и технологично организованного образовательного процесса в школе, причем при условии, что учитель активно занимается научно-методической, поисковой, инновационной работой, учится искать свое “профессиональное лицо”, свой педагогический инструмент.
Главные задачи современной школы: раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Цель воспитательной работы современной школы: помочь взрослеющему человеку стать субъектом собственной жизни, способным на сознательный выбор, разумный отбор жизненных позиций, на самостоятельную выработку идей.
Ориентируясь на формирование личности обучающегося, признание ее ценности и необходимости для современного общества, нам нужно помнить, что она формируется личностью самого классного руководителя.
Цель деятельности классного руководителя: создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Задачи деятельности классного руководителя:
формирование и развитие коллектива класса;
создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
формирование здорового образа жизни;
организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
защита прав и интересов обучающихся;
организация системной работы с обучающимися в классе;
гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
организация социально значимой, творческой деятельности
Надо хорошо знать
психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста,
быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности,
владеть современными технологиями воспитания.
Необходимо учитывать
уровень воспитанности обучающихся,
социальные и материальные условия их жизни.
Функции классного руководителя:
1. Организационно-координирующие
обеспечение связи ОУ с семьей;
установление контактов с родителями обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся;
проведение консультаций, бесед с родителями обучающихся;
взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом ОУ;
организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;организация воспитательной работы с обучающимися через проведение "малых педсоветов", педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;
стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;
взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом, класса в целом;
ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).
2. Коммуникативные:
регулирование межличностных отношений между обучающимися;
установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;
содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;
оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
3. Аналитико-прогностические:
изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;
определение состояния и перспектив развития коллектива класса.
4. Контрольные:
контроль за успеваемостью каждого обучающегося;
контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.
Формы работы классного руководителя
индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.):
коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).
Критерии оценки осуществления функций классного руководителя
Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины обучающихся, их гражданской зрелости).
Критерии деятельности позволяют оценить реализацию управленческих функций классного руководителя (организация воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие с педагогическими работниками, работающими в данном классе, и другими участниками образовательного процесса, родителями обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся).Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимы активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, дифференциация, интеграция и координация педагогического труда в едином образовательном пространстве и социокультурной среде.