Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС
Доклад на тему: «Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС».
Выступила :учитель начальных классов
МБОУ Школа №18 г.УфаВанюшова Миляуша Ильдаровна Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам.
В настоящее время классный руководитель должен идти в ногу со временем, быть методически и психологически подкованным, владеть знаниями по теории и методике воспитательной работы, а также уметь ориентироваться в основных нормативных документах. Классный руководитель должен интересоваться вопросами, волнующими современную молодежь, изучать новинки информационных технологий. Те, кто сегодня работает в школе, прекрасно понимают, что прежде всего самые большие затраты — психологические и физические — ложатся на классного руководителя.
В условиях внедрения стандартов второго поколения особое место отводится роли и функциям классного руководителя. Деятельность классного руководителя непосредственно влияет на заключение лежащего в основе реализации стандарта общественного договора, обеспечивая новый тип взаимоотношений между личностью, семьей и образовательным учреждением, представляющим интересы общества и государства. Этот тип взаимоотношений основан на принципе взаимного согласия обозначенных сторон – субъектов образовательного процесса, что с необходимостью подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств. Классный руководитель становится активным участником заключения взаимной договоренности между школой и родителями по удовлетворению потребностей, интересов и требований каждой из сторон, закрепляя за стандартом характер конвенциональной нормы.
В 2015 году я стала классным руководителем 1 класса, обучающегося по УМК «Школа 2100». Воспитательную работу планировала через- освоение социальных норм, правил поведения
- активное отношение (активность) к деятельности,
- уважительное отношение к другому человеку,
- позитивный опыт участия в школьном самоуправлении,
- школьная мотивация,
- ответственное отношение к Родине, к ее наследию и будущему,
- осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам,
- опыт здорового и безопасного образа жизни.
-умение выполнять правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, правил поведения на транспорте и на дороге.
Как классный рукодовитель, я максимально изучаю каждую детскую личность, чтобы в дальнейшем эффективно использовать это при работе с классом, воспитании. Прогнозирую, анализирую, организую, сотрудничаю, контролирую повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса. Мечта любого классного руководителя - создать единый дружный коллектив.
Когда дети пришли в 1 класс, мне предстояло понять каждого ребёнка. Такие разные, непохожие друг на друга: у одного доверчивый добродушный взгляд, у другого настороженный и тревожный, третий – неугомонный непоседа. Каждый из них со своим внутренним миром, который мне предстоило открыть для себя и понять психологические и физиологические особенности каждого ребенка, особенности характеров, интересы и склонности.
Шаг за шагом, день за днем я начала открывать для себя каждого ребенка.
Одним из ведущих методов моей работы - наблюдение, фиксация и его обработка, составление индивидуального плана работы с проблемными детьми.
Большинство детей оказались очень подвижными, непоседливыми, требующими к себе повышенного внимания, с нарушениями эмоционально-волевой сферы. Поэтому в свою работу я включила беседы о дружбе, о вежливости, о равнодушии др., всевозможные игры, мероприятия в классе, направленные на развитие коммуникативных навыков, произвольности поведения, основных эмоциональных состояний, коррекции .Это принесло положительные плоды. К концу 1-го класса дети стали более организованы, в процессе общения многие научились управлять своим поведением, контролировать свою речь и поступки. Начался процесс формирования коллектива. Эта работа продолжается и сейчас во 2 классе.
В работе мне помогли учителя – предметники, педагог- психолог, заместитель директора по воспитательной работе, библиотекарь .
Взаимодействие с учителями- предметниками помогает использовать все многообразие системы образования детей для расширения познавательных, творческих способностей своих воспитанников.
Психолог школы Ксения Сергеевна провела тестирование в 1 классе «Адаптация первоклассников», изучила индивидуальность учащихся, процесс их адаптации. Результаты диагностики доведены до сведения родителей на собрании , им даны рекомендации.
В своей работе классный руководитель постоянно заботится о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от медицинских работников образовательного учреждения.
Сотрудничая с библиотекарем, классный руководитель расширяет круг чтения обучающихся. Совместные походы в библиотеку (посещаем мы детскую библиотеку №22) помогают привить окунуться в мир книги – копилку разума, помогают привить любовь к чтению, способствует формированию у них культуры чтения, отношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения, что очень сложно в наше время, так как нынешнее поколение детей – это не книжные, а экранные дети. Организуя воспитательную работу в своем классе, я выработала систему определенных правил, которых придерживаюсь при общении со своими воспитанниками:
при общении с детьми чаще использую просьбу и поощрение, чем приказ и наказание;
стараюсь быть предусмотрительной и справедливой в оценке поступков учеников;
учу детей радоваться своим успехам и успехам своих товарищей;
создаю воспитательные ситуации, которые позволяют ребятам чаще проявлять положительные эмоции, чем отрицательные.
Вся моя работа направлена на развитие индивидуальности личности, на раскрытие интеллектуальных и творческих способностей детей.
В своей работе я опираюсь на простые постулаты:
если ребенка подбадривать, он учится верить в себя;
если ребенка хвалить, он учится быть благодарным;
если ребенка поддерживать, он учится ценить себя;
если ребенка окружить дружелюбием, он учится находить любовь в этом мире.
Начиная с 1 класса каждый ребёнок ведёт портфолио ученика , что позволяет прослеживать личностное развитие каждого ребёнка, а самому школьнику видеть свои достижения.
Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Часто говорят о единстве семьи и школы в воспитании ребят. Но на практике бывает иногда трудно достичь этого единства. Трудность заключается в том, что родители – взрослые люди, которые имеют свои взгляды, закрепленные стереотипы, например, такие как: “я и так все знаю” - отрицание возможности приобретения нового опыта. Работа с родителями – это совершенно отдельная и самостоятельная работа. Мое сотрудничество, как классного руководителя, и родителей предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знание особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Я использую в работе как групповые (родительские собрания), так и индивидуальные (беседы по вопросам воспитания, консультации, посещение семьи) формы работы с семьей, анкетирования, практикумы, разработка памяток. Стилю общения с родителями придаю большое значение. Формы общения с родителями – диалог, сотрудничество, толерантность. Я строю отношения с родителями на основе дружбы и взаимоуважения. Ведь что бы расположить ребёнка к себе, направить его в нужное русло, прежде всего я должен понимать и уважать его родителей! Всё это способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами. Родители частые гости и помощники в моем классе. Родители также не остаются равнодушными к занятости ребенка, радуются за его активность, достижения. Они оказывают помощь в организации работы класса. Родительский комитет работает очень хорошо.
Любой вопрос, любая просьба не остается без внимания, а тут же находятся пути их решения. Стараюсь сплотить не только детский коллектив, но и родительский.
Как и в любой дружной семье у нас устоялись свои традиции: «День Знаний», «День именинника», «Новогодний утренник», «Праздник мам», « День защитника Отечества», «До свидания, школа, здравствуй лето!». В этих мероприятиях очень активно участвуют все родители класса, бабушки и дедушки. Много интересных дел на счету родителей: это помощь в организации экскурсии, при подготовке и проведении праздников, утренников родители принимают активное участие. Каждый совместный праздник детей и родителей – это новый заряд творческой деятельности.
Я прекрасно понимаю, что работа одного классного руководителя - “спектакль одного актера”. Эта работа вряд ли будет успешна без поддержки администрации, других учителей, работающих с классом. Наши воспитательные действия должны быть едины, должны дополнять друг друга. И поэтому я стараюсь быть в курсе всех возникающих проблем. Это еще одно условие для личностного развития ребенка. . В современных условиях классный руководитель призван постоянно работать над повышением успеваемости и развитием познавательной активности учащихся. Необходимо стимулировать у детей интерес и любовь к знаниям, добиваться улучшения качества обучения, прививать учащимся навыки самообразования.
В моей деятельности, как классного руководителя, форма воспитательной работы является той первичной клеточкой, из которой складываются будни и праздники нашей классной жизни. Конечно, невозможно найти ту форму, универсальную и годную на все случаи жизни с любым классным коллективом. Одной из главных форм внеклассной воспитательной работы считаю классный час. Классный час является прямой формой моего общения с учениками. Провожу различные виды классных часов: классное собрание, воспитательный час, диспут, анкетирование, экскурсии, беседы, викторины и др. Мероприятия планирую совместно с учащимися, но иногда провожу экстренное собрание или заменяю форму проведения классного часа по каким то причинам.
Наблюдая за своими учениками, я выявила «изюминку « класса – им очень интересно участвовать в различных конкурсах, эстафетах. В плане личностного развития это помогает научиться быстро принимать важные решения; мыслить логически; находить решения в сложных ситуациях; повысить активность мозга; ощутить уверенность и дух победы, когда правильно ответил. В плане пользы для компании детей дух азарта поспособствует: активному общению между учениками; умению работать в команде; развитию навыков донесения своих идей; объединению коллектива в нелегкой ситуации.
И в заключение хочется сказать: не каждому ребенку дано учиться на 5 и 4, но быть порядочным человеком может быть каждый. Я считаю, что классный руководитель , организуя любую деятельность своего ученика, должен предусмотреть в ней ситуацию успеха. Только тогда это даст возможность заметить достоинства каждого ребенка, его исключительность, и дать возможность реализовать свои лучшие качества, таланты и склонности. Если моим детям удастся добиться успеха в школе, у них будут все шансы добиться успеха и в жизни.