Особенности развития эмоционально — волевой и личностной сферы у детей с умеренной степенью умственной отсталости


Особенности развития эмоционально – волевой и личностной сферы детей с умеренной степенью умственной отсталости
Умственная отсталость проявляется не только в нарушении познавательной деятельности, но и в нарушении эмоционально-волевой сферы, которая имеет ряд особенностей. Отмечаются недоразвитие эмоций, их незрелость, а также малая связь чувств с разумом. Чем выраженее умственная отсталость, тем менее дифференцированы эмоции, нет оттенков переживаний. Характерной чертой является неустойчивость эмоций. Состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех — слезами и т.п. В коррекционно - воспитательной работе с умственно отсталыми учет эмоционального компонента очень важен. Большинству из детей доступны простые эмоции, такие как страх, радость, удовольствие, гнев, но обычно эмоциональные реакции по глубине не соответствуют причине, вызывающей их. Чаще они выражены недостаточно ярко, также встречаются и слишком сильные переживания по незначительному поводу.
Характерными особенностями умственно отсталых детей с умеренной степенью является смена настроения, проявления аутичных черт в поведении (радость, возможному контакту, желание его, но в то же время уход от него, иногда через агрессию), радость, удовольствие от активной деятельности, но обычная слабая мотивация, неустойчивый интерес к учебной и в целом к производственной деятельности.Необходимо учитывать и состояние волевой сферы умственно отсталых. Слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость — отличительные качества их волевых процессов. Как отмечают исследователи, умственно отсталые дети предпочитают в работе легкий путь, не требующий волевых усилий. Именно поэтому в их деятельности часто наблюдаем подражание и импульсивные поступки. Из-за не посильности предъявляемых требований у некоторых детей развивается негативизм, упрямство.
Задача педагога состоит в том, чтобы раскрыть перед учеником богатство чувств и переживаний, показать разницу между плохим и хорошим настроением. Объяснить, что для жизни важнее хорошее настроение, на его фоне человек развивается лучше.
Умение эмоционально настраиваться на определенную ситуацию, одна из предпосылок успешного обучения навыкам общения.
Наиболее адекватными из всех чувств, чувство безопасности и доверия к окружающему миру — к людям и всевозможным предметам и явлениям. Если умственно отсталый ребенок не ощущает чуткости и любви со стороны окружающих, то у него возникает недоверчивое отношение к миру, а возможно, и ощущение страха или агрессивности. Именно поэтому в процессе развития навыков любой деятельности у умственно отсталых учащихся большое внимание уделяется чувствам и эмоциям.
Особое значение имеют коррекционно-развивающие занятия с учетом:
индивидуального и дифференцированного подхода к ребенку, учитывающего особенности развития каждого;
комплексного подхода к восприятию (следует стимулировать все действующие сенсорные системы);
психодинамической разгрузки (чередование психической нагрузки и двигательной активности).
Если вести речь о личностной сфере детей с умеренной степенью умственной отсталости, то важно отметить, что развитие личности умственно отсталого ребенка происходит по тем же законам, что и развитие нормально развивающихся детей. Но в силу интеллектуальной неполноценности оно происходит в своеобразных условиях.
Среди многих компонентов личности одним из основных является самооценка, т. е. оценка самого себя. Самооценке принадлежит важная роль в процессе саморегуляции поведения индивида и его взаимодействия с окружающей средой. Она играет большую роль в формировании самосознания.
Самооценка умственно отсталого ребенка в обычных условиях воспитания подвержена контрасным изменениям. Когда ребенок мал, когда интеллектуальный дефект незаметен, как правило создается постоянная ситуация успеха. У ребенка возникает неадекватный завышенный уровень притязаний, привычка к получению только положительных подкреплений. Но вот ребенок попадает в образовательное учреждение или просто расширяет круг общения со сверстниками во дворе, и высокой самооценке может быть нанесен серьезный удар. Кроме того, источником вторичной невротизации ребенка может быть семья, если родители не в силах скрыть досады на «неудачного ребенка» или психически нормально развивающийся брат или сестра постоянно подчеркивают свое превосходство.
Таким образом, из всего вышесказанного, хочется сделать вывод о том, что эмоционально – волевая и личностная сфера ребенка с умеренной степенью умственной отсталости требует коррекции. Но, на мой взгляд, хочется отметить самое важное – это то, что коррекция должна иметь комплексный подход.