Методическая разработка – конспект педагогического совета на тему «Новые педтехнологии как одно из необходимых условий эффективности инновационной работы школы»
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа села Никольского
заместитель по учебно-воспитательной работе
Маркова Ольга Ивановна
Тематический педсовет
«Новые педтехнологии
как одно из необходимых
условий эффективности
инновационной работы школы»
Тематический педсовет
«Новые педтехнологии как одно из необходимых условий эффективности инновационной работы школы»
Цель: раскрыть роль современных педагогических технологий в создании педагогической среды, обеспечивающей деятельность учителя и ученика в новой образовательной системе.
Задачи:
раскрыть сущность понятия «современные педагогические технологии»;
изучить разнообразие педагогических технологий, используемых учителями школы при подготовке и проведении современного урока;
определить основные направления работы педколлектива по дальнейшему использованию педагогических технологий в образовательном процессе.
План:
Вступление: обоснование изучения данного вопроса, основные понятия, определение педагогической технологии, основные принципы и классификация педагогических технологий.
Выступления (мастер-классы). Из опыта работы.
Заключение.
Решение педсовета.
Рефлексия.
Вступление.
Уважаемые педагоги, я приветствую вас на очередной нашей встрече.
Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие на школьном корабле по волнам педагогических технологий. В результате нашего плавания каждый из вас причалит к определенному острову.
Но вначале предлагаю по цепочке обратиться с пожеланиями к себе и другим по поводу предстоящего путешествия, закончив предложения. При этом передавать символ - кораблик.
Прием рефлексии «Цепочка пожеланий»
Я надеюсь, что это плавание будет…
Я ожидаю, что…
Я буду разочарован, если…
Я хотел бы приобрести …
Я желаю…
Весь экипаж и пассажиры в сборе! Мы можем отправляться в путешествие! Итак, отплываем!
Звук рынды, звучит музыка «Звуки моря».
Внимание! Внимание! Мы проплываем залив «Традиционный»
Основные цели современной системы образования: интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умения работать с информацией.
Основные цели нашли свое воплощение в новых образовательных стандартах. В общем виде их можно определить как формирование базовых компетентностей современного человека:
информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию при решении проблем);
коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).
Я думаю, что все мы с вами знаем основы традиционной педагогики, построенной на объяснительно-иллюстративном способе обучения, когда учитель основное внимание в своей работе отводит трансляции готового учебного содержания.
Традиционная педагогика
Учитель учит - ученик учится.
Учитель знает все - ученик не знает ничего.
Учитель думает - ученик воспроизводит знания.
Учитель говорит - ученик слушает.
Учитель управляет - ученик подчиняется.
Учитель активен - ученик пассивен.
Учитель определяет содержание обучения - ученик к нему приспосабливается.
Учитель авторитарен - ученик несвободен.
Учитель - субъект обучения – ученик - объект обучения.
Объяснительно-иллюстративные технологии предписывают учителю особую роль и место в учебном процессе. У него на уроке не просто активная, но сверхдоминирующая позиция: он командир, судья, начальник, он как бы стоит на пьедестале, но при этом обременен угнетающим чувством ответственности за все, что происходит в классе. Соответственно, ученик играет пассивную роль, которая сводится к соблюдению тишины и строгому выполнению предписаний учителя, при этом ученик ни за что не отвечает.
Новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, выдвигают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными.
Необходимо полностью отказаться от представления об учебном процессе как процессе передачи информации. Роль учителя не в том, чтобы яснее, понятнее, красочнее, чем в учебнике, сообщить эту информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности, где главным действующим лицом становится ученик.
Вспомним о процентном усвоении информации:
лекция – не более 20-30%;
самостоятельная работа с литературой – до 50%;
проговаривание – до 70%;
личное участие в изучаемой деятельности (деловая игра, и др.) – до 90%.
Что нам поможет преобразовать традиционный процесс обучения и повышать его эффективность?
Различные педагогические технологии, адекватные поставленным задачам.
А мы плывём дальше и входим в пролив «Понятийный».
Звук рынды, звучит музыка «Звуки моря».
Чтобы правильно и эффективно использовать педагогические технологии, надо знать теоретические основы этого понятия и изучить практический опыт коллег по использованию отдельных видов технологий.
Слово «технология» происходит от греческих слов techne - искусство, мастерство и logos - учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.
В научно-педагогической литературе имеются различные трактовки понятия «педагогическая (образовательная) технология».
Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, приёмов обучения, воспитательных средств, применяемых для достижения планируемых результатов; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачёв).
Форма деятельности – беседа, экскурсия, практическая работа, нестандартные уроки (проект, путешествие, деловая игра, КВН, турнир, пресс-конференция, следствие, спектакль и др.)
Метод – способ организации работы, взаимодействия педагога и учеников (исследовательский, проблемного изложения, частично-поисковый и др.). Метод обычно состоит из нескольких приемов, количество которых может меняться, но все они служат достижению той цели, ради которой данный метод применяется.
Примеры:
Метод «От слабого к сильному», когда, например, при повторении пройденного материала не вызывают сильного первым, который «отдувается» за всех и его, как правило, никто не слушает. Но создается впечатление, что повторение прошло успешно. Сильный обучающий и психологически самый мощный эффект создается, когда учитель вызовет учащихся «по цепочке». Каждый новый вызванный чем-то дополняет предыдущего (оптимальное количество - 4-5 человек на одно и то же задание), первому нельзя выключаться, работа оказалась незаконченной. Ему предлагается постоять и послушать другое мнение или посмотреть не другие действия. Завершающем такую «цепочку» должен быть один из наиболее сильных учеников. Если такого не найдется, может закончить сам учитель. Далее уместно применить метод «нескольких попыток» для реабилитации тех, кто ошибся. Привыкают быть «первыми» любые ученики, никто не прячется за спины сильных, все вызванные не только прослушивают, но и проговаривают свое понимание ответа, сильный ученик выступает помощником своим товарищам, для остальных не вызванных «срабатывает» любопытство, они сравнивают, что делает их неравнодушными к происходящему.
Метод «Посмотри на свою работу со стороны». У доски работает один или несколько человек, далее им предлагается сесть на место и посмотреть на свою работу со стороны, сравнить себя с другими, а потом всем желающим надо разрешить внести поправки в свои записи. Здесь можно применить метод «законной подсказки» - право использовать учебник.
Метод динамической разрядки. Необходимость покидать свои «насиженные» места, да еще несколько раз за урок, совмещается с важным для растущего организма психофизическим методом динамической разрядки. Увеличение динамической активности, как отмечают психологи, ведет к усилению умственной активности, улучшает сообразительность, снижает потребность в мощной двигательной разрядке после уроков. Выход из класса (школы) перестанет быть похожим не картину «срывания с цепи».
Прием – часть метода синквейн, «найди лишнее слово», «согласен – не согласен», «составь рассказ, используя данную концовку» и др.).
Примеры
«Толстый и тонкий вопрос»
Тонкие вопросы (?) Толстые вопросы (?)
Кто…?
Что…?
Когда…?
Как звать…?
Было ли…?
Верно ли…? Дайте три объяснения, почему…?
Объясните, почему…?
Почему вы думаете…?
Почему Вы считаете…?
В чем различие…?
Предположите, что будет, если…?
Что, если…?
Составьте рассказ, используя данную концовку:
«...Последующие разломы привели к образованию современных материков и океанов».
«...В результате этого возникли миражи».
«...Вот такие приспособления появились у этих растений».
«...Так дневная жара сменилась пронизывающим холодом» .
Установление причинно-следственных связей.
Определи, что является причиной, а что следствием:
Мокрые деревья, мокрая трава, дождь, лужи.
Желтые листья, осень, серое небо, холодные дожди.
Утро, солнце, пение птиц, радость.
Снег, мороз, зима, вьюга, лед.
Вставьте недостающее слово.
Пример: Часть газеты (полоса) часть дороги.
Помещение в гостинице (номер) один выпуск газеты.
Часть газетного листа (...) помещение.
Крупный заголовок (...) объявление о продаже билетов.
Часть книги (лист) часть дерева.
Фрукт (...) аристократ в древнем Китае.
Часть книги (...) руководитель учреждения.
Танец (..) шаг лошади.
Часть тела (колено) один из элементов родословной.
Часть дерева (...) математическое выражение.
Выражение нежности (...) животное.
Шахматная фигура (ладья) старинное судно.
Женская принадлежность из меха (муфта) техническое устройство.
Невежа (...) животное.
Все выслушать (...) пропустить мимо ушей.
Сфера общения (круг) геометрическая фигура.
Великий полководец (наполеон) торт.
Поле сражения (фронт) направление атмосферных изменений.
Застежка (молния) атмосферное явление.
Найди лишнее слово.
Птица, самолет, пчела, машина, бабочка.
Смотреть, глядеть, таращиться, моргать, наблюдать.
Дождь, снег, град, молния, изморось.
Хлопок, шерсть, нейлон, лен, шелк.
Безжизненный, апатичный, вялый, оцепенелый, чувствительный.
Бросать, пинать, швырять, метать, раскидывать.
Бук, ясень, ель, ива, клен.
Мерин, волчица, лань, кобыла, овца.
Задание «Восстановите текст».
В каком порядке должны располагаться предложения, чтобы смысл текста был понятен?
«Многие из них улетели в теплые страны. Когда дует ветер они отрываются от веток и летят высоко над землей. Птицы уже не поют. Наступила осень. Листья на деревьях пожелтели и быстро опадают. Все чаще идут дожди, стало холодно».
Составьте рассказ, используя данную концовку:
«...Последующие разломы привели к образованию современных материков и океанов».
«...В результате этого возникли миражи».
«...Вот такие приспособления появились у этих растений».
«...Так дневная жара сменилась пронизывающим холодом» .
Чем больше приемов в арсенале учителя, тем он более свободен на уроке. Приемами можно пользоваться в любом порядке и сочетании.
Средства – то, что используется для успешной организации образовательного процесса: учебное оборудование и оснащение дидактическими пособиями (презентация, интересные факты, кинофрагменты) и личностные свойства (культура и манера поведения учителя и др.).
Все вместе составляет педагогическую технологию.
Необходимо разграничить понятия «педагогическая технология» и «методика».
Методика преподавания конкретного предмета – это психолого-педагогическая теория обучения учебному предмету. Одной из задач методики является выявление критериев применимости той или иной технологии.
Понятие «методика» шире понятия «технология», так как методика включает и выбор технологии для целесообразности проведения работы по достижению определенной цели.
Существуют различные виды педтехнологий.
Так как в современной школе на первое место выходит личность ребенка и его деятельность, в качестве базовых технологий стандартов второго поколения выделяют:
Информационные и коммуникативные технологии (коммуникация – общение).
Технология, основанная на создании учебной ситуации (решение практически значимых задач).
Технология, основанная на реализации проектной деятельности.
Технология, основанная на реализации исследовательской деятельности.
Технологии, основанные на уровневой дифференциации обучения.
А наш корабль плывет дальше и дальше и на пути мыс «Обмен опытом».
Звук рынды, звучит музыка «Звуки моря».
Обмен опытом (выступление учителей, мастер-классы).
Технология модульного обучения.
Технология проблемно-диалогического обучения.
Технология организации проектной деятельности.
Здоровьесберегающие технологии.
Технология «Дебаты».
Заключение
Наш корабль не стоит на месте, и мы входим в пролив «Решений».
Звук рынды, звучит музыка «Звуки моря».
Каковы же показатели владения педагогом современными технологиями на уроке?
учит детей определять границы своего знания, ставить проблему;
учит детей осуществлять контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с выработанными критериями;
организует учебное сотрудничество детей, совместно-распределенную деятельность при решении учебных задач, учит детей работе в группе;
создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета.
Каждому учителю хочется, чтобы ребенок занимался с увлечением, чтобы учение стало для него радостью маленьких открытий. Хочется видеть на своих уроках удивление, окрыленность, азарт, любопытство в глазах учеников.
Если каждый из нас в процессе своей деятельности будет применять различные образовательные технологии, выбранные с учетом учебных возможностей класса, сложности темы, заимствует приемы педагогической техники из практики своих коллег, то постепенно прейдет к своей системе работы, в которой будет чувствовать себя наиболее комфортно. Используйте такие формы и методы работы, которые приведут вас и ваших учеников к цели, к запланированному результату деятельности.
Поистине серьезное стремление к какой-либо цели – половина успеха в ее достижении. В.Гумбольд.
«Каждый педагог - творец технологий, даже если имеет дело с заимствованиями».
Проект решения педсовета:
1. На заседании МО необходимо:
проанализировать работу педагогов по использованию в учебно – воспитательном процессе современных образовательных технологий;
апробировать в своей работе современные образовательные технологии с целью совершенствования педагогической деятельности;
спланировать взаимопосещение уроков с целью изучения передового педагогического опыта по использованию педагогических технологий.
2. На школьном сайте продолжить размещение методических разработок учителей школы, практикующих использование различных педагогических технологий.
3.Сместить акценты в образовательной деятельности в сторону использования оптимальных способов самостоятельной деятельности школьников (проектирование, исследовательская, экспериментальная деятельность и др.) с целью формирования у них практических навыков самообразования. Усилить дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса.
Рефлексия
Наш круиз на «Школьном корабле» завершается. На нашем пути множество островов и вы можете причалить к любому из них. Выйдите и прикрепите свой кораблик к тому острову, который отражает ваше душевное состояние.
Метод «Острова».
На большом слайде карта с изображением эмоциональных «островов»: о. Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Ожидания, о. Просветления, о. Воодушевления, о. Удовольствия, о. Наслаждения, Бермудский треугольник и др. Учителя выходят к карте и крепят свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние после занятия.
Спасибо за работу. До новых встреч!