«Современные педагогические инновационные технологии как одно из необходимых условий успешной реализации ФГОС» (из опыта работы)


«Современные педагогические инновационные технологии как одно из необходимых условий успешной реализации ФГОС»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию технологию разноуровнего обучения на уроках биологии.
Все дети разные и надо дать возможность каждому развиваться с собственной скоростью» (Ян Амос Каменский «Великая дидактика).
Состав любого учебного класса неоднороден и однородности добиться невозможно. Учащиеся неоднородны по учебным возможностям, общим и специальным способностям, индивидуальным по психофизиопатическим особенностям, интересам и т.д.
Процентное соотношение уч-ся класса, отличающихся друг от друга по уровню обучаемости, в среднем, таково:
- 65%-дети со средней обучаемостью (т.н. норма);
- 15%-дети с высокой обучаемостью;
-20%- дети с низким уровнем обучаемости.
Этот факт является одним из важнейших психолого-педагогических предпосылок для использования разноуровневого обучения. Дело в том, что существуют противоречия:
-между общими целями и содержанием обучения и индивидуальными возможностями каждого учащегося;
- между фронтальным изложением учебного материала учителем и индивидуальными особенностями восприятия, памяти, интересов, определяющими индивидуальный характер освоения учебного материала конкретным школьником.
Разрешить эти противоречия можно, применяя разноуровневый подход в обучении.
Цель разноуровневого обучения: обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта, каждому ученику создавать условия для максимального развития его способностей в процессе освоения содержания образовательной программы.
Основные задачи:
Определение индивидуально-личностных особенностей учащихся конкретного класса, выделение типологических групп;
Подбор и разработка разноуровневого учебного материала, обеспечивающего развитие учебно-познавательных возможностей каждого обучающегося;
Определение требований и системы оценивания к разноуровневым заданиям;
Создание условий в процессе обучения для развития личности учащегося.
Под разноуровневым обучением понимается такая организация учебно-воспитательного процесса, при которой каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом на разном уровне не ниже базового в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности.
Задача № 1. Определение индивидуально-личностных особенностей учащихся конкретного класса, выделение типологических групп;
Решение данных задач необходимо начинать с определения уровня обученности школьников. Обученность – это объем и глубина знаний ученика по предмету; уровень владения предметными умениями и навыками. Это можно определить с помощью письменных проверочных работ, охватывающих все элементы биологических знаний и требующих применения знаний на разных уровнях самостоятельности. При этом возникает необходимость определения уровня знаний у разных групп учащихся в пределах одного класса. Т.е это означает, что учащиеся с разным уровнем усвоения знаний по – разному и воспроизводят их.
Возникает вопрос: сколько уровней овладения материалом и, соответственно, дифференциации заданий целесообразно выделять? Мне представляется более правильным мнение профессора В.В.Гузеева, который предложил и обосновал трехуровневую дифференциацию.
Важнейшим фактором оценки успехов учащихся становится не то, что усвоил ученик (это стандарт, обязательный для всех), а как он усвоил содержание изучаемого материала: на уровне воспроизведения фактов, на уровне их реконструирования или на вариативном уровне (на уровне мыслительных операций).
Для того, чтобы обучение было более успешным, необходимо соблюдать несколько фактов:
Первый факт, на который необходимо обращать особое внимание, это время, необходимое ученику для усвоения учебного материала. Если каждому ученику отводить время, соответствующее его личным способностям и возможностям, то можно обеспечить усвоение базисного ядра школьной программы.
Разный объем заданий с различным требованием к их выполнению;
Уровень преподавания - в среднем высокий, иначе уровень базовых знаний не будет достигнут, учащиеся способные сделать больше не будут двигаться дальше.
Различают три уровня обученности учащихся: (усвоения знаний)
Репродуктивный
Продуктивный
Творческий
Репродуктивный (базовый) уровень подразумевает проверку знаний учащихся на самом низком уровне, когда школьник в состоянии только дать определения простым терминам, перечислить или назвать процессы и явления, но не может провести анализ и дать объяснения;
Продуктивный уровень (причинно-следственных связей) подразумевает проверку знаний уже на более высоком уровне. Задания такого уровня направлены на способности учащихся анализировать и обобщать знания, уметь давать характеристику процессов и показывать взаимосвязи, причем объяснять цепь причинно-следственных связей.
Творческий (уровень логического мышления) – когда ученик способен не только назвать, проанализировать процессы и явления, но дать логическое объяснение, почему происходит данное явление, с какими иными процессами или явлениями это связано.
Задача №2: Подбор и разработка разноуровневого дидактического материала.
Обеспечение разноуровневого обучения предусматривает решение предметно-дидактических задач, то есть разработку учебного материала, его гибкое структурирование, обеспечивающее учебно-познавательные возможности обучающихся. Используя элементы разноуровневого обучения на различных этапах урока, необходимо добиваться более прочного усвоения учебного материала учащимися.
Один из способов дифференциации проверки УУД – сложность заданий.
Используя задания, соответствующие реальным учебным возможностям школьников, нужно вселять в них надежду в свои силы, даже самого слабого ученика, пробуждая тем самым у него желание учиться. Поэтому будет уместным и другая форма деятельности – дифференциация помощи учителя при выполнении одного и того же задания. Этот способ дифференциации означает, что слабые ученики получают более подробную информацию по сравнению с более сильными учениками.
Разноуровневые задания можно использовать на различных этапах урока, иногда целесообразно включать лишь отдельные его элементы. Если новый материал дается фронтально, уровневую дифференциацию можно использовать при закреплении нового материала, при даче и проверке домашнего задания, а также при написании проверочных работ.
Основными типами уроков по ФГОС являются: 1. Урок нового материала.2 урок формирования умений и навыков. 3.урок закрепления. 4.урока повторения.
Этапы уроков на уроках биологии.
Изучение нового материала:
Объяснительно-иллюстративный (сообщение информации разными средствами)
Эвристический- подготовка к самостоятельному восприятию новой информации
Творческое применение знаний, применение знаний на практике, в окружающем мире
Урок систематизации знаний:
Методика свободного выбора разноуровневых заданий.
Урок контроля усвоения пройденного материала:
Дифференциация обучения переходит в индивидуализацию обучения.
(карточки, практическая работа, самостоятельная работа, работа с учебником, работа в парах и т.д.)
Задача №3: определение требований и системы оценивания к разноуровневым заданиям.
1-ый уровень - репродуктивный (минимальный, базовый). Выполнение заданий этого уровня основано на памяти учащихся. Если учащиеся, ориентируясь в учебном материале по случайным признакам (узнавание, припоминание), выбирают задания репродуктивного характера, решают шаблонные, многократно рассмотренные ранее задачи, то за выполнение такого задания они получают отметку «3».
2-ой уровень – продуктивный (уровень причинно-следственных связей).
Выполнение заданий требует мыслительных операций, понимания и установления причинно-следственных связей между предметами и явлениями. Если учащиеся выполняют задания этого типа, то они получают отметку «4».
3-ий уровень - творческий. Почти в каждом классе есть ученики, которые, интересуясь предметом, знают больше остальных. Они могут находить свой способ решения тех или иных задач, причем даже таких, в которых кроме явной присутствует и скрытая связь; ориентируются на общие и межпредметные признаки, отличающие широкие классы объектов и явлений и при этом способны переносить знания в незнакомые, новые и нестандартные ситуации. Часто у этих детей развито абстрактное мышление. Выполнение заданий такого уровня оценивается отметкой «5».
Разноуровневое обучение предоставляет шанс каждому ребенку организовать свое обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности, прежде всего, учебные; уровневая дифференциация позволяет акцентировать внимание учителя на работе с различными категориями детей. Уровневая дифференциация осуществляется не за счет уменьшения объема изучаемой информации, а обеспечивается ориентацией школьников на различные требования к ее усвоению.