Дифференцированный подход к обучению математики
В педагогической психологии, дидактике, а также в школьной практике широко используются термины «индивидуальный подход», «индивидуализация обучения», «дифференцированное обучение», «дифференциация» и другие. Эти термины нередко употребляются как синонимы, но в то же время в содержании каждого из этих понятий имеются свои существенные признаки.
Для понятий педагогической науки, которые отражают особенно сложные явления, зачастую характерно то, что они используются в различных, порою весьма неопределенных значениях. К таким понятиям относится «дифференцированное обучения».
Дифференцированное обучение – это:1) форма организации учебного процесса, при котором учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств;
2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.
В основу дифференциации положена теория Л.С.Выготского о зоне ближайшего развития.
К наиболее существенным понятиям теории дифференцированного обучения, которыми мы будем оперировать в процессе исследования, относятся:
Дифференцированное обучение – это технология обучения в одном классе детей с разными способностями. Создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности . Дифференциация – организация учебного процесса с учетом доминирующих особенностей групп учащихся .
Организация уроков математики при дифференцированном подходе в обучении.
Я давно работаю с дифференцированным обучением. В 5 классе, когда идет период привыкания к учителю, не все дети раскрывают сразу свои способности, поэтому деление детей на «сильных» и «слабых» нецелесообразно. Но, чтобы не терялся интерес к предмету, на каждом уроке предлагалось решить интересную задачу(текст задачи записывала н доске заранее). В зависимости от сложности, задача оценивалась в 2-3 жетончика. 5 жетончиков-«5» в журнал. Детям это очень нравилось. Конечно, чаще всего решали таку задачу слабые ученики, но слабые тоже старались и слушали с интересом решение.
В 6 классе, узнав детей лучше, рассадила их по вариантам сложности:
1 вариант-базовый уровень
2вариант-выше базового уровня
Средним ученикам предложила сделать выбор самим. Порадовало,что большинство выбрало 2 вариант. Конечно, работать в таком классе трудно, нужно готовить к каждому уроку задания различной сложности. Контрольные и самостоятельные работы составляются по вариантам.
На уроке, после объяснения новой темы, отрабатываю обязательные задания со всеми учениками, затем большинство детей со 2 варианта приступают к самостоятельной работе, а дети, не усвоившие еще хорошо материал, работая со мной. Стараюсь каждого такого ученика вызвать к доске, отработать навыки. После этого даю небольшое самостоятельное задание слабой группе, а тем временем проверяю ответы у 2 варианта, отвечаю на вопросы, разъясняю сложные задания.
На следующем уроке, большее внимание уделяю 2 варианту, а в это время 1 вариант выполн яет задания самостоятельно, но с обязательной проверкой.
Такая организация уроков позволяет развивать сильного ученика и не терять слабого.
Дифференциация обучения и обеспечивающие этот процесс пед. технологии являются системой в образовательной теории и практики.
А для нас, учителей, важно, чтобы мы захотели учиться новому, внедрять это в процесс обучения и не бояться применять на практике современные пед. технологии в наш информационный век. Ещё раз хотелось бы вернуться к началу моего статьи, для достижения поставленных задач и целей является не назидательное, насильное обучение, а как сказал Василий Великий «Насильное обучение не может быть твердым, но то, что с радостью и весельем входит, крепко западает в души внимающих…».