Рабочая программа по изо в разновозрастной группе
Рабочая программа
по изобразительному искусству
Подготовила: воспитатель МКДОУ Новокурлакский детский сад ОВ
Подольская Елена Сергеевна.
2015 год
Пояснительная записка.
Настоящая программа описывает курс подготовки по изобразительной деятельности детей дошкольного возраста 2-7 лет (средняя, старшая, подготовительная группы) и разработана на основе программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
Программа реализуется в процессе организованной образовательной деятельности на занятии по рисованию воспитателем по изобразительному искусству.
Раннего и среднего возраста (2-4года) - 1 раз в неделю (10 минут);
Старшая и подготовительная группы (5-7 лет) – 1 раз в неделю
(20 минут).
Совместная и самостоятельная творческая деятельность детей организуется воспитателями во время занятий. Дошкольный возраст-фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармоничного развития ребёнка.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребёнка. В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребёнок развивает зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Развивается координация глаза и руки, владение кистью руки. Художественно - творческая деятельность отвлекает детей от грустных, печальных событий и обид, снимает нервное напряжение и страхи. Обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребёнка. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребёнку недостаточно привычных традиционных способов и средств, чтобы выразить свою фантазию.
Особенностью программы является углубленное решение задач обогащения представлений детей о цветовом разнообразии окружающего мира, развития цветового восприятия, воспитания художественно - эстетического вкуса, которые решаются посредством знакомства детей с основами цветоведения. Раннее развитие способности ребёнка к видению и восприятию цвета даёт возможность ему самовыражаться в творческих работах и развивает креативное мышление.
Программа составлена с учётом реализации интеграции образовательных областей:
«Музыка» Использование детских рисунков в оформлении зала к праздникам и занятиям; прослушивание музыки для создания настроения и лучшего понимания образа.
«Труд» Изготовление пригласительных билетов; моделирование театральных костюмов; создание декораций.
«Физическая культура» Оформление детьми спортивных праздников, развитие мелкой и крупной моторики.
«Чтение художественной литературы» Использование на занятиях художественного слова, рисование иллюстраций к потешкам, сказкам, стихотворениям; развитие монологической речи при описании собственных работ, работ своих товарищей; обогащение словаря художественными терминами.
«Познание» Расширение кругозора в процессе рассматривания картин, различных наблюдений, экскурсий; знакомство со строением и свойствами предметов, объектов.
«Социализация» Формирование гражданской принадлежности к мировому сообществу, патриотических чувств к родной стране, краю. Закрепление навыков творческой деятельности в коллективе, выработка норм поведения.
«Коммуникация» Развитие всех компонентов устной речи дошкольников в различных видах творческой деятельности. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.
Важной частью работы по изобразительной деятельности является привлечение в процесс родителей дошкольников. Задача развитие творчества дошкольников решается через проникновение в первый круг общения ребенка – его семью. Это может быть просвещение родителей через СМИ, публикация полезных советов на сайте детского сада, оформление буклетов.
Цели: обучение изобразительной деятельности, развитие творческих способностей детей, формирование духовно богатой, гармонично развитой личности.
Задачи:
1. Овладение техническими приемами работы с различными материалами.
2. Воспитание умения правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения конкретных предметов и явлений.
3. Привитие уважения к труду и аккуратности в работе.
4. Развитие умений изображения нескольких предметов, объединенных общим содержанием.
5. Развитие способности видеть и выделять качества предметов (форму, величину, цвет, положение в пространстве).
Ожидаемый результат.
К концу обучения дети достигают определенного уровня художественного развития: эмоционально воспринимают содержание произведения, запоминают и узнают знакомые картины, иллюстрации, замечают изобразительно - выразительные средства (цвет, ритм, форму, композицию), с помощью этих средств создают образ в рисунке, оценивают то, что получилось, отмечают выразительность формы, линий, силуэта, цветового сочетания.
У детей формируются творческие способности, необходимые для последующего обучения изобразительному искусству в школе.
Данная программа предназначена для обучения детей дошкольного возраста основам эстетической и художественной культуры.
Формы работы: беседы, занятия, фронтальные, индивидуальные, подгрупповые, комплексные, экскурсии, коллективные работы.
Итоги реализации данной программы подводятся в форме выставки детских работ.
Методическое обеспечение.
Нетрадиционные техники
Тычок жёсткой кистью;
Пальчиковая техника;
Акварель по влажной бумаге;
Свеча и гуашь;
Отпечатки листьев;
Оттиск.
Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя смелее, непосредственнее, развивает воображение, даёт полную свободу для самовыражения.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
по учебной дисциплине «Изобразительная деятельность».
(2 – 4 ГОДА)
Воспитанник должен Базовая программа Компонент ДОУ
(цветоведение) Национально-
Региональный
компонент
Знать Основные цвета цветового
круга (6 цветов).
Основные художественные
материалы (краски,
цветные карандаши, мелки).
Основные цвета
расширенного
цветового круга
(12 цветов).
Названия растений
на участке детского
сада (ель, рябина,
береза).
Некоторых
домашних, диких
животных и птиц.
Уметь Называть материалы,
которыми можно рисовать.
Называть цвета цветового круга.
Уметь изображать отдельные
предметы, простые композиции,
незамысловатые сюжеты.
Подбирать цвета,
соответствующие изображаемым
предметам.Правильно держать карандаш,
кисть, мелок. Набирать краску
на кисть, промывать кисть. Смешивать две
краски в палитре.
Выражать
Эмоциональное
отношение к
цвету. Выделять красоту
сезонных изменений
в природе.
Иметь
представление Об элементарных средствах
выразительности в разных
видах искусства (цвет, звук,форма, движение, жесты). О теплых и
холодных цветах. Об игрушках своих
родителей,бабушек,
дедушек.Овыставках,
организованных в
помещении детского
сада.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
по учебной дисциплине «Изобразительная деятельность».
(5 – 7 ЛЕТ.)
Воспитан
ник должен Базовая программа Компонент
ДОУ (цветоведение) Национально
-региональный
компонент
1 2 3 4
Знать Названия сложных геометрических форм:трапеция, многоугольники, прямоугольники.Знать цвета и оттенки окружающих предметов и объектов природы.Различные виды искусства (книжная графика,живопись, народное декоративно-прикладное искусство).
Дымковские и филимоновские игрушки и элементы их росписи. Название цветов расширенного цветового круга.
Название оттенков темного и светлого спектра.
Правила работы с черной краской. Традиции и обычаи русского народа.Названия травянистых растений
растущих на
территории дет
ского сада.
Названия
зимующих птиц.
Уметь Создавать изображение предметов по воображению и с натуры, передавать их образы различных по форме, величине, пропорциям частей и их расположения по
отношению друг к другу.Создавать вертикальные или горизонтальные сюжетные композиции на тему окружающей
жизни и литературных произведений, передавать простые движения (сидит, бежит, лежит,
наклонилось).Рисовать коллективные произведения.Анализировать (сравнивать, обобщать, уподоблять) свои работы, работы своих товарищей
и произведения художников.
Пользоваться художественными материалами и комбинировать их. Видеть цветовое разнообразие сезонных изменений в природе.
Смешивать три краски в палитре для получения сложных оттенков цвета.
Смешивать краски основного спектра с черной краской.
Подбирать цвета
к тем или иным
видам декоратив
ного искусства.
Передавать цветом сезонные особенности
природы.
Иметь представление О жанрах искусства, натюрморт, пейзаж, портрет.
О городецкой и хохломской росписи, сюжетах, цвете, элементах.
О наброске, этапах и материалах его выполнения.
О художественном материале профессионального художника. Об особенностях изобразительных художественных
материалов. О гармоничном сочетание цвета.
О народных промыслах Гжельских и Полхов-Майдановских мастеров.
О цветовом строе и элементах композиции.
Календарно – тематическое планирование
Учебного материала на 2014 – 2015 уч.год.
Количество занятий – 1 раз в неделю,23 часа.
Тема Название Содержание и
задачи Форма
проведения Дата Материалы
1.
«Моя ладошка»
Знакомство с особенностями работы карандашом, кистью, красками. Практика.
17.12.
Гуашь, карандаши,
бумага.
2.
«Ветка ели».
Знакомство с приемами кистевого письма – раздельным мазком. Игровая форма.
24.12.
Гуашь,
ватная палочка.
3.
«Дерево зимой» Беседа об особенностях нанесения на сухую и сырую бумагу. Практика.
31.12.
Фломастеры.
4. «Цветик– семицветик». Беседа о цветовой палитре и основных цветах. Практическое фронтальное занятие 14.01. Гуашь.
5. «Снеговик - почтовик».
Беседа о зимних забавах.
Подгрупповое практическое занятие с использованием пальчиковой техники. 21.01. Гуашь.
6. «Гжель».
(акварель, гуашь).
Беседа о народном промысле «Гжель», знакомство с элементами росписи и композиции «Гжельские узоры» Практические занятия. 28.01. фломастеры
7.
«Пропорции предметов в узоре»
Беседа об узоре, как способе украшения, предметов и поверхностей.
Практические занятия по расположению узора на полосе и в квадрате. 4.02.
Цветная бумага,клей.
8. «Графическое изображение».
Беседа о новых способах организации линии, осваиваются практические приемы – «замкнутый контур», «штрих», «спираль» (карандаш). Практика.
11.02. Карандаши.
9. «Открытка папе». Знакомство с праздником 23 февраля.Работа шаблонами и трафаретами. Бумажные оттиски. Игровая форма. 18.02. Гуашь,
трафареты,
шаблоны.
10. «Аквариум».
Беседа о морских обитателях. Подгрупповое занятие с использованием различных кистевых приемов. Игровая форма. 25.02. Гуашь,
фломастеры.
11.
«Цветы маме».
Беседа о празднике 8 марта, работа по замыслу,
Пальчиковое рисование. Практика.
4.03.
Гуашь.
12.
«Дымковская игрушка, узор в полосе» (декоративное рисование). Беседа о дымковских игрушках, их отличительных особенностях.
Выставка.
11.03. Шаблоны,
Гуашь.
13. «Фрукты».
Беседа о отличительной форме фруктов, цвете. Практика. 18.03. Трафареты,
гуашь.
14.
«Ветка рябины». 25.03.
15.
«Весна пришла».
1.04.
16. «Самолёт в
облаках ». Беседа о небесных телах,планетах. Коллективная работа. 8.04. Ватман,гуашь.
17.
«Пасхальные яйца».
15.04.
18.
«Чудесное превращение клякс».
22.04.
19.
«Радуга».
29.04.
20.
«Загадочный круг».
6.05.
21. «Бабочки». 13.05. 22.
«Звонкий мяч». 20.05.
23. «Сказочные птицы». 27.05. Список литературы.
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, В.В.Гербовой. Москва. Мозаика-Синтез 2011 г.
Т.С.Комарова. Изобразительная деятельность в детском саду. / Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. Издательство Мозаика-Синтез. Москва 2006г.
Т.С.Комарова. Занятия по изобразительной деятельности. Конспекты занятий (младшая – подготовительная группа).
С.Д.Сажина. Составление рабочих учебных программ для ДОУ. Методические рекомендации. / Творческий Центр «Сфера», Москва 2009г
А.К.Беневольская. Культура цвета у ребенка // Детский сад со всех сторон. 2000 №6.
Г.Григорьева. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. Москва 2000г.
Коллективное творчество дошкольников / Под редакцией А.А.Грибовской. Москва 1985г.
Л.В.Куцакова. Конструирование и художественный труд в детском саду. / Творческий центр «Сфера». Москва 2007г.
А.Н. Малышева, Н.В.Ермолаева. Аппликация в детском саду. /Ярославль: Академия развития, 2008г.
И.А.Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. / Москва: «Карапуз – дидактика» 2007 г.
С.Д.Сажина. Технология интегрированного занятия в ДОУ / Методическое пособие, Творческий Центр «Сфера», Москва 2008г.
О.С.Ушакова, Н.В.Гавриш. Знакомство с литературой детей 5-7 лет. Методические рекомендации. / Творческий Центр «Сфера», Москва 2009г.
Азбука русской живописи. Под редакцией Л.Жукова. / Издательство «Белый город» 2008г.
Е.А.Мартынава, И.М.Сучкова. Художественно-творческая деятельность. Развернутое тематическое планирование. / Издательство «Учитель» 2009 г.
О.А.Белобрыкина. Маленькие волшебники, или на пути к творчеству: Методические рекомендации для родителей , воспитателей ДОУ. Новосибирск 1993 г.
Е.А.Румянцева. Пластилиновые фантазии. / Москва Айрис-пресс. 2007г.
И.А.Агапова, М.А.Давыдова. Лучшие поделки из бумаги и картона своими руками. / РИПОЛ КЛАССИК XXI век Москва. 2007 г.
В.В. Брофман Архитектурная школа имени папы Карло. /«ЛИНКА-Пресс», 2001 г.
Г.И.Долженко. 100 поделок из бумаги. / «Академия развития» 1999 г.
Н.И.Сергиевская. Левитан. / «ОЛМА Медиа Групп» 2009 г.
Л.А.Ефремова. Васнецов. / «ОЛМА Медиа Групп» 2009 г.
Е.Н.Евстратова. Репин. / «ОЛМА Медиа Групп» 2009 г.
Пал Корчмарош. Карандаш – волшебник. / г.Новосибирск «Галатея».