Обобщение педагогического опыта по теме «Современные подходы в преподавании иностранного языка в начальной школе»
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ТЕМЕ
«СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Свой опыт работы «Современные подходы в преподавании иностранного языка в начальной школе» хочу начать словами из песни Андрея Макаревича:
Давайте делать паузы в пути,
Смотреть вокруг внимательно и строго,
Чтобы случайно дважды не пройти
Одной и той неверною дорогой.
Давайте делать паузы в пути…
Любой обмен опытом – это, по моему мнению, те паузы, когда переосмысливаются достижения и проблемы. Как известно, удача и ошибка одного будит мысль другого – это я считаю главным в сегодняшнем мероприятии.
Преподавание есть искусство, а не ремесло – в этом самый корень учительского дела. Перепробовав десять методов и выбрать свой, пересмотреть десять учебников и не придерживаться ни одного неукоснительно – вот единственно возможный путь живого преподавания.
Современный учитель - это человек, способный к саморазвитию, самосовершенствованию, осознающий необходимость в изучении и внедрении новых технологий, инновационных подходов в преподавании.
Согласно требованиям ФГОС одной из ключевых целей подготовки конкурентоспособного выпускника является развитие у него иноязычной компетентности. Учитывая данное требование и условия реальности, современные школы уделяют особое внимание иноязычной подготовке.
Федеральный Государственный Стандарт четко формулирует эту задачу:
«… современный выпускник должен свободно говорить на иностранном языке…»
Реализовать эту задачу нужно нам, учителям.
Для чего мы учим детей? Раньше ответ был бы приблизительно такой: для того, чтобы они умели читать, переводить, понимать иноязычную речь и говорить и т.д. Но с позиции ФГОС это понимается по-другому. Теперь – для того, чтобы они стали успешными в жизни.
Есть много нового и интересного в методике преподавания иностранных языков в школе. Учителя иностранных языков — новаторы во многих аспектах методики. То, что сейчас предусматривается в новых ФГОС, что считается инновационным, давно и успешно применяется учителями иностранных языков. Это проектная деятельность, проблемное обучение, личностно - ориентированный подход, работа в парах и мини-группах, тестовые технологии и многое другое. Лично для меня главными принципами методики преподавания языка являются «заинтересованность и доступность» при обучении. Они в свою очередь «тянут» за собой повышение мотивации школьников к изучению предмета.
В начальной школе я работаю с 2004 года. В 2005-2006 учебном году наша школа перешла на программу “Millie”-начальный курс к УМК «Английский язык нового тысячелетия».
После долгих лет работы по УМК Т.Б. Клементьевой (по которому я училась сама в свое время и с этим же учебником проходила педагогическую практику в школах г. Архангельска) курс «Милли» показался нам очень непривычным и странным. Авторы УМК предприняли попытку сочетать традиционные методы и новейшие разработки в области преподавания иностранных языков младшим школьникам.
На сегодняшний день мы работаем по данному УМК уже 10 лет и сейчас можем сформулировать все его плюсы и минусы. Но об этом более подробно вам расскажет моя коллега.
Как я уже сказала, для меня главными принципами методики преподавания языка являются «заинтересованность и доступность».
Профессия учителя в некотором смысле схожа с профессией актёра. Посудите сами: смолкает оркестр, затихает зал, поднимается занавес – мой выход. В свете рампы я одна перед публикой, и теперь в моей власти её удивить, заинтриговать и… научить! Актёр перед своим выходом как бы настраивается, вживается в неё и появляется на сцене в образе совершенно другого человека.
Готовность к уроку для меня, как учителя, означает, что:
- план урока составлен;
- я настроилась на занятие и целиком сосредоточена на положительных эмоциях, связанных с уроком.
Постановка цели урока — начальный этап проектирования урока. От умения формулировать цель зависит как успех отдельного занятия, так и весь процесс обучения иностранному языку в целом. «Зацепить» надо с самого начала — удивить, привлечь внимание и удерживать его до конца урока.
Так, например, начиная тему «Школьные принадлежности» во 2 классе, я приношу портфель и показываю его ученикам. Называю его по-английски. Внимание детей приковано к портфелю. Далее я открываю его и достаю по очереди: тетрадь, учебник, пенал и т.д., озвучивая предметы также на английском языке. Вдруг я, глядя в портфель, очень удивляюсь, выдерживаю паузу «Что это? Откуда это здесь? Зачем?». Дети с нетерпением ждут, что же там такое, что могло удивить учителя. Тогда я достаю игрушки – кота и мышь…Дети начинают смеяться. Затем мы начинаем обсуждать, для чего нужны эти предметы. Учащиеся понимают и ставят сами цель научиться называть школьные принадлежности по-английски. А кот и мышь - это главные герои темы, которые им в этом помогут.
В 4 классе, урок на тему «Пасха» я начинаю с того, что раздаю детям чистые листы А4. Прошу положить ладошку и обвести ее карандашом. Дети вырезают по контуру ладошку, обсуждая и предлагая друг другу свои идеи, для чего мы это делаем. Далее под моим руководством на английском языке они выполняют все необходимые действия и в результате у них получается поделка «Рождественский кролик». Опять же мы обсуждаем, зачем мы его сделали, что это за персонаж, и дети сами определяют тему и цель урока.
Эффект неожиданности всегда работает безотказно. Сколько положительных эмоций, радости испытывают дети в начале урока, и с каким неподдельным желанием хотят получать знания!
Еще несколько лет назад, организуя учебный процесс, я, прежде всего, была озабочена содержанием своей собственной деятельности. Анализируя свои старые планы занятий, я пришла к выводу, что в них четко и подробно была прописана только деятельность педагога. Как в плане, так и на самом занятии я становилась центральным действующим лицом, показывала или рассказывала, спрашивала. Получается, на моих уроках учащийся оказался пассивным слушателем, которому иногда предоставлялась возможность вербализовать свои знания.
Сегодня же для меня является на уроке самым главным то, чтобы излагали, показывали, рассказывали и спрашивали больше сами дети, чтобы мне больше приходилось слушать..., чтобы дети все время были активными. Участвуя в дискуссиях, обсуждая различные проблемы, проигрывая ситуации, ребята усваивают от 70% до 90% информации. Подтверждение этой мысли отразил Эдгар Дейл, профессор Государственного университета штата Огайо, который изучал и анализировал способность обучаемых воспроизводить полученную информацию. Результаты исследования были оформлены в виде «Dale’sconeofexperience» (известном как конусе Дейла).
Пирамида запоминания показывает, что, чем больше степень участия обучаемых в процессе познания, тем больше информации усваивается ими.
Такому эффективному процессу познания способствует применение интерактивных методов.
В переводе с английского интерактивный («inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Итак, интерактивные методы – методы, позволяющие учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. В такой ситуации педагог выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы.
Такая роль учителя мне гораздо ближе, а моим учащимся предоставляет больше свободы в выражении своего мнения. Мои ученики не чувствуют интеллектуального или психологического давления в процессе обучения. Для нас класс становится местом совместного интеллектуального труда и взаимообогащающего общения.
В соответствии с этим в своей работе я использую следующие интерактивные методы обучения:
1) творческие задания;
2) работа в малых группах;
3) обучающие игры;
4) проектный метод.
Я использую метод проектов во всех классах, начиная со 2-го. В основном это мини-проекты, рассчитанные на один или несколько уроков. Например, «Мобильный телефон», «Рождественский чулок», «Моя любимая игрушка» во 2 классе, «Фильм о моей семье», «Поздравительная открытка». «Самодельный робот», «Мое любимое животное» в 3 классе, «Электронное письмо», «Динозаврия» в 4 классе.
Во 2 классе при изучении темы «Цвета» дети готовят 2 проекта: «Моя бабочка» и «Волшебный зонт». Учащиеся изготавливают бабочку, раскрашивают ее и рассказывают по-английски, какого она цвета. Очень нравится детям проект «Волшебный зонт», когда при быстром вращении зонт меняет первоначальный цвет.
Таким образом, метод проектов стимулирует интересы детей, развивает их желания учиться, затрагивает личность ребенка в целом и вовлекает в учебный процесс все его чувства, эмоции и ощущения. Метод позволяет учитывать потребности ребенка и активизировать их деятельность за счет использования игры как способа обучения, делает ребенка действующим лицом в учебном процессе. При этом ученик осознает, что изучение нового материала связано с его личностью и интересами. Проект учит учащихся работать над языком самостоятельно, стимулирует их самостоятельность и творчество.
Интерактивные методы обучения особенно эффективны на начальной ступени обучения грамматическим аспектам английского языка. Как сделать так, чтобы все непонятное для младших школьников нашло свое объяснение, чтобы это уложилось в их головках, да еще было интересно и увлекательно? На помощь приходит сказка.
Так, например, в 3 классе при изучении времени Present Continuous я делю весь материал на несколько этапов. На 1 этапе мы знакомимся с личными местоимениями рассказываю стишки - договорки про личные местоимения.
Далее рассказываю рифмованную сказку про глагол to be…. Таким образом, на начальном этапе введения грамматической структуры у нас с детьми формируется своеобразный код. Теперь мы называем местоимения друзьями братцев am,is, are. И после этого, в разы упрощается отработка навыка спряжения глагола to be. Дриллинг становится живым и увлекательным приключением. Интересно наблюдать за детьми, когда при выполнении задания они поправляют друг друга, порой очень эмоционально, приводя примеры из своей жизни. «Ты что, братец am только с местоимением I дружит, как и ты тоже, у тебя только Васька друг» - однажды сказал один мой ученик своему напарнику. С тех пор подобных ошибок напарник больше не допускает.
После того, как у нас отработаны личные местоимения и спряжение глагола, мы приступаем к знакомству с временем Present Continuous.
В учебнике это раздел 2,урок 1.Представлена ситуация, в которой Стив и Венди (главные герои УМК), разговаривают по телефону. В это время Стив моет собаку Спайка, а Венди играет в компьютерную игру. Вся ситуация очень жизненная и дети легко улавливают значение времени.
Гораздо сложнее дело обстоит со структурой предложения. В этом случае я им в начале урока выдаю состав поезда (вагоны собраны в скрепку), и прошу построить русское предложение из слов, написанных на вагонах. Опять же они анализируют, приходят к выводу, что если поменять местами вагончики, смысл предложения не изменится и грамматически предложение будет верно в любом случае.
Далее я выдаю другой состав, на первый взгляд идентичный первому, тоже собранный в скрепки, и прошу выполнить подобную процедуру, но только используя английские слова. Дети с воодушевлением приступают к работе и сталкиваются со следующей проблемой. Сняв скрепку, они понимают, что вагоны соединены меж собой. Минута недоумения, после этого они предлагают свои способы решения проблемы. При этом, оговаривается, что разъединять вагоны нельзя, то есть отрывать друг от друга, в практике подобные попытки были. Спустя некоторое время, кто-нибудь из учащихся сообщает, что ничего нельзя сделать с этим поездом. Тогда они сами приходят к выводу, что у каждого слова в английском языке свое место, о чем мы должны всегда помнить. Далее дети сопоставляют два поезда, соотносят английское слово и русское, и самостоятельно, что самое главное осознанно, подходят к пониманию новой видовременной формы. Для закрепления я выдаю ученикам еще набор слов, из которых они уже с легкостью могут составить несколько предложений во времени Present Continuous. Эта трудоемкая, на первый взгляд, и затратная по времени работа с лихвой окупается при дальнейшем изучении раздела, так как использование структуры в продуктивной речи становится не имитативным, а сознательным, и соответственно более прочным. К чему я и стремлюсь в свой работе с младшими школьниками.Еще один пример формирования грамматического навыка. На уроке во 2 классе дети впервые знакомятся со множественным числом имен существительных. В учебнике это грамматическое явление представлено опосредованно через песенку-считалочку “Ten little pencils”. Ученики видят, что появилась буква –s в конце знакомого слова pencil, и делают вывод, что если мы говорим о предметах больше двух, то мы должны добавить эту букву в конце слова. Я заметила, что слабые дети плохо усваивают, казалось бы, простейшее правило. В ответах они постоянно допускают ошибки, приходится исправлять. Тогда я стала искать способ решения и этой проблемы.
Сейчас я объясняю это так. Рассказываю детям сказку… После этого мы примеряем на себя роли главных персонажей сказки. Отрабатываем на уже изученных словах по теме «Школьные принадлежности». Например, сегодня отправляемся в волшебную страну простых карандашей. и вместо одинокого кота, эту роль выполняет карандаш. Ученик со словом «pencil» стоит у доски, роль кубика-артикля, комарика-s, феи –исполняют другие ученики. Сначала мы рассказываем полностью сказку, а затем, чтобы довести до автоматизма навык, я просто говорю : «Один карандаш».Подбегает артикль, встает рядом-«Много карандашей» Артикль убегает в сторону. Подбегает окончание –s, и так несколько раз. Детям очень нравится эта игра. Они меняются ролями. Далее при отработке навыка на письме, ребята уже четко и ярко представляют себе, что во множественном числе артикль не нужен, а необходимо добавить окончание.
Информационные технологии.
Стремясь к улучшению процесса обучения иностранным языкам, провожу занятия с применением ПК. Занятия с использованием компьютерных технологий пользуются большой популярностью у младших школьников. Разнообразные мультимедийные игры способствуют расширению словарного запаса, знакомят с грамматикой английского языка, учат понимать речь на слух, правильно писать. Компьютерные программы сочетают в себе цветную графику, видеофильмы, музыку. На каждом уроке использую электронное приложение к УМК «Милли» во всех классах. Кроме этого, учащиеся 2, 3, и частично 4 класса закупили эти электронные приложения, и успешно занимаются дома.
На факультативных занятиях учащиеся после отработки грамматической структуры работают с электронным приложением к учебному пособию «Round up. Starter» Фрагментарное использование этих программ позволяет повысить мотивацию и интерес учащихся к предмету. Дети с удовольствием работают за компьютером.
Инновационные формы обучения способствуют организации и активизации учебной деятельности школьников, повышают результативность обучения, создают благоприятный микроклимат на уроках английского языка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Используя весьма доступный «Методический инструментарий учителя» я почувствовала, что дети стали лучше говорить, легче реагируют на вопросы учителя, вступают в диалог; умеют рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение; умеют работать в паре; показывают навыки самоорганизации в группе; большая часть детей, адекватно оценивает свою деятельность на уроке.
Учитель – ключевая фигура современной школы, от его профессионализма зависит качество образования, поэтому современный педагог должен быть креативным: владеющим современными образовательными технологиями; быть открытым новшествам, мотивированным на работу с учащимися, способным к личностному и профессиональному развитию.
«Мы живем в изменяющемся мире, и если превратить стандарт в якорь, который в свое время упал с корабля в одной точке, то он превратится в тормоз»
Александр Григорьевич Асмолов,
Академик Российской академии образования
Нет предела для мысли, желания и энтузиазма. Дерзайте, уважаемые коллеги, у Вас все получится.
Спасибо за внимание!