Проблемное обучение как способ мотивации учебной деятельности обучающихся на уроках истории.
Проблемное обучение как способ мотивации
учебной деятельности обучающихся на уроках истории.
Воронина С.Д., учитель истории учебно-консультационного пункта
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 23»
г. Вологда
Мотивация (от лат «двигать») - общее название для процессов, методов, средств побуждения к активной познавательной деятельности. Мотивами любой деятельности человека являются потребности, убеждения, социальные установки, интерес. Одна из главных задач обучения истории - вызвать интерес к изучению прошлого, т.е. активизировать познавательную деятельность обучающихся.
Опыт работы в технологии проблемного обучения позволяет сделать вывод о том, что она является наиболее эффективной в плане формирования и развития интереса к предмету, способствует организации деятельности обучающихся на протяжении всего урока. Учитывая специфику исторического материала, тему каждого урока можно сформулировать в виде проблемного вопроса, который вызывает у обучающихся живой интерес к новому материалу. Например: «Иван IV - тиран или реформатор?», « Распад или развал СССР?», «Столица Москва или Тверь?», « Перестройка - это период созидания или разрушения?», « Годуновы? Шуйские? Романовы!», « Триумф и трагедия победителей (1945-1953)?», « Петр I - «чудо» или «чудовище?», «Откуда есть, пошла русская земля?», « Власть Советов или Учредительного собрания?», «Внук Петра I и принцесса Фике: кому царствовать на Руси?», « Был ли победитель в Бородинской битве?», «Почему «тишайший правитель» «бунташного века?», «Николай II «кровавый» или «святой мученик?».
Чтобы учащиеся самостоятельно определили цели и задачи своей учебной деятельности организуется этап целеполагания, который выполняет роль своеобразного компаса в построении урока. Учитель определяет значение изучаемой темы, ее актуальность, значимость в курсе истории и создает проблемную ситуацию, опираясь на технологию проблемного диалога. Для этого подходят два типа диалогов: подводящий диалог (цепочка вопросов с логически формулируемыми ответами), и побуждающий диалог (вопросы с многовариантными ответами). Эффективными в плане мотивации познавательной деятельности являются проблемные задания, основой которых так же служат различные типы проблемных ситуаций:
ситуация выбора предлагает ученикам из нескольких представленных вариантов ответа выбрать и обосновать один, на их взгляд, наиболее убедительный. (Ряд историков оценивают деятельность Николая I консервативной, а другие - реакционной? Выбрать и обосновать одну из точек зрения);ситуация предположения основана на возможности выдвинуть собственную версию о причинах, характере, последствиях исторических событий. (Известно, что отец Владимира Мономаха знал 5 иностранных языков. Предположите, какие это могли быть языки?);ситуация конфликта создается, когда новые факты и выводы вступают в противоречие с устоявшимися в науке теориями и представлениями. (Почему советское руководство отрицало факт существования секретного дополнительного протокола к договору о ненападении с Германией 1939 г.?);
ситуация неожиданности создается при ознакомлении обучающихся с фактами, идеями, вызывающими удивление, кажущимися парадоксальными, поражающими своей неожиданностью. (Почему с провозглашением «нового политического мышления» СССР потерял союзников?);
ситуация неопределенности возникает в случаях, когда проблемное задание содержит недостаточное количество данных для его решения. Расчет делается на сообразительность, смекалку и интуицию учащихся.
Постоянно обращаясь к проблеме формирования устойчивой познавательной мотивации учащихся, при подготовке к урокам можно использовать алгоритм, в котором заложены цели по формированию мотивов познавательной деятельности обучающихся.
Алгоритм подготовки к уроку Мотивы деятельности1.Продумывание, какой новый материал будет
изучен на уроке (отбор обязательного минимумапонятий, дат, имен, названий, закономерностей
по содержанию урока, определение цели) Привлечь внимание обучающихся к
теме урока, задаче, учебному материалу, возбудить у них познавательный интерес.
2.Выбор проблемной ситуации с выходом напроблему урока (составить два типа диалогов:с затруднением, чтобы ученики осознали трудность
и вышли на проблему, или с удивлением, где
диалог строится на противоречии точек зрения)
Поставить обучающихся перед позна-
вательным затрудненим, преодоление
которого активизировало бы мысли-
тельную деятельность.
3.Подготовка промежуточных этапов урока:
версии решения проблемы, актуализация знаний
для выяснения, что известно по этой проблеме,
планирование того, что важно узнать.
Вскрыть перед учащимися противоре-
чие между возникающей у них позна-
вательной потребностью и невозмож-
ностью ее удовлетворения посредством
наличного запаса знаний, умений,
навыков.
4.Продумывание поиска решения проблемы:
формулировка своего решения проблемы,
выбор источников информации, продумывание
подводящего диалога для решения проблемы.
Помочь учащимся определить основ-
ную проблему и наметить план пои-
ска путей выхода из возникшего затру-
днения, побуждать учащихся к актив-
ной познавательной деятельности.
5.Подготовка системы действий, обеспечивающих
парно-групповую работу на этапе применения
нового знания: подбор задания по решаемой проб-
леме с разными формулировками, продумывание
как будет разбит класс (на малые группы или на группы-ряды), как будет осуществлено общее обсуждение полученного решения проблемного
задания. Учить искать направление поиска
наиболее рациональных путей
выхода из ситуации затруднения,
формировать мотив ориентации на де-
ятельность.
Важным в решении вечной проблемы педагогики по формированию интереса к учебной деятельности является придумывание «изюминки» для каждого урока, что чаще всего тесно связано с проблемными заданиями. Это может быть что-то необычное, например, по ходу урока формулировать вопросы учителю по содержанию темы, а в конце урока задать их и обсудить с классом. Возникновение вопросов является существенным признаком появления познавательного интереса.
Можно удивить учащихся интересной иллюстрацией, например, показать портрет Е. И. Пугачева, нарисованный на портрете Екатерины II, и дать задание обучающимся объяснить замысел художника.
При изучении темы, связанной со сталинскими репрессиями в 30-е годы, в начале урока спросим, у кого в семье были репрессированные. Чаще всего почти все поднимают руки, и возникает вопрос: «Почему репрессии носили массовый характер?» Удивить можно интересной цитатой, служащей эпиграфом к уроку, высказыванием собственного отношения к теме урока, и предложить составить свое мнение о происходящем.
Принцип проблемности обучения можно реализовать и в форме учебной игры. Использование игры всегда побуждает учеников к активной деятельности. Игра «Обмен знаниями» предполагает групповую работу по разрешению различных проблем, которые ставит учитель по теме урока. Каждая группа самостоятельно изучает свой вопрос и готовит выступление перед классом. А в итоге происходит обмен знаниями. Во время выступления ученики заполняют таблицы, используя рабочий лист. При обсуждении дискуссионных проблем, в которых нужно представить свое мнение в краткой форме, можно использовать элемент игры под названием «ПОПС-формула»:
П-позиция (точка зрения),
О-обоснование (аргументы),
П-пример (факты, доказывающие вывод),
С-следствие (вывод, призыв к принятию точки зрения).
Таким образом, правило А.В.Суворова «Удивить-победить» всегда работает, каждый урок истории имеет возможность удивить учащихся.
Практика показывает, чтобы сформировать устойчивую мотивацию к обучению, необходимо соблюдать следующие правила:
задания должны быть посильными, соответствовать возрасту, учебным способностям, знаниям и умениям обучающихcя;
деятельность должна предоставлять возможность для выбора;
максимальная самостоятельность обучающихся;
практическая значимость и польза знаний;
системность в применении проблемного метода.
Таким образом, такой тип обучения, как проблемное, повышает познавательную мотивацию, формирует следующие внутренние мотивы учебной деятельности обучающихся:
-личностное, активное отношение к обучению;
-ответственность за результаты своей деятельности;
-стремление к познанию нового, неизвестного;
-мотив самообразования, собственное развитие в процессе обучения.