Публичное представление собственного инновационного опыта: «Проблемное обучение как способ развития мыслительной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«ИНСАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
431430, г. Инсар, ул. Советская, 55 тел./ фак.(834-49) 2-10-05, 2-10-18
school 2@ moris.ru
Инсарский муниципальный район РМ
Публичное представление собственного инновационного опыта:
«Проблемное обучение как способ развития мыслительной деятельности учащихся на уроках
истории и обществознания»
учителя истории
Лисенковой Евгении Владимировны
г. Инсар
2014 год
«Хочешь наукой воспитать ученика -
люби свою науку и знай её,
и ученики полюбят науку,
и ты воспитаешь их»
Л.Н. Толстой.
С детства мне нравилась профессия моих родителей, а работали они учителями. Сидя за партой в школе, я пыталась представить себя также в роли учителя. Моя мечта сбылась, окончив школу с серебряной медалью, в 2005 году поступила в Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева. Закончив в 2010 году институт с красным дипломом, я получила специальность учитель истории и учитель права.
В 2011 году я стала работать учителем истории и обществознания. Моя педагогическая деятельность началась в момент модернизации образования, которая продиктована переоценкой жизненных ценностей и предполагает поворот к личностно- ориентированному, деятельностному содержанию образования, основанному на формировании универсальных способов освоения мира. Современная жизнь требует от человека не столько приобретения знаний и умений в одной профессиональной сфере, сколько способности к профессиональной мобильности, способности переучиваться и сменить профессию, если это необходимо для того, чтобы быть успешным в жизни и добиться благополучия.
Исходя из всего вышесказанного, предо мной, как учителем современной школы ставится задача не только передавать учащимся знания, но и обучить их способам действия, обогатить опытом работы в различных ситуациях.
Изменения в образовании, заставили меня, как учителя, применить современные подходы в обучении истории, формы и методы. Вследствие этого мною реализуется педагогическая проблема, над которой я работаю в течение трёх лет - «Проблемное обучение как способ развития мыслительной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания».
Проблемное обучение - это система развития учащихся в процессе обучения, в основу, которой положено использование учебных проблем в преподавании и привлечение школьников к активному участию в решении этих проблем. От ученика требуется проявление самостоятельности и оригинальности. Не репродуктивное восприятие прошлого и настоящего, а выработка личной гражданской позиции через собственное открытие факта, события, его переосмысление возможны только при использовании метода проблемного обучения, который обеспечивает высокую мотивацию учащихся.
Педагогическая проблема:
«Проблемное обучение как способ развития мыслительной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания».
Условия возникновения, становления опыта
Возникновение и становление опыта проходило в МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №2». Школа способствует социализации и адаптации обучающихся, предоставляет возможность для выбора индивидуальной образовательной траектории, осознанного профессионального самоопределения. В данном учреждении реализуется личностно - ориентированный подход к решению задач, индивидуализации образования и воспитания.
На сегодня в современном мире нужны люди, способные решать проблемы, находить неординарные, творческие решения возникших противоречий.
Отсюда возникает потребность найти способы и пути решения проблем поставленных временем. Поэтому становление и реализация данного опыта осуществлялась в единой системе уроков и внеклассной работы среднего и старшего школьного возраста, где путь к знаниям лежит через собственный творческий потенциал и познавательную активность.
Урок истории – это партнерство учителя и ученика, при котором голос каждого должен быть услышан и каждая точка зрения выступает как равноправная. Вовлекая своих учеников в творческий процесс постановки и решения самых сложных проблем, открываю перспективу для будущего самостоятельного осмысления. Только на этой базе возможно изучение истории в школе, сотрудничество учителя и ученика. Таким образом, уроки с применением технологии проблемного обучения способствуют развитию устной речи, активизируют мыслительную деятельность, прививают интерес к предмету, формируют культуру полемики, умение выслушивать оппонента, терпимость к иной точке зрения.
1. Актуальность опыта
На сегодняшний день, проблемное обучение становится особенно актуально, поскольку новый ФГОС основного и среднего образования по большинству предметов ориентирован на практическое обучение, а проблемное обучение в этом смысле – одна из самых удобных педагогических технологий, так как заставляет учащихся самостоятельно проявлять свою интеллектуальную активность для получения новых знаний и освоения компетенций, а так же позволяет им самостоятельно изучать поставленный вопрос, а не «поглощать» готовые знания. Происходит развитие коммуникативных навыков, что является одной из главных целей предметов гуманитарного цикла.
Выпускнику, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть эффективным, конкурентоспособным работником. Он должен быть творческим, самостоятельным, ответственным коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию, находить выходы из самых различных ситуаций. Такие способности можно развить с помощью проблемного обучения.
И еще одна важная сторона проблемного обучения, которая особенно актуальна в настоящее время: ученик не только должен более активно усваивать знания, но и осмысливать сам процесс учения, овладевать способами и приемами учения.
Перспективность опыта
В наш век динамичных изменений главным становится формирование умения учиться самостоятельно. Сделать это при сохранении традиционных методов обучения, когда ученик выступал в роли послушного «винтика» невозможно. Современных учеников трудно сегодня удивить. Объем информации увеличивается, усвоить ее всю невозможно, к тому же она устаревает. Мы это должны осознать, понять и признать творческую природу личности каждого ученика, наличие в ней внутренней активности. Ребенка развиваем не мы, а он развивает себя сам. При таком подходе знания, умения, навыки сами по себе перестают быть главной целью учебно-воспитательного процесса. Целью обучения становится развитие способностей и творческих возможностей ученика, развитие мыслительной деятельности - одной из важнейших задач в сегодняшней современной школе. Процесс приобретения знаний, формирования умений и навыков превращается из цели в средство развития личности ребенка.
В книге «Школа XXI века. Приоритеты реформирования образования» американский педагог Ф. С. Шлехти, ссылаясь на опрос многих бизнесменов, работодателей, школьных функционеров, подчеркивает, что на вопрос «Что вы хотите от школы?» получал, как правило, один и тот же ответ: «Нам нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно».
Как можно добиться проявления внутренней активности учащихся? Как мотивировать учебную деятельность? Как помочь учащимся овладеть способами самостоятельной работы? Нужны новые технологии, позволяющие сделать процесс обучения гуманистически ориентированным.
«Учиться самостоятельно» помогает технология проблемного обучения.
Сегодня под проблемным образованием понимается такая организация занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительной деятельности.
При проблемном обучении учитель не сообщает готовых знаний, а организует обучающихся на их поиск: понятия, закономерности, теории познаются в ходе поиска, наблюдения, анализа фактов, мыслительной деятельности, результатом чего является знание.
А если: ученик знает, как учиться, как достигать цели, как работать с книгой, как получать знания от учителя, как искать и находить необходимую информацию, чтобы решить те или иные проблемы, то ему легче будет повысить квалификацию, получить любые необходимые дополнительные знания, что и нужно в жизни.
Таким образом, проблемное обучение - это особый тип организации учебной работы на уроке, позволяющий активизировать познавательную деятельность учащихся и добиваться от них более осмысленного и прочного овладения знаниями.
В педагогической практике, можно столкнуться с определенными трудностями: во-первых, имея ограниченные возможности использования полученных по истории знаний вне класса, учащиеся, теряют интерес к ее изучению; во-вторых, при использовании традиционной методики с ее идеей максимальной помощи детям в процессе обучения происходит снижение уровня самостоятельности учеников.
Таким образом, возникает конфликт между целями учения и стилем преподавания, который мешает развитию способности ребенка учиться. Этот конфликт устраняет технология проблемного обучения.
Также встречающиеся противоречия и затруднения в массовой практике:
- между имеющимися у учащихся теоретическими знаниями, полученными на уроках истории и обществознания и большим разнообразием современной информации по различным вопросам истории;
- между необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков и большим объемом теоретических сведений получаемых учащимися на уроках истории и обществознания;
- между высоким уровнем содержания курса истории и обществознания и дефицитом учебного времени - успешно решаются в данном опыте.
В ходе становления опыта лично столкнулась со следующими проблемами:
- незаинтересованность к предмету;
- недостаточная подготовленность отдельных обучающихся по предмету;
- недостаточный объём базовых знаний при выполнении тестов, срезов, экзаменов;
- недостаточное выполнение заданий повышенной сложности, где одним из критериев оценки является решение творческих заданий.
Выявленные проблемы, на мой взгляд, успешно решаются в данном опыте. Для реализации проблемного обучения в образовании и воспитании школьников по истории и обществознанию, выявленные проблемы позволили определить основное направление своей деятельности.
Цель педагогического опыта: организация учебной деятельности, способствующей развитию мыслительной деятельности учащихся посредством проблемного обучения.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Формирование навыков постановки проблемы, нахождения пути решения проблемы, умений совершать логические операции, умений раскрывать сущность нового понятия и нового способа действия.
2. Способствовать формированию навыков готовности к самоорганизации, самостоятельной деятельности в соответствии с жизненными планами и интересами.
3. Последовательное развитие социальной, личностной и профессиональной компетентности ребенка.
Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить своих учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, анализировать, уметь ориентироваться в нестандартных ситуациях.
Проблемное обучение на уроках истории позволит ученику в будущем легко справиться с огромным потоком информации, самостоятельно выбирать главное и отбрасывать ненужную информацию, находить выходы из самых различных ситуаций. Все это обеспечит развитие личностных качеств и максимально безболезненную адаптацию выпускников школы в социуме, наиболее полную реализацию своих способностей.
2. Концептуальность опыта
Своеобразие
Повышается положительная мотивации обучения и познавательная деятельность обучающихся как на уроках, так и во внеурочное время.
Расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки проектно - исследовательской деятельности.
Обеспечивается доступ к различным справочным системам или другим информационным ресурсам. А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования.
Новизна опыта
Новизна данного опыта заключается, в первую очередь, в самом подходе к проблеме развития мыслительной деятельности через проблемное обучение учащихся. Основу этого подхода составляет организация учебного процесса, на основе субъект-субъектных отношений, выраженных в различных проявлениях.
Другим элементом новизны данного опыта является использование педагогических технологий, разнообразных форм и методов урочной и внеурочной деятельности, которые не являются традиционными в школе: проблемного обучения, проектно-исследовательских, информационно-коммуникационных методов обучения и др. Они представлены и как фрагменты в уроке, и как урок, полностью посвященный реализации одного из методов. Причем использование этих форм работы нацелено в большей степени на всестороннее многоплановое развитие личности ребенка, что обеспечивает развитие познавательного интереса, способствуют успешной самореализации личности, развитию его творческого потенциала; формирует и развивает ключевые компетентности школьников в образовательном процессе по истории: усвоение содержания исторических знаний и развитие ученика происходят не путем передачи ему некоторой информации, а в процессе его собственной познавательной деятельности.
Содержание указанных форм работы определяется сообразно с принципами: связь с жизнью, связь с программным материалом по предмету, соответствие возрастным особенностям учащихся, особенностям их умственного развития и интересов.
Проблемное обучение - это система развития учащихся в процессе обучения, в основу, которой положено использование учебных проблем в преподавании и привлечение школьников к активному участию в решении этих проблем. Под учебной проблемой понимают задачу, вопрос или задание, решение, которых, нельзя получить по готовому образцу. От ученика требуется проявление самостоятельности и оригинальности. Не репродуктивное восприятие прошлого и настоящего, а выработка личной гражданской позиции через собственное открытие факта, события, его переосмысление возможны только при использовании метода проблемного обучения, который обеспечивает высокую мотивацию учащихся.
Используя проблемный метод, необходимо учитывать готовность учащихся каждого класса к восприятию проблемного материала: общий уровень знаний, настроенность на урок, опыт применения проблемного обучения в данном классе. Для оптимизации проблемного обучения необходима вариативность, т. е. выбор такого варианта проблемного подхода к изучению материала, который в наибольшей мере отвечает уровню данного класса. В классе с высоким уровнем мотивации учащихся после изложения факта можно ставить проблемы одну за другой, в классе со слабой мотивацией можно объяснить материал самой и в конце провести опрос.
Основные принципы, которые используются в постановке данного опыта:
- принцип развивающего обучения;
- проблемного обучения;
- оптимальное развитие различных видов мыслительной деятельности;
- обязательное присутствие на уроке заданий, направленных на развитие творческого потенциала учащихся;
- повышение проектно - исследовательской деятельности в учебном процессе;
- готовность ученика к самообразованию и самовоспитанию.
Проблемное обучение возможно применять для усвоения обобщенных знаний - понятий, правил, законов, причинно-следственных и других логических зависимостей. Оно нужно тогда, когда ставится задача специального обучения учащихся приемам и способам умственной деятельности, необходимым при добывании знаний и решении поисковых задач.
Проблемными, как правило, являются первые уроки любой темы, ибо они содержат в себе новые по сравнению с ранее изученным теоретические и практические положения.
Бесспорно, что проблемное обучение обладает рядом достоинств.
Проблемное обучение при правильной его организации способствует развитию умственных сил учащихся (противоречия заставляют задумываться искать выход из проблемной ситуации затруднения); самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения и т.д.); развитию творческого мышления (самостоятельное применение знаний, способов действия, поиск самостоятельного нестандартного решения). Проблемное обучение обеспечивает и более прочное усвоение знаний (то, что добыто самостоятельно лучше усваивается и на долго запоминается); развивает аналитическое мышление (проводится анализ условий, оценка возможных вариантов решений), логическое мышление (требует доказательств правильности выбираемого решения, аргументации).
Проблемное обучение вооружает школьников методами познании окружающей действительности, развивает умения и навыки целесообразного наблюдения, воспитывает способность к обобщениям и выводу основных закономерностей с обоснованием их, прививает вкус к доступной исследовательской работе.
Учащиеся быстрее осмысливают сущность изучаемого явления и дают обоснованные ответы. У них развиваются познавательные потребности и интерес, воспитывается убежденность в знаниях, так как учащиеся сами выдвигают гипотезы и сами доказывают их.
Но проблемное обучение имеет и недостатки не всегда легко сформулировать учебную проблему, не весь учебный материал можно построить в виде проблем; проблемное обучение не способствует отработке навыков, не экономично - порой требует больших затрат времени.
Условия применения проблемного обучения
Проблемное обучение целесообразно применять когда:
1) Содержание учебного материала содержит причинно-следственные связи и зависимости, направлено на формирование понятий, законов, теорий.
2) Ученики подготовлены к проблемному изучению темы.
3) Ученики решают задачи на развитие самостоятельности мышления,
формирование исследовательских умений, творческого подхода к делу.
4) У учителя есть время для проблемного изучения темы и он владеет соответствующими методами обучения.
Особенности содержания
Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации - проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.
Методические приемы создания проблемной ситуации
Формирование мыслительной деятельности учащихся - это комплексная систематическая работа, требующая своего применения практически на всех уроках, включая внеклассную работу, поэтому учитель:
- подводит обучающихся к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
- сталкивает противоречия практической деятельности;
- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- предлагает обучающимся рассмотреть явление с различных позиций,
- побуждает учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
- ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
- определяет проблемные теоретические и практические задания;
- ставит проблемные задачи.
Целевые ориентации:
- приобретение знаний, умений, навыков;
- усвоение способов самостоятельной деятельности;
- развитие познавательных, мыслительных и творческих способностей.
Проблемное обучение реализуется мною:
1) в рамках урочной и внеурочной деятельности;
2) в рамках элективных курсов;
3) в рамках исследовательской и проектной деятельности;
В чем же специфика проблемных уроков?
В ходе проблемного урока обычно выделяю четыре взаимосвязанных этапа:
1) постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации
2) выдвижение гипотез по решению проблемной ситуации
3) поиск решений проблемы, аргументация, изучение фактического материала, источников, осмысление проблемы, обобщение материала
4) дискуссия, аргументация, синтез, обобщение, выводы
При этом решение проблемной ситуации может осуществляться:
- на протяжении всего урока;
- на каком либо этапе процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
При планировании проблемного урока выдерживаю основные этапы технологии. Вот один из примеров:
Урок истории в 11 классе по теме «События Октября 1917 года в России»:
1) постановка проблемы, например, «Октябрь 1917г. - революция или переворот?»;
2) деление на группы - выдвижение гипотез (1 группа - Октябрь 1917г. - революция; 2 группа - Октябрь 1917г – переворот);
3) подтверждение гипотез фактами, документами, определением содержания терминов, примерами из всемирной и отечественной истории;
4) защита;
5) выводы по решению проблемы.
За данный период работы в качестве учителя истории определила для себя ряд принципов, которые помогают успешно решать задачи обучения и воспитания учащихся:
- использование на уроках методик и технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье учащихся;
- организация проблемно-поисковой деятельности на уроке;
- применение наглядности;
- развитие навыков самостоятельной работы;
- осуществление промежуточного, тематического и итогового контроля учащихся;
- эмоциональное стимулирование.
В своей работе стараюсь придерживаться следующих норм и требований:
хорошо владеть своим предметом, совершенствовать методику преподавания истории и обществознания; серьёзно и обстоятельно готовится к каждому уроку; применять на уроках элементы современных технологий; обустраивать свой рабочий кабинет, создавать дидактические, контрольно-измерительные материалы, материалы для индивидуальной работы; работать в классе не для всех, а для каждого отдельного ученика.
3. Теоретическая база опыта
Не секрет, что идея проблемного обучения не нова, технология проблемного обучения получила распространение в 20-30 годы. Величайшие педагоги прошлого века искали пути преобразования процесса учения в радостный процесс познания, развития умственных сил и способностей учащихся (Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервег, К.Д. Ушинский и др.).
В ХХ столетии идеи проблемного обучения получили интенсивное развитие и распространение в образовательной практике. В зарубежной педагогике концепция проблемного обучения развивалась под влиянием идей Дж. Дьюи. Также существенную роль в развитии теории проблемного обучения сыграла концепция американского психолога Дж. Брунера. Общее, что сближает этих авторов, сводится к следующему: признавая целью обучения развитие логического мышления, Дж. Дьюи и Дж. Брунер указывают на важность проблемного подхода в обучении.
В отечественной педагогической литературе идеи проблемного обучения актуализируются, начиная со второй половины 50-х годов ХХ века. Глубокие исследования в области проблемного обучения начались в 60-х годах. Идея и принципы проблемного обучения в русле исследования психологии мышления разрабатывались советскими психологами С.Л. Рубинштейном, Д.Н. Богоявленским, Н.А. Менчинской, А.М. Матюшкиным, а в применении к школьному обучению такими дидактами, как М.А.Данилов, М.Н. Скаткин.
Наиболее обобщённое определение проблемного обучения сформулировал М.И. Махмутов: «проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются самостоятельная систематическая поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование мировоззрения учащихся, их познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций».
Широко известна книга польского дидакта В. Оконя «Основы проблемного обучения». Под проблемным обучением В. Оконь понимает «совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний».
Ряд содержательных публикаций сделаны С.И. Мелешко и кандидатом педагогических наук Д.В. Кухаревым.
Каждый из названных авторов вносит что-то свое в научную разработку этой темы. При этом ряд общих и частных вопросов проблемного обучения трактуется и интерпретируется по-разному.
Д.В. Вилькеев под проблемным обучением имеет в виду такой характер обучения, когда ему придают некоторые черты научного познания.
Сущность проблемного обучения И.Я. Лернер видит в том, что «учащийся под руководством учителя принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определенной системе, соответствующей образовательно- воспитатальным целям школы».
Т.В.Кудрявцев суть процесса проблемного обучения видит в выдвижении перед учащимися дидактических проблем, в их решении и овладении учащимися обобщенными знаниями и принципами проблемных задач. Такое понимание имеется и в работах Ю.К. Бабанского.
Анализируя, выше сказанное, я пришла к выводу, что проблемное обучение возникло как результат достижений передовой практики и теории обучения и воспитания в сочетании с традиционным типом обучения и является эффективным средством общего и интеллектуального развития учащихся: развития умственных сил и способностей. Четкость и логичность действий, активность и самостоятельность школьников, взаимодействие с учебным материалом и друг с другом – все это помогает осуществить цели развивающего обучения.
Важное значение в обучении истории и обществознания имеет и оборудование кабинета. Стараюсь, чтобы мой кабинет отвечал современным требованиям. В нем нет необходимой техника, без которой нельзя представить себе современный урок: телевизор и DWD, видеоплеер, компьютер и мультимедийный проектор, это все имеется в специально оборудованном классе, зато имеется наличие учебно-методического комплекта по предметам: комплект методических пособий к учебникам, дидактические материалы, контрольно-измерительные материалы, материалы для индивидуальной работы к подготовке к ГИА и ЕГЭ по предметам.
В ходе работы мною разработаны следующие материалы:
- Рабочие программы по курсу «История» 5-11 классы, по курсу «Обществознание» 5-11 классы через постановку учебных задач, позволяющее спроектировать учебную деятельность школьников на уроке;
проекты и конспекты уроков для 5 – 11 классов по данным предметам; системы тестов, контрольных работ, зачетов, листов контроля и оценки знаний; инструментарий для оценки и самооценки деятельности учащихся.
- Рабочие программы курсы по выбору, элективы: «Олимпийские игры в древности» - 5 класс, «Мой край» - 6 класс, «Культура России в 20 веке» - 9 класс, «Дни воинской славы России» - 9 класс, «Подготовка к ЕГЭ по истории: теория и практика» - 11 класс, «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию: актуальные вопросы обществознания» - 11 класс, «Основы исламской культуры» - 8 класс, «Основы православной культуры» - 7 класс.
Основным средством овладения учебными знаниями в школе всегда являлся учебник. Он формирует основные обучающие функции. Учебник – главное звено в жизни ученика и учителя. Сегодня важно иметь хороший учебник, но его сложно выбрать из среды множества печатных изданий, которые предлагают издатели. Поэтому в своей работе я всегда беру за основу учебные пособия, рекомендованные Министерством образования и науки Российской федерации. Уроки истории провожу по учебникам линии А.А. Данилов, Л.Г. Косулина 5-9 кл., Климов О.Ю., Земляницин В.А., Носков В.. Всеобщая история. М.: Вентана-Граф. Журавлева О.Н., Пашкова Т.И., Кузин Д.В. История России. М.: Вентана-Граф 10 кл. В.С. Измозик, С.Н. Рудник История России, М.: «Вентана-Граф». Пленков О.Ю., Андреевская Т.П., Шевченко С.В. /Под редакцией Мясникоа В.С. Всеобщая история (базовый уровень), Москва, «Вентана -Граф» - 11 кл., уроки обществознания по базовому уровню Л.Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, А.И. Матвеев и др; под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение.
Но в качестве дополнительного учебного материала у меня под рукой всегда альтернативные учебно – методические пособия.
Характеристика учебной программы: методические комплекты для каждого класса написаны доступным, понятным языком, а главное это первый полный комплект, созданный и для ученика и для учителя, что позволяет экономить время для подготовки к уроку, и дает возможность не останавливаться на достигнутом, искать новые методические приемы и подходы, разнообразить свои уроки, сделать их интересными и содержательными.
На уроках истории и обществознания использую электронные издания, презентации, Интернет - ресурсы. Иллюстративные материалы используются на уроках при объяснении нового материала, при обобщении изученного, во внеклассной и внеурочной деятельности; для выполнения практических заданий, для проверки знаний учащихся. Использование информационно-коммуникативных технологий и таких образовательные технологий, как: метод проблемного обучения, проектного обучения, игрового обучения, обучения в сотрудничестве, позволяют мне разнообразить свои уроки. В условиях классно-урочной системы, эти технологии легко вписываются в учебный процесс. Они обеспечивают не только успешное усвоение учебного материала всеми учениками, но обеспечивают и развитие самостоятельности, доброжелательности, коммуникабельности; воспитываются такие ценности как открытость, честность, сопереживание, толерантность.
4. Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущая педагогическая идея моего опыта – это учение без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания, на подлинном интересе, идея саморазвития личности, ведущей роли внутренних источников в становлении человека через широкое применение на уроках истории и обществознания современных образовательных технологий. Основной педагогической идеей опыта является создание условий для формирования устойчивой, положительной мотивации обучающихся, развитие мыслительной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания через организацию проблемного обучения, развитие интереса к предмету, а также творческое разнообразие форм и методов деятельности учителя в целях интенсификации учебно-познавательной деятельности учащихся.
5. Оптимальность и эффективность средств
Наверное, каждый учитель, приходя на урок, хочет, чтобы его ученики стремились узнавать новое, хотели чему-то учиться, рассуждали и спорили, искали и доказывали, т. е. имели сформированные познавательные потребности, высокую активность, стремление к познанию, умения добиваться поставленной цели всеми доступными средствами.
Как учитель - историк, считаю, что главная задача моей педагогической деятельности - не только дать определённую сумму знаний: расширить исторический запас знаний учащихся, показать значимость исторических фактов, процессов всемирной и отечественной истории, представить ученикам историческую культуру, как сокровище общемировой культуры, но и, что не менее важно и ценно, показать их практическую ценность и необходимость в дальнейшей жизни. Другими словами, покидая школу, дети должны уметь грамотно говорить, обосновывая исторические факты, обладать ораторскими навыками, мыслить, иметь желание к дальнейшему развитию своих творческих способностей. И для этого применима технология проблемного обучения.
Основу проблемного обучения составляет понятие проблемной ситуации и способы ее разрешения. Формами решения проблемных ситуаций могут быть: проблемные задачи и задания, проблемная лекция, задачи исследовательского характера, дискуссии, работа с историческими документами.
Различные формы уроков дают возможность выявить способности каждого ученика, вызвать интерес к предмету, реализовать идею сотрудничества учителя и ученика, стать активными участниками учебного процесса, не боятся высказать свое мнение.
Психологической наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации:
Проблемная ситуация ( проблема ( поиск способов ее решения ( решение проблемы.
Полный цикл умственных действий от возникновения проблемной ситуации до решения проблемы имеет несколько этапов:
- возникновение проблемной ситуации;
- осознание сущности затруднения и постановка проблемы;
- нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы;
- доказательство гипотезы;
- проверка правильности решения проблем.
Система общих методов, применяемых в реализуемой технологии: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, проектно-исследовательский метод.
Используя проблемный метод, я учитываю готовность учащихся каждого класса к восприятию проблемного материала: общий уровень знаний, настроенность на урок, опыт применения проблемного обучения в данном классе. Для оптимизации проблемного обучения необходима вариативность, т. е. выбор такого варианта проблемного подхода к изучению материала, который в наибольшей мере отвечает уровню данного класса. В классе с высоким уровнем мотивации учащихся после изложения факта можно ставить проблемы одну за другой, в классе со слабой мотивацией можно объяснить материал самой и в конце провести опрос проблемного характера.
При объяснении нового материала я использую две формы проблемного обучения - проблемное изложение и поисковую беседу.
В ходе проблемного изложения проблему ставит и решает учитель. Не просто излагаю материал, а размышляю, рассматриваю возможные подходы и пути решения. Учащиеся следят за логикой рассуждения, анализом, глубже усваивают материал. Проблемное изложение использую при изучении истории государственной символики в 9-х, 10-х, 11-х классах. Смысл поисковой беседы в том, чтобы привлечь учащихся к решению выдвигаемых на уроке проблем с помощью подготовленной заранее системы вопросов. Использую эту форму в тех случаях, когда дети обладают необходимыми знаниями для активного участия в решении выдвигаемых проблем.
Когда я стала подавать содержание нового материала в проблемном ключе, то заметила, что дети стали активнее и самостоятельнее. Например, если раньше при изучении темы «Научно-технический прогресс. Индустриальное общество» детям навязывалась точка зрения, что в городе жить лучше, то сейчас при постановке проблемы «Где интереснее жить: в городе или в деревне?» учащимся предоставляется возможность высказать собственную точку зрения и обосновать ее.
Знания, полученные в результате решения проблемной задачи, твердо усваиваются, так как дети добывали их самостоятельно, а не получали в готовом виде. Проблемный материал развивает способность к анализу, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения, т.е. вести дискуссию.
При изучении в 9-х и 11-х классах темы «Холодная война» дается следующее проблемное задание: одни историки (советские) приписывают вину за развязывание «холодной войны» Западу, другие (западные) - СССР, третьи - обеим сторонам. Учащимся предлагается выяснить: кто виноват? Одна группа выступает в роли западных историков, другая - в роли советских. Группам выдаются карточки с заданиями и указываются материалы для поиска ответов. Результатом работы становятся выступления групп. Учащиеся приходят к выводу, что виновными являются обе стороны. На дом предлагается также проблемное задание: «Холодная война» продолжается и сегодня. Подберите факты из СМИ, подтверждающие или опровергающие данное утверждение.
На этапе контроля и оценки результатов учебной работы предлагаю самооценку деятельности каждого ученика через рефлексию. Рефлексия осуществляется через такие приемы:
1) незаконченное предложение:
самым интересным для меня было..., потому что...;
сегодня на уроке я узнал(а)...;
мне понравилось..., потому что...;
мне не понравилось...;
2) «точка зрения».
В заключение хочется сказать, что успех использования проблемного метода во многом зависит от заинтересованной позиции педагога и высокой внутренней мотивации учащихся. В процессе использования проблемного обучения происходит и усвоение материала, и развитие мыслительной деятельности. Считаю, что главным результатом использования технологии проблемного обучения является то, что выпускник школы ориентируется в современных ценностях, обретает опыт творческой деятельности, что он готов к межличностному и межкультурному сотрудничеству.
Используя данный опыт, устойчивые результаты можно получить при следующих условиях:
1. Работа должна проводиться систематически.
2. Важна роль мотивации действий, понимание, чему научатся дети в процессе работы над текстом.
3. Задания должны быть посильными.
4. Новизна – важное условие повышение интереса учащихся.
5. Эффективность работы определяется тем, в какой мере ее выполнение активизирует познавательные способности учащихся.
По моему мнению, этот опыт применим практически на всех уроках и предполагает высокую воспитывающую функцию, так как школьники учатся мыслить, умению общаться, уважать друг друга, прислушиваться к мнению других, учатся добывать знания собственным трудом. Но также они задумываются о смысле жизни, учатся видеть в ней прекрасное, любить природу, Родину, различать радость и печаль, учатся сопереживать, сочувствовать.
Внеурочная работа по предметам
На мой взгляд, обучение любому предмету в школе, в том числе и истории, должно быть организовано таким образом, чтобы ученикам было интересно не только на уроках, но и во внеурочное время, чтобы они сами стремились получать новые знания, и учителю не приходилось заставлять их усваивать учебный материал. Этому во многом способствует внеурочная деятельность по предметам, которая ориентирована на расширение и углубление базовых знаний и умений, на развитие способностей, познавательного интереса, на приобщение к исследовательской работе, на организацию социальной деятельности школьников.
Традиционным видом внеурочной работы остаётся проведение предметной недели. Эта форма внеурочной работы мною проводится систематически и является эффективной. В ходе предметной недели, я провожу открытые уроки и разнообразные мероприятия, формы их проведения различные: игры, КВНы, викторины, конкурсы, пресс-конференции «Россия в VII в.», «Древняя Греция», «Год Великого перелома», круглый стол «Холодная война». Выпускаются исторические газеты.
Все это вызывает повышенный интерес у учащихся к моему предмету. Увеличивается число учащихся, которые участвуют в проведённых мероприятиях.
Внеклассная работа по предметам осуществлялась в работе кружка «Музейное дело»: использовались коммуникативные методы, групповые занятия, включение в учебную деятельность экскурсий, походов, работа в музее, проектные технологии и учебно – исследовательские работы. Все это способствует у обучающихся развитию интереса к предмету история и обществознание, повышению мотивации, активному включению кружковцев в проектную и исследовательскую деятельность.
Поэтому мои учащиеся, за последнее время, становятся активными участниками районных, республиканских и всероссийских конкурсов.
6. Результативность опыта
Работать над темой «Проблемное обучение как способ развития мыслительной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания» я начала в 2011-2012 учебном году. За этот период мне удалось добиться определенных результатов и сделать следующие выводы:
у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация изучения истории и обществознания;
более эффективно происходит развитие мыслительной деятельности и интеллектуальных умений и навыков учащихся, формируется умение творческого подхода к решению учебных задач;
повышается культурный уровень, что позволяет учащимся добиваться реальных успехов в учебе, различных конкурсах, олимпиадах;
повысился уровень коммуникативной компетенции.
Результативность применения данной проблемы проявляется в:
- положительной динамики качества знаний;
- результатах итоговой аттестации в форме ЕГЭ
- положительных результатах итоговой аттестации в форме ГИА;
- участии детей в предметных олимпиадах;
- результативном участии детей в заочных олимпиадах, конкурсах, научно – практических конференциях творческих, проектных и исследовательских работ учащихся различного уровня.
1. Положительная динамика качества знаний: динамика качества знаний обучающихся за межаттестационный период по истории, в среднем, составила 6%.
2011/2012
учебный год
2012-2013
учебный год
2013-2014
учебный год
5 «а» кл. – 62 %
6 «а» кл. – 64 %
7 «а» кл. – 63 %
6 «а» кл. – 78 %
7 «а» кл. – 81 %
8 «а» кл. – 90 %
6 «б» кл. – 57 %
7 «б» кл. – 59 %
8 «б» кл. – 59 %
8 «а» кл. – 62 %
9 «а» кл. – 67 %
10 «а» кл. – 90 %
8 «б» кл. – 70 %
9 «б» кл. – 75 %
9 «а» кл. – 72 %
10 «а» кл. – 74 %
11 «а» кл. – 94 %
в среднем 67 %
в среднем 70 %
в среднем 79 %
+3
+9
Динамика знаний в среднем +6 %
2. Мои ученики успешно сдают ЕГЭ по истории и обществознанию. 67% выпускников показали результаты выше среднереспубликанских; 32% выпускников выбирают ЕГЭ по истории.
Учебный год
Предмет
Количество аттестующихся
Средний балл по РМ
Средний балл
2013 - 2014
история
6 из 19
45
50,5
2013 - 2014
обществознание
12 из 19
53
53,1
3. Положительный результат итоговой аттестации в форме ГИА:
Предмет
Форма экзамена
Класс
Количество учащихся, сдававших экзамен
Качество знаний
Уровень обученности %
История
ГИА
9
1
100 %
100 %
Обществознание
ГИА
9
16
81,2 %
100 %
4. Участие учащихся в предметных олимпиадах:
Учебный год
Количество
участников
Количество
победителей
Количество
призеров
Муниципальный
Республиканский
Муниципальный
Республиканский
Муниципальный
Республиканский
История
2011-2012 гг.
6
-
-
-
1
-
Обществознание
2011-2012 гг.
6
-
-
-
1
-
Право
2011-2012 гг.
3
-
-
-
1
-
История
2012-2013 гг.
6
-
-
-
2
-
Обществознание
2012-2013 гг.
6
-
-
-
2
-
Право
2012-2013 гг.
6
1
1
-
-
-
История
2013-2014 гг.
6
1
1
-
4
-
Обществознание
2013-2014 гг.
6
-
-
-
2
-
Итого
45
2
2
-
13
-
5. Участие детей во Всероссийских заочных олимпиадах и игровых конкурсах:
Год
Название
конкурса
Масштаб
Результат
2013
Общероссийская предметная олимпиада «Олимпус» Осенняя Сессия
Всероссийский
Диплом участника
Диплом лауреата
2013
Всероссийский конкурс «Альбус»
Всероссийский
1 место
1 место
2012
Всероссийский конкурс «Золотое руно»
Всероссийский
участие
6. Участие учащихся в конкурсах:
Наименование конкурса
ФИО
Место
Муниципальный
«Школьное краеведение. Олимпиада 2014»
Макарова Софья
1место
Асташкина Карина
3 место
«Калейдоскоп профессий»
Макарова Софья
участие
Республиканский
«Школьное краеведение. Олимпиада 2014»
Макарова Софья
3 место
Московский международный форум «Одаренные дети»
Зубков Павел
Лукьянова Дарья
участие
7. Участие учащихся в научно – практических конференциях творческих, проектных и исследовательских работ учащихся:
Год
Название мероприятия
Масштаб
Ф.И. ученика
Результат
2012
IV Всероссийская научно-практическая конференция учащихся «Живая культура: традиции и современность»
Республиканский
Конькова Алина
участие
2014
Научно-практическая конференция исследовательских работ «Первые шаги в науку»
Муниципальный
Асташкина Карина
Юртайкина Виктория
3 место
участие
2014
Республиканский конкурс «Интеллектуальное будущее Мордовии-2014»
Республиканский
Макарова Софья
Юртайкина Виктория
2 место
3место
2014
XIV Республиканская олимпиада по школьному краеведению
Муниципальный
Макарова Софья
Асташкина Карина
1 место
3 место
2014
XIV Республиканская олимпиада по школьному
Республиканский
Макарова Софья
3место
2014
Межрегиональный конкурс «Дерево Земли, на которой я живу»
Республиканский
Асташкина Карина
участие
7. Возможность тиражирования
Опытом своей работы делюсь на педагогических советах в учебном образовательном учреждении, на заседаниях методического объединения учителей истории и обществознания, семинарах различного уровня. Последние два учебных года являлась руководителем методического объединения учителей истории и обществознания. Ежегодно выступаю на межшкольном методическом объединении учителей истории и обществознания с докладами.
Участвовала в работе республиканских семинаров: «V Всероссийская научно-практическая педагогическая конференция с международным участием «Этнокультурное образование: опыт и перспективы» - 2012г, Республиканский образовательный форум РМ – 2013 «Новое законодательство в области образования – гарант доступности и обеспечения его качества.
Заключение
В заключении я делаю вывод, что проблемный метод в обучении истории в настоящее время, играет важную роль в системе образования. Так как, в процессе такого обучения происходит активное участие в образовательной деятельности, содержание и формы которой обеспечивают ученику возможность самообразования, саморазвития в ходе овладения знаниями.
Успех использования проблемного метода во многом зависит от заинтересованной позиции педагога и высокой внутренней мотивации учащихся. В процессе использования проблемного обучения происходит и усвоение материала, и развитие мыслительной деятельности. Считаю, что главным результатом использования технологии проблемного обучения является то, что выпускник школы ориентируется в современных ценностях, обретает опыт творческой деятельности, что он готов к межличностному и межкультурному сотрудничеству.
В будущем надеюсь, что моя деятельность принесет ожидаемые результаты:
в повышении качества знаний и уровня обученности учащихся по истории и обществознания;
в повышении результатов итоговой аттестации;
в заинтересованности обучающихся в изучении истории и обществознания;
в увеличении числа обучающихся, охваченных внеклассной работой;
в желании продолжить свое образование вне стен общеобразовательного учреждения по истории.
Я люблю свою работу, своих учеников и они отвечают мне взаимностью. И это, считаю, самое главное!
Библиографический список
1. Баксанский О.Е., Чистова М.В. Проблемное обучение: обоснование и реализация / О.Е.Баксанский, М.В.Чистова // Наука и школа.- 2000.- №1.- С. 19-25.
2. Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе; - М., 2010.
3. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. М.: - Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001.
4. Дайри Н.Г. Обучение истории в старших классах. М., 2009.
5. Какрамова К., Терещенко Н. Проблемное обучение: проблема образования или общества? / К. Карамова, Н. Терещенко // Наука и школа - 2002.-№ 11.- С. 35- 37.
6. Лернер И.Л. Проблемное обучение; - М., 1994.
7. Максимова В.Н. Проблемный подход к обучению в школе. Методическое пособие по спецкурсу; - М., 1999.
8. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе; - М., 2007.
9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии; - М.,1998.
10. Селевко Г.К. Проблемное обучение. Школьные технологии.- 2006.
Заголовок 315