Аналитический отчет «Формирование информационной компетентности учащихся на уроках истории и обществознания средствами ИКТ»
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Управление образованием Администрации Туринского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Чукреевская средняя общеобразовательная школа
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
о педагогической деятельности за межаттестационный период
(2011-2015 гг.)
«Формирование информационной компетентности учащихся
на уроках истории и обществознания средствами ИКТ»
Составитель: Нагорных Любовь Николаевна,
Должность: учитель истории и обществознания,
I кв. категория
с. Чукреевское
2015 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
TOC \o "1-3" \h \z \u ВВЕДЕНИЕ. PAGEREF _Toc435707612 \h 3ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ. PAGEREF _Toc435707613 \h 41.1. Компетентностный подход и ключевые образовательные компетенции. PAGEREF _Toc435707614 \h 41.2. Содержание и структура информационной компетентности учащихся. PAGEREF _Toc435707615 \h 71.3. Проблема оценки сформированности информационной компетентности. PAGEREF _Toc435707616 \h 11ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ИКТ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ). PAGEREF _Toc435707617 \h 142.1. Анализ применяемых средств ИКТ в педагогической практике. PAGEREF _Toc435707618 \h 142.1.Оценка результатов педагогической деятельности. PAGEREF _Toc435707619 \h 18ЗАКЛЮЧЕНИЕ. PAGEREF _Toc435707620 \h 22БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК PAGEREF _Toc435707621 \h 24Приложения. PAGEREF _Toc435707622 \h 25
ВВЕДЕНИЕ.В современных условиях, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания — предметом относительным и ненадежным, так как быстро устаревают и требуют постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование — это непрерывный процесс.В условиях информационного общества главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знания.
В Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения одним из требований к образовательным результатам является информационная компетентность. Формирование информационной компетентности – это одна из главных задач Концепции информатизации образования. В школу сегодня активно внедряются информационно-коммуникационные технологии, с которыми должен уметь работать не только учитель, но и ученик.
Все это подтолкнуло меня к изучению проблемы формирования информационной компетентности учащихся. Поэтому на межаттестационный период свою тему самообразования я сформулировала следующим образом: «Формирование информационной компетентности учащихся на уроках истории и обществознания средствами ИКТ».
Актуальность данной темы заключается в том, что информационная компетентность – это не просто требование времени, это залог успешной социализации человека, живущего в условиях информационного общества.
Объект анализа– деятельность в межаттестационный период с 2011 по 2015 гг.
Предмет анализа: информационная компетентность и ИКТ как средство ее формирования.
Цель: определить приемлемые в условиях МАОУ Чукреевской СОШ средства ИКТ, способствующие формированию информационной компетентности учащихся, и проанализировать результативность их использования.
Задачи:
1) выяснить, что понимает педагогическая наука под компетентностью;
2) определить содержание понятия «информационная компетентность» и ее структуру;
3) проанализировать существующие подходы к оцениванию уровня информационной компетентности;
4) проанализировать возможности средств ИКТ в формировании информационной компетентности.
Структурно мой аналитический отчет состоит из введения, двух глав и заключения. К работе прилагаются библиографический список использованной литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ.1.1. Компетентностный подход и ключевые образовательные компетенции.Общественное развитие на современном этапе характеризуется стремительно разворачивающимися инновационными преобразованиями различных сфер жизнедеятельности человека. Переход от индустриального к информационному обществу сопряжен с увеличением уровня неопределенности окружающей среды, с возрастанием динамизма протекания процессов, многократным увеличением информационного потока. Обществу и государству сегодня нужны люди, умеющие социализироваться в быстро изменяющемся мире, люди творческие, активные, ответственные, владеющие универсальными способами действий. Ответом системы образования на этот запрос времени стала идея компетентностного подхода в обучении, предполагающая формирование у обучающихся ключевых образовательных компетенций.
Компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. Он основывается на следующих принципах:
Смысл образования заключается в развитии у школьников способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся.
Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем.
Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у учащихся опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.
Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения.
В основе компетентностного подхода лежат понятия «компетентность» и «компетенция». Но анализ работ по проблеме компетентностного подхода позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время в отечественной педагогической науке отсутствует однозначное понимание данных понятий, часто употребляемых в одном контексте.
По мнению А.Г. Бермуса, компетентность представляет собой «системное единство, интегрирующее личностные, предметные и инструментальные особенности и компоненты». М.А. Чошанов считает, что компетентность - это «не просто обладание знаниями, а постоянное стремление к их обновлению и использованию в конкретных условиях». А.М. Ароновым компетентность определяется, как «готовность специалиста включиться в определенную деятельность». О.Е. Лебедев определяет компетентность как «способность действовать в ситуации неопределенности». И.А. Зимней компетентность трактуется как «основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека».
А.В. Хуторской, различая понятия «компетенция» и «компетентность», предлагает следующие определения:
Компетенция – это отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере; это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Компетентность – это владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
На основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе, А.В. Хуторской определил перечень ключевых (универсальных) образовательных компетенций.
Ключевые образовательные компетенции – это «интегральные характеристики качества подготовки учащихся, связанные с их способностью целевого осмысленного применения комплекса знаний, умений и способов деятельности в отношении определенного междисциплинарного круга вопросов». К ним относятся:
1. Ценностно-смысловые компетенции - это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
2. Общекультурные компетенции. Ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности в вопросах национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основ жизни человека и человечества, роли науки и религии в жизни человека, культурологических основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций, бытовой и культурно-досуговой сфере. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира.
3. Учебно-познавательные компетенции – это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.
4. Информационные компетенции–это навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях. При помощи современных средств информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
5. Коммуникативные компетенции включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями.Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.
6. Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.
7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.
С точки зрения Федеральных государственных образовательных стандартов ключевые образовательные компетенции выступают требованиями к уровню подготовки выпускников.
1.2. Содержание и структура информационной компетентности учащихся.Одной из наиболее востребованных и необходимых компетентностей в бурно развивающемся информационном обществе, на мой взгляд, является информационная. В современном обществе главной ценностью становится самостоятельное приобретение нового знания, полученного благодаря беспрепятственному доступу к информации и наличия умений грамотно с ней работать. Возрастающая роль информационной компетентности человека связана с ускорением процесса появления новых знаний и технологий, потребностью рынка труда в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации.Сегодня всё более отчётливо проявляется прямая зависимость между информационной компетентностью человека и качеством его жизни.
Термин «информационная компетентность» появился в 1992 году в проекте Совета Европы «Среднее образование в Европе», где получил следующую трактовку: владение компьютерной техникой, готовность к ее применению, способность поиска и анализа информации. В России обращение к проблеме информационной компетентности связано с вхождением страны в Болонский процесс. Исследованием информационной компетентности занимались Н.И. Гендина, М.В.Рыжаков, В.Н. Борздун, А.В. Хуторской, А.Л. Семенов, О.Г. Смолянинова и др.
Анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы показал, что на сегодняшний день отсутствует однозначное понимание как содержания, так и структуры информационной компетентности, каждый автор интерпретирует их по-своему.
В отечественной педагогике понятие «информационная компетентность» часто рассматривается как способность личности самостоятельно искать, выбирать, анализировать, организовывать, представлять и передавать информацию. В разное время понятийное ядро обрастало следующими интерпретациями: совокупность знаний, умений и навыков по поиску, анализу ииспользованию информации; использование компьютера как необходимого технического средства; поиск и применение информации для реализации актуальной образовательной или профессиональной задачи.
Так О. Г. Смолянинова рассматривает информационную компетентность как «универсальные способы поиска, получения, обработки, представления и передачи информации, обобщения, систематизации и превращения информации в знание». Л.Г. Осипова под информационной компетентностью понимает «умение ориентироваться в обширном, бурно обновляющемся и растущем информационном поле, быстро находить необходимую информацию ивстраивать её в свою систему деятельности,применять для решения практических и исследовательских задач». А.Л. Семёнов трактует информационную компетентность как «новую грамотность, в состав которой входят умения активной самостоятельной обработки информации человеком, принятие принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технологических средств».
В педагогической науке с понятием «информационная компетентность» тесно связаны понятия «информационная грамотность» и информационная культура».
Информационная грамотность– это основа, начальный уровень формирования информационной компетентности. Она включает в себя совокупность знаний, умений, навыков, касающихся использования технических средств (прежде всего компьютера) для сбора, хранения, обработки и передачи информации. Информационную грамотность называют также компьютерной грамотностью.
Информационная культура – это умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы. Информационная культура – это одна из составляющих общей культуры личности. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:
умение работать с различной информацией;
владение основами аналитической переработки информации;
умение извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;
конкретные навыки по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);
способность использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты.
Анализ содержания понятия «информационная компетентность» позволил сформулировать рабочее определение. Под информационной компетентностью учащихся я буду рассматривать качество личности, представляющее собой совокупность знаний, умений и ценностного отношения к эффективному осуществлению различных видов информационной деятельности и использованию новых информационных технологий для решения социально значимых задач, возникающих в реальных ситуациях повседневной жизни человека в обществе.
В.В. Брежнев в структуре информационной компетентности школьников выделяет четыре компонента, каждому из которых соответствуют определенные компетенции.
1.Ценностно-мотивационный компонент – установка и запрос на информацию. Включает в себя осознание обучающимся ценности работы с информацией, мотивацию на поиск значимой информации, понимание значения использования информационных технологий, стремление к самообразованию, целевую установку при работе с информацией, потребность в работе с информацией, сформированность субъектной позиции учащегося, ориентацию в информационной среде, готовность использовать информационные ресурсы в качестве источника знаний. Данный компонент способствует развитию социального успеха, он фиксирует интерес ученика и его мотивацию на овладение информационной деятельностью, использование информации при решении образовательных задач, а также установку на развитие своей информационной компетентности.
2.Когнитивный компонент – знания об информации – включает в себя знание различных источников информации, форм и методов работы с информацией, знание поисковых информационных систем, умение представлять (презентовать) информацию.
3.Операционно-деятельностный компонент – работа с информацией – включает в себя сбор и обработку образовательной информации, разработку творческих проектов, владение методами анализа, синтеза и обобщения информации, умения технологизировать работу с информацией, выбирать оптимальное решение. Операционно-деятельностный компонент способствует формированию и развитию у обучающегося разнообразных способов информационной деятельности.
4.Рефлексивно-коммуникативный компонент – творческое применение информации – включает в себя умение проводить самоконтроль, удовлетворенность информационной деятельностью, рефлексию результатов процесса работы с информацией, взаимодействие при передаче информации, коммуникацию и совместную деятельность, способность к соорганизации, коррекцию профессиональной информации, осознание и критический анализ информационной деятельности, создание собственных творческих проектов. Рефлексивно-коммуникативный компонент отражает умение учащегося работать в группе, решая учебные задачи, умение слышать и понимать друг друга, спрашивать, договариваться, распределять работу в группе, предъявлять результаты работы в группе, умение выражать собственные мысли, позиции, суждения, впечатления и переживания (в устной и письменной форме), умение работать с разными текстами как пространством общения (учебным, справочным, научно-познавательным), то есть задавать вопросы к тексту (или его автору), понимать информацию, воспроизводить ее, а также создавать на его основе собственные обобщения.
В докладе «Информационные навыки в среднем образовании» Д. Ермаковвыделяет две группы базовых компетенций информационной компетентности:
1. Компетенции работы с информацией: осознавать потребность в информации; находить, каким образом можно восполнить «пробел» в знаниях; разрабатывать стратегии поиска информации; отбирать, сравнивать и оценивать информацию; систематизировать, обрабатывать и воспроизводить информацию; синтезировать существующую информацию, создавая на ее основе новые знание.
2.Компетенции пользования информационными технологиями: использование стандартного программного обеспечения; использование технических устройств (компьютер, оргтехника, видеокамера, проектор и т.п); осуществление информационного поиска в Интернет; налаживание общения посредствам Интернет-технологий.
Применительно к общественно-научным предметам, к которым относятся история и обществознание, в структуре информационной компетентности можно выделить такие компетенции, как владение навыками поиска, систематизации исторической, правовой, социально-экономической информации, обработки и перевода изучаемого материала из одной знаковой системы в другую (текст, таблица, схема, карта), участие в обсуждении узловых моментов дискуссии, формулирование собственной позиции по обсуждаемым вопросам и использование исторических, нормативно-правовых и других сведений для ее аргументации, умение публично представить результаты своей социально-познавательной работы, отбирая адекватные формы и методы презентации. Эти компетенции можно считать предметными для историко-обществоведческого цикла.
Выделение предметных компетенций позволяет определить те специфические виды информационной деятельности, которыми должен овладеть обучающийся при изучении истории и обществознания:
Таблица 1.
Ключевая компетенция Общепредметные компетенции Предметные компетенции
Информационные Поиск информации Уметь получать историческую и социальную информацию из исторических, экономических и правовых источников.
Систематизация Осмысливать представленные в источниках различные подходы и точки зрения.
Создавать на их основе собственное понимание и объяснение проблемы урока.
Анализ Структурировать информацию, систематизировать данные, строить логические схемы, делать выводы.
Самостоятельно анализировать исторические факты, соотносить их с действующими в определенный исторический период нормативными документами.
Преобразование информации Анализировать проблему, аргументировать полученные в результате проведенного анализа выводы, определять перспективы дальнейшей работы по теме.
Сохранение и передача. Фиксировать результаты информационной деятельности в виде эссе, презентации, устного выступления и т.п.
Представлять результат своего исследования, в том числе с использованием компьютерных средств.
1.3. Проблема оценки сформированности информационной компетентности.На сегодняшний день в педагогической теории отсутствует однозначное понимание не только содержания и структуры информационной компетентности, но и того, как оценивать ее сформированность. Одни делают акцент на оценивании умений использования технических средств без учета информационных процессов и личностных качеств. Другие считают, что оценивать необходимо умение работать с информацией без углубленной проверки ЗУНов по школьной программе. Третьи сочетают оценку знания информационных процессов и опыт применения информационных инструментов, но тоже без углубленной проверки ЗУНов. Четвертые предлагают оценивать информационную компетентность в совокупности с другими ключевыми компетентностями и по одному разделу. Таким образом, в настоящее время еще только ведется поиск путей и критериев оценки сформированности информационной компетентности учащихся.
Многие исследователи предлагают трехуровневую оценку ключевых компетентностей: 1) низкий уровень – обязательный; 2) средний уровень – уровень возможностей; 3) высокий уровень – творческий. С учетом специфических видов деятельности, выделенных в предыдущем параграфе, можно выделить уровни оценивания сформированности информационной компетентности.
Таблица 2.
Уровни оценки сформированности информационной компетентности.
Уровень Сформированные способы деятельности
Низкий Знает источники, где может находиться основная информации.
Использует один-два простых для понимания (адаптированных) источника: учебник, хрестоматия.
Структурирует, систематизирует информацию по 1-2 заданным параметрам.
Воспроизводит информацию в соответствии с заданием.
Средний Использует два и более источника различной степени сложности (обращение к архивным материалам, документам, представленным в Интернете, литературным источникам), содержащие прямую информацию.
Умеет самостоятельно находить в источниках необходимую информацию, систематизировать, обобщать.
Может сам сформулировать параметры и критерии информации, необходимой для раскрытия задания.
Представляет информацию в виде связного текста, умеет аргументировано и логично презентовать.
Высокий Использует два и более источника разной степени сложности, содержащие не только прямую, но и косвенную информацию. Аккумулирует сведения, полученные из дополнительных источников, в том числе, СМИ, Интернет-ресурсов.
Умеет самостоятельно сформулировать цели работы, спроектировать образ формы представления результата, подобрать соответствующую целям информацию.
Представляет информацию в виде связного структурированного текста, содержащего собственную аргументацию на основе данных, полученных в результате работы с разнородными источниками, содержащего обоснованный вывод.
Важно отметить, что в рамках компетентностного подходалюбое задание и упражнение, предлагаемое учащемуся, расценивается и как диагностирующее, и как формирующее. Т.е., предлагая учащимся выполнить анализ текса, учитель может выявить имеющиеся у них затруднения и сформированные навыки, а также оценить степень их развития.
В теории педагогики для оценки сформированности информационной компетентности предлагается различные задания. Проанализировав их, я определила те, которые могу использовать в своей педагогической деятельности.
1. Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ) – задания, основанные на работе с внешней информацией, ориентированные на развитие информационной (умение работать с информацией разного вида) или коммуникативной компетенции (развитие способности сотрудничать, вступать в коммуникацию). Независимо от того, какие компетентности (или их аспекты) развивают КОЗ, они имеют общую структуру (Приложение 1).
КОЗ позволяют на основе выполнения задач развивать у учащихся культуру мышления, навык аналитической рефлексии, самостоятельности и ответственности за принятие решений. На уроках истории КОЗ удобны на этапе получения новой информации, так как они позволяют учителю изменить традиционную форму урока, в которой главное место отводится учителю и информации из его уст. Данные задания ориентированы на получение информации самими учениками из исторических документов, исторических карт и т.п., что позволяет отойти от готового материала учебника (Приложение 2).
Примерами КОЗ могут быть такие задания, как составить кроссворд, викторину по определенному разделу учебного материала, написать эссе, подготовить презентацию по определенной проблеме и т.п. При их выполнении учащимся необходимо тщательно проработать теоретический материал, привлечь дополнительную литературу, что способствует усвоению не суммы готовых знаний, а методов их приобретения, более глубокому усвоению уже полученного материала
2.Компетентностно-ориентированные тесты (КОТ), главной целью которых является выявление сформированности или не сформированности тех или иных информационных компетенций. Отличительная особенность компетентностно-ориентированных тестов – наличие заданий закрытого типа, требующих выбора одного верного ответа (проверяют знание) и заданий открытого типа, требующих развернутого ответа (проверяют умения, навыки, ценностное отношение). Выполнение заданий открытого типа требует от учащегося совершения определенной деятельности по поиску необходимой информации, разрешению возникшей проблемы или оформлению результатов ее решения (Приложение 3).
Для оценивания информационной компетентности в рамках учебных предметов исследователи предлагают использовать такие системы оценивания как портфолио, рейтинговая оценка.
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ИКТ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ).2.1. Анализ применяемых средств ИКТ в педагогической практике.В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знания. И данную задачу дольно успешно можно решить, применяя ИКТ на уроках. Использование ИКТ на уроках истории и обществознания является одним из важных средств формирования информационных компетенций учащихся. На таких уроках они не получают информацию в «чистом виде» от учителя, а учатся ее добывать, анализировать, осуществлять отбор, что и является составляющими частями информационной компетентности.
Информационно-коммуникативными технологиями (ИКТ) принятоназывать широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет)
Применение ИКТ в учебном процессе позволяет:
сделать урок современным, т.е. наглядным, красочным, информативным, интерактивным и экономичным по затратам времени;
приблизить урок к мировосприятию ребёнка, который больше слушает и смотрит, чем читает и говорит;
использовать дифференцированный и личностно-ориентированный подходы к обучению;
установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учеником и учителем;
активизировать познавательную деятельность учащихся.
ИКТ можно использовать на всех этапах обучения:
Как источник учебной информации – при объяснении нового учебного материала, повторении и закреплении изученного
Как тренажер в процессе формирования учебных умений и навыков
Как источник информации для организации исследовательской работы, самоподготовки и индивидуальной работы.
Существует множество вариантов использования ИКТ в образовательном процессе. Остановлюсь на тех, которые я непосредственно использую в своей педагогической деятельности.
1.Электронные презентации, подготовленные в программе Power Point.
Такой вид работы с ИКТ используется мною систематически, так как позволяет расширить информационную базу, предлагаемую нам авторами учебников, но является дополнением, а не подменой традиционного урока.
Электронная презентация на этапе изучения нового материала позволяет мне представить на слайдах ключевые моменты разбираемого вопроса, а школьникам – сконцентрировать на них внимание. С помощью электронной презентации я могу иллюстрировать свой рассказ рисунками, репродукциями картин, видеоматериалами, фотографиями, необходимыми картами, схемами, графиками, диаграммами, таблицами. Электронная презентацияпомогает эмоционально и образно подать учебный материал, аккумулированный из разных источников, упростить восприятие учениками сложных тем, содержащих большой объем материала.
Так как в электронную презентацию можно включить разнообразную информацию, можно организовать и разные виды информационной деятельности учащихся при изучении нового материала: поисковую, аналитическую, преобразовательную.
Так включение в презентацию графиков, диаграмм, таблиц, портретов исторических личностей, воспоминаний современников позволяет формировать аналитические способности школьников. Например, при изучении темы «Тоталитаризм в Германии и Италии» (Всеобщая история, 9 класс)предлагаю вниманию учащихся диаграмму «Распределение мест в Рейхстаге после выборов в ноябре 1932 г.» и задаю вопрос «При каком условии можно было предотвратить установление фашистской диктатуры в Германии?». Или предлагаю, используя воспоминания современников и портрет, составить краткую характеристику исторической личности.
Использование презентаций на уроке-лекции в старших классах помогает формированию умений выделять главное в изучаемом материале и преобразования информации. Для этого в начале урока чаще всего предлагаю задание составить конспект лекции. Иногда это может быть задание составить сложный план по изучаемому на лекции вопросу. Такое задание способствует и подготовке учащихся к ЕГЭ по обществознанию (в частности задание С8).
На этапе рефлексии презентация дает возможность организовать проверку первичных знаний через включение в слайды вопросов-тестов. Одновременно учащиеся знакомятся с примерами заданий ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию. Также на этапе закрепления можно использовать такой вид задания, как заполнение сравнительной таблицы, что способствует формированию умения систематизировать и преобразовывать информацию. Например, при изучении темы «Жизнь египетского вельможи» (история, 5 класс) предлагаю заполнить таблицу «Чем жизнь вельможи отличалась от жизни земледельцев и ремесленников?», макет которой находится на слайде:
Сравниваемые признаки Земледельцы Ремесленники Вельможи
Сначала предлагаю ребятам самостоятельно назвать сравниваемые признаки. Видя макет таблицы, они понимают, что признаков должно быть четыре. Если выделение признаков вызывает затруднение, то называю их сама: 1) род занятий; 2) жилище; 3) пища; 4) источники информации об образе жизни. Выполняя это задание, учащиеся систематизируют материал двух уроков.
Электронные презентации использую и как форму подготовки учащимися домашнего задания (в том числе опережающего). При подготовке презентации ученик должен провести огромную работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. При этом в ходе подготовки презентации ученик перерабатывает огромное количество материала, преобразуя имеющуюся информацию в совершенно новый продукт. В процессе демонстрации презентации ученик приобретает опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится ему в дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, так как умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры. Часто такую работу предлагаю выполнять группам, поэтому школьники учатся работать вместе, организовывать совместную деятельность, распределять время, учебные задания, наконец, постигают азы культуры общения в совместной работе.
Таким образом, использование в образовательном процессе электронных презентаций, созданных учителем для сопровождения урока или учащимися при выполнении домашнего задания, позволяет формировать важнейшие в современных условиях навыки, составляющие информационную компетентность:
- критическое осмысление информации;
- выделение главного в информационном сообщении;
- систематизирование и обобщение материала;
- грамотное представление имеющейся информации.
2. Учебные фильмы.
Использование учебных фильмов помогает придать урокам эмоциональную окраску, повлиять на чувственное восприятие информации.
К сожалению, обеспеченность кабинета истории и обществознания учебными фильмами очень низкая. По сути, есть лишь один лицензионный диск – «От Кремля до Рейхстага»,– который я могу использовать в работе при изучении темы «Великая Отечественная война». Но в перспективном плане развития кабинета истории и обществознания на 2015-2018 гг. предусмотрено приобретение учебных фильмов. Используя на уроках фильм «От Кремля до Рейхстага», формирую аналитическое мышление путем постановки проблемных заданий. Например, на уроке «Начало Великой Отечественной войны» учащиеся, посмотрев соответствующий эпизод фильма, должны ответить на вопрос «Было ли нападение фашистской Германии на СССР неожиданным?».
Учебные фильмы как средство ИКТ позволяют формировать умение извлекать информацию из экранных источников и анализировать ее.
3. Интернет-ресурсы.
Интернет можно рассматривать как часть информационно-коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал.
Уроки с использованием Интернета провожу в компьютерном классе. Интернет-ресурсы я чаще всего использую на уроках обществознания, как правило, для организации практических работ с разнообразными нормативно-правовыми документами. Для этого использую официальный сайт компании«Консультант Плюс» (http://www.consultant.ru/). Обращение к ресурсам сети Интернет, с одной стороны, вызвано тем, что они помогают заменить бумажные носители информации, которых может не быть в классе или они есть, но только в одном экземпляре. С другой стороны, умение правильно пользоваться Интернет-ресурсами – это важная составляющая информационной компетентности учащихся.
С использованием Интернет-ресурсов я провожу, к примеру, практическую работу «Конституционные права граждан РФ» (обществознание, 9 класс). Учащиеся знакомятся с содержанием главы 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РФ в системе «Консультант Плюс» и составляют таблицу:
Конституционные права Примеры с указанием № статьи
Гражданские Политические Социально-экономические Культурные Другим примером является практическая работа «Основные положения Семейного кодекса РФ» (обществознание, 11 класс). Для выполнения этой работы класс делится на группы. Одна группа работает по вопросу «Условия вступления в брак и его расторжения», другая – «Права и обязанности супругов», третья – «Права и обязанности детей». Далее каждая группа представляет небольшой доклад по изученному вопросу.
Также Интернет-ресурсы использую для организации тестирования в формате ОГЭ и ЕГЭ в on-lineрежиме. Для этого использую такие популярные сетевые ресурсы, как «Решу ЕГЭ» (http://soc.reshuege.ru/), «Сдам ГИА» (http://soc.sdamgia.ru/). Данные ресурсы позволяют познакомить учащихся с основными видами заданий ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию. В рамках элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию» с помощью сайта «Решу ЕГЭ» я организовывала мероприятия по отработке определенных видов заданий и контрольные мероприятия по усвоению знаний учащимися. Данный сайт использовался обучающимися не только в рамках урочных занятий и консультаций, но и при подготовке к экзамену в домашних условиях.
Плюсы сетевого ресурса «Решу ЕГЭ»: можно самостоятельно моделировать тест через выбор определенных видов заданий, направленных на отработку конкретных умений, или выбор определенной темы в разделе «Дополнительные задания»; каждое задание поясняется комментарием, поэтому можно провести работу над ошибками.
Интернет-ресурсы учащиеся активно используют и для поиска информации при подготовке творческих работ, сообщений, докладов и т.д. При этом они учатся самостоятельно искать необходимую информацию, осуществлять ее отбор, а затем представлять аудитории (классу). Особое внимание при использовании Интернет-ресурсов для выполнения домашних заданий я обращаю на соблюдение авторских прав. Поэтому обязательным требованием считаю указание (ссылку) на источники информации. Это, на мой взгляд, способствует формированию этического отношения к информации, овладению знаниями о социально-правовых аспектах создания и использования информационных объектов.
Таким образом, приобщение учащихся к такому полисистемному образовательному пространству, как глобальная сеть Интернет, обеспечивает формирование общей культуры на качественно новом уровне, вооружает их технологиями обучения, способными обеспечить развитие и социальную адаптацию в современном информационном обществе.
Подводя итог вышесказанному, хочу отметить, что сегодня можно и нужно использовать различные средства ИКТ при формировании информационной компетентности учащихся. Использование ИКТ позволяет сделать образовательный процесс более эффективным. ИКТ способствуют формированию таких информационных компетенции, поиск, обработка, представление и передача информации, составляющих основу информационной компетентности. У учащихся, работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в огромном потоке информации, умение анализировать, сравнивать, аргументировать, обобщать, делать выводы.
2.2. Оценка результатов педагогической деятельности.Для оценки эффективности используемых средств ИКТ в образовательном процессе мною было проведено анкетирование (Приложение 4) среди обучающихся 5-11 классов, результаты которого представлены ниже:
100% респондентов признают необходимость проведения уроков с использованием ИКТ;
86% опрошенных считают, что уроки с использованием ИКТ способствуют хорошему усвоению учебного материала;
80% опрошенных считают, что именно уроки с использованием ИКТ помогли им овладеть навыками грамотного поиска информации, ее переработки, отбора, анализа и представления готового продукта (презентации, доклада, сообщения и т.д.);
66% опрошенных признали, что именно уроки с использованием ИКТ подтолкнули их к началу творческой деятельности.
Таким образом, результаты анкетирования наглядно показывают, что использование информационных компьютерных технологий на уроках истории и обществознания помогает формировать знания, умения и навыки учащихсяи , что немаловажно, учит их ориентироваться в огромном количестве информации, перерабатывать ее, анализировать, что и является основой информационной компетентности.
Специфика предметов историко-обществоведческого цикла изначально связана с умениями работать с большими объемами разнообразной информации. Предметные знания, умения и навыки являются составляющими информационной компетентности. Поэтому при оценке эффективности примененияИКТ в формировании информационной компетентности следует учесть и образовательные результаты:
1. За последние пять лет качество знаний по истории в среднем составило 53,4%, по обществознанию – 54,2%. Успеваемость – 99% и 99,4% соответственно. Средний балл за этот период составил 3,7 как по истории, так и по обществознанию. Наблюдается незначительная, но все же положительная динамика результатов образовательной деятельности. (Приложение 5).
2. Одним из главных критериев оценки образовательных достижений обучающихся являются результаты сдачи единого государственного экзамена (Приложение 6). Трижды в течение межаттестационного периода мои ученики сдавали ЕГЭ по обществознанию. В 2012 г. 80% выпускников сдавали ЕГЭ по обществознанию, средний балл за экзамен по ОУ составил 53,8 (+6,5 по отношению к среднему баллу по району), максимальный – 60. Это был мой первый опыт подготовки обучающихся к единому государственному экзамену. В 2013 г. экзамен сдавали также 80% выпускников, средний балл составил 51,5, максимальный – 72. Несмотря на то, что в 2013 году средний балл по ОУ оказался ниже среднего балла по району (одна выпускница не смогла сдать экзамен), существенно возрос максимальный балл по ОУ. В 2014 году обществознание сдавала одна выпускница, набрав 69 баллов.
Важным показателем сформированности информационной компетентности считаю участие школьников во внеурочной деятельности по предмету, в частности в творческих конкурсах. Участие в творческих конкурсах позволяет обучающимся продемонстрировать свой информационный продукт. В 2011 году две мои ученицы, Чувашова Вера и Чукрева Юля, представили свои творческие работы на Всероссийском конкурсе презентаций «ТопСлайд». Призовых мест они не заняли, но обе работы были отмечены дипломами. В 2013 году ученица 11 класса Харина Юля приняла участие в районном конкурсе электронных экскурсий «Я поведу тебя в музей» в рамках Декабристского фестиваля. Со своей работой «Урик – «столичка» декабристов» Юля заняла 2 место.
Как учитель истории и работник школьного музейного уголка, я часто консультирую ребят начальной школы по вопросам краеведения. В 2015 году группа учащихся 3 класса разработала исследовательский проект «Места родные, милые места», который был представлен на Общероссийском конкурсе «Волшебный мир руками детей», организованном Историческим клубом «Клио». Данный проект был отмечен дипломом I степени в номинации «Краеведение». При подготовке данного проекта я оказывала не только консультации, касающиеся истории нашего села, но и консультации по техническому и эстетическому оформлению электронной презентации к проекту.
Также в 2015 году ученик 3 класса Нагорных Михаил под моим руководством подготовил творческую работу (сочинение) «Я расскажу Вам..» для участия во Всероссийском конкурсе «Герои этой эпохи». Эта работа была отмечена дипломом III степени. Работа была посвящена прапрадеду Миши, Богданову Михаилу Семеновичу, участнику Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. При подготовке данной работы мальчик освоил работу с сетевым ресурсом Министерства обороны РФ «Подвиг народа», где он нашел сведения не только о наградах, но и о совершенных прапрадедом подвигах, а также приобрел некоторый опыт проведения интервью для получения недостающей информации. О предвоенной и послевоенной жизни прапрадеда Миша узнал, проведя интервьюирование прабабушки.
Конечно, процент участия школьников в предметных творческих конкурсах небольшой. Но демонстрация творческих работ участников конкурсов другим ребятам активизирует их интерес к работе с ИКТ. В каждом классе есть ребята, которые с удовольствием начали выполнять творческие домашние задания в виде электронных презентаций, сообщений. С каждой работой растет их опыт работы с различными источниками информации и мастерство оформления информационного продукта.
Таким образом, применение ИКТ позволяет эффективно решать учебные задачи и задачи формирования информационной компетентности. Но, используя ИКТ в педагогической деятельности нельзя забывать об определенных недостатках применения данной технологии. Не у всех обучающихся есть компьютер в домашнем пользовании и не у всех, кто компьютер имеет, есть доступ к сети Интернет, а время для самостоятельных занятий в компьютерном классе не отведено в расписании. Существует вероятность, что, увлекшись применением ИКТ на уроках, учитель перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам.
Анализируя свою деятельность в межаттестационный период, хочу сказать, что учитель современной школы должен постоянно пополнять свои знания, совершенствовать свое педагогическое мастерство.Считаю, что подтверждением профессионального совершенствования являются результаты участия в конкурсах профессионального мастерства. В межаттестационный период я неоднократно участвовала в профессиональных конкурсах и презентациях педагогического опыта:
•2011 г. – Всероссийский конкурс презентаций «ТопСлайд», номинация «Педагогические работники» (диплом участника),
•2011 г. – Районная выставка-презентация «Учитель-профессионал XXI века» (сертификат),
•2012 г. – Муниципальный конкурс педагогической продукции «Мой лучший урок» (сертификат),
•2014 г. – Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года», заочный тур (сертификат),
•2015 г. – Всероссийский конкурс «Педагогические достижения», номинация «Лучшая презентация к уроку» (диплом II степени),
•2015 г. – Муниципальный конкурс «Престиж», (III место).
Также некоторые свои разработки я публикую на сайте «Про школу.ру».
Считаю, что результаты моей педагогической деятельности в межаттестационный период имеют положительную динамику. Использование в практике ИКТ позволяет решать поставленную перед школой задачу формирования информационной компетентности. Несмотря на то, что сегодня оценить уровень информационной компетентности учащихся довольно сложно, т.к. компетентностный подход находится пока на стадии внедрения, поэтому нет четкой системы оценивания данной компетентности. Более того, информационная компетентность – это ключевая (универсальная) компетентность, поэтому оценивать ее нужно на межпредметном уровне. Но ИКТ позволяют успешно формировать предметные составляющие информационной компетентности, выделенные в главе 1, § 1.2.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.Вхождение человеческой цивилизации в информационное общество предъявляет принципиально новые требования к системе образования, которой необходимо решить на практике проблему специальной подготовки обучаемого к жизни в таком обществе. В условиях информационного общества учащийся современной школы должен иметь закрепленный практикой опыт свободного, ответственного и при этом успешного осуществления свободы, которую дают ему информационные ресурсы современного общества. Одним из путей решения данной проблемы является формирование в процессе обучения в общеобразовательной школе информационной компетентности учащихся.
Как показала практика, формированию информационной компетентности учащихся содействует использование в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий. На уроках и использованием ИКТ учащиеся не получают информацию в «чистом виде» от учителя, а учатся самостоятельно ее добывать, систематизировать, анализировать, преобразовывать. У школьников, работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в огромном потоке информации, умение анализировать, сравнивать, аргументировать, обобщать, делать выводы.
Применяя ИКТ в своей деятельности, пришла к выводу, что следует работать в данном направлении и дальше, т.к. данная технология позволяет:
сделать уроксовременным, т.е. наглядным, красочным, информативным, интерактивным и экономичным по затратам времени;
приблизить урок к мировосприятию ребёнка, который больше слушает и смотрит, чем читает и говорит;
активизировать познавательную деятельность учащихся;
формировать различные информационные компетенции через определенные задания.
Тем не менее, используя ИКТ, нельзя забывать о том, что компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его. Главный принцип использования ИКТ – это развивающее обучение.
В своей работе я использую различные средства ИКТ, но на данный момент не создала четкой системы мониторинга уровня сформированности информационной компетентности. Это связано с тем, что проблема формирования информационной компетентности и оценивания уровня ее сформированности, недостаточно изучены в российской педагогической науке.
Также проблемой для меня, как и для многих других педагогов нашей школы, является освоение эффективных методов и приемов работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. В этом учебном году на базе нашей школы создан коррекционный класс-комплект. И для меня, как учителя, работающего в этом классе, важно не только разработать индивидуальные образовательные маршруты для таких обучающихся, но и разработать методическую базу для оценки их учебных достижений.
Это проблемы, над которыми я предполагаю работать в дальнейшем.
На следующий период работы ставлю перед собой следующие задачи:
1. Углубить знания по другим технологиям формирования информационной компетентности, в частности технология проектной и исследовательской деятельности.
2. Более подробно изучить способы оценивания информационной компетентности учащихся, разработать собственный инструментарий оценки.
3. Освоить эффективные методы и приемы работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, разработать методическую базу для оценки их учебных достижений.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКХуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты (Доклад на Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО 23 апреля 2002 г.) [Электронный ресурс].//Центр дополнительного образования «Эйдос». URL: www.eidos.ru/news/compet.htmХуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций. [Электронный ресурс].// Интернет-журнал «Эйдос», 2005. – URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm.
Хуторский А.В. Ключевые компетенции: технология конструирования.// Народное образование.-2003.- №5.
Тришина С. В.Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования. [Электронный ресурс]. // Интернет-журнал «Эйдос», 2004. – URL: http://www.eidos.ru/joumal/2004/0622-09.htm.
Гендина Н. И. Информационная грамотность или информационная культура: альтернатива или единство (результаты российских исследований). // Школьная библиотека. – 2005. – № 3. –с. 18-24.
Виноградова Т.С. Информационная компетентность: проблемы интерпретации.// Академический вестник Института педагогического образования и образования взрослых РАО «Человек и образование» – 2012. – № 2. – с. 92-98.
Кисилева Т.Г. Оценка информационной компетентности учащихся.// Ярославский педагогический вестник– 2011 – № 3 – Том II (Психолого-педагогические науки).
Ермаков Д. Информатизация образования и информационная компетентность учащихся // Народное образование. – 2009. - №4. – С. 158-161.
Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. – 2003. - №5. – С. 34-42.
Брежнев В. В. Содержание и структура информационной компетентности старшеклассника. [Электронный ресурс] // URL: http://www.scientific-notes.ru/pdf/017-21.pdfМакерова М.А. Использование ИКТ на уроках истории и обществознания, внеурочной деятельности как средство формирования информационной компетентности учащихся. [Электронный ресурс]. // Персональный сайт учителя истории и обществознания. – URL: http://mamakerova.ucoz.ru/index/samoobrazovanie/0-7
Приложение 1.Структура компетентностно-ориентированных заданий.
Элемент структуры КОЗ Примечание
Стимул Введение в проблему (погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение, желательна связь с практикой).
Может быть сформулирован в письменной или устной форме.
Задачная формулировка Точные указания на деятельность учащихся по выполнению задания (то есть, что именно должен продемонстрировать ребенок, чтобы учитель счел его компетентным).
Например, поставить вопрос, систематизировать, выделить, выразить в словесной форме, записать, обозначить, подчеркнуть, разделить на составные части, выразить мысль, высказать согласие (несогласие) и т.д.Источник информации Перечень источников информации, необходимых для успешной деятельности учащихся по выполнению задания.
Бланк для выполнения задания Если задание подразумевает структурированный ответ.
Инструмент проверки Критерии оценивания результатов выполнения задания (модельный ответ, аналитическая шкала, бланк наблюдения)
В оценивании результатов КОЗ используется 3 варианта:
1. Ключ - эталон результата выполнения учащимися задания закрытого типа. Ключ – это четко зафиксированный правильный ответ.
2. Модельный ответ (это примерный ответ, с которым учитель может сравнивать ответ ученика: если близко к нему, то ставится высокий балл, чем дальше от него, тем ниже балл).
3. Критерии оценивания (за что и в каких пределах дать баллы) разрабатываются вместе с учебной задачей. Например, если задание требует написать эссе по определенной теме, проблеме, то пользуемся критериями, предъявляемыми к такому заданию в ЕГЭ.
Приложение 2.
Компетентностно-ориентированные задания по истории Древнего мира, 5 класс.
Пример 1.
Тема: «Древнейшая Греция».
Ключевая компетентность: информационная.
Аспект: умение анализировать источники исторической информации (карту) и делать выводы.
Этап урока: изучение нового материала.
Стимул: Ребята, давайте совершим путешествие в Древнюю Грецию.
Задачная формулировка:
1. Изучите карту Древней Греции и карту мира.
2. Определите географическое положение Древней Греции.
3. Охарактеризуйте по карте природные условия Древней Греции.
4. Сделайте вывод: каким занятиям благоприятствовали эти природные условия, а каким нет.
Источник информации:
1. Атлас по истории древнего мира.
2. Карта мира.
Бланк ответа не требуется.
Инструмент проверки: Модельный ответ.
Древняя Греция располагалась на материке Евразия, в южной части, на Балканском полуострове. С запада, юга и востока омывается морями.
Климат теплый, полноводных рек нет, местность гористая, почвы каменистые. Природные условия Древней Греции благоприятствовали мореплаванию и торговле, и не благоприятствовали земледелию.
Критерии оценивания:
Задания Критерии оценивания Баллы Общее количество баллов
1. Определение географического положения. Указан:
- материк
- географическая часть материка
-географический объект 1
1
1 3
2.Характеристика природных условий. Охарактеризованы:
- климат
- реки
- почва 1
1
1 3
3. Вывод. Вывод сделан:
- самостоятельно
-с помощью учителя 2
1 2
Аналитическая шкала:
8-7 баллов – оценка «5»;
6–5 баллов - оценка «4»;
4-3 балла – оценка «3».
Пример 2.
Тема: «Религия древних греков» (история, 5 класс).
Ключевая компетентность: информационная.
Аспект: умение анализировать информацию, соотносить с имеющимися знаниями.
Этап урока: закрепление нового материала (также можно использовать в качестве домашнего задания по теме).
Стимул: Древнегреческие мифы, поэмы Гомера содержат много крылатых выражений, которые используются и в современной речи. Важно, применяя такие выражения, не исказить их смысл и значение.
Задачная формулировка:
1. Прочитайте предложенные вам тексты.
2. Подчеркните в текстах словосочетания, которые можно заменить крылатыми выражениями.
3. Замените подчёркнутые словосочетания крылатыми выражениями.
Источник информации:
1.Враги долго осаждали крепость, не подозревая о том, что её жители уже изнемогали от жажды и голода. Через 3 дня крепость пала, потому что врагам удалось найти уязвимое место – подземный ход, ведущий в самое сердце укреплённого города.
2.Оказаться между двух опасностей, как между двух огней, не пожелаешь и врагу.
3.Мишка и Сережка опять поругались. А причиной ссоры стала Маринка – красивая девчонка из соседнего двора.
4.Ребята одни отправились в эту ужасную пещеру. Они бы точно заблудились, если бы не ручей, который помог им найти правильную дорогу и стал единственной надеждой и выходом из сложного положения.
Инструмент проверки – модельный ответ:
1.Враги долго осаждали крепость, не подозревая о том, что её жители уже изнемогали от жажды и голода. Через 3 дня крепость пала, потому что врагам удалось найти уязвимое место – подземный ход, ведущий в самое сердце укреплённого города (Ахиллесова пята).
2.Оказаться между двух опасностей, как между двух огней, не пожелаешь и врагу (между Сциллой и Харибдой).
3.Мишка и Сережка опять поругались. А причиной ссоры стала Маринка – красивая девчонка из соседнего двора (яблоко раздора).
4.Ребята одни отправились в эту ужасную пещеру. Они бы точно заблудились, если бы не ручей, который помог им найти правильную дорогу и стал единственной надеждой и выходом из сложного положения (нить Ариадны).
Критерии оценивания:
Задания Критерии оценивания Общее количество баллов
Подчеркните в текстах словосочетания, которые можно заменить крылатыми выражениями За каждое верно подчеркнутое словосочетание – 1 балл 4
Замените подчёркнутые словосочетания крылатыми выражениями За каждое верное крылатое выражение – 1 балл 4
Аналитическая шкала:
8-7 баллов – оценка «5»;
6–5 баллов - оценка «4»;
4-3 балла – оценка «3».
Приложение 3.
Пример компетентностно-ориентированных тестов по истории Древнего мира.
Тема: «Завоевания Александра Македонского».
Источник информации:
Древнегреческий историк Арриан о разгроме персов Александром Македонским.
Александр подходил к реке Граник1 [334 г. до н.э.], когда к нему прискакали разведчики с известием, что за Граником стоят персы... К нему подошел Парменион [македонский полководец] и сказал: «Мне думается... хорошо было бы стать на этом берегу реки лагерем... Враг не осмелился расположиться вблизи от нас; тем самым он даст нашему войску возможность легко переправиться на рассвете... Теперь же если воины станут переходить на них нападет... конница врага...» «Я знаю — ответил Александр, — но мне стыдно, что я без труда перешел Геллеспонт, а этот ручей помешает нам... Я переправлюсь: этого требует и слава македонцев, и мое пренебрежение к опасности. Да и персы воспрянут духом, сочтя себя достойными противниками»...
Александр вскочил на лошадь, приказав окружающим следовать за ним... Сам же под звуки труб вошел в реку... Он первый бросился на персов, устремившись туда, где стояли их военачальники... Тут и обнаружилось превосходство Александровых воинов: они были не только сильнее и опытнее, но и были вооружены не дротиками, а тяжелыми копьями...
У македонцев пало 85 всадников, а пехотинцев около 30. Их Александр похоронил на следующий день с почестями; с родителей и детей снял налоги... О раненых он всячески позаботился, сам обошел всех, осмотрел раны; расспросил, как кто был ранен, и каждому дал возможность и рассказать о том, что он сделал, и похвастаться. И персидских военачальников он похоронил; похоронил и эллинов-наемников, которые пали, сражаясь заодно с его врагами...
В центре [в битве при Гавгамелах2], где находился сам Дарий, стояли телохранители царя, персы, индусы... Слоны и пятьдесят серпоносных колесниц были поставлены около царского отряда Дария. Перед правым флангом были поставлены еще пятьдесят колесниц и всадников... Наемники греческие стояли... против самой македонской фаланги, как единственные равные ей по силе...
Между тем варвары двинули против Александра серпоносные колесницы, чтобы привести в замешательство его фалангу. Но просчитались. ...Одни из них были засыпаны стрелами, у других македонцы резали постромки, стаскивали с них колесничих... Некоторым, однако, удалось проехать через ряды противников. Но те... расступались, чтобы пропустить колесницы...
Когда же всадникам Александра удалось в одном месте разорвать строй варваров, он, поставив клином македонскую конницу, бросил ее на самого Дария, и тот первый обратился в бегство.
1Граник — древнегреческое название реки Коджабаш, впадающей в Мраморное море. В 334 году до нашей эры на реке Граник македонские войска нанесли первое поражение персидской армии.
2 Гавгамелы — селение в Междуречье, возле которого 1 октября 331 года до нашей эры македонские войска окончательно разгромили персидскую армию.
Тесты на информированность/знание
1. Как звали царя, отца Александра Македонского?
1. Дарий I 2. Дарий III 3. Филипп II4. Фидий
2. Кто такие эллины?
1. персы 2. македонцы 3. всадники 4. греки
3. Что такое Геллеспонт?
1. гора 2. река 3. пролив 4. область в Греции
4. Тесно сомкнутое линейное построение македонской пехоты для боя, имеющее от 8 до 16 рядов - это
1. черепаха 2. фаланга 3. манипула 4. баталия
5. В каком сражении греко-македонское войско окончательно разбило персов?
1. при Херонее 2. при Иссе 3. при Гавгамелах 4. при Александрии
Тесты на осознанность/понимание
1. Почему небольшая македонская армия сумела разгромить армию персов в битве у р.Граник? (македонцы были сильнее и опытнее, у них были тяжелые копья, а у персов дротики)
2. В каком значении используется слово постромки в тексте?
1. упряжки 2. кнуты 3. ремень 4. верёвка
3. В каком веке произошло сражение у р. Граник?
1. в 3 веке до н.э. 3. в 3 веке н.э.
2. в 4 веке до н.э. 4. в 4 веке н.э.
4. Почему Александр Македонский смог покорить Персидскую державу?
армия персов состояла из наёмников, которые в любой момент могли подвести, т.к. они не были заинтересованы в результатах военных побед.
знать Персидской державы боролась за власть между собой, в стране было не спокойно.
покоренные и уставшие от власти персов народы могли переходить на сторону македонской армии, так как хотели освободиться от власти сатрапов.
полководческий талант Александра Македонского
все вышеперечисленное
Тесты на функциональную грамотность/использование
1. На какие части своего войска особо надеялся персидский царь Дарий III при Гавгамелах? Сбылись ли его надежды? (Слоны, серпоносные колесницы и царский отряд; его надежды не сбылись, т.к. войско было окончательно разбито).
2. Сколько лет назад произошла битва при р. Граник?
1. 1678 лет назад 3. 2346 лет назад
2. 2340 лет назад 4. 2348 лет назад
Тесты на частично-поисковый метод/анализ
1. Как вы думаете, распад державы Александра Македонского был предопределен или его можно было избежать?
2. Как по-вашему, если бы Александр Македонский в силу невероятных обстоятельств оказался в 21 веке, то кем бы он стал? Свой ответ обоснуйте.
1. политиком 3. писателем
2. экономистом 4. секретным агентом
3. Историки посчитали, что в период империи Александра Македонского во всех завоеванных им странах было свыше 20 таких городов, из которых до наших дней дожил лишь один. Что это за город?
Тесты на исследовательский уровень/синтез
1. О каких человеческих и полководческих качествах Александра Македонского свидетельствует документ?
2. Продолжите фразу: "Он хотел завоевать весь мир..."
Тесты на оценку
1. Согласны ли в с мнением Ганнибала, который считал, что Александр Македонский был величайшим полководцем своего времени? Приведите 3-5 аргументов в доказательство своей точки зрения.
Приложение 4.
Результаты анкетирования обучающихся
«ИКТ на уроках истории и обществознания»
В анкетировании участвовало 35 обучающихся 5-11 классов.
Вопрос анкеты Ответы обучающихсяДа Нет Затрудняюсь ответить
1. Как ты считаешь, нужно ли применять ИКТ на уроках истории и обществознания? 35 чел.
100% 2. Способствуют ли уроки с использованием ИКТ хорошему усвоению учебного материала по сравнению с традиционным уроком? 30 чел.
86% 2 чел.
5% 3 чел.
9%
3. Способствуют ли уроки с использованием ИКТ овладению тобой навыками грамотного поиска информации, ее переработки, отбора, анализа и представления готового продукта (презентации, доклада, сообщения и т.д.)? 28 чел.
80% 1 чел.
3% 6 чел.
17%
4. Подтолкнули ли тебя уроки с использованием ИКТ к началу творческой деятельности в рамках изучения истории и обществознания? 23 чел.
66% 7 чел.
20% 5 чел.
14%
Приложение 5.
Образовательные результаты в динамике за 5 лет.
История.
Учебный год Качество знаний Успеваемость Средний балл
2010-2011 53 100 3,9
2011-2012 63 100 4
2012-2013 40 98 3,4
2013-2014 55 97 3,6
2014-2015 56 100 3,8
Средний показатель 53,4 99 3,74
Обществознание.
Учебный год Качество знаний Успеваемость Средний балл
2010-2011 58 100 4
2011-2012 61 100 3,8
2012-2013 41 100 3,4
2013-2014 55 97 3,6
2014-2015 56 100 3,8
Средний показатель 54,2 99,4 3,72
Приложение 6.
Результаты ЕГЭ по обществознанию.
Средний балл (в сравнении с районным показателем)
Максимальный балл по ОУ
Соотношение умений и информационных компетенций обучающихся.
Группа умений Информационные компетенции Личностная значимость
Поиск информации 1. Извлекать информацию из нескольких источников.
2. Находить необходимый источник информации и определять его примерное содержание.
3. Определять избыток и недостаток информации в тексте.
4. Пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
5. Определять первичные и вторичные источники информации.
6. Использовать сноски, примечания, цитаты, библиографию.
7.Определять основную идею текста, различного рода изображений.
8. Понимать и составлять зависимости, выраженные в графической форме. Для нахождения противоречий.
Для рационального и эффективного поиска необходимой или интересующей информации.
Для решения проблем в учебных и бытовых целях.
Для оперативного восполнения недостающего знания.
Для оценки данных.
Для проверки доказательства, изложения своей точки зрения в учебных и бытовых ситуациях.
Для передачи содержания текста в сжатом виде в соответствии с бытовыми и учебными целями.
Для рационального, без большой потери времени воспроизводства в памяти прочитанного или услышанного.
Обработка информации 1. Создавать такие письменные формы представления информации как резюме, рефераты и др.
2. Владеть техникой свертывания и развертывания информации.
3. Ясно выражать свои мысли – выбирать тип и стиль текстов. Для делового и дружеского общения.
Для оформления результатов своего информационного поиска.
Для создания письменных текстов различных типов и стилей в ситуациях учебного и повседневного общения в зависимости от поставленной задачи; для последовательного изложения материала и более легкого его восприятия.
Представление информации 1. Структурировать материал – осуществлять группировку и перегруппировку содержания текста.
2. Соблюдать объем текста, логичность и последовательность изложения.
3. Различать мнения и факты в высказывании человека.
4. Поддерживать дискуссию, обсуждение, выступать от имени группы по итогам обсуждения. Для того, чтобы в случае необходимости отойти от заранее приготовленного текста, связанного с учебной деятельностью и личными интересами и развернуто отвечать на вопросы.
Для поддержания интереса к тексту, его понимания и восприятия.
Для аргументации своей точки зрения.
Для эффективного ведения спора.
Передача информации 1. Структурировать текст выступления.
2. Приводить аргументы.
3. Использовать методы свертывания и развертывания информации.
4. Высказывать свое мнение в соответствии с актуальной ситуацией. Для последовательной передачи информации, понимания слушающим логики изложения.
Для придания устному тексту большей убедительности и доказательности.
Для того, чтобы помочь слушателю понять основную идею выступления.
Для поддержания беседы, дискуссии, отстаивания своей точки зрения, проверки ее обоснованности