Обобщение и распространение педагогического опыта по теме Использование ИКТ на уроках в начальной школе как средство формирования учебной мотивации обучающихся
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Становская средняя общеобразовательная школа»
Использование ИКТ на уроках в начальной школе как средство формирования учебной мотивации обучающихся
(обобщение опыта)
Автор работы: Леонова Татьяна Юрьевна,
учитель начальных классов
Становое, 2015
Леонова Татьяна Юрьевна
Информация об опыте
1.Условия возникновения опыта
Сегодня перед современной школой стоит очень важная задача – подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении образования. И ключевую роль в решении этих задач играет компетенция современного человека в ИКТ. Именно поэтому перед учителем начальных классов стоит важная задача – создание в школе развивающей образовательной среды, насыщение её, обогащение как информационное, так и интеллектуальное.
Опираясь на новый Федеральный образовательный стандарт начального общего образования, можно четко сформулировать, что цель современной школы - не в том, чтобы ученик знал больше, а в том, чтобы он умел самостоятельно узнавать, добывать нужные ему знания, умел применять их не только в учебной деятельности, но и в различных ситуациях, что позволит ему успешно адаптироваться в новых жизненных условиях.
Как же построить работу на уроке, чтобы доставить ребёнку эту радость успеха, чтобы ему интересно было учиться, как повысить мотивацию к учению?
Мотивы - это то, что побуждает и направляет деятельность человека, ради чего он её совершает. Мотивы можно разделить на две группы: мотивы достижения и мотивы избегания. Естественно, мой опыт связан с мотивами достижения. Работаю по ФГОС, УМК «Школа России».
Леонова Татьяна Юрьевна
Именно поэтому для самообразования я выбрала тему « Использование ИКТ на уроках в начальной школе как средство формирования учебной мотивации обучающихся». Данная тема стала очень актуальной в связи с введением ФГОС.
Сегодняшнее поколение называют цифровым и, действительно, оно первое, которое будет жить в цифровой среде. Это заставляет нас, учителей начальной школы, задуматься о том, как учить и чему учить. Кроме того, сейчас акценты смещаются на слово «САМ». Не главное, что ученик знает, важнее, что он умеет делать сам. Именно это, на мой взгляд, позволяет педагогу развивать личность, готовую к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.
2. Актуальность опыта
«Научить человека жить в информационном мире –
важнейшая задача современной школы»
академик А.П. Семенов
Система образования в нашей стране вступила в период фундаментальных перемен, характеризующийся новым пониманием целей и ценностей образования. В этот непростой период, когда осознается необходимость перехода к непрерывному образованию, использованию в обучении новых технологий обучения, методы и средства информатизации образования становятся все более актуальны. Проблема повышения мотивации обучающихся в условиях развития современной школы и стремление педагогов удовлетворить все возрастающие потребности общества в образовании путём использования компьютерных технологий обучения приобретает превалирующее значение. Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Это способствует активизации познавательной деятельности обучающихся, стимулирует и развивает психические процессы, развитие мышления, восприятия, памяти. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет мне развивать умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств: компьютеров, мобильной связью, Интернет и т. д.
Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности. Поэтому развивать информационную культуру необходимо
Леонова Татьяна Юрьевна
с начальной школы, ведь начальная школа - это фундамент образования, от того каким будет этот фундамент зависит дальнейшая успешность ученика, а затем и выпускника в современном мире, который будет жить и трудиться в нынешнем обществе. Он должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Совершенно очевидно, что, используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно.
Следовательно, необходимо искать эффективные методики и технологии. Всё это входит в процесс радикальных изменений системы современного образования, которая переходит на новый уровень обучения – обучение с использованием информационных и коммуникационных технологий. При этом скорость подачи качественного материала в рамках одного урока увеличивается. Такие умения как умения вести поиск информации, систематизировать и анализировать её, могут помочь в дальнейшем ученикам школы самоутвердиться в жизни, т.е. повысить свой интеллектуальный уровень, самостоятельно добывая знания. Но считаю, что использование информационно - коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе должно быть неразрывно связано с сохранением здоровья детей, только в этом случае преимущества применения ИКТ будут реализованы в полной мере.
Актуальность темы опыта ещё и в том, что, повышая мотивацию обучающихся посредством приёмов использования компьютерных технологий в обучении, учитель создаёт психолого-педагогические условия для самореализации, самосовершенствования личности учащегося; создаёт ситуацию успеха, обеспечивает комфортное самочувствие, взаимопомощь учащихся.
3.Ведущая педагогическая идея
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании на уроках и во внеурочной деятельности условий для повышения уровня мотивации через использование информационно-коммуникационных технологий. Как включить каждого ученика в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных способностей?
Так как обучение - это целенаправленный и мотивированный процесс, а мотивация может быть познавательной, коммуникативной, игровой и.т.д., то каждый раз, планируя очередной урок, приходится задуматься - как же заинтересовать учащихся?
Ведущая идея опыта - доказательство целесообразности применения интерактивных тестов и ИКТ на уроках как средства повышения мотивацииобучения учащихся и выявления педагогических условий, обеспечивающих эту эффективность.
Леонова Татьяна Юрьевна
Идея использования ИКТ в начальной школе ко мне пришла из современных требований к качеству российского образования и требований к современному учителю. Все мы прекрасно понимаем, что грамотное использование ИКТ в начальной школе будет способствовать:
* формированию учебной мотивации;
* повышению качества знаний школьников, снижению дидактических затруднений;
* обеспечению дифференциации обучения;
* повышению объёма выполняемой на уроке работы;
* развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников;
* рационализации организации учебного процесса,
* повышению эффективности урока;
* повышению уровня комфортности обучения, повышению активности и инициативности школьников на уроке;
* формированию информационно-коммуникативной компетенции.
Одной из отличительных особенностей ФГОС является новый подход к системе оценивания, который предполагает переход на критериальную, содержательную оценку. Для этого я использую шкалы для самооценки, таблицы, карточки со знаками “+” и “-”, листы достижений. Предлагаю детям оценить свою работу, работу другого ребенка или группы детей по определенным критериям. Таким образом, включение в урок приемов, которые делают процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из детей включаются в процесс учения с огромным желанием, прилагая все усилия. Детям нужен успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое. Ко времени окончания начальной школы в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования младший школьник сможет быть, прежде всего, социально компетентен.
Леонова Татьяна Юрьевна
4. Длительность работы над опытом
Работа над опытом охватывает период с 2011 года по настоящее время.
5.Диапазон опыта
Диапазон педагогического опыта включает в себя основные предметные дисциплины:
- уроки русского языка;
- уроки литературного чтения;
- уроки математики;
-уроки окружающего мира;
-внеурочная деятельность;
-внеклассные мероприятия.
6. Теоретическая база опыта
Прохоров Ю.В. определяет информационную технологию как «создаваемую прикладной информатикой совокупность систематических и массовых способов и приёмов обработки информации во всех видах человеческой деятельности с использованием современных средств связи, полиграфии, вычислительной техники и программного обеспечения». Существует и другой взгляд на информационные технологии. Алборова С.З. считает, что информационные технологии в обучении представляют собой «совокупность методов и средств обучения, направленных на формирование у учащихся определённых знаний, умений и навыков». Словари коммуникацию определяют как процесс общения, линию связи, пути сообщения, следовательно, коммуникационные технологии – это технологии общения, связи, то есть совокупность методов, устройств и механизмов обработки информации, используемых обществом для обмена информацией.
Современные исследователи, проанализировав учебную деятельность, обеспечивающую условия взаимодействия между обучаемым (обучаемыми), преподавателем и средствами ИКТ и направленную на достижение образовательных целей, - это одно из её определений. Другое определение говорит о том, что информационно-учебная деятельность, определяется как деятельность, в основу которой положено информационное взаимодействие между обучаемым, преподавателем и средствами новых информационных технологий, направленную на достижение учебных целей, и включающую в себя следующие виды деятельности – регистрацию, сбор, накопление, хранение. На сегодняшний день самым важным современным устройством
Леонова Татьяна Юрьевна
ИКТ является компьютер, который снабжён необходимым программным обеспечением, а также средства коммуникаций вместе с размещённой на ней информацией.
Практический опыт убеждает нас в том, что самое главное в обучении - это мотивация обучающихся. Подтверждение этой мысли и интересные рекомендации можно найти в работах по проблеме мотивации Теплова Б.М., Леонтьева А.Н., Кузовлева В.П.. Пассова Е.И. и многих других. Учащихся без мотивации к обучению просто не существует. Любая познавательная деятельность учащихся наряду с операционными компонентами (знания, умения и навыки) включает и мотивационные (мотив, интерес, отношение). Мотивационные компоненты определяют для учащихся значимость того, что им познаётся и усваивается. Его отношение к учебной деятельности, её содержанию, способам выполнения и результатам деятельности. Мотивация является источником активности и направленности личности на предметы и явления действительности, в результате чего и возникает активность. Для достижения поставленной цели кроме желания необходим объект, который, отвечая потребности, являлся бы побудителем деятельности,
придал бы ей определённую конкретную направленность, т.е. необходим мотив.
В настоящее время формирование познавательной мотивации необходимо, так как это придаёт деятельности учащихся особый личностный смысл, благодаря чему изучение учебного предмета приобретает для него самостоятельную ценность. В основе познавательной мотивации лежит бескорыстная жажда познания, неудержимое стремление познать всё новое и новое. При такой мотивации учащийся с большой лёгкостью справляется с трудностями.
7. Степень новизны
Введение раннего изучения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс обусловлено требованиями нового государственного образовательного стандарта начального общего образования. Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовала возникновению нового вида образования инновационного, в котором информационные технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль. Владение информационными технологиями ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека. Главная цель внедрения ИКТ появление новых видов учебной деятельности.
Леонова Татьяна Юрьевна
С применением ИКТ строятся особые отношения учителя, родителей и детей. Меняется традиционная цепочка передачи знаний от взрослого ребёнку. В традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Однако забывать про обучающую роль учебника на уроке не следует. Надо стараться грамотно сочетать использование ИКТ и учебника, которые должны дополнять друг друга. Сочетание учебника и ИКТ должно быть гармонично.
При умелом использовании ИКТ помогают мне, как учителю разнообразить урок, сэкономить время на уроке, проводить уроки на высоком эмоциональном и эстетическом уровне. Ученику ИКТ помогают получить опыт самостоятельных действий, самоконтроля, повысить самооценку, мотивацию.
Естественен вопрос: «Что нового даёт применение новых информационных технологий в управлении качеством образования?»
Сегодня информационные компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает
самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.
8. Технология опыта
Как показала практика, использование ИКТ в начальной школе не только позволяет повысить мотивацию и эффективность преподавания, но и более рационально и экономно использовать время на уроках. Современные возможности компьютера способствуют в начальной школе не только обеспечению первоначального становления личности ребёнка, но и выявлению, развитию у него способностей, формированию умений и желания учиться.
Очень важно уже в начальной школе заложить мысль, что компьютер – это не игровой автомат и устройство для путешествия по виртуальным мирам, а инструмент для решения задач, нахождения нужной информации. Большое количество компьютерных программ для младших школьников ориентированы на развитие внимания, мышления, памяти младших школьников на основе заданий, явно выделяющих процессы обработки информации человеком, формирование осознанного и ценностного отношения к собственной деятельности по переработке информации. Проявляются во всей полноте такие процессы, как мышление, представление, восприятие и память.
Цель опыта:
Леонова Татьяна Юрьевна
Создать условия для формирования высокого уровня мотивации младших школьников на основе использования информационно-коммуникационных технологий на уроках и во внеурочное время.
Задачи:
Изучить теоретические основы опыта.
Обобщить опыт работы по применению информационно-коммуникативных технологий в начальной школе.
Показать результативность применения информационно-коммуникативных технологий в начальной школе.
Применяя в педагогической деятельности информационно-коммуникационные технологии, на уроках я использую следующие формы подачи материала и оценивания знаний с помощью компьютера: презентация, информационно-обучающие программы и тренажёры, тесты, электронные энциклопедии, логические игры, демонстрация видеоклипов, работа с электронными учебными пособиями. Но, работая с детьми младшего школьного возраста, мы должны помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!». Помимо положительной стороны использования ИКТ, есть и отрицательные моменты - это проблемы осанки и опорно-двигательного аппарата; нарушение зрения, компьютерная радиация, компьютерная зависимость.И поэтому продолжительность применения ТСО на уроках должна соответствовать требованиям САНПИН.
Классы
Непрерывная длительность (мин.) не более
Просмотр статистических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения
Просмотр телепередач
Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения
Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой
Прослушиваемые аудиозаписи
Прослушивание аудиозаписи в наушниках
1-2
10
15
15
15
20
10
3-4
15
20
20
15
20
15
А поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий.
Режим учебных занятий с использованием компьютерных средств представлен (по Н. Т. Лебедевой).
Леонова Татьяна Юрьевна
Здоровьесберегающие требования к учебным занятиям с использованием компьютерных средств в начальной школе
Класс
1 - 4
Длительность работы с компьютерами
15 мин.
Количество занятий в день
1
Гимнастика для глаз
3-5 упражнений
по 5 и более раз каждое
Физкультминутка на рабочем месте
7-8 упражнений
по 4-6 раз каждое
Длительность перерывов между занятиями
10-20 мин
Использование компьютерных технологий осуществляю на следующих уроках: математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир,
технология, изобразительное искусство, музыка, а так же во внеурочной деятельности. Презентация – неотъемлемая часть моих уроков.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и звук, и графика. Анализ таких занятий показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом.
Кроме того, фрагменты уроков, на которых использую презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип фасциации (принцип привлекательности). Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.
Презентация (от лат. praesentatio) представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного. Презентация представляет собой сочетание изображения, звука, музыки, графики и т.д., которые организованы в единую среду удобную для восприятия информации. Хочу поделиться рекомендациями, предъявляемыми к оформлению презентаций.
( Приложение №1)
Леонова Татьяна Юрьевна
Использование презентации сопровождает и иллюстрирует объяснения учителя, обогащает рассказ учителя, делает его более доступным и запоминающимся. Это сопровождение позволяет воспринимать информацию не только на слух, но и визуально. Такое использование одновременно нескольких каналов восприятия информации усиливает обучающий эффект. Кроме обеспечения наглядности, презентация помогает упорядочить знания. К тому же я сама могу скомпоновать учебный материал, исходя из особенностей своего класса, предмета, темы урока.
Структуру урока при использовании мультимедийных технологий принципиально не изменяю. В нем сохраняются все основные этапы, изменяются, иногда, только их временные характеристики. В соответствии с поставленными целями и задачами я применяю информационно-коммуникационные технологии на любом этапе урока:
на этапе самоопределения к деятельности для создания мотивации и входа моих учеников в учебную деятельность;
на этапе актуализации для повторения знаний, необходимых и достаточных для построения нового способа, выполнения заданий, актуализирующих мыслительную деятельность, для создания затруднения в пробном действии;
на этапе построения проекта выхода из затруднения для выявления места и причины затруднения, уточнения темы урока, постановки цели, построения плана дальнейшей деятельности;
на этапе реализации построенного проекта для подведения итогов групповой работы, устранения затруднения в пробном действии, для использования программ, имитирующих опыты;
на этапе первичного закрепления для тренировки в выполнении заданий на применение нового способа;
на этапе самостоятельной работы для самопроверки выполненной работы по эталону;
на этапе включения в систему знаний и повторения для решения различных заданий, связывающих новый способ с изученными ранее, а также для проверки этих заданий по подробному образцу, для использования диагностических и контролирующих материалов;
на этапе рефлексии учебной деятельности для выявления соответствия поставленной цели урока и результата, для самооценки деятельности моих ребят на уроке и моей оценки нашей совместной работы, для организации обсуждения и записи домашнего задания.
Опытом проведения таких медиауроков я и хочу поделиться.
Первые дни ребёнка в школе являются самыми трудными. Игра необходима для сохранения преемственности между детским садом и школой, и для снижения психических и физических перегрузок. С помощью презентаций открываются большие возможности для привлечения элементов игры и занимательности на уроках обучения грамоте.
Леонова Татьяна Юрьевна
Они кроются в картинности текстового и иллюстрированного материала и дают толчок детской фантазии, работе творческого воображения. Необходимо отметить, что огромная роль в презентации играет не просто демонстрация изображения, а анимация, т.е. движение картинки, буквы, слова.
Рассмотрим урок обучение грамоте в 1 классе.
Этап: Включение в систему знаний и повторение
Предлагаю детям ответить на вопрос:
- Какое слово задумано? Почему?
-Давайте проверим ваши предположения. (Слайд №2)
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Наверное, многие согласятся, что многие дети считают уроки русского языка скучными и неинтересными. Психологами доказано, что
знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мёртвый груз. Как же заставить учеников слушать на уроке, с помощью каких средств и методов зажечь в из глазах пытливый огонёк жажды знаний? Всегда можно отыскать что-то интересное, увлекательное и занимательное в русском языке (словообразование, правописание шипящих, лексика и т.д.).
Многие учителя, работающие в начальных классах, сталкиваются с проблемой запоминания слов с безударными гласными, непроверяемыми ударением. Я применяла разнообразные дидактические приёмы: интересные рисунки, грамматические сказки, но хотелось найти такие приёмы, чтобы самые слабые ученики испытывали удовольствие от работы с этими словами. И здесь мне опять пришла на помощь презентация.
Урок русского языка в 3классе.
Тема: «Части речи (общее представление)»
Этап: Актуализация знаний
Предлагаю детям написать словарный диктант.
Леонова Татьяна Юрьевна
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
( Слайд №3)
Очень удобно использовать презентации при работе над сочинением: план, вопросы, трудные слова, сама картина – всё это перед глазами детей. Да и не всегда в школе найдётся картина, которая необходима по программе, поэтому мультимедиа очень удобна.
Тема урока русского языка в 3 классе: Сочинение по картине Решетникова «Опять двойка»
Этап: Локализация индивидуальных затруднений
( Слайд № 4)
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Особенно интересными с помощью презентации можно сделать уроки литературного чтения. Портреты писателей, места, где они жили и творили, инсценировки отдельных эпизодов из произведений, составление плана, словарная работа, чистоговорки, скороговорки - всё становится интересным, если использовать эти современные методы.
Открытый урок литературного чтения в1классе.
Тема: К.Д.Ушинский «Наше Отечество»
Этап: Актуализация знаний и фиксация затруднения.
(Приложение №2)
Урок литературного чтения. 3 класс. Тема: М.Лермонтов. «Утес»
Леонова Татьяна Юрьевна
Этап: Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Учебная звукозапись несет в себе большой воспитательный и развивающий потенциал. Именно в начальной школе часто применяется учебная звукозапись. Учащиеся слушают фрагменты литературных произведений, выразительное чтение стихотворений. Чтение стихов под удачно подобранную фонограмму вызывает в душах маленьких слушателей бурю эмоций, желание самим попробовать вызвать такие же чувства и у других.
(Слайд №5)
Даже такую сложную для малышей науку как математика, можно сделать более понятной с помощью медиауроков. Я использую цепочки примеров для устного счёта, а также для наглядности при изучении новых тем.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
(Слайд №6)
Математика 3 класс. Урок-сказка.
Тема: «Таблица умножения. Закрепление пройденного»
Цель: закрепить табличные случаи умножения;
отработать вычислительные навыки и умение решать задачи.
Этап: Актуализация
Предлагаю начать путешествие в сказку,
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Леонова Татьяна Юрьевна
выбрав вид транспорта и завести моторы, выполнив задание на знание таблицы умножения и деления. (Задание выполняют в ноутбуках) (Приложение № 3)
На этапе Локализации индивидуальных затруднений и Реализации построенного проекта выполняем задание, которое предлагают Баба-Яга и Водяной. Затем смотрим учебный фильм о лягушках.
В начальной школе много времени отводится решению задач. Здесь особенно нужна наглядность на всем протяжении обучения, как важное средство развития более сложных форм конкретного мышления и формирования математических понятий. Начиная с первого класса, ребята должны научиться понимать задачу, поэтому учителю приходится рисовать иллюстрации, чертежи и рисунки к задаче, а это отнимает драгоценные учебные минуты, да и учителю приходится долго готовиться, чтобы сделать рисунок, а здесь достаточно щелчка мышки.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
(Слайд №7)
Окружающий мир.
Вообще для этих уроков презентация просто находка. Картинки окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепочки питания – всё можно отразить на слайдах. Во многих школах нет современных карт, да и купить их накладно. А здесь всё готовое.
И проверить знания проще: тесты, кроссворды, ребусы, шарады – всё делает урок увлекательным, а, следовательно, запоминающимся. Приведу пример некоторых фрагментов слайдов, которые я готовила к урокам окружающего мира.
Урок окружающего мира. 1 класс.
Тема урока: «Как зимой помочь птицам?»
Этап: Выявление места и причины затруднения
Предлагаю посмотреть, кто к нам пришёл в гости (Слайд №8) и обсудить их мнения.
Петушок считает, что птицы улетают, потому что становится холодно.
Курочка, что им нет корма и нечем питаться.
А цыплёнок думает, что их выгоняют.
Леонова Татьяна Юрьевна
- Какой возникает вопрос? (Почему птицы улетают на юг?)
-Это первый вопрос, на который нам предстоит ответить на уроке.
Урок окружающего мира. 3 класс.
Тема урока: «Охрана животных»
Этап: Включение в систему знаний и повторение
На этом этапе проверяю уровень усвоения темы, причём на экране показывается нетолько задание, но и ответ. (Слайд №9)
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Искусство. (Слайд №10)
Презентацию также можно использовать на уроках изобразительного искусства: портреты художников, репродукции, схемы, последовательность выполнения рисунка и т.д. Образцы изделий и этапы работы по проектной деятельности на уроках труда и т.д.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Стандарт образования должны выполнять все. Подходящим вариантом проверки усвоения знаний чаще всего выбираю разноуровневые задания и тестирование. Тестирование – это один из видов контроля знаний, который в последнее время всё больше входит в жизнь современной школы. Высокая эффективность контролирующих программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в системе учитель – ученик. Тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. (Слайд №11)
Рефлексию учебной деятельности легко провести с помощью смайликов
или лесенки успеха (Слайд №12)
Список возможностей использования презентации для уроков еще далеко не полон, но я думаю, что возможности программы помогут нам сделать наши уроки более эффективными, интересными, яркими и тем самым повысить интерес обучающихся к учёбе.
Леонова Татьяна Юрьевна
УМК «Школа России» по все предметам предлагает электронно приложение, которое включает в себя игры, анимации, упражнения, проверочные работы, задания на развитие речи.
Это мне помогает более эффективно организовать работу на уроке. Разнообразные виды заданий, разные по степени сложности развивают познавательные и творческие способности каждого обучаемого. Кроме уроков использую информационно-коммуникативные технологии во внеурочной деятельности. Программное обеспечение MS Power Point ещё позволяет к каждому слайду презентации добавлять звуковые файлы.
Приведу примеры фрагментов некоторых открытых мероприятий, которые я проводила в школе.
Классный час « В гости к зелёному другу
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Цели: Познакомить детей с ролью леса в жизни человека и природы; развивать интерес к природоохранной деятельности. Воспитание внимательного, сознательного, бережливого отношения к растениям и окружающей природе. Воспитание любви, заботы, гордости к родному краю.
Леонова Татьяна Юрьевна
Путешествуя по лесу, дети могут увидеть нетолько красоту и величие леса, но и послушать голоса птиц и журчание лесного ручья. (Приложение №4)
Праздник в 1 классе «Мы школьниками стали»
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Цели: 1. Оказание детям поддержки в успешной адаптации к своему новому
статусу ученика.
2. Формирование у обучающихся положительной мотивации
к школьному обучению.
3. Развитие коммуникативных способностей обучающихся.
Участники праздника: первоклассники, обучающиеся 5 класса, родители,
педагоги школы.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Ведущий праздника предлагает отправиться в плаванье в страну Знаний на корабле. А обучающиеся 5 класса загадывают загадки о том, что должно быть в портфеле у каждого школьника, когда он путешествие по Стране Знаний. (Приложение № 5) На каждом уроке провожу минутки отдыха, направленные на снятие напряжения с различных групп мышц, в
Леонова Татьяна Юрьевна
зависимости от того, какая работа проводилась моими учениками. Разработала комплексы физминуток для глаз, для улучшения мозгового кровообращения, для снятия напряжения с мышц туловища, для снятия утомления, восстановления сил. (Приложение № 6)
Всю работу организую на базе своего кабинета, оборудованного одним компьютером для учителя, ноутбуками, аудиосистемой (колонки) и дополнительно – медиапроектором и интерактивной доской, соблюдая установленные гигиенические нормы для начальной школы, разработанные СанПиНом.
9.Результативность опыта
Прежде чем приступить к изучению мотивации обучающихся на уроках с использованием ИКТ, выяснила, какова психологическая комфортность на этих уроках. (Приложение № 7).
Оказалось, что в классе присутствует благоприятный психологический климат, что способствует сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Данные анкетирования представила в виде таблицы.
Анкетирование учащихся с целью определения психологической комфортности на уроке
Количество 0бучающихся: 7
№ вопроса
1
2
3
4
5
6
7
«ДА»
7
7
7
7
7
7
7
«НЕТ»
0
0
0
0
0
0
0
Так же все обучающиеся 3 класса положительно относятся к использованию мультимедийных и интерактивных способов обучения.
(Приложение № 8).
№
Вопрос/ ответ
да
(в %)
отчасти
(в %)
нет
(в %)
1.
Делают ли мультимедийные и интерактивные технологии обучение интереснее и познавательнее?
100
2.
Помогают ли Вам мультимедийные и интерактивные технологии лучше понять тему урока?
100
3.
Помогают ли Вам мультимедийные и интерактивные технологии лучше понять и запомнить учебный материал?
100
4.
Помогают ли Вам мультимедийные и интерактивные технологии при повторении ранее изученного учебного материала?
100
Наблюдения и сравнительный анализ результатов обученности в классах, где ИКТ применяется в системе показали следующее: обучающиеся демонстрируют более высокую степень вовлечённости в учебный процесс, мотивации и радости познания.
В моей практике после применения ИКТ на уроках заинтересованность в изучении предметов возросла, а также повысилась эффективность обучения и наблюдается положительная динамика показателей успеваемости и качества знаний. (Приложение № 9).
С целью выявления мотивационных предпочтений в учебной деятельности проводила анкетирование (Приложение № 10).
Выяснилось, что в 2012-2013 уч. г. у трёх обучающихся высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Двое обучающихся показали хорошую школьную мотивацию.
Один обучающийся положительно относится к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. И низкая школьная мотивация у одного ученика. А уже в 2013-2014 уч.г. высокий уровень школьной мотивации показали 4 обучающихся. Двое - хорошую школьную мотивацию.
Один обучающийся положительно относится к школе.
(Приложение № 11).
Мои ученики являются активными участниками школьных олимпиад по предметам. В 2013-2014уч.г. 3 место по математике заняла Назимова Айша (обуч-ся 3 класса.) А по русскому языку1 место заняла Меренкова Дарья (обуч-ся 3 класса.), 2место - Григорян Жаннетта (обуч-ся 3 класса), 3 место- Назимова Айша (обуч-ся 3 класса), 3 место - Цацанидзе Диана (обуч-ся 3 класса.)
Ежегодно растет число участников Всероссийской олимпиады для младших школьников по литературному чтению, русскому языку, математике, окружающему миру и олимпиады «Олимпусик». Так же ребята принимают активное участие во Всероссийской викторине «Эрудит. (Приложение 12).
Леонова Татьяна Юрьевна
10.Заключение
В процессе применения ИКТ происходит развитие обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества, в том числе:
- развитие наглядно-образного, наглядно-действенного, теоретического, интуитивного, творческого видов мышления;
- эстетическое воспитание за счёт использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа;
- развитие коммуникативных способностей;
- формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решений в сложной ситуации (использование ситуационных компьютерных игр, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения);
-формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации.
Применение новых информационных технологий раскрывает неограниченные возможности для повышения мотивации обучающихся, а значит и качества знаний, обеспечивая интеллектуальное развитие каждого ребенка.
ИКТ позволяет показать любой процесс, происходящий в природе, в развитии, в действии; наглядно отобразить объекты, изучаемые на уроке, показать необходимые географические координаты на картах и многое другое. В рамках одного урока учитель имеет возможность использовать и видеофрагменты, и музыкальный ряд, иллюстрации и репродукции. Использование ИКТ на уроках помогает не только детям усвоить материал, но и учителю творчески развиваться.
Я уверена, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.
В заключение хочу сделать такой вывод: педагогу в настоящее время необходимо научиться пользоваться компьютерной техникой, так же, как он использует сегодня авторучку, или мел для работы на уроке, владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока. Таким образом,
Леонова Татьяна Юрьевна
использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе – это не просто новое веяние времени, необходимость.
11.Библиографический список
Атапина Т.В. Мультимедийные дидактические средства на уроках русского языка. «Начальная школа» №4 2009г.
Бурлакова А. А. Компьютер на уроках в начальных классах. //Начальная школа плюс Дои После. – 2007. - №7. – С. 32 – 34.
Гадустова Е.В. Использование информационных технологий при обучении орфографии. «Начальная школа». №9 2009г
Гуненкова Е. В. Для чего на уроке компьютер? //Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №7. – С. 37- -39.
Ефимов В.Ф. Использование информационно- коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. «Начальная школа» №2 2009г
Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников. «Начальная школа». №11 2008г.
Колесникова Ю. А. Первое место - компьютеру. //Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №7. – С. 34 – 37.
Могилёв А.В. Интернет-проекты в системе образования. Справочник заместителя директора школы. №8 2008г.
Молокова А.В. Информационные технологии в традиционной начальной школе. Начальное образование №1 2003.г
Программы четырёхлетней начальной школы. //Москва, Академкнига / Учебник. – 2005. – С. 163 – 180.
Смолкина Е.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в образовательном пространстве. «Начальная школа» №2, 2007г.
Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. //Москва, НИИ школьных технологий. – 2005. – С. 54 – 112.
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. //Москва, «Народное образование». – 1998. – С. 114 – 119.
Программы четырёх летней начальной школы. //Москва, Академкнига / Учебник. – 2005. – С. 163 – 180.
Суровцева И. В. Добываем знания с помощью компьютера. //Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №7. – С. 30 – 32.
Хирьянова И.С. Проектная деятельность с использованием информационных технологий Управление начальной школой № 3, 2009г.
Хуснетдинова М.К. Развитие проектных компетенций младших школьников. «Начальная школа». №1, 2009г.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. – М. : Просвещение, 2011.
Заголовок 115