Выступление на педсовете на тему: Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках истории, обществознания и во внеурочное время


МБОУ СОШ №7 г. Минеральные Воды
Педагогический совет
Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках истории, обществознания
и во внеурочное время.
(Из опыта работы)
Выступление Еременко Светланы Николаевны, учителя истории и обществознания
30 марта 2015 г.

Патриотизм – это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше… Это сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание с ней ее счастливых и несчастных дней.
А. Н. Толстой.
Очень важными сегодня являются возрождение в российском обществе чувства истинного патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, формирование в молодом человеке граждански активных, социально значимых качеств. Как же пробудить в ребенке чувство любви к Родине? Именно «пробудить», ведь оно есть в каждой душе. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать, потому что принадлежность к родной земле, к народу, живущему на ней, дает человеку право считать себя частичкой всего того, что связано с землей, прежде всего с ее историей. Писатель В.И. Белов как-то справедливо заметил: «Вне памяти, вне традиции и культуры нет личности. Память формирует духовную крепость человека». Великий гуманист ХХ века Д.С. Лихачев обращался к своим соотечественникам со словами: «Мы свободны – и именно поэтому ответственны. И, размышляя о нашей культуре, нашей истории, мы не можем уйти от памяти, как не можем уйти от самих себя. Ведь культура сильна традициями, памятью о прошлом. И важно, чтобы она сохраняла то, что ее достойно».  В настоящее время воспитание чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны является одной из важнейших задач образования. Конечным результатом реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» предполагается положительная динамика роста патриотизма в стране, возрастание социальной и трудовой активности граждан, особенно молодежи, их вклада в развитие основных сфер жизни и деятельности общества и государства, преодоление экстремистских проявлений отдельных групп граждан и других негативных явлений, возрождение духовности, социально-экономическая и политическая стабильность и укрепление национальной безопасности. По поручению Президента Российской Федерации Минобрнауки России совместно с Российской академией наук, а также при участии Российского исторического общества и Российского военно-исторического общества подготовили единые учебники по истории России для средней школы и разработали единую концепцию курса истории России для общего образования. Целью новой концепции является формирование общественно согласованной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, по разработке целостной картины российской истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны, формирование современного образа России. Основу разработки Концепции составляют положения действующей Конституции Российской Федерации, закрепляющие статус России как демократическо-го федеративного правового государства с республиканской формой правления, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Наряду с Конституцией, в основу разработки новой Концепции положены также Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ и Поручения Президента РФ Правительству и другим органам государственной власти и управления, в которых детализируются задачи дальнейшего развития российского демократического правового государства, совершенствования российской системы образования и воспитания молодежи. Эти задачи закреплены также в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации», в Законе «О языках народов Российской Федерации», Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2012-2015 гг., Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования. Уроки истории и обществознания являются наиболее приоритетными в выполнении задач воспитания патриотизма и гражданской идентификации личности. Так, курс отечественной истории сочетает историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села), способствуя осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи. В 2009 году я написала авторскую программу историко-краеведческого общества «Истоки». Девизом программы стали замечательные строки академика Д.С. Лихачева: «Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества». Настоящая программа историко-краеведческого общества предполагает исследование вопросов истории Минеральных Вод – города исторического, как части Ставропольского края и России, изучение основных физико-географических сведений о городе, знакомство с его памятниками истории и культуры, с замечательными талантливыми людьми, которыми гордится Отечество. Программа рассчитана на учащихся 8-11 классов и предусматривает занятия историко-краеведческого общества по 4 часа в неделю – 136 часов в год. Реализуя требования Примерной программы по истории и Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, в рамках курса «История России» в пределах 10–15% учебного времени отводится на изучение региональной истории Ставропольского края. Изучение проводится на основе национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта по истории Ставропольского края. В курсе отечественной истории объективно существуют бóльшие, чем в других дисциплинах, возможности для раскрытия разных сторон исторического процесса.При изучении отечественной истории мы обращаемся к ярким примерам трудовых и воинских подвигов многих поколений россиян, что способствует воспитанию патриотизма и гражданственности у школьников. Величие побед и тяжесть поражений убедительно раскрываются через жизнь и судьбы людей, в том числе отцов и дедов школьников, через историю их рода и семьи. В текущем учебном году учащиеся подготовили материал о родственниках, земляках – участниках Великой Отечественной войны, собрали материал с воспоминаниями очевидцев о войне. Так, Гончар Даша, ученица 9-в класса рассказала нам на уроке истории о своем прадедушке Гончар Михаиле Васильевиче, Темирчева Настя, учащаяся 9-б класса собрала материал с воспоминаниями о войне своего дедушки Мелихова Михаила Андреевича, которому тогда было 5 лет, вырезку из газеты о своем прадедушке принес Антон Анфилофьев, учащийся 9-а класса и с гордостью рассказал о его судьбе своим одноклассникам. Такой же материал собрали братья Онищенко Артем и Андрей (11-б, 7-а класс) о своих прадедушке и бабушке, Прутян Артем (7-а класс) о прабабушке, Драганчук Лера (7-а класс) о прадедушке. Фотографии, письма, похоронки, наградные документы. В акции участвовали, конечно, и родители вместе с детьми. Внимательное и ответственное отношение к истории и памяти семьи, страны – это и есть патриотизм. Учителя истории вместе с учащимися стремятся показать интересы и устремления, ценностные ориентиры и мотивы поведения людей. Такой подход способствует выработке у молодого человека чувства сопричастности с историей страны. При этом речь идет как о выдающихся личностях, лидерах, которым посвящаются отдельные биографические справки, так и об обычных, «рядовых» людях. История предстаёт как увлекательный рассказ о прошлом, о людях и их характерах, о повседневной жизни. Ключевым звеном учебно-методических комплексов по отечественной истории является понимание прошлого России как неотъемлемой части мирового исторического процесса. Изложение материала в учебнике формирует у учащихся ценностные ориентации, направленные на воспитание патриотизма, гражданственности и толерантности. Творческие задания, способствующие развитию самостоятельного мышления учащихся – одна из форм работы учителей истории и обществознания. В качестве примера приведу уроки истории, посвященные героям Великой Отечественной войны в профильных социально-гуманитарных 11-х классах. Одиннадцатиклассники получили творческие задания: подготовить материал, выступить с интересными сообщениями, презентацией, электронным подбором документов, фотографий, видеороликов, посвященных героям-пионерам, молодогвардейцам, Александру Матросову, Зое Космодемьянской, Николаю Гастелло и многим другим, имена и судьбы которых не всегда есть и в школьном учебнике, но являются нашим славным прошлым, которым мы должны гордиться, а чтобы гордиться, их нужно знать. Мы собрали папки с электронным и печатным материалом. Ребята составили тесты в форме ЕГЭ, кроссворды по теме «Герои Великой Отечественной войны». Патриотическая основа исторического изложения имеет цель воспитать у молодого поколения гордость за свою страну, осознание ее роли в мировой истории. При этом важно акцентировать внимание на массовом героизме в освободительных войнах, раскрыв подвиг народа как пример гражданственности и самопожертвования во имя Отечества. Вместе с тем, позитивный пафос исторического сознания должна создавать не только гордость военными победами предков. Самое пристальное внимание мы уделяем достижениям страны в других областях. Предметом патриотической гордости, несомненно, является великий труд народа по освоению громадных пространств Евразии с ее суровой природой, формирование российского общества на сложной многонациональной и поликонфессиональной основе, в рамках которого преобладали начала взаимовыручки, толерантности и веротерпимости, создание науки и культуры мирового значения. В школьном курсе должен преобладать пафос созидания, позитивный настрой в восприятии отечественной истории. Тем не менее, у учащихся не должно сформироваться представление, что история России – это череда триумфальных шествий, успехов и побед. В историческом прошлом нашей страны были и трагические периоды (смуты, революции, гражданские войны, политические репрессии и др.), без освещения которых представление о прошлом во всем его многообразии не может считаться полноценным. В рамках 70-летия Победы в Великой Отечественной войне в соответствии с составленным планом работы школьного методического объединения и рабочими программами по истории в 9-х и 11-х классах была проведена и еще проводится большая работа по воспитанию патриотизма и гражданственности наших учащихся. 23 сентября 2014 г. мы вместе с учащимися 7-а класса совершили экскурсию в музей «Поста №1» у мемориала «Огонь Вечной Славы». Ирина Павловна Фидий похвалила семиклассников за то, что они внимательно слушали ее рассказ об экспонатах музея, героях-минераловодцах, защищавших наш город от фашистских оккупантов в годы Великой Отечественной войны и об освобождении города Минеральные Воды. Ребята ответили на вопросы, поделились своими впечатлениями об экскурсии, выразив полное удовлетворение от того, что получили новые важные знания об истории родного города и о своих земляках, их героизме в годы войны. Школьники выразили искреннюю благодарность за профессиональную работу руководителя музея Фидий И.П. 16 декабря 2014 года мы совершили запланированную экскурсию в музей Боевой Славы МБОУ СОШ №6 г. Минеральные Воды. Группа экскурсоводов-учащихся старших классов вместе со своим руководителем и учителем истории Мачехиной Ольгой Викторовной рассказали семиклассникам об истории возникновения школьного музея и познакомили их с экспонатами, богатыми интересным материалом, повествующем о героях –минераловодцах, о страшных и героических страницах истории фашистской оккупации на минераловодской земле. Ребята внимательно слушали и рассматривали стенды и экспонаты музея. В заключение Лазукин Арсений от всего класса поблагодарил Мачехину О.В. и ребят-экскурсоводов музея. В специальном альбоме Лера Зеленко оставила запись на память и в благодарность организаторам музея Боевой Славы. Она отметила, что такие музеи должны быть для того, чтобы молодежь знала и помнила о свих героях, училась быть благодарной им и всем, кто выстоял и победил в той страшной войне, 70-летие Победы в которой мы будем отмечать в 2015 году 10 февраля 2015 года в 7-а классе прошел классный час – встреча с работниками городской библиотеки, которые рассказали о городах- героях Великой Отечественной войны в рамках 70-летия Победы. Ребята внимательно слушали интересный рассказ заведующей библиотеки Ирины Александровны, смотрели презентацию и видеоролик о городах-героях, их историческом и героическом вкладе в дело Победы. В ходе классного часа семиклассники высказали свое отношение к вопросам уважительного отношения к исторической памяти и поблагодарили гостей, с помощью которых знания ребят об истории Великой Отечественной войны стали шире и богаче.
Дата Содержание Результаты Учитель
сентябрь I этап районного слета участников туристско-краеведческого движения «Отечество», посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне
Номинация «Дети и война» Тема. Трагедия Украины.
Плуденнова Эллина 8 –б класс
1 место
Грамота Кудаева М.А.
сентябрь I этап районного слета участников туристско-краеведческого движения «Отечество», посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне
Тема. Мы наследники Великой Победы.
Иванников Владислав 6-а класс
2 место
Грамота Малых Л.П.
январь Открытие месячника оборонно-массовой работы муниципальный конкурс историков 2 командное место и 1 место в викторине Батчаев Сергей, 11-б класс Кудаева М..
Еременко С.Н.
январь Конкурс электронных презентаций, посвященных 70-летию в Великой Отечественной войне Номинация «Война в истории моей семьи» 1 место Гуляева Настя, 9-в класс Еременко С.Н.
январь II этап районного слета участников туристско-краеведческого движения «Отечество», посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне
Конкурс литературно-краеведческих произведений. Тема: «И помнит мир спасенный…» Номинация: «Литературно-краеведческое эссе»
«Я буду помнить…»
2 место Гуляева Настя, 9-в класс Еременко С.Н.
январь II этап районного слета участников туристско-краеведческого движения «Отечество», посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне
Историческо-краеведческая викторина
3 место
Батчаев Сергей 11-б класс Еременко С.Н.
С 26 января по 6 февраля 2015 года методическим объединением учителей истории и обществознания была организована и проведена декада историко-обществоведческих наук, посвященная 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, о которой мы рассказали на нашем школьном сайте.
№п/пСодержание Классы Место проведе-нияДата и время прове-денияУчитель
Открытие декады истории и обществознания.
Конкурс плакатов и рисунков, посвященный 70-летиюПобеды в Великой Отечественной войне. 7,9,11 классы 1 этаж, холл С 26.01 Еременко С.Н.
Историческая викторина на тему «Боги и мифы Древней Греции» 5-е классы По расписа-нию26.01 Астафьева С.М.
Конференция на тему «Иван Грозный» 10-б класс По расписа-нию26.01 Астафьева С.М.
Конференция на тему «Герои Великой Отечественной войны» 11-а, 11-б 6 каб.
По расписа-нию28.01
Еременко С.Н.
Урок-диспут «ЕГЭ – «за» и «против». Коррупция в ЕГЭ» 10-а класс 5 каб. 30.01. Кудаева М.А.
Интегрированный урок по истории и ИЗО «Традиционные символы России» 6 класс 2-ой урок 31.01 Кудаева М.А.
Внеклассное мероприятие «Знатоки Отечественной войны 1812 года» 8 классы 5 каб.
31.01
13-00 Кудаева М.А.
Олимпиада по истории «Хочу всё знать!» 6-е классы 5 каб. 31.01.
Малых Л.П.
Историческая интеллектуальная викторина 7-е классы 6 каб. 3.02.
13-00 Еременко С.Н.
Чартаева Н.Х.
Беседа «70 лет освобождения узников Освенцима – почему об этом нужно знать и помнить?» 9-б, 11-б классы 6 каб.
По расписа-нию7.02. Еременко С.Н.
Выставка лучших рисунков учащихся, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. 6-е классы 5 каб. 5.02
Малых Л.П.
Россия – крупнейшая многонациональная и поликонфессиональная страна в мире. В связи с этим на уроках историко-обществоведческого цикла мы делаем акцент на взаимодействии культур и религий, укреплении экономических, социальных, политических и других связей между народами. Подчеркиваем, что присоединение к России и пребывание в составе Российского государства имело положительное значение для народов нашей страны: безопасность от внешних врагов, прекращение внутренних смут и междоусобиц, экономическое развитие, распространение просвещения, образования, здравоохранения и др. Уже стало традицией участие в межвузовской научно-практической студенческой конференции «Душа по капле собирает свет», которую проводит СКФ МГЭИ вместе с ПГЛУ. Бондарева Виктория, ученица 9-б класса в октябре-месяце победила в секции «Проблемы межкультурной коммуникации» с темой «Национализм или толерантность – с чем будущее современной России?»
Для полноты и аргументации суждений в данной работе среди учащихся МБОУ СОШ №7 была проведена анонимная анкета, результаты которой приведены в таблице:
Вопросы Варианты ответов Учащиеся 7 классов Учащиеся 9 классов Учащиеся 11 классов
В Вашей семье родители одной национальности? Да 27 28 24
Нет 12 13 7
В Вашем классе учащиеся одной национальности? Да 1
Нет 39 41 30
В выборе друзей, для вас важна национальность? Да 2 4 4
Нет 37 35 27
Не знаю 2 Что такое толерантность? Правильно 32 21 20
Не правильно 5 17 11
Не знаю 2 3 Что такое национализм? Правильно 18 21 21
Не правильно 7 14 10
Не знаю 14 6 Будущее России с национализмом или толерантностью? С национализмом 3 9 7
С толерантностью 32 28 24
Не знаю 4 4 Всего участников анкетирования (111) 39 41 31

По итогам анкетирования, в котором приняли участие 111 учащихся: 39 – из 7-х классов, 41 – из 9-х и 31- из 11-х, очевидно, что:
нам не по пути с национализмом, потому что многие семьи, школьные классы, в которых живут и воспитываются учащиеся, являются многонациональными;
необходимо отметить, что учащиеся не знают правильного толкования понятий национализма и толерантности, но при этом высказывают своё отношение к данным явлениям;
с одной стороны радует то, что большинство участников анкетирования считают, что будущее России с толерантностью, но огорчает и настораживает наличие тех, кто связывает будущее нашей истории с национализмом, уравнивая его с понятием патриотизма. Одной из главных задач школьного курса истории является формирование гражданской общероссийской идентичности. На уроках обществознания в 9-х классах мы подробно изучаем Конституцию Российской Федерации, основные права и обязанности граждан России. На каждом уроке текст Конституции, кодексы вместе с учебником обществознания, мы постоянно обращаемся к той или иной статье: разбираем, комментируем, привязываем к реалиям сегодняшнего дня, делаем выводы. Культура (в первую очередь социокультурный материал, история повседневности) не должна быть на периферии школьного курса отечественной истории. Школьники должны знать и понимать достижения российской культуры Средневековья, Нового времени и ХХ века, великие произведения художественной литературы, музыки, живописи, театра, кино, выдающиеся открытия российских ученых и т.д. Не всегда хватает времени урока, чтобы рассмотреть, насладиться сполна тем историко-культурным богатством, которое мы изучаем. На помощь приходят исторические вечера, как внеклассная форма работы. В этом учебном году такой вечер мы с 11-а классом посвятили культуре серебряного века. Мы пели песни под гитару вместе с Аней Феодосиади, мы слушали стихи Есенина в актерски талантливом исполнении Глеба Жигалкина, ребята рассказали о судьбе Анны Ахматовой, Марины Цветаевой, читали их стихи, слушали классическую музыку при свечах. Самое главное, что детям все происходящее было интересно. На уроках истории для создания более яркого образа применяем чтение стихов, слушание музыки. Например, рассказывая о гражданской войне в России, вспоминаем строчки М. Волошина; стихи О.Бергольц, 7 симфония Д.Шостаковича помогают лучше понять тему блокадного Ленинграда. На уроках истории и обществознания мы учимся дискутировать, мы делимся впечатлениями о происходящих в мире и в России событиях, спорим, учимся формулировать и отстаивать собственную точку зрения. Таким образом, уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу об ее нынешнем и будущем, школьник утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины. Курс обществознания позволяет учащимся успешно ориентироваться в социальной реальности, приобретать опыт освоения социальных ролей (члена семьи, гражданина, избирателя, собственника…). Курс права направлен на формирование уважения к закону, правам других людей и ответственности перед обществом. Мировая художественная культура приобщает к культурному опыту и знаниям. Так воспитывается не просто гражданин, а настоящий патриот своей Родины.