Современное дополнительное образование – один из факторов формирования гражданственности и патриотизма на примере Центра внешкольной работы в условиях вечерней школы


Современное дополнительное образование – один из факторов формирования гражданственности и патриотизма на примере Центра внешкольной работы в условиях вечерней школы
Стратегическая цель социального развития в реформируемом российском государстве сформирована как построение правового государства и гражданского общества. Следовательно, важнейшей задачей российского общества сегодня является воспитание гражданина и патриота. Решение практической задачи связано с включением подрастающего поколения в общественно значимую деятельность. Современные дети и подростки характеризуются активным стремлением к объединению, признанию их роли в обществе, к самостоятельному поиску путей самоутверждения в социальной действительности.
За последнее десятилетие сложились два основных подхода в развитии форм детской самодеятельности. Это создание объединений для детей и организаций самих детей. При этом взрослые оказывают определяющее влияние на содержание деятельности детей. Можно различить два понятия: детское объединение - формирование детей, объединившихся на основе общности интересов для реализации целей саморазвития по инициативе и при педагогическом ру​ководстве взрослых, и детская общественная организация - добровольное, самодеятельное, самоуправляемое (на основе Устава и других документов) равноправное объединение детей и взрослых, созданное для совместной деятельности по реализации и защите интересов объединившихся.
Эти два подхода не противоречивы, а один дополняет другой, оставляя право выбора за участниками общественных формирований, предоставляя возможность для реализации лидерских способностей в организаторской и творческой деятельности как детям, так и взрослым.
В основе деятельности детских объединений и организаций лежат два важных практических условия:
Первое. Участники связаны друг с другом узами сотрудничества и по мере роста их знаний и умений получают всё большие права.
Второе. Деятельность объединения или организации имеет характер конкретных дел, которые полезны самим участникам, коллективу, обществу.
Данные стремления успешно реализуются в деятельности детских общественных объединений и организаций. Вот почему эффективно использование их усилий в деле воспитания патриота и гражданина.
Рост активности юных граждан третьего тысячелетия подтверждается статистическими материалами Управления по делам молодёжи Федерального агентства по образованию. Детское движение России сегодня — это более 20 тыс. объединений, причём около 80 из них охватывают более 5,5 млн детей, что составляет 30,2% детей школьного возраста.
Считая систему образования наиболее открытой к конструктивному сотрудничеству с детскими общественными объединениями в воспитании гражданина, Международным союзом детских общественных объединений СПО-ФДО в 2001 году началась разработка концептуальных основ деятельности детских объединений гражданско-правовой направленности в образовательных учреждениях (автор проекта — кандидат педагогических наук, исполнительный директор СПО-ФДО Владимир Дергунов). Суть разработки — реализация в массовой практике идеи формирования детского движения гражданско-правовой направленности «Наследники», состоящего из вновь создаваемых детских объединений в образовательных учреждениях. Стратегическая идея движения заключается в реализации широкого веера интересов ребёнка, пробуждающего его социальную активность.
В нашем центре внешкольной работы на базе вечерней школы второй год работает детское объединение «Наследники истории», основа программы которого базируется на ценностях преемственности культурно-исторического наследия, уважения к опыту духовных исканий предков, служения своему Отечеству.
Предлагаемые к реализации модули программы (проектная деятельность уча​стников, педагогическое сопровождение, социальные инициативы детей и взрослых) демонстрируют практически неограниченные возможности для творческого воплощения идей движения в жизнь в различных социальных условиях, обеспечивают качественно новый позитивный результат в формировании гражданско-правовых качеств личности.
Интегративный вариант развития ДОО в уч​реждении образования позволяет решать как тактические воспитательные задачи (организация первичных детских коллективов, разработка системы общественно значимых дел, обучение лидерским качествам группы актива и т.д.), так и стратегические проблемы гражданского, патриотического, нравственного воспитания с учётом региональных особенностей. Следовательно, содержание программы «Наследники истории» формирует направленную деятельность объединения не с позиции насыщенности воспитательных меропри​ятий, а с точки зрения их эффективности для целей воспитания конкретных детей и подростков.
При этом реализуются основные социально-педагогические функции:
*​ социально-нормативная (усвоение детьми норм, правил гражданского общества, усвоения ценностей и символов Отечества);
*​ прогностическая (обеспечение необходимых условий полноценной реализации интересов и потребности участников детского общественного объединения);
*​ преобразовательная (последовательное расширение сфер, путей и состояний участников).
Программа предполагает индивидуальный маршрут её освоения каждым участником. Исходя из этого, коллективная деятельность организуется с учётом закономерностей возрастного, полового, индивидуального развития.
Программа служит содержательным наполнением трёх этапов: становления, развития и саморазвития детского объединения.
Первый этап. Взрослые, объединяя детей вокруг общего интереса, создают условия, ситуации успеха для выбора ребёнком социальной позиции (роли) в приобретении специальных качеств организатора, лидера. Результатом первого этапа является система вариантов деятельности, сформированность группового мотива деятельности.
Второй этап. Освоение участниками навыков самоуправления, проектной деятельности, работы в коллективе.
Третий этап связан с тем, что детьми-лидерами предлагаются собственные инициативные проекты, направленные на саморазвитие организации. Лидеры-организаторы (дети и взрослые) заинтересованы в контактах с другими детскими общественными организациями. Результатом этапа является участие в различных конкурсах регионального и федерального уровня.
Этапность освоения программы и формирование команды лидеров позволяет решать проблемы гражданского, патриотического, нравственного воспитания, используя потенциал детских объединений, который представляет собой объективные резервы, способные проявить себя, обеспечив качественно новый позитивный результат. Наиболее значимые из них следующие:
*​ расширение познавательных интересов детей и подростков;
*​ приобретение опыта общения и отношений со сверстниками и взрослыми на основе культурно-нравственных норм;
*​ получение организаторского опыта и опыта самореализации;
*​ достижение успеха в различных видах деятельности, взаимодействия;
*​ освоение навыков демократического образа жизни.
Образовательное учреждение и детское объединение представляют собой разные социальные институты, каждый из которых решает свою часть общеобразовательной задачи. Тем важнее интеграция их «особых» ресурсов в гармоничном дополнении для создания третьего, особого пространства — «поля самореализации» участников детского объединения гражданско-правовой направленности.
Содержание модели развития детского объединения «Наследники истории» раскрывает широкие возможности для получения качественных результатов в воспитании патриота и гражданина своего Отечества
Особенностями развития детского объединения гражданско-правовой направленности в детской среде являются:
*​ содействие выработке детьми прочной основы таких качеств, как патриотизм, честь, долг, сострадание, отзывчивость, сопереживание;
*​ формирование у юных граждан способности делать социальный выбор;
*​ формирование у детей понимания необходимости уважать культурно-историческое наследие народов России, идей толерантности и гуманизма;
*​ формирование личностной позиции участника детского общественного объединения как активного субъекта жизнедеятельности.
Создание социально-педагогических условий для развития детского движения «Наследники истории» позволяет его участникам, с одной стороны, усвоить позитивный социальный опыт, накопленный старшим поколением россиян, с другой — активизировать внутренние процессы самореализации личности.
Успех предпринимаемых усилий в воспитании патриота и гражданина своего Отечества зависит от целого ряда факторов, определяющим из которых является взаимодействие различных социальных институтов воспитания.
Именно выбор социально-позитивных форм поведения позволяет участникам детских общественных объединений оценивать собственную деятельность с позиции добра и справедливости.
Заключение.
Деятельность современных детских объединений служит убедительным доказательством того, что целенаправленное освоение подрастающим поколением нравственных ценностей является основой становления патриота и гражданина своего Отечества. Этот процесс объективно необходим как для самого ребёнка, так и для общества. В результате общество получает нравственно устойчивую личность, социально активного, законопослушного гражданина государства.
В то же время высокий уровень нравственного развития, сформированный участием в общественной деятельности, помогает ребёнку ориентироваться в сложных социально-экономических проблемах, разбираться в общественно-политической жизни страны, имея своё мнение и отстаивая свою гражданскую позицию.