Доклад из опыта работы «Современные педагогические технологии в практике работы учителя биологии в контексте ФГОС основного общего образования».
Педагогическая технология выявляет систему профессионально значимых умений педагогов по организации воздействия на воспитанника, предлагает способ осмысления технологичности педагогической деятельности.
Безусловно, современные педагогические технологии, исходя из разумной целесообразности, стремятся учитывать как можно больше факторов, влияющих на процесс обучения и в этих условиях значительно меняется место и роль педагога в учебном процессе. Мировая педагогическая наука рассматривает сегодня преподавателя как менеджера, управляющего активной развивающей деятельностью обучающегося. В этой ситуации преподаватель должен владеть всем инструментарием методов обучения, и роль технологий в достижении современного качества образования в этих условиях значительно возрастает.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
-личностно-ориентированне обучение;
-технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
-развивающее обучение;
-коллективную систему обучения;
-информационно-коммуникационные технологии;
-технология модульного обучения.
-технология дистанционного обучения
-интерактивные технологии: «Дебаты», проведения дискуссий, тренинговые технологии,
-разноуровневое обучение;
-проблемное обучение;
-здоровьесберегающие технологии и др.
Технология личностно-ориентированного обучения
В центре внимания педагога — уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционных технологиях здесь достижение личностью перечисленных выше качеств провозглашается главной целью обучения и воспитания.
Творчество, исследовательский поиск являются основным способом существования ребенка в пространстве личностно-ориентированного образования. Но духовные, физические, интеллектуальные возможности детей еще слишком малы, чтобы самостоятельно справиться с творческими задачами обучения и жизненными проблемами. Ребенку нужны педагогическая помощь и поддержка.
Дети по - разному воспринимают информацию. В связи с этим на уроке стараюсь преподносить информацию различными способами. Для одних важно увидеть процесс, презентацию, рассмотреть картинку. Для других важно услышать о процессе, прослушать, что происходит в данном опыте, а для третьих важно потрогать, провести опыт самим.
По уровню знаний детям даю дифференцированные контрольные работы, задания на карточках. Дети сами определяют уровень сложности задания.
По способу мышления дети делятся на гуманитариев, математиков. Поэтому пересказ параграфа легче сделать детям, которым ближе гуманитарный цикл предметов. Они могут написать сочинение «Мир в капле воды» и т. д. Детям, которым ближе математический цикл я даю задание придумать генетические задачи на знание законов генетики.
Игровые технологии
Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Деловая игра используется для решения комплексных задач. Усвоение нового, закрепление материала, развитие творческих способностей, формирование общеучебных умений дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.
Данную технологию чаще всего применяю в 5-6 классах. В старших классах провожу уроки-суды, КВНы, делаем рекламу, брейн – ринги.
Активные методы обучения
Метод активизации личности в обучении как ведущий фактор достижения целей обучения основан не на увеличении объема передаваемой информации, не на усилении и увеличении числа контрольных мероприятий, а на создании дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.
Проблемная лекция — лекционная форма, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемной лекции обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых.
Анализ конкретных ситуаций— один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся. Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу нерафинированных жизненных и производственных задач.
Имитационные упражнения — активный метод обучения, отличительная особенность которого — наличие заранее известного преподавателю правильного или наилучшего (оптимального) варианта решения проблемы.
Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) — широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.
Проблемное изложение материала заставляет ребят думать, а не просто прослушивать предлагаемый материал. Ставится проблема, учащиеся выдвигают гипотезы для её решения, обосновываю их, а потом с помощью опыта опровергают или доказывают свою точку зрения.
Мозговой штурм очень эффективен при объяснении нового материала. Перед демонстрацией опыта ставится проблема. Дети пытаются её решить, предлагая свои варианты решения. После проводится фронтальный эксперимент, который учащиеся объясняют.
Проблемное обучение
Проблемное обучение — это тип обучения, при котором преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки.
Различают следующие способы создания проблемных ситуаций и, соответственно, определяет их типы:
• при столкновении обучаемых с жизненными явлениями, фактами, требующими теоретического объяснения;
• при организации практической работы обучаемых;
• при побуждении обучаемых к анализу жизненных явлений, приводящих их в столкновение с прежними житейскими представлениями об общих явлениях;
• при формулировании гипотез;
• при побуждении обучаемых к сравнению, сопоставлению и противопоставлению;
• при побуждении обучаемых к предварительному обобщению новых фактов:
• при исследовательских зданиях.
Проблемная технология включает в себя многие другие технологии обучения, так как создание проблемы ведёт к активизации мыслительной деятельности на уроке. Проблема ставится и на этапе объяснения (мозговой штурм, проблемная лекция, на этапе закрепления (кейс- метод, лабораторная работа) например:
Урок - исследование " Испарение воды листьями " (6 класс)
Цель урока - создать условия для эффективного усвоения обучающимися знаний о значении испарения воды листьями растений, его зависимости от факторов внешней среды
Форма: урок – исследование. Данная форма позволяет моделировать все факторы, влияющие на испарение воды листьями растений.Урок основан на активных методах обучения, реализующихся в рамках исследовательской технологии.На подготовительном этапе класс делится на 5 равноценных групп для удобства проведения экспериментов.На данном уроке гармонично сочетаются проблемный метод и биологический эксперимент, служащий средством доказательства или опровержения выдвинутых гипотез.Ведущая форма деятельности на уроке – самостоятельная работа обучающихся в группах, выполняющих мини-эксперименты, формулировка выводов на основе изученного материала и результатов эксперимента.
Технологии развивающего обучения.
Существуют и другие современные педагогические технологии, показавшие свою эффективность и зарекомендовавшие себя на практике. К ним можно отнести и технологии развивающего обучения, направленные на раскрытие в учащихся гораздо потенциальных интеллектуальных возможностей, и технологии интегративного обучения, предполагающие различные варианты целостного подхода к обучению.
На уроках стараюсь применять различные виды мыслительной деятельности. Ребята делают презентации, составляют кроссворды, придумывают задачи, выполняют опыты.
Информационные технологии обучения
Информационные технологии обучения (ИТО) можно определить как совокупность электронных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности. В состав электронных средств входят аппаратные, программные и информационные компоненты.
В процессе обучения в школе с помощью ИТ ребенок учится работать с текстом, создавать графические объекты и базы данных, использовать электронные таблицы. Ребенок узнает новые способы сбора информации и учится пользоваться ими, расширяется его кругозор. При использовании ИТ на занятиях повышается мотивация учения и стимулируется познавательный интерес учащихся, возрастает эффективность самостоятельной работы.
Одним из ярких примеров применения ИТ в обучении является проведение интерактивных лекций с применением мультимедиа-технологии обучения.
Под мультимедиа-технологией понимают совокупность аппаратных и программных средств, которые обеспечивают восприятие человеком информации одновременно несколькими органами чувств. При этом информация предстает в наиболее привычных для современного человека формах: аудиоинформации (звуковой), видеоинформации, анимации (мультипликации, оживления).
Технологии модульного обучения
Теория модульного обучения базируется на специфических принципах, тесно связанных с общедидактическими. Общее направление модульного обучения, его цели, содержание и методику организации определяют следующие принципы: модульности; выделения из содержания обучения обособленных элементов; динамичности; действенности и оперативности знаний и их системы; гибкости; осознанной перспективы; разносторонности методического консультирования; паритетности.
Модуль содержит познавательную и профессиональную характеристики, в связи с чем можно говорить о познавательной (информационной) и учебно-профессиональной (деятельностной) частях модуля.
Метод проектов
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов, особенно рекомендуемые органами образования, относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующим привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, творческою мышления учащихся, исследовательских навыков. Так достигается вполне естественная интеграция знаний .
Данную технологию применяю при завершении изучения темы. Класс делится на группы. Каждая группа получает задание. Здание для всех групп объединяется одной темой. Ребята рассматривают интересные аспекты данной темы, не изложенные в учебнике. Делают презентацию своей темы.
Использую и индивидуальные проекты с которыми участвуем в конференции «Первые шаги»
Технология дистанционного образования
Дистанционными принято считать такие формы обучения, которые предоставляют возможность исключить непосредственный личный контакт преподавателя с учащимися (или значительно ограничить), независимо от природы применения технических и прочих средств. При этом задача исключения личного контакта не является основной целью построения процесса обучения.
Главное в дистанционном обучении — не просто использование компьютеров и других технических средств обучения, а разработка четких и продуманных обучающих программ, учебников и учебных пособий.
Заключение.
Для решения современных психолого-педагогических задач, стоящих перед нуждающейся в обновлении системой образования, важно кардинальным образом изменить приоритеты целей обучения. На первый план следует выдвигать развивающую функцию, в большей степени обеспечивающую становление личности обучающегося, раскрытие его индивидуальных способностей, развитие умственной, творческой и социальной активности, что является важным условием их психологической подготовки к жизни в социуме, к труду как умственному, так и физическому. Через развитие этой активности происходит становление важных качеств личности: ответственности за свои действия, умение самоорганизовываться, критически осмысливать и оценивать происходящие процессы.
Еще раз следует подчеркнуть, что при новой парадигме образования педагог выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащегося, компетентным консультантом и помощником. Эта роль значительно сложнее, чем при традиционном обучении и требует от педагога более высокого уровня профессионально-педагогической культуры.
Список использованных источников.
1.Атутов П.Р. Технология и современное образование / П.Р. Атутов // Педагогика. - 1996. - № 2.
2.Белкин А.С. Витагенное обучение с голографическим методом проекций / А.С. Белкин // Школьные технологии. - 1998. - № 3.
3.Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. — М., 1995.
4. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике / М.В. Кларин. — Рига Эксперимент, 1995.
5. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность перспективы / В.Т. Кудрявцев. — М.: Знание, 1991.
6. Матюнин Б.Г. Нетрадиционная педагогика / Б.Г. Матюнин. — М., 1995.
7.Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. B.C. Кукушина. — Москва: ИКЦ «МарТ», 2004. — 336 с.
8.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. — М.: Народное образование, 1998.
9.Фоменко В.Т. Нетрадиционные системы организации учебного процесса / В.Т. Фоменко. — Ростов н/Д: ГНМЦ, 1994.