СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ. Доклад
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АЛЕКСАНДРОВСКАЯ ШКОЛА»
КРАСНОГВАРДЕЙСЬКОГО РАЙОННОГО СОВЕТА
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Доклад
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.
Учитель истории и обществознания
Ямченко Т.В. МБОУ «Александровская школа»
2015г.
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.
Учитель истории и обществознания
Ямченко Т.В. МБОУ «Александровская школа»
Важнейшим источником жизнедеятельности государства, армии, личности является патриотизм. Патриотизм — это преданность Отечеству, чувство любви и гордости к своему народу, волнение, переживание за его успехи и горечи за победы, и поражения стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования при защите.
В настоящее время над многими духовными ценностями общества нависла реальная угроза их утраты. Отчасти это объясняется тем, что, с одной стороны, продолжает снижаться уровень интеллектуального и культурного развития, а с другой расширился круг нежелательных и опасных воздействий на их духовный мир. Социальное и политическое становление учащихся в условиях преобразования российского общества в России тесно связано с патриотическим воспитанием.
В наших учебных образовательных программах можно найти множество примеров истинного патриотизма и честного служения родине. Воспитательный потенциал хорошо виден и раскрывается буквально в каждой теме урока, не говоря уже о таких значимых как: «Куликовская битва», «Смутное время». Большую воспитательную нагрузку несут уроки по Отечественной войне 1812 года, Крымской и Великой Отечественной войне. Это и великие военные победы, и национальные герои, и единство народа, его роль в истории. И вот из всего этого и складывается личность. И не просто личность, а патриот своей Родины.
На своих уроках я показываю, что именно через личность история говорит, действует, воспитывает. Поэтому очень важно на соответствующих уроках давать по возможности развернутые характеристики исторических личностей, показывать мотивы и результаты их деятельности.
Гражданско-патриотическое воспитание достигает качественного результата, если:- содержание урочной и внеурочной деятельности находятся во взаимосвязи и способствуют активной жизненной позиции подростка; - чувство патриотизма подростка формируется на основе изучения истории своего народа, края, освоения богатого духовного опыта предшествующих поколений, особенно в моменты тяжелых для страны испытаний, на основе знания законов и документов о правах и обязанностях граждан, на уважении к законам государства и правам другого человека, на основе понимания значения государственной символики;
Работая в этом русле в нашей школе проводятся различные внеклассные мероприятия. Ежегодно проводится уборка возле памятников. К этой работе привлекаются все учащиеся 8 классов. Проводятся тематические линейки посвященные важным историческим событиям, а также исторические викторины на них. Воспитанию взаимоуважения перед людьми разных национальностей у нас отводится особое место. В школе действует комната чешской культуры, где часто проводятся экскурсии для учащихся и гостей школы. Приглашаем вас посетить его, и естественно внимание уделяется другим народам и культурам Крыма.
Проводятся встречи с родственниками первых переселенцев, которые приезжают к нам в гости. Создана летопись истории школы и ее коллектива, как учительского так и детского.
К сожалению у нас уже нет ветеранов войны, которые могли бы поделится своими воспоминаниями, но у нас жил и работал Карлин И.С., которые всегда уделял внимание патриотическому воспитанию молодого поколения. Уже после его смерти в школе состоялась презентация написанной им книги «Истребители танков».
Наша школа часто выезжает на экскурсии. Это форма работы популярна у детей, дает возможность окунуться в те или иные события прошлого своего края и страны.
Также наши дети принимают участи во выездных мероприятиях, выступают перед нашими односельчанами.
У нас пользуются популярность конкурсы военно-патриотической песни, проходит «Вахта памяти», «Доброе утро ветеран» и др. мероприятия.
В том году к 70летию Победы учащиеся нашей школы участвовали в марше Полка Бессмертных. Была открыта стена памяти «Спасибо деду за Победу», материалы для которой собирали ученики 5-11 классов. Своими силами восстановлен, обновлен и открыт школьный музей боевой и трудовой славы.
Суть поискового метода заключается в том, что учитель, организуя творческую познавательную деятельность обучающихся, побуждает их находить источники новой, не сообщенной я им ранее, информации, самостоятельно изучать ее и получать на этой основе достоверные знания. В этом году планируется новый проект «История газами очевидцев»
В своей работе я использую такие виды поисковой деятельности:
-Сбор краеведческого материала, который включает много навыков самостоятельной познавательной деятельности.
-Составление родословной.
-Коллекционирование, которое также является поисковой деятельностью.
-Для подготовки обучающихся к исследовательской деятельности я использую музейные уроки
-Привлекаются учащихся к организации презентаций, к подбору графических изображений при изучении определенной исторической темы, что формирует социально значимые умения и навыки, развивает способности учащихся, создает для них ситуацию успеха. Особый интерес у учащихся вызывают сообщения, подготовленные на основе рассказов родственников старшего поколения с подборкой фотографий из семейного архива.
-Используется технологический приём «вживание в образ»
-Кинофрагменты и музыкальные клипы
-Игровые формы работы.
-Одним из самых популярных заданий являются кроссворды. Знания и навыки подкрепляются внеурочной деятельностью, которая позволяет подросткам проявить свои гражданские, духовно-нравственные качества и получить социальный опыт через участие в общественно-полезных делах;
Одним из основных факторов патриотического воспитания в школе является изучение истории, так как педагог-историк на основе мощного использования воспитательного потенциала истории России имеет уникальную возможность активно воспитывать подрастающее поколение в духе патриотизма и преданности Родине. Такая постановка проблемы созидает в мире ребенка взаимосвязь прошлого - настоящего – будущего.
Патриотическое воспитание молодежи сегодня требует целенаправленных усилий не только в закрепления традиционного, оправдавшего себя временем такого направления, как изучение истории в процессе учебно-познавательной деятельности, но и поиска новых источников и факторов, стимулирующих этот процесс.
Большую роль в гражданском образовании и воспитании учащихся играют уроки обществознания. Использование местного материала способствуют формированию активной гражданской позиции, толерантности, формированию у учащихся политико –правовой культуры. В основе патриотического образования лежит прежде всего воспитание чувств. Источником чувства является пережитая эмоция. Поэтому фактором развития патриотических чувств должна стать целенаправленно созданная ситуация, когда ребенок переживает гордость за своих близких, семью; за коллектив; за совместный успех и достижения других членов коллектива.
Спасибо за внимание.