Программа занятий во внеурочной деятельности Азбука общения

Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 101
Дзержинского р-на г. Волгограда



Утверждена экспертным советом
Прот. № ___ от « » _______ 200_ г.
Директор
Т. Н. Матвиенко








«Азбука общения»
Программа по социализации учащихся 7лет
Срок реализации - краткосрочный






Разработчик (автор/составитель)
Бисерова Ольга Фёдоровна
педагог-психолог,
учитель начальных классов









Волгоград 2011
Пояснительная записка
Направленность программы состоит в реализации педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
Новизна программы состоит в том, чтобы помочь младшим школьникам развить их субъектность, то есть, активность, самостоятельность, рефлексию, осознание своего права выбора и несение ответственности за этот выбор, понимание и принятие другого и привели к разработке психологических занятий для учащихся начальной школы.
Актуальность программы обусловлена тем, что проблема личностного развития младшего школьника является приоритетной в современном образовательном пространстве, так как от ее разрешения во многом зависит не только повышение качества обучения учащихся, но и гуманистическая направленность их деятельности в будущем. В условиях качественно новой образовательной ситуации – ориентации на субъект – субъектные отношения участников учебной деятельности – проблема развития младшего школьника как субъекта стала одной из главных задач образования.
Педагогическая целесообразность программы объясняется выбором следующих принципов обучения:
методологический принцип работы в группе развития – развитие отдельных психических процессов через перестройку и развитие аффективно- потребностной сферы ребенка;
субъектное отношение к ребенку;
индивидуальный подход, учитывающий “зону ближайшего развития” ребенка;
доброжелательные и дружелюбные отношения с детьми, недопустимость менторской позиции и порицания за неуспех;
положительная эмоциональная оценка любого достижения учащегося со стороны ведущего группу, чтобы успех ребят переживался ими как радость;
развитие у детей способности к самостоятельной оценке своей работы.
развитие субъектности младших школьников;
активности;
самостоятельности;
рефлексии;
осознание своего права выбора и несение ответственности за этот выбор;
понимание и принятие другого.
В данной программе используются следующие методы:
частично-поисковый
В данной программе используются следующие средства обучения:
Экран, проектор
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что обучающиеся начиная с первых дней пребывания в школе за достаточно короткий срок получают начальный опыт проектной деятельности
Подготовительный этап
Цели:
Создание положительного настроя в группе.
Сохранение во время занятий доброжелательного отношения детей друг к другу.
Развитие положительной самооценки.
Основной этап
Основной этап выполняет ведущую роль в ходе всего занятия. Он включает в себя беседы, дискуссии, игры, упражнения, задания на развитие субъектных качеств личности.
Заключительный этап
Цель: подведение итогов занятия, обсуждение результатов совместной деятельности, выявление трудностей и успехов, имеющих место в ходе занятий, всех и каждого; создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии.
В качестве основных задач занятий в курсе выделим следующие:
развитие личности ребенка, его самосознания, рефлексивных способностей;
развитие позитивного отношения к своему “Я”, к “Я” другого;
создание психологических предпосылок становления сознательного субъекта саморазвития через усвоение психологических знаний и овладение методами и средствами саморазвития;
развитие умений и навыков, обусловливающих поведенческую гибкость в разнообразных ситуациях общения и взаимодействия с другими людьми;
формирование и развитие ответственности за свой выбор и свои поступки;
формирование навыков активной жизненной позиции, творческого отношения к деятельности.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что это тьюторское сопровождение учащихся.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: предлагаемая программа содержит курс занятий с детьми в возрасте от 7 до 11 лет.
Сроки реализации образовательной программы программа рассчитана на 4 года
Формы занятий. Занятия посвящены развитию у младших школьников определенной системы отношений к миру и себе в нем, готовности к саморазвитию и самопознанию, творческого отношения к деятельности.
Каждое занятие состоит из трех частей: подготовительный этап, основной этап, заключительный этап.
Режим занятий. Программа рассчитана на 8 занятий. Занятия проводятся в группе один раз в неделю, продолжительность одного занятия 45 минут. Оптимальное количество участников 4 человека.
Ожидаемые результаты освоения программы:
осознание детьми себя как личности (учащиеся осознают собственную значимость и повышают самоценность; анализируют свои сильные и слабые стороны, ищут способы личностного развития; развивают и укрепляют чувство собственного достоинства);
развитие интереса к личности другого человека;
развитие умения вступать в субъект – субъектное взаимодействие с другими.
Воспитанник сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
-производить рефлексию своей деятельности
Воспитанник способен проявлять следующие отношения:
- умение работать в коллективе
Способы проверки результатов освоения программы: может стать презентация результатов работы в детском коллективе

Тематическое планирование

Наименование темы
Кол-во часов
Прогнозируемый результат

1
Вводное занятие
1
Осознание ребенком правил конструктивного взаимодействия

2
«Кто я ?»
1
Уметь проводить рефлексию своих знаний и умений, собственных качеств

3
«Мой внутренний мир»
1
Уметь проводить рефлексию своих собственных качеств

4
«Самооценка»
1
Уметь оценивать свою деятельность

5
«Мои способности»
1
усвоение понятие «способности», исследовать свои способности и возможности.

6
«Я умею управлять с собой»
2
Знать способы управления своими действиями и поступками

7
«Я умею преодолевать трудности»
1
Уметь использовать силу воли и самоконтроля.

Учебно-тематический план
№ п/п
Темы
Общее кол-во
часов
В том числе




теоретические часы
практические часы

1
2
3
4
5



1
Вводное занятие
1
1
-

2
«Кто я ?»
1
-
1

3
«Мой внутренний мир»
1
-
1

4
«Самооценка»
1
-
1

5
«Мои способности»
1
-
1

6
«Я умею управлять с собой»
2
1
1

7
«Я умею преодолевать трудности»
1
-
1













Содержание программы
1.Вводное занятие
-Создание дружелюбного и безопасного настроя, демонстрация открытого стиля общения;
-ознакомление с задачами и выработка правил работы.
2. «Кто я»
Помощь каждому ребенку осознать свою уникальность и неповторимость, осознать себя как ценную личность.
3. «Мой внутренний мир» «Самооценка»
Формирование стремления к самопознанию, погружение в свой внутренний мир и ориентация в нем.
«Я умею преодолевать трудности»
Любую эмоцию можно выразить с помощью слов, используя богатство русского языка,
демонстрация самостоятельной работы, обсуждение в группе, доставление радости себе и другому, подведение итогов занятия, обсуждение результатов совместной деятельности.
5. «Мои способности»
Помочь детям усвоить понятие «способности», исследовать свои способности и возможности.
6. «Я управляю управлять собой»
Углубление процессов самораскрытия, развитие умений самоанализа и преодоление психологических барьеров.
7.«Я умею преодолевать трудности»
Мотивирование учащихся к развитию силы воли и самоконтроля.

Список литературы
Аржакаева Т.А., Вачков И.А., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (первый год обучения). – М.: Ось – 89, 2003. – 168с.
Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: “Генезис”, – 298с.
Жесткова Н.А. Психолого – педагогические условия развития субъектной позиции первоклассника: диссертацияканд. псих.наук: 19.00.07/ Н.А. Жесткова. – Самара, 2004. – 315с.
Зотикова Н.В. Личностные предпосылки субъектности младших школьников: : диссертацияканд. псих.наук: 19.00.13/ Н.В. Зотикова. – Москва, 2002. – 166с.
Ивашова А. Сотрудничество. Программа социального тренинга для дошкольников и младших школьников // Школьный психолог.-2003.-N 28.
Каган М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. – М.: Политиздат, 1988. – 319с.
Лютова Е.К. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. – М.: “Генезис”, 200. – 192 с.
Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ “Сфера”, 1998. – 240 с.
Рабочая книга школьного психолога/ И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др./Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991. – 303 с.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1996. – 529 с.
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). – М.: “Генезис”, 2006. – 303с.


Приложение
Конспекты занятий
Тема занятия№1
Задачи



Вводное занятие


-Создание дружелюбного и безопасного настроя, демонстрация открытого стиля общения;
-ознакомление с задачами и выработка правил работы.

Ход занятия
Оборудование

Подготовительный этап.
Упражнение «Визитка».
Цель: знакомство участников группы,создание благоприятной атмосферы для самораскрытия участников.
Ход проведения.
Психолог сообщает детям, что теперь они будут продолжать знакомство с помощью визитки. Проводится беседа, для чего нужны визитки, какие бывают визитки. Психолог раздает каждому ребенку листы для визиток и просит их вверху написать свое имя, а ниже нарисовать любой значок, символ, по которому можно будет узнать, определить их. Это может быть какой-либо предмет, игрушка, животное, растение, явление природы.
После выполнения задания, психолог прикрепляет булавками листочки к груди детей. Ребята рассматривают визитки друг друга, запоминают их. Каждый участник рассказывает о своей визитки, объясняет, почему был выбран именно этот рисунок, символ.
Основной этап.
Упражнение «Хочу – могу - надо».
Цель: активизировать и укреплять доверие ребенка к самому себе, к собственным желаниям и потребностям, формировать представление о собственной значимости и ценности, значимости другого, развивать потребность в саморазвитии и самосовершенствовании, искать способы личностного развития.
Ход проведения
Дети по очереди выходят в центр круга, где стоит стул, и проговаривают три предложения, в которых первая часть одинакова, а вторая различается. Соответственно, предложения начинаются словами «Я должен, «Я могу», «Я хочу». Важно, чтобы продолжение каждого предложения (его вторая часть) было спонтанным и непосредственным. Ребенок говорит то, что он думает, чувствует. Остальные дети в этот момент выступают в роли слушателей.
Анализ. Обсуждаются вопросы о том, какое из трех предложений было высказано наиболее убедительно, в каком из них проявилась инициатива говорящего. Сначала эти вопросы задаются самому говорящему, а затем – всей группе. Разбираются интонации голоса говорящего, его выражение лица, жесты и т.п. затем обсуждаются вопросы, связанные с поиском эффективного индивидуального стиля поведения. Психологу важно показать, что форма поведения ребенка в школе, его манера общаться с другими детьми, учителями вырабатываются на основе индивидуальности. Про этом важно осознавать и принимать свою индивидуальность, находить возможности реализовывать себя как можно более полно в заданных условиях.
Заключительный этап.
Упражнение «Подарим друг другу улыбку».
Цель: доставление радости себе и другому.
Дети становятся в круг. Нежно берутся за руки и улыбаются друг другу, тем самым дарят хорошее настроение товарищам.
Рефлексия.
Цель: подведение итогов занятия, обсуждение результатов совместной деятельности.
Детям предлагается выбрать лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету их настроения.
У меня в руке цветок, Он красивый такой. Выбирайте  лепесток Всё равно, какой.
Желтый цвет – радостное, светлое, хорошее настроение.
Зеленый цвет – спокойное, уравновешенное настроение.
Синий цвет – грустное, печальное, тоскливое.

Затем все лепестки собираются в общий цветок.

Карточки для визиток, цветные «лепестки»
Карта индивидуального развития школьника




Тема занятия №2
Задачи

«Кто я ?»
Помочь каждому ребенку осознать свою уникальность и неповторимость, осознать себя как ценную личность.

Ход занятия
Оборудование

Подготовительный этап.
Приветствие участников группы
Основной этап.
Заполнение Дневника успешного школьника.
Работа с картой интересов

Заключительный этап.
Упражнение «Подарим друг другу улыбку».
Цель: доставление радости себе и другому.
Дети становятся в круг. Нежно берутся за руки и улыбаются друг другу, тем самым дарят хорошее настроение товарищам.
Рефлексия.
Цель: подведение итогов занятия, обсуждение результатов совместной деятельности.
Детям предлагается выбрать лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету их настроения.
У меня в руке цветок, Он красивый такой. Выбирайте  лепесток Всё равно, какой.
Желтый цвет – радостное, светлое, хорошее настроение.
Зеленый цвет – спокойное, уравновешенное настроение.
Синий цвет – грустное, печальное, тоскливое.

Затем все лепестки собираются в общий цветок.

цветные «лепестки»;
карта индивидуального развития школьника


Тема занятия №3
Задачи

«Мой внутренний мир»
Формирование стремления к самопознанию, погружение в свой внутренний мир и ориентация в нем.

Ход занятия
Оборудование


Подготовительный этап.
Приветствие участников группы
Игра «Угадай по лицу» (игра малой подвижности)
Цель: учимся контролировать свои эмоции, развитие произвольности.
Ход: Дети встают в один рядок, плотно друг к другу. За спиной дети передают мягкую игрушку под ритмичную музыку. Их задача заключается в том, чтобы скрыть эмоцию, если игрушка оказалась в руке. После остановки музыки водящий должен угадать у кого в руке игрушка.

II. Основной этап.
Демонстрация самостоятельной работы, обсуждение в группе.

Анализ сказки «Три медведя» (раздать детям карточки с текстом сказки)
Ребята, я принесла вам этот волшебный мешочек. В нём лежат карточки, на которых изображены эмоции. Будем по очереди доставать и определять эмоцию. Кому, какая достанется, тот и будет работать с этой эмоцией при анализе сказки, подчёркивая цветным карандашом. Звучит сказка, дети работают на листочках: радость, гнев, страх, грусть, удивление.



Обсуждение результатов.
Кто в этой сказке был самый сердитый, кто удивился больше всего, кто испугался больше всего.
Заключительный этап.
Упражнение «Подарим друг другу улыбку».
Цель: доставление радости себе и другому.
Дети становятся в круг. Нежно берутся за руки и улыбаются друг другу, тем самым дарят хорошее настроение товарищам.
Рефлексия.
Цель: подведение итогов занятия, обсуждение результатов совместной деятельности.
Детям предлагается выбрать лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету их настроения.
У меня в руке цветок, Он красивый такой. Выбирайте  лепесток Всё равно, какой.
Желтый цвет – радостное, светлое, хорошее настроение.
Зеленый цвет – спокойное, уравновешенное настроение.
Синий цвет – грустное, печальное, тоскливое.

Затем все лепестки собираются в общий цветок.

VI. Исследовательская игра «Вода»
Психолог: Ребята, у меня в мешочке осталась ещё одна карточка. Внимательно рассмотрите её и скажите, какая эмоция или чувство на неё изображено. Это – спокойствие. – Найдите в сказке отрывок, где герои чувствуют спокойствие или находятся в состоянии покоя. (Когда Маша спит) – Покажите с помощью зеркала спокойствие. (Работа с зеркалом) – Сегодня я для вас принесла ёмкость с водой. Посмотрите на неё, как вы думаете в каком она сейчас состоянии. Она спокойна. А сейчас мы будем воздействовать на неё, общаться с ней. (Постукиваем по краям ёмкости). Видите, как вода волнуется, колышется. Так же и с людьми, если мы общаемся, то испытываем различные эмоциональные чувства. Если в воду опустить кусочек глины, то вода помутнеет. Настроение испортилось.
VII. Комплекс «Волшебный сон» (релаксационное упражнение)
Психолог: Ребята, сейчас мы с вами немного отдохнём. (Звучит спокойная музыка)
– Ложитесь на коврик, так что бы вам было удобно и постарайтесь выполнять мои просьбы.
Реснички опускаются... Глазки закрываются... Мы спокойно отдыхаем (2 раза), Сном волшебным засыпаем. Дышится легко, ровно, глубоко. Напряженье улетело... И расслаблено все тело (2 раза), Будто мы лежим на травке, На зеленой мягкой травке... Греет солнышко сейчас... Руки теплые у нас... Жарче солнышко сейчас... Ноги теплые у нас... Дышится легко... ровно... глубоко... (Длительная пауза) Мы спокойно отдыхали, Сном волшебным засыпали. Хорошо нам отдыхать! Но пора уже вставать! Крепче кулачки сжимаем. Их повыше поднимаем. Потянулись! Улыбнулись! Дружно глазки открываем. (Дети открывают глаза.) [2]
VIII.
IX. Ритуал прощания «Цветок»
Психолог: В завершении занятия хотелось бы узнать какое у вас настроение сейчас, изменилось ли оно. Передаём мягкую игрушку по кругу. Выберите подходящий цвет и прикрепите его на экран настроения.
– Молодцы! До свиданья!    

цветные «лепестки»;
карта индивидуального развития школьника

Тема занятия №4
Задачи

Самооценка
Осознание возможности формирования адекватной самооценки. Формирование навыка позитивного отношения к своей личности и представления ценности собственной личности.

Ход занятия
Оборудование

1. Подготовительный этап.
Приветствие участников группы
Игра «Весёлая шнуровка» : Любую эмоцию можно выразить с помощью слов, используя богатство русского языка. Сейчас я вам раздам вот такие дощечки с дырочками, где каждая дырочка обозначена словом. Вам нужно взять шнурки разного цвета и с помощью их соединить слова-синонимы, объединённые общим смыслом.
Например:
радость – счастье
грусть – печаль
удивление – восхищение
страх – тревога
горе – печаль
злоба – недовольство
ярость – гнев
радость – веселье
испуг – страх и т.п.
(Ведущий раздаёт дидактический материал и показывает, как с ним работать. Желательно раздать наборы различающиеся по содержанию.)
Обсуждение результатов.
II. Основной этап.
Демонстрация самостоятельной работы, обсуждение в группе.

Заключительный этап.
Упражнение «Подарим друг другу улыбку».
Цель: доставление радости себе и другому.
Дети становятся в круг. Нежно берутся за руки и улыбаются друг другу, тем самым дарят хорошее настроение товарищам.
Рефлексия.
Цель: подведение итогов занятия, обсуждение результатов совместной деятельности.
Детям предлагается выбрать лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету их настроения.
У меня в руке цветок, Он красивый такой. Выбирайте  лепесток Всё равно, какой.
Желтый цвет – радостное, светлое, хорошее настроение.
Зеленый цвет – спокойное, уравновешенное настроение.
Синий цвет – грустное, печальное, тоскливое.

Затем все лепестки собираются в общий цветок.

цветные «лепестки»;
карта индивидуального развития школьника

Тема занятия №5
Задачи

«Мои способности»
Помочь детям усвоить понятие «способности», исследовать свои способности и возможности.

Ход занятия
Оборудование

Подготовительный этап.
Моделирование
Дети усаживаются на свои стульчики.
У меня в руке ведро, Вот:  волшебное оно. В нём каменья непростые. В нём каменья озорные. Опусти в него ладошку И возьми себе немножко. (Авторское)
– С какой эмоцией вам понравилось работать больше всего. Выложи из камушек и веточек личико. (Дети могут работать в паре) – Расскажи, что у тебя получилось. – Какое настроение у вас бывает чаще всего. – Какое задание тебе понравилось больше всего. – Какое задание вызвало затруднение.
Основной этап.
Демонстрация самостоятельной работы, обсуждение в группе.
Заключительный этап.
Упражнение «Подарим друг другу улыбку».
Цель: доставление радости себе и другому.
Дети становятся в круг. Нежно берутся за руки и улыбаются друг другу, тем самым дарят хорошее настроение товарищам.
Рефлексия.
Цель: подведение итогов занятия, обсуждение результатов совместной деятельности.
Детям предлагается выбрать лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету их настроения.
Желтый цвет – радостное, светлое, хорошее настроение.
Зеленый цвет – спокойное, уравновешенное настроение.
Синий цвет – грустное, печальное, тоскливое.

Затем все лепестки собираются в общий цветок.

цветные «лепестки»;
карта индивидуального развития школьника


Тема занятия №6
Задачи

«Я умею управлять собой»
Углубление процессов самораскрытия, развитие умений самоанализа и преодоление психологических барьеров.

Ход занятия
Оборудование


Подготовительный этап.


Основной этап.
Демонстрация самостоятельной работы, обсуждение в группе.

Заключительный этап.
Упражнение «Подарим друг другу улыбку».
Цель: доставление радости себе и другому.
Дети становятся в круг. Нежно берутся за руки и улыбаются друг другу, тем самым дарят хорошее настроение товарищам.
Рефлексия.
Цель: подведение итогов занятия, обсуждение результатов совместной деятельности.
Детям предлагается выбрать лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету их настроения.
Желтый цвет – радостное, светлое, хорошее настроение.
Зеленый цвет – спокойное, уравновешенное настроение.
Синий цвет – грустное, печальное, тоскливое.

Затем все лепестки собираются в общий цветок.




Тема занятия №7
Задачи

«Я умею преодолевать трудности»
Мотивировать учащихся к развитию силы воли и самоконтроля.

Ход занятия
Оборудование

Подготовительный этап.
Основной этап.
Демонстрация самостоятельной работы, обсуждение в группе.

Заключительный этап.
Упражнение «Подарим друг другу улыбку».
Цель: доставление радости себе и другому.
Дети становятся в круг. Нежно берутся за руки и улыбаются друг другу, тем самым дарят хорошее настроение товарищам.
Рефлексия.
Цель: подведение итогов занятия, обсуждение результатов совместной деятельности.
Детям предлагается выбрать лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету их настроения.
Желтый цвет – радостное, светлое, хорошее настроение.
Зеленый цвет – спокойное, уравновешенное настроение.
Синий цвет – грустное, печальное, тоскливое.

Затем все лепестки собираются в общий цветок.

цветные «лепестки»;
карта индивидуального развития школьника




Заголовок 1 Заголовок 315