Технологическая карта урока по русскому языку Правописание слов с разделительными ъ и ь знаками (3 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Правописание слов с разделительными ъ и ь знаками
в 3 «В» классе
(Образовательная система «Школа 2100»)
Урок подготовила: учитель начальных классов МБУ «Школа №59» Савзонова Светлана Рафаэльевна
г.о. Тольятти
2015г.
Русский язык
РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ Ъ И Ь
Тема: Правописание слов с разделительными ъ и ь знаками.
Цель: Развитие умений находить орфограммы-буквы разделительный ь и ъ, графически их обозначать, объяснять отсутствие орфограммы-буквы разделительного ъ после приставок, писать слова с этими орфограммами.
Задачи:
1.Образовательная: научить распознавать функцию мягкого и твёрдого знаков, различать части слова, различать части речи, продолжить работу над формированием орфографической зоркости.
2. Развивающая: развивать мышление, память, эмоционально-волевую сферу, обогащение словарного запаса, развитие умений устной и письменной речи.
3. Воспитывающая: воспитывать дисциплину, культуру поведения на уроке; интерес и любовь к русскому языку; умение слушать ответ своего товарища.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Выявлять сущность, особенности объектов.
3. На основе анализа объектов делать выводы.
4. Обобщать и классифицировать по признакам.
5. Ориентироваться на развороте учебника.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в группе.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД
·. Актуализация знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
1. Минутка чистописания
– Вспомните правила посадки за партой и примите правильную позу для письма.
Пословицы – бесценное наследие нашего народа. (Запись на доске)
– Обратите внимание на правильное написание соединений.
2. Объяснительный диктант.
Ковёр, часы, крепкий, колосья, Вологда, праздник, лагерь, денщик, телеграмма, подъём.
– Какие орфограммы вспомнили при написании объяснительного диктанта?
– Составьте и запишите предложение с любым из записанных слов.
2. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.
– Какие синонимы вы выписали дома в упр.168? (Объяснил, разъяснил, втолковал, разжевал и в рот положил).
– В каких словах выделили орфограмму разделительный ъ?
– Почему в словах втолковал, разжевал и положил нет после приставок разделительного ъ?
– Проверьте, правильно ли обозначили орфограмму разделительный ъ (Образец выполнения на доске)
– Сформулируйте тему урока.
– Как вы думаете, что мы должны повторить на уроке? Чему научиться?
– Давайте составим план.
Учитель вместе с детьми составляет план урока.
– Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.)
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
·II. Развитие умений – применение знания.
1. Самостоятельная работа по вариантам.
– Важным качеством ученика является умение работать самостоятельно, а также умение выбрать себе задание по силам. Предлагаю выбрать задание для выполнения.
На экране даны три варианта заданий.
1. Выпиши слова с разделительным ъ и разделительным ь в два столбика. Обозначь орфограммы.
Гроздья рябины, съехал с горы, второй подъезд, бегут ручьи, сладкое печенье, старое ружьё, шустрая обезьянка, объехал яму, объяснил ситуацию.
2. Спиши. Вставь, где нужно, пропущенные буквы. Обозначь орфограммы.
Предявите билет, сколко счастя, зеленеют деревя, обяснил формулу, крутой подём, облетают листя, болшой обём.
3. Подбери и запиши по пять слов с разделительным ъ и с разделительным ь. Обозначь эти орфограммы.
Ребята, первые выполнившие задание, работают с интерактивной доской (учебное занятие «Суперсортировка» Smart Notebook).
Проводится самопроверка по образцу на экране. Работы учеников, выбравших 3 вариант, проверяются учителем фронтально.
Физкультминутка.
2. Работа с учебником.
Упр. 169. Два ученика работают у доски. Один выписывает существительные, другой – глаголы. Коллективная проверка. Учитель
обращает внимание на перенос слов с разделительными ь, ъ.
Запись: объ-еде-ние, подъ-езд, за-пью.
3. Работа с интерактивной доской.
Задания из сборника «Игры и задачи 1-4 классы»
– Игра «Баскетбол». Мягкий знак предлагает сыграть с ним в баскетбол. Выбери слово, в котором нужно писать разделительный ь.
– Игра «Компас». Вставьте пропущенные буквы в слова.
– Попробуйте открыть две таинственные двери и прочитать народную мудрость. (Есть терпенье – будет и уменье!)
– Что это за высказывание? (Пословица)
– Правильно. Пословицы – бесценное наследие нашего народа. Вспомните этапы работы над пословицами. (1. Читаем пословицу. 2. Выясняем лексическое значение непонятных и устаревших слов, подбираем слово, используемое в настоящее время. 3. Выясняем смысл пословицы в целом: о чем она и чему учит. 4. Определяем, к какой тематической группе ее можно отнести. 5. Предполагаем, в какой житейской ситуации можно ее употребить.)
-Что вы можете рассказать о пословице «Есть терпенье – будет и уменье»?
4. Групповая работа по развитию речи.
– А теперь попробуйте составить пословицы из слов, находящихся у вас на партах. Работайте в группах.
– Какие пословицы у вас получились? (1. Не учи безделью, а учи рукоделью. 2. Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. 3. Зимой съел бы грибок, да снег глубок. 4. Надо пуд соли съесть, чтобы друга узнать. 5. Ученье – свет, а неученье – тьма. 6. От лени – болезни, а от работы – здоровье.)
Каждая группа представляет результаты своей работы, используя интерактивную доску (учебное занятие «Порядок сортировки» Smart Notebook).
– Выпишите из пословиц слова с изучаемой орфограммой. Обозначьте орфограммы.
Взаимопроверка в парах.
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. Обобщать и классифицировать по признакам.
5. Ориентироваться на развороте учебника.
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в группе.
·V. Итог урока. Рефлексия.
– Чем мы сегодня занимались на уроке?
– Какие темы повторили? Что узнали нового?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Какое настроение у вас после урока?
3. На основе анализа объектов делать выводы.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
V. Домашнее задание.
Подготовиться к проверочной работе.
Стр.140 задание «Это ты знаешь и умеешь».