ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №34

«Принято» «Утверждено»
на заседании Совета школы Директор школы Мальцевой Н.В.
________________________ ________________________










ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
(НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
3 – 4 классы)
2013 – 2014 г.г.























г. Новошахтинск
Авторы – разработчики:
Мальцева Н.В., директор школы
Кораблёва Т.С., зам. директора по УВР
Король И.Г., зам. директора по ВР
Деркачёва С.Г., учитель нач. классов
Терентьева О.С., учитель нач. классов

ОГЛАВЛЕНИЕ

Страница
1. Пояснительная записка 3

2. Краткая справка о школе 4

3. Нормативно-правовое обеспечение 6

4. Целевое назначение базовой образовательной программы
начальной школы 7
5. Портрет выпускника начальной школы. 7
6. Характеристика социального заказа на образовательные услуги 7

7. Цели и задачи образовательного процесса. 8
8. Учебный план школы 9
9. Организация образовательного процесса в начальной школе. 10

10. Программа духовно – нравственного развития и воспитания
обучающихся на ступени начального общего образования 12
11. Программа формирования культуры здорового и безопасного 27
образа жизни

12. Система оценки достижений планируемых результатов освоения
основной образовательной программы начального общего образования 33
13. Приложения 35











Пояснительная записка

Данная образовательная программа начального общего образования, определяет содержание и организацию образовательного процесса и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
ООП сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа особый этап в жизни ребёнка, связанный:
-с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
-с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
-с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
-с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;
-с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.
Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет): центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов; развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.








2. Краткая справка о школе

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №34 г. Новошахтинска
Адрес: Ростовская область
г. Новошахтинск,
ул. Восточная, д. 8 г.
Почтовый индекс: 346934,
тел.:(8-869) 39-6-04,
e-mail:
Сведения об учащихся: 1-4 классы. – 160 человека
Всего классов комплектов по ступеням:
1-4 кл. – классов 7
Всего в школе 4 класса-комплекта.
Продолжительность учебного года 34 недели.
Учебный процесс осуществляется в рамках пятидневной учебной недели.
Для организации дифференцированного подхода к учащимся, решения задач личностно ориентированного обучения школа использует различные формы внеурочной работы во второй половине дня.
В середине учебной недели организуется облегченный учебный день. Продолжительность урока в 3 – 4 классах - 40 минут, перемены - по 10 минут. Начало занятий в 8. 30.
Обучение ведется в 1смену.
Форма организации учебного процесса – классно – урочная.
Ресурсная база

пожарная сигнализация
Акт о приемке в эксплуатацию системы.


количество учебных кабинетов
33

библиотека
Библиотечный фонд:
В том числе учебники.
художественная литература,
методическая литератур,
рабочее место библиотекаря оснащено компьютером.

спортивный зал
площадь: 149 м2

спортивное оборудование: брусья, кольца, канат, волейбольная площадка, баскетбольные щиты, бревно, конь, волейбольные мячи, баскетбольные мячи, футбольные мячи, скакалки, теннисный стол.


спортивная площадка
футбольное поле
игровая площадка для подвижных игр
Общая площадь:100*50

столовая
пищеблок, обеденный зал на 120 посадочных мест

компьютерный класс
заведующая Косенко Н.А.

школьный краеведческий музей им. Петра Дернова
год основания 1984
руководитель Крапчина Н.А.


водопровод
имеется

канализация
имеется

Технологическая оснащенность

Количество компьютеров
10 количество учащихся на 1 компьютер – 2 чел.

Количество рабочих мест педагогов оборудованных компьютерами
8 (27%)

В том числе в локальной сети
7

Подключены к Интернету
17

мультимедийный проектор
4

телевизор
12

видеомагнитофон
2

DVD плеер
5

музыкальный центр
8

швейные машины
2


Анализ современного состояния общеобразовательной системы школы позволил определить ее основные конкурентные преимущества:
Значительный авторитет школы в окружающем социуме;
Квалифицированный педагогический коллектив, мотивированный на работу общеобразовательного учреждения, стремящийся к развитию и совершенствованию образовательного процесса;
Достаточная материальная база;
Соблюдение прав и свобод участников образовательного процесса;
Благоприятные безопасные условия обучения
В школе реализуются следующие виды образовательных программ:
1.1 Базовая образовательная программа для общеобразовательных учреждений 3 – 4 классы.



Вид образовательной
программы
Требования к
состоянию здоровья
Требования к уровню подготовки учащихся
Срок освоения

1
Базовая ОП
(начальная школа) 3 – 4 классы.
1 – 4 группы здоровья
Любой уровень школьной зрелости
4 года






















3. Нормативно-правовая база образовательной программы.
Нормативно-правовой базой образовательной программы являются:
Закон РФ «Об образовании»;
Конвенция о правах ребенка;
Типовое положение об общеобразовательном учреждении;
Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.07.02 года № 2783
Приказ Министерства образования РФ от 09 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;
Государственные образовательные стандарты;
Устав школы;
Лицензия образовательного учреждения.

Образовательная программа определяет:
цели и содержание образовательного процесса, особенности их раскрытия через содержание учебных предметов и педагогических технологий;
научно-методическую базу реализации учебных программ.

Образовательная программа регламентирует:

условия освоения образовательной программы;
диагностические процедуры для объективного поэтапного учета образовательных достижений учащихся;
организационно-педагогические условия реализации программ общего и дополнительного образования.


















4. ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ БАЗОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
3 - 4 классы
Целевое назначение
Обеспечение образовательного процесса, предусмотренного Базисным учебным планом
Освоение обязательного минимума содержания начального общего образования.
Формирование общеучебных умений и навыков в объеме начальной школы.
Создание условий для достижения оптимального для каждого учащегося уровня элементарной грамотности.
Развитие положительной мотивации к образовательному процессу.
Развитие познавательных способностей.
Развитие культуры умственного труда, навыков самообразования.
Развитие творческих способностей.
Развитие коммуникативных навыков общения со сверстниками.
Развитие навыков самоконтроля

Портрет выпускника начальной школы.
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию,
высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Характеристика социального заказа на образовательные услуги.
Школа имеет в основном постоянный контингент учащихся, стабильный состав педагогического коллектива. Большая часть обучающихся – это дети из малообеспеченных семей. У населения ярко выражена потребность в получении учащимися полноценного среднего (полного) общего образования. В дальнейшем учащиеся ориентируются на получение специальностей, востребованных на рынке труда, на дальнейшее обучение в ОУ г.Новошахтинска, Шахты, Ростове н/Д .
Образовательная программа школы направлена на удовлетворение потребности
учащихся - в программах обучения, обеспечивающих становление и реализацию индивидуальности, профессиональное самоопределение;
общества и государства - в реализации государственных образовательных стандартов, в законопослушных гражданах, способных к гражданскому и общественному самоопределению, стремящихся к самореализации.
Миссия школы состоит в том, чтобы:
создать благоприятные условия развития для всех учащихся , с учетом их интересов, склонностей и потребностей;
расширить возможности выбора каждым школьником индивидуально образовательной траектории, позволяющей сформировать гармонично-развитую личность.
осуществить социальную поддержку (защиту) учащихся, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях;
обеспечить их успешную социализацию в современной действительности.

Выпускник начальной школы:
Должен усвоить обязательный минимум содержания начального общего образования.
Иметь сформированные общеучебные навыки в объеме начальной школы (навыки чтения, счета, письма, организационные навыки )
Иметь развитые интеллектуальные умения на уровне начальной школы: умение анализировать, конструировать, моделировать, иметь навыки самоконтроля.
Развитые познавательные интересы.
Развитые коммуникативные навыки общения со сверстниками.
Знать основы здорового образа жизни.

Цели и задачи образовательного процесса

Обеспечить усвоение учащимися обязательного минимума содержания начального, основного, среднего (полного) общего образования на уровне требований государственного образовательного стандарта.
Гарантировать преемственность образовательных программ всех уровней.
Создать основу для адаптации учащихся к жизни в обществе, для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ.
Формировать позитивную мотивацию учащихся к учебной деятельности, к самообразованию, к самореализации.
В школе особое внимание уделяется:
развитию у обучающихся культуры умственного труда, навыков самообразования,
развитию способности к творческому самовыражению в образовательной, трудовой и досуговой деятельности;
воспитанию уважения к закону, правопорядку;
повышению уровня культуры личности школьников;
формированию функциональной грамотности у учащихся;
обеспечению успешности социализации учащихся в современном обществе;












8. Учебный план школы
Пояснительная записка к учебному плану на 2012/2013 учебный год.
Учебный план школы составлен на основе базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ 2004 года;
сохраняет содержание инвариантной части;
отражает все образовательные области, предусмотренные Базисным учебным планом РФ
не превышает максимально допустимую нагрузку учащихся;
факультативные, индивидуальные (консультации) проводятся по отдельному расписанию во второй половине дня;
соблюдается преемственность в распределении часов на изучение предметов по ступеням обучения.
соответствует гигиеническим требованиям к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях (Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.1178-02).
1 ступень обучения (3 – 4 кл.)
Обучение ведется по пятидневной рабочей неделе. По субботам проводятся внеклассные мероприятия, кружки, спортивные секции.
ОЗОЖ изучается интегрировано на уроках окружающего мира, физкультуры, ИЗО, на классных часах. Информатика изучается интегрировано на уроках технологии в 4 классе (3 четверть). Программа «Основы правильного питания» изучается на классных часах, уроках окружающего мира.
Учебные программы по всем предметам обеспечены необходимыми УМК («Начальная школа 21 век» под редакцией Н.Ф. Виноградовой). Базовые курсы располагают современными учебниками. Для ведения элективных курсов используются программы рекомендованные Министерством образования Ростовской области. Имеющиеся разноуровневые дидактические материалы позволяют дифференцировать и индивидуализировать образовательный процесс.
Все используемые в образовательном процессе учебники соответствуют федеральному и региональному перечню.

Учебный план (недельный)
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

БУП 2004г

1-4 КЛАСС – ПЯТИДНЕВНАЯ РАБОЧАЯ НЕДЕЛЯ

Учебная деятельность
Количество часов в неделю


3 класс
4 класс

Русский язык
5
5

Литературное чтение
3
2

ОРКиСЭ

1

Иностранный язык
2
2

Математика
4
4

Окружающий мир
2
2

Музыка
1
1

ИЗО
1
1

Физическая культура
3
3

Технология
2
2

Итого
23
23

Школьный компонент







Максимальная нагрузка
23
23

9. Организация образовательного процесса
3-4 класс
Режим пятидневной рабочей недели
Продолжительность уроков – 40 мин

Педагогические технологии, используемые в образовательном процессе
Методы обучения
Формы занятий
Виды деятельности

Игровой метод
Рассказ, объяснение, обучающий диалог.
Управление самостоятельной работой учащихся.
Групповой метод
Метод работы в парах
Метод упражнений, наблюдений.
Исследовательские методы


Классно – урочная.
Нетрадиционные уроки
Уроки-праздники
Уроки-сказки
Уроки-концерты
Уроки-экскурсии

Занятия по интересам в кружках, секциях, студиях
Репродуктивный
Практический
Познавательный
Частично – поисковый
Творческий
Ценностно – ориентационный
Художественный
Конструирование и моделирование
Исследовательский


Формы аттестации учащихся
Формы текущего контроля Формы итогового контроля
устные ответы на уроках контрольные работы;
самостоятельные, проверочные работы; диктант
независимая проверка работ тесты
взаимопроверка работ
творческие работы (изложения, мини сочинения) контрольные работы;
диктанты
тесты

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса
4 класс
Основу базовой образовательной программы (1 - 4) составляют типовые учебные программы по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, трудовому обучению, ИЗО, физкультуре, музыке.
№ п/п
Предмет
Уровень изучения
Название учебной программы
Вид учебной программы
Соответствие УМК (учебной программе)

1.
Русский язык
(1-4) , 3 класс
базовый
Программа для общеобразовательных учреждений Начальные классы «Школа 21 века»
Государственная


Полное
С.В. Иванов
А.О. Евдокимова идр.

2.
Русский язык
4 класс (1-4)
базовый
Программа для общеобразовательных учреждений Начальные классы «Школа 21 века»
Государственная



Полное
С.В. Иванов
А.О. Евдокимова идр.

3.
Литературное чтение 3 класс (1-4)
базовый
Программа для общеобразовательных учреждений Начальные классы «Школа 21 века»
Государственная
Полное
Л.А. Ефросинина
М.И. Оморокова


4.
Литературное чтение, 4 класс (1-4)
базовый
Программа для общеобразовательных учреждений Начальные классы «Школа 21 века»
Государственная



Полное
Л.А. Ефросинина
М.И. Оморокова

5.
Математика 3 класс(1-4)
базовый
Программа для общеобразовательных учреждений Начальные классы «Школа 21 века»
Государственная


Полное
В.Н. Рудницкая
Т.В. Юдачева

6.
Математика, 4 класс(1-4)
базовый
Программа для общеобразовательных учреждений Начальные классы «Школа 21 века»
Государственная
Полное
В.Н. Рудницкая
Т.В. Юдачева

7.
Окружающий мир
3 класс (1-4)
базовый
Программа для общеобразовательных учреждений Начальные классы «Школа 21 века»
Государственная


Частичное
Н.Ф. Виноградова

8.
Окружающий мир
4 класс (1-4)
базовый
Программа для общеобразовательных учреждений Начальные классы «Школа 21 века»
Государственная


Частичное
Н.Ф. Виноградова

9.
Технология
3 класс (1-4)
базовый
Программа для общеобразовательных учреждений Начальные классы «Школа 21 века
Государственная


Полное
Е.А. Лутцева

10
Технология
4 класс (1-4)
базовый
Программа для общеобразовательных учреждений Начальные классы «Школа 21 века»
Государственная

Полное
Е.А. Лутцева


11
Изобразительное искусство
3 класс (1-4)
базовый
Программа для общеобразовательных учреждений Начальные классы «Школа 21 века»
Государственная
Частичное
Неменского Б.М.

12
Изобразительное искусство
4 класс (1-4)
базовый
Программа для общеобразовательных учреждений Начальные классы «Школа 21 века»
Государственная
Частичное
Неменского Б.М.

13
Музыка 1-4
базовый
Программа для общеобразовательных учреждений Начальные классы «Школа 21 века»
Государственная
Полное
Е. Д. Крицкая

14
Физическая культура и
1-4
базовый
Программа для общеобразовательных учреждений. Начальные классы. 1-4
Физическая культура «Школа 21 века»
Государственная
Лях В.И.























10. Программа духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Введение
Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся являются Закон «Об образовании».
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, являются основой для формирования структуры основной образовательной программы начального общего образования.
Данная программа содержит теоретические положения и методические рекомендации по организации целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника.
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Концепции УМК Программа духовно-нравственного развития, воспитания «Школа 21 век» с учетом методических разработок издательства «Вентана-Граф» и опыта реализации воспитательной работы (гражданско-правового образования, патриотического, эстетического, экологического воспитания).
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – социальными партнерами школы
Актуальность программы
Свободной и законопослушной может быть нравственная личность, располагающая ценностями и убеждениями. Нравственность в отличие от морали, укоренена не столько в правовых нормах, но, прежде всего, в Отчизне, культуре, религии, народе, семье - во всем том, чему личность вручает себя целиком и свободно. Нравственность, имеющая своим источником духовность, не просто формируется, она воспитывается с малых лет. «Система образования, - подчеркивает В.В. Путин, - в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нации».
Общеобразовательная школа призвана содействовать консолидации нации, ее сплочению на основе отечественных духовно-нравственных ценностей и традиций перед лицом внешних и внутренних вызовов. Школа призвана создавать гражданина и воспитывать патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. В воспитании россиянина - гражданина и патриота - особо важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Ценности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и иных коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т.д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко они могут воспитываться всем укладом школьной жизни.
Школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психической устойчивостью. Особое значение имеют следующие друг за другом возрастные переходы: от дошкольного детства к школьному, от детства к подростковому возрасту, от него к юности. «Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей, утверждал Л.С. Выготский, есть основной момент при переходе от возраста к возрасту».
Духовно-нравственное развитие представляет собой процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов.
Духовно-нравственное развитие гражданина есть развитие России, осуществление процесса модернизации страны в его конкретно-человеческом, социально-личностном выражении.
Духовно-нравственное развитие личности россиянина в границах общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного принятия школьником ценностей:
семейной жизни;
культурно-регионального сообщества;
культуры своего народа, компонентом которой может быть система ценностей одной из традиционных российских религий;
российской гражданской нации;
мирового сообщества.
Духовно-нравственное развитие личности начинается в семье. Чтобы сохранить преемственность, не прерывать уже существующий процесс воспитания ребенка, школа в духовно-нравственном развитии учащихся должна сотрудничать с семьей. Необходимо создавать общее, открытое для социальной среды, школьно-семейное пространство духовно-нравственного воспитания и стремиться к тому, чтобы школа была не только учреждением, где учат, но и «социальной семьей» ребенка. Объединение семьи и школы в деле воспитания создает благоприятные возможности для укрепления гражданственности.
Следующая ступень развития гражданина - осознанное принятие школьником традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Здесь наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение понятия «Родная земля», «Отечество», «Малая Родина».
Более высокая ступень духовно-нравственного развития россиянина принятие культуры и духовных традиций народа или народов, в среде которых он родился и продолжает жить. Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры народов России. Нельзя стать россиянином, не будучи укоренным в тех этнических традициях, к которым человек может принадлежать как по факту своего происхождения, так и по факту начальной социализации в определенной этнокультурной среде.
Ступень российской гражданской идентичности достигается в процессе развития личности, ее духовно-нравственного, гражданского, патриотического воспитания. Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства российских народов, осознающий их значимость, особенности и единство в судьбе России.
Открытость миру, толерантность к другим культурам важная ступень и характеристика духовно-нравственного развития гражданина России.
Принципы Программы
Принцип природосообразности.
Принцип целостности учебно-воспитательного процесса.
Принцип сотрудничества.
Деятельностный подход.
Личностно-ориентированный подход.
Возрастной подход.
Ожидаемый результат
Портрет выпускника:
умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международных уровней;
обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
любящий свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Цель и задачи:
Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Целью является воспитание, социально - педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Задачи духовно-нравственного воспитания:
1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
представления о символах государства Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;
интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;
ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;
начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;
интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, области, своего Семеновского района, своего населенного пункта, в котором находится образовательное учреждение;
стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, района;
любовь к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;
уважение к защитникам Родины;
умение отвечать за свои поступки;
негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
различение хороших и плохих поступков;
представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
бережное, гуманное отношение ко всему живому;
знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;
представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
элементарные представления об основных профессиях;
ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;
элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
умение соблюдать порядок на рабочем месте;
бережное отношение к результатам своего труда, труда Других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.
4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;
элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
первоначальные представления об оздоровительном вли¬янии природы на человека;
первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.
5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
элементарный опыт природоохранительной деятельности;
бережное отношение к растениям и животным.
6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
представления о душевной и физической красоте человека;
формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
интерес к занятиям художественным творчеством;
стремление к опрятному внешнему виду;
отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:
патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.

Основные направления духовно-нравственного развития
и воспитания обучающихся.
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации следующих направлений:
КРАСОТА (ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ)
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.
СТРАНА ГРАЖДАН (ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское обществ; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
ТРУД ДЛЯ СЕБЯ И ДЛЯ ДРУГИХ (ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ, ТВОРЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ЖИЗНИ)
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость.
Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.
ПРИРОДА (ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ)
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся

Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:

в содержании и построении уроков;
в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности; в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;
в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;
в специальных событиях, спроектированных с учетом определенной ценности и смысла;
в личном примере ученикам.
Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов-участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений.
Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе следующих принципов:
нравственного примера педагога – нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам;
социально-педагогического партнерства – целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ;
индивидуально-личностного развития – педагогическая поддержка самоопределения личности, развития ее способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации;
интегративности программ духовно-нравственного воспитания – интеграция духовно-нравственного развития и воспитания в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную;
социальной востребованности воспитания – соединение духовно-нравственного развития и воспитания с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.


РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ
Программа реализуется в рамках урочной, внеурочной, внешкольной деятельности.
Виды и формы воспитательных мероприятий
1 направление

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ЧУВСТВА, ЭТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ И ГОТОВНОСТИ СОВЕРШАТЬ ДОБРЫЕ ПОСТУПКИ
урочная деятельность
Изучение материала и выполнение учебных заданий по нравственно-оценочным линиям развития в разных предметах.
Литературное чтение (анализ и оценка поступков героев; развитие чувства прекрасного; развитие эмоциональной сферы ребёнка и т.д.).
Русский язык – раскрытие воспитательного потенциала русского языка, развитие внимания к слову и чувства ответственности за сказанное и написанное и т.д.
Окружающий мир («связь человека и мира», правила поведения в отношениях «человек – человек» и «человек – природа» и т.д.).
Духовно-нравственная культура народов России («добро и зло», «мораль и нравственность», «долг и совесть», «милосердие и справедливость» и т.д.).
Формирование жизненной позиции личности – взаимосвязь слова и дела.
Реализация нравственных правил поведения в учебном взаимодействии
внеурочная деятельность
Знакомство с правилами нравственного поведения, обучение распознаванию плохих и хороших поступков, черт характера в ходе различных добрых дел (мероприятий):
– беседы и классные часы по примерным темам (по работам: «Что меня радует?», «Когда я злюсь?», «За что мне стыдно?», «Чем я горжусь?», «Я стараюсь – не лениться не обманывать не хвастаться не завидовать» и т.д.);
– просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов, представляющих противоречивые ситуации нравственного поведения;
– экскурсии в художественный музей, например, «Добро и зло на полотнах художников» и др.
– коллективно-творческие дела (театральные постановки, художественные выставки и т.п.) с примерной тематикой: «Долг и совесть в жизни людей», «Что такое «хорошо» в пословицах моего народа» и т.п.;
– ознакомление (по желанию детей и с согласия родителей) с деятельностью традиционных религиозных организаций: экскурсии в места богослужения, добровольное участие в подготовке и проведении религиозных праздников, встречи с религиозными деятелями;
– осуществление вместе с родителями творческих проектов и представление их;
– ролевые игры, моделирующие ситуации нравственного выбора;
– туристические походы и другие формы совместно деятельности (в т.ч. вышеперечисленные), требующие выработки и следования правилам нравственного поведения, решения морального выбора;
Завершение каждого (большинства) из этих событий рефлексией: «Какие новые правила я узнал?»; «Чем я могу руководствовать при выборе своих поступков» и т.п.
внешкольная деятельность
Посильное участие в оказании помощи другим людям:
– подготовка праздников, концертов для людей с ограниченными возможностями;
– строго добровольный и с согласия родителей сбор собственных небольших средств (например, игрушек) для помощи нуждающимся;
– решение практических личных и коллективных задач по установлению добрых отношений в детских сообществах, разрешение споров, конфликтов.

2 направление

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

урочная деятельность
Изучение материала и выполнение учебных заданий по нравственно-оценочным линиям развития в разных предметах (Слова).
Окружающий мир, 3–4 кл. – «современная Россия – люди и государство», «наследие предков в культуре и символах государства, славные и трудные страницы прошлого», «права и обязанности граждан, демократия», «общечеловеческие правила поведения в многоликом обществе, права человека и права ребёнка».
Литературное чтение – сказки народов России и мира; произведения о России, её природе, людях, истории.
Духовно-нравственная культура народов России – равенство и добрые отношения народов России.
Реализация гражданских правил поведения в учебных взаимодействиях:
– посредством технологии оценивания опыт следования совместно выработанным единым для всех правилам, умение отстаивать справедливость оценивания, приходить к компромиссу в конфликтных ситуациях и т.п.;
– групповая работа на разных предметах – опыт оказания взаимной помощи и поддержки, разрешения конфликтных ситуаций, общения в разных социальных ролях;
– специфические предметные методики, требующие коллективного взаимодействия и поддержки товарища. Например, в математике – методика решения текстовых задач, ориентированная на совместную деятельность, взаимопомощь, «сложение интеллектов».
внеурочная деятельность
Знакомств