Конспект урока: Упражнения в написании слов с разделительными Ь и Ъ знаками
Тема урока: Упражнения в написании слов с разделительными «ь» и «ъ» знаками.
Тип Урока: Закрепление изученного материала.
Цель урока: Закрепить умение писать слова с разделительными «ъ» и «ь» знаками.
Задачи:
А) образовательные: закреплять умение писать слова с разделительными «ъ» и «ь» знаками, продолжить работу по выработке орфографической зоркости, содействовать развитию умения сопоставлять, анализировать, делать выводы, обобщать;
Б) развивающие: продолжать работу по развитию устной и письменной речи, логического мышления, внимания, памяти;
В) воспитывающие: создавать условия для воспитания коммуникативных умений (сотрудничать в парах, слушать товарищей); воспитывать интерес и любовь к родному языку.
Планируемые достижения учащихся: научиться правильно писать слова с орфограммами «ъ» и «ь».
Оборудование:
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. Учебник «Русский язык» для 3-ого класса. Москва «БАЛАСС» 2009 г.
Плакат «Карлсон»
Раздаточный материал – карточки с «ъ» и «ь»
Таблица «Разделительные «ъ» и «ь» знаками»
Ход урока:
Этапы урока Содержание урока Примечание
Организационный
момент
Мозговая атака.
Сообщение темы и целей урока.
Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания
Работа в парах
Устный диктант
Физкультминутка
Самооценка
Работа в командах
Проблемная ситуация.
Физкультминутка для глаз.
Диктант
Работа по учебнику.
Домашнее задание.
Самостоятельная работа
Проверка.
Итог урока
- Собираю Ваши глазки!
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь!
Пожелайте друг другу удачи!
- Кто проведет?
Спасибо!
Вопросы:
- Какие буквы русского алфавита не обозначают звуков?
- Для чего в словах пень, лень, день написан «ь»?
- Чем оканчивается день и ночь?
- Как превратить мел – в мелкое место?
угол – в топливо?
- Для чего служит «ь» - показатель мягкости?
( для смягчения согласных звуков и для образования новых слов)
- В каком слове «семь я» и один разделительный «ь»? (семья)
- Сколько букв в слове семья? Звуков? Почему?
- Когда пишем «ь». Примеры!
- Когда пишется «ъ». Примеры!
(Инсценировка басни А. Матвиенко «ъ и«ь знаки»)
- А сейчас послушайте разговор букв и подумайте, какова тема нашего урока и чему будем
Продолжать учиться.
Ъ – Не чересчур ли ты добряк?
Слова и буквы ты смягчить стремишься
Нет, в алфавит ты не годишься!
Ь – Кто б говорил, но ты б уж помолчал!
Ты тверд и груб, как суховатый дуб.
Давным-давно пора как букву «ять» тебя из азбуки изъять!
А – Друзья! Ваш спор – никчемные слова!
Вы оба хороши, достойны оба честь
Когда стоите оба в нужном месте.
- Какова тема урока?
- Чему будем учиться? Каковы цели и задачи нашего урока?
А так же сегодня мы продолжим работу по развитию орфографической зоркости, внимания, памяти, речи; разрешать проблемные ситуации и, конечно, же удивлять и помогать друг другу.
- Ребята, послушайте стихотворение Сергея Бондаренко, которое прочтет…
- Постарайтесь услышать и запомнить слова, которые относятся к нашей теме урока.
-Как-то в блюдечке варенья я нашла стихотворенье
- Я, конечно, сразу села
- И варенье сразу съела
- И теперь для продолженья
- Этого стихотворенья
- Нет ни капельки варенья!
Спасибо!!!
- Итак, какие слова услышали и запомнили?
- Вспомните, кто из сказочных героев любит варенье?
- Карлсон пришел к нам в гости с заданиями, с которыми не справился Малыш.
- Поможем ему?
1-е Задание Карлсона – чистописание.
- Для чего мы проводим эту работу?
- Откройте тетради, правильно сядьте, приготовьтесь к письму.
- Внимание на доску!
Зз зззз Зн за зм зл аз уз
- Ребята, дома вы писали словарные слова с буквой «З»
- Проверим домашнюю работу.
- Прочти … (2-3 ученика)
- Запишем : земляника, закон, абзац
- Прочтите предложение «Знает кошка чье мясо съела»
- Прочти …
- Кто желает вставить и объяснить пропущенные орфограммы?
- А что это за предложение? (пословица)
- Как вы ее понимаете?
- Подготовьтесь к письму по памяти.
- Взаимопроверка!
- Кто получил отличную оценку? Молодцы!
- 2-е Задание Карлоса «Устный диктант»
- Приготовьте карточки, которые мы с вами изготовили на уроке труда.
- объявил
- льет
- съезд
- вьюга
- съест
- обезьяна
- Когда пишем разделительный «Ъ» и «Ь» знаки?
- Карточки ваши помощники или нет? Почему!
- Кто проведет физкультминутку?
Карлсон бегал, бегал, бегал
А потом он полетел
Высоко – высоко
Посмотрел по сторонам
Вот он мальчика увидел
И к нему он сразу сел
Вместе будет хорошо, интересно, весело!
- Спасибо!
3-е Задание Карлсона –загадки. Вы их любите.
- Послушайте задание:
- Пишем только отгадки.
1) Весной вырастают, осенью опадают (листья)
- Комментирует и объясняет орфограмму - …
2) Он есть у каждого дома: крытый вход в здание (подъезд)
- Комментирует и объясняет
- Задайте вопросы
- Какую оценку ты себе поставишь?
3) Мы лесные жители, мудрые строители
Из палок всей артелью! (муравьи)
- Комментирует и объясняет
- Задайте вопросы
- Какую оценку ты себе поставишь?
4) Сообщать о чем-то (объявить)
- Комментирует и объясняет
- Задайте вопросы
- Какую оценку ты себе поставишь?
4-ое Задание Карлсона- Девочки пишут слова с разделительным «ь» знаком
- Мальчики пишут слова с разделительным «ъ» знаком
- Кто из девочек из девочек будет работать на доске?
- Кто из мальчиков будет работать на доске?
ДИКТАНТ:
крылья подъезд
обезьяна съемка
счастье объявил
Вопросы к девочкам:
- Как оцениваешь свою работу?
Вопросы к мальчикам:
- Оцени свою работу!
- Спасибо!!!
5-ое Задание Карлсона «Исправь ошибки»
Въюга, обьявил, переъездПоняли!
- Итак, первое слово!
- Объясни и докажи!
- Следите за шариками глазками!
- Запишите слова правильно под диктовку.
- Самопроверка!
- Откройте учебник на стр. 117 упр. 172.
- Прочтите задание
- Как будете выполнять это упражнение?
- Кому не понятно?
- Это упражнение выполнять дома
(стр. 117 упр. 173 – прочтите)
- Составим алгоритм выполнения упражнения.
1) прочитай!
2) вставь пропущенные орфограммы (вставляем и объясняем)
3) составь предложения
4) запиши предложения
5) обозначь орфограммы
6) перенос слов
1-ый ряд - первое словосочетание
2-ой ряд – второе словосочетание
3-ий ряд – третье словосочетание
Перенос слов – названий птиц (так же по рядам)
- Проверим самостоятельную работу
(дети читают предложения, перенос слов)
- Урок подошел к концу!
- Подведем итоги: Когда пишется разделительный «Ъ» и «Ь» знаки?
- Какое настроение было на уроке?
- Что Вам понравилось?
- Я благодарю Вас за хорошую работу, Карлсон говорит Вам спасибо за помощь.
- Ребята:
«Учите русский годы к ряду
С душой, с усердием, с умом
Вас ждет великая награда
И та награда в нем самом».
- Спасибо! Урок окончен!