Итоговая совместная деятельность как форма взаимодействия с участниками коррекционно-развивающего процесса.
Итоговая совместная деятельность как форма взаимодействия участников коррекционно-образовательного процесса.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в III разделе (требования к условиям реализации основной образовательной Программы дошкольного образования) обозначены психолого-педагогические условия для успешной реализации Программы, а именно:
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;
8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Проблема участия семьи в процессе коррекционно-развивающего обучения и
воспитания актуальна, так как, совместная работа педагогов с родителями во многом определяет успешность преодоления нарушений речевого и личностного развития ребенка с патологией речи (В.В. Ткачева).
В настоящее время в педагогике представлен широкий выбор форм работы с родителями. Но зачастую проблема стоит не в том, как выбрать тему и содержание мероприятия, а в том, как организовать «явку» родителей. Нами отмечено, что если на родительское собрание приходит около 50% родителей, то на праздники (утренники) приходят все родители, даже семьями. Так как же вовлечь семью непосредственно в коррекционно-образовательную деятельность?
Необходимо было определить такую форму сотрудничества педагогов с семьей, где бы повышался уровень родительской мотивации в отношении сотрудничества с логопедом и воспитателями, организовывалось закрепление детьми знаний и умений, полученных на занятиях логопеда и воспитателя. Мы остановили свой выбор на итоговой совместной деятельности.
Итоговое мероприятие (занятие) завершает изучение той или иной лексической темы или лексического блока. Проводится итоговая совместная деятельность во вторую половину дня. Мы приглашаем родителей и воспитанников другой группы (дети с ЗПР). Присутствие других детей помогает нашим детям преодолевать неуверенность в себе, повышает мотивацию к правильной речи, речевую активность, позволяет социально адаптироваться в среде сверстников.
В ходе проведения итоговой совместной деятельности происходит творческое взаимодействие педагогов. Конечно, основным организатором является логопед. Он продумывает задачи, содержание и проводит занятие. Также важна роль воспитателя и музыкального руководителя. На занятии учитывается возраст и особенности детей (задания даются по подгруппам).
Такая форма сотрудничества детей и взрослых помогает активизировать коммуникативные и речевые навыки детей, закрепить новый материал, сформировать положительные взаимоотношения между воспитанниками. После таких занятий активность родителей во взаимодействии с педагогами группы повышается.