Формирование толерантной обучающей среды. Роль учителя в современных условиях. Социальная востребованность диалога «Ребёнок — Семья – Школа — Общество».
ЧОУ ДПО «Центр Знаний»
«Практический опыт введения и применения ФГОС ООО в деятельности образовательных учреждений» (февраль-март 2016 г.)
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Опарина Ольга Альбертовна,
учитель начальных классов, первая квалификационная категория,
МБОУ Дубковская СОШ «Дружба» Одинцовского района, Московской области
«Ключ к окружающим меня людям
лежит во мне самом».
Антуан де Сент-Экзюпери
Формирование толерантной обучающей среды. Роль учителя в современных условиях. Социальная востребованность диалога
«Ребёнок - Семья – Школа - Общество».
Краткая аннотация эссе:
Работа может представлять интерес для учителей младшей ступени обучения, работающих в условиях многонациональной школы.
В работе обозначена роль школы, как главного элемента составляющей «Ребёнок - Семья – Школа - Общество» в воспитании толерантности, выделены основные задачи воспитания в данном направлении, а также даются рекомендации по воспитанию толерантного поведения школьников,
Содержание
Введение.
1. Формирование толерантной обучающей среды
1.1. Роль школы как социального института в воспитании толерантности
1.2. Значение межкультурного диалога
1.3. Воспитание толерантности в условиях многонациональных школ.
2. Роль учителя в современных условиях воспитания толерантности.
2.1. Формы и причины проявления нетерпимости в школе.
2.2. Роль учителя младшей ступени в становлении межличностных отношений в классном коллективе
2.3. Толерантность учителя и педагогика сотрудничества
3. Воспитание толерантности на уроках и во внеурочное время
4. Социальная востребованность диалога «Ребёнок - Семья – Школа - Общество».
5. Путь к толерантности.
6 . Основные задачи и методы воспитания толерантного поведения.
Заключение
Введение
Что такое толерантность? Словарь иностранных слов трактует ее как терпение к чужим мнениям и верованиям. Однако, в последнее время все чаще уходят от понимания толерантности как снисходительно-равнодушного отношения к другому. Наверное, было бы правильнее определить «толерантность» как понимание, признание и принятие, то есть, способность понять другого, признать его право быть другим и принять другого как носителя иных ценностей, иных норм поведения.
Сегодня все большее распространение в детской, особенно подростковой среде, получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин тому много: нарушение семейных связей, отчуждение взрослых и детей, повышенная конфликтность в их взаимоотношениях, нетерпимость к человеку другой веры, расслоение населения на «богатых и бедных» Всё это через социальное окружение детей, семью все чаще проникает в школу.
1. Формирование толерантной обучающей среды
1.1. Роль школы как социального института в воспитании толерантности
Воспитание толерантной личности - процесс сложный Он осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребенка, обществом, семьёй, сложившимися взглядами и отношениями её членов к другим людям и обществу в целом. Этот процесс проходит под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми. Для того чтобы сделать его целенаправленным, необходима организованная педагогическая деятельность в школе. Только полноценная работа педагогов способна повлиять на этот процесс. Школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Именно в школьном сообществе у ребенка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению. Поэтому необходимо активизировать поиск эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, уважения прав и свобод других, непохожих на тебя, людей.
Современный школьник должен правильно воспринимать и понимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого живущих на планете, понимать и уважать права, обычаи, взгляды, традиции и культуры других людей. Он должен найти свое место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей. Таким образом, проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме.
Учитель с самых первых дней обучения ребёнка в школе должен доводить до его сознания то, что предрассудки по отношению к чужим культурам, да и к своей собственной, возникают из-за отсутствия у людей знаний о народах и их отношениях, о национальных культурах и традициях. Ребёнок должен понять, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению, манере одеваться, общаться.
1.2. Значение межкультурного диалога
Проблема культуры общения — одна из самых острых как в школе, так и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведём себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. Жить в мире разных людей и идей, иметь права и свободы, не нарушая прав и свобод других людей, - это человеческая добродетель.
Педагог должен помочь осмыслению школьниками своих действий в процессе межкультурного диалога, своих ощущений, своей позиции, выражению их в словесной форме, в ответах на вопросы анкет, в сочинениях-размышлениях. Для положительных результатов воспитания большое значение имеют методы и приемы, организационные формы занятий. Это этические беседы, диспуты, обсуждение книг, телепередач, анкетирование, тестирование, анализ ситуаций, решение этических задач, практические занятия. На классных часах можно и нужно использовать также факты из жизни школьного коллектива, самих детей и их близких. Чтобы пробудить интерес детей к проблемам общения, воспитать навыки культурного поведения, необходимо проводить тренинги общения (“Что мне в тебе нравится?”, “Чей это портрет?”, “Ассоциации”, “Мнения”).
1.3. Воспитание толерантности в условиях многонациональных школ.
Особую актуальность проблема воспитания толерантности приобретает в условиях многонациональных коллективов. Разноязычие ученической среды часто приводит к избирательности в общении, национальной изолированности групп. Различие национально-этнических особенностей, которым ученики зачастую придают оценочный оттенок, а также специфика семейного уклада, быта, традиций накладывают определенный отпечаток на поведение и на взаимоотношение детей с окружающими. В этих условиях при организации внеклассной и внешкольной работы крайне важно сближать интересы обучающихся различных национальностей
Большинство российских школ многонациональные. Это относится и к нашей школе. Здесь учатся представители различных национальностей (армяне, грузины, дагестанцы, чеченцы, азербайджанцы, украинцы, молдаване). Общаясь, они часто говорят на своём родном языке. Как правило, эти дети воспитываются на своей родной культуре, соблюдают свои обычаи и традиции. Этническая, как и всякая иная толерантность, не безусловна. Ее необходимо культивировать. Хорошо известно, что для воспитания ненависти одного народа к другому больших усилий не требуется. Этническая масса, проникнутая неприязнью, тем более ненавистью к другому народу, по-своему несчастна, она обездоливает себя в многоцветном и поликультурном человеческом сообществе.
Путями решения проблемы могут стать исторические экскурсы и оценки вражды и нетерпимости в мире. Школьники должны знать историю и географию геноцидов, расовых и этнических конфликтов, религиозных войн. Педагогика толерантности должна учить умению анализировать местные ситуации, обстановку в собственной школе и классе, в семье, а также способствовать критическому анализу.
Современное Подмосковье – есть продукт взаимодействия различных этносов и культур, в связи с чем определяющими чертами региона являются: полиэтничность, поликонфессиональность, способность к диалогу культур, веротерпимость, толерантность и т. д. В последние годы в связи с обострением ксенофобии, появлению межнациональных и религиозных конфликтов на территории России, актуализируется задача формирования мировоззренческой и нравственной культуры учащихся, позитивного отношения к межэтническому взаимодействию, осмысления и принятия национальных ценностей, воспитания этнической толерантности у школьников.
2.Роль учителя в современных условиях воспитания толерантности.
2.1. Формы и причины проявления нетерпимости в школе.
Какие же конкретные шаги необходимо предпринять педагогам в этой ситуации, чтобы воспитать в своих учениках толерантную личность? Как обеспечить формирование толерантных качеств школьника в процессе поликультурного образования?
По моему мнению, педагог, прежде всего, должен показать детям, что из-за дефицита терпимости, взаимоуважения, благожелательности в мире происходит много бед. Необходимо на уроках и во внеурочной деятельности знакомить школьников с разнообразными культурами и прививать уважительное отношение ребёнка к другим культурам. Именно в процессе образования и воспитания создаются ситуации культурного, межличностного, межнационального, формального и неформального общения и благоприятные условия для межэтнического общения.
Следует отметить, что предметом нетерпимости в школе, как и в обществе в целом, может выступать как национальная, религиозная, этническая, социальная, половая принадлежность ребёнка, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки. В школьной среде сегодня отмечается высокий уровень конфликтности между представителями различных национальностей, особенно среди старших подростков. Отмечаются проявления экстремизма и ксенофобии. Бывают случаи, когда взрослые в случае конфликта между детьми открыто выступают против детей других национальностей. Да и отношение ученика к учителю далеко не толерантно. В интернете, СМИ, на телевидении часто мы наблюдаем примеры интолерантного поведения школьников на уроках и, как следствие, неадекватную реакцию педагога на подобную ситуацию.
Причиной этого, на мой взгляд, является недостаточность примеров толерантности, неприятие толерантности как базовой гражданской ценности среди педагогов и родителей, агрессивные отношения во всём мире, а также сложившаяся геополитическая ситуация в Европе, где проявление толерантности осложнено огромным потоком мигрантов.
В условиях многонациональных коллективов, как было сказано выше, важно не допускать проявления неравенства детей в правах и обязанностях. И здесь роль учителя особенно важна. Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа или неправильного поведения.
2.2.Роль учителя младшей ступени в становлении межличностных отношений в классном коллективе
На протяжении всего периода обучения ребёнка в школе и на всех этапах формирования личности необходима психологическая поддержка. Это способствует не только его развитию, но и сохранению психического здоровья. Психологический дискомфорт ребёнка связан с его низкой степенью устойчивости к стрессу и нулевой толерантностью. Это сказывается на его физическом здоровье и успеваемости По мнению Н.К. Смирнова, «ученик, для которого посещение школы – тяжёлое испытание, каждодневно оставляет в её стенах частичку своего здоровья»
Наблюдая своих учеников, я сделала вывод, что уже в 1 классе, попадая в новую среду, где еще нет коллектива, нет детского сообщества, дети пытаются создать иерархически построенную, организованную структуру. Идет поиск лидера. Хорошо, если лидером становится тот ребенок, чей пример действительно положителен. А если нет? В этом случае он доказывает своё лидерство за счёт унижения физически слабых, трусоватых, тех, кто плохо говорит по-русски или «новеньких» Вот тут роль учителя очень важна. Для того, чтобы помочь, надо правильно оценить ситуацию. Иногда нужно вмешаться, а иногда дать детям самим справиться с ситуацией, понаблюдать, не вмешиваясь, но и не упуская происходящее из виду. Дети все равно выстроят свои отношения, и учитель своим вмешательством может только продлить этот процесс во времени. А вот предотвратить главенство негативного лидера, не позволить превратить некоторых детей в изгоев педагог обязан. Какие же конкретные шаги должен предпринять учитель, когда он видит, что какого-то ребенка обижают, унижают, не принимают в свое сообщество?
Прежде всего, повысить его статус, то есть найти у этого ребенка такие достоинства, которые ценятся в обществе. При этом не стоит просто рассказать классу, какими достоинствами обладает этот ребенок. Лучше создать ситуацию, при которой он сможет проявить себя в действии. Очень хорошо, если эти его действия будут востребованы коллективом.
На начальной стадии формирования детского коллектива важно обеспечить эмоциональную комфортность во взаимоотношениях обучающихся и педагогов. Учитель должен демонстрировать навыки бесконфликтного общения и прививать их школьникам, развивая эмоциональную гибкость, критическое мышление, способности к сотрудничеству и самоконтролю. Спокойствие и выдержка педагога создаёт эмоционально-позитивную атмосферу в классе, психологически комфортные условия для самореализации и познавательной деятельности школьников. Таким образом, стимулируются интерес к изучаемому и повышается учебная мотивация школьников.
2.3. Толерантность учителя и педагогика сотрудничества
Педагог и сам должен быть толерантен. Толерантность педагогов проявляется в их поведении. Даже вследствие эмоциональных перегрузок учитель обязан скрыть свою раздражительность, плохое настроение, что может проявляться в его коммуникативной нетерпимости, в неприятии индивидуальности другого человека, категоричности или консерватизме в оценках людей, в стремлении перевоспитать человека. Он не может использовать себя в качестве эталона при оценке поведения и образа мыслей других людей. Наоборот, он должен сглаживать неприятные чувства при столкновении с людьми, создающими физический или психический дискомфорт, прощать окружающим ошибки, приспосабливаться к их характерам, привычкам, желаниям и учить этому детей. Он должен уметь разбираться в конфликтах между детьми, с пониманием относиться к их внешнему виду, поступкам, к учебным достижениям или неудачам.
«Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе. Учитель должен научиться воспринимать каждого ребёнка как значимую и ценную личность. Позицией толерантного учителя должны стать: умение идти на компромисс, способность без конфликта убедить другого в своей правоте и в то же время защитить его права, способность сближать интересы школьников различных национальных культур и непримиримость к таким асоциальным явлениям, как фашизм, экстремизм, расизм, наркомания.
3. Воспитание толерантности на уроках и во внеурочное время
Деятельность педагога по созданию толерантной обучающейся среды и толерантного взаимодействия с учениками должна вестись как на уроках, так и вне уроков. В педагогической практике имеется немало методов, форм и приёмов работы по воспитанию толерантности у школьников. Все они связаны с организацией их деятельности. На уроках литературного чтения, окружающего мира, даже математики можно вести работу по развитию толерантности, выбирая задачи, в которых действуют отличающиеся от других люди. Важно, чтобы они выглядели в данном контексте положительными героями. Например, читая сказку Г.Х. Андерсена, дети на себе испытывают, что значит быть изгоем. Дети, как и некоторые взрослые, оценивая другого человека, за точку отсчета принимают обычно самого себя. Если я сильный, то все кто слабее меня, воспринимаются, как недоразвитые. Если я могу постоять за себя, то все, кто на это не способен, хуже меня. Если я получаю в школе хорошие отметки, значит, я умный, а «троечники» - люди второго сорта. Они не такие, как я, пусть будут старательнее, тогда станут «своими». Детям самостоятельно трудно осмыслить своё поведение. Задача учителя – доказать, что другой человек имеет право быть не таким, как ты, что обществу очень нужны не только такие, как ты, но и совсем другие, непохожие на тебя. В одних профессиях или одних условиях нужны будут физически сильные люди, а в других физическая сила не имеет значения, а пригодится изобретательность, воображение. Есть профессии, в которых ценятся маленький рост и небольшой вес – например, важным условием при отборе первых космонавтов был невысокий рост. Юрий Гагарин был невысокого роста. Выдающимися актерами часто становятся не слишком красивые люди, т.к. не все герои фильмов и спектаклей красавцы. Но таких некрасивых героев нередко любит вся страна.
Особое внимание с целью привития детям навыков толерантного поведения необходимо уделять патриотическому воспитанию, направленному на формирование уважительного отношения к Родине, родным местам, историческому прошлому, родной культуре, собственному народу и народам России. Положительная гражданская позиция должна стать частью мировоззрения школьника, определять его действия по отношению к государству, вселять веру в будущее России. Человек, который не любит свой край, не чувствует привязанности к свой земле, не знает историю и культуру своего народа, не может быть по-настоящему гражданином и патриотом. Экскурсии по родному краю, родному городу, столице России, встречи с ветеранами ВОВ, ветеранами туда, уход за историческими памятниками микрорайона школы, уроки Мужества помогут в воспитании патриотизма. Когда мы с детьми приходим к обелиску воинской славы в нашем посёлке, я всегда стараюсь подчеркнуть, что на подступах к Москве в 1941 году стояли насмерть солдаты разных национальностей и конфессий, и они смогли защитить нашу столицу.
Воспитание исторической памятью, правдой о становлении и развитии нашего многонационального государства приобретает особую важность для установления объективной истины, формирования личной позиции школьника. В педагогическом аспекте единство исторического знания и культуры обозначает незыблемость межкультурных и межнациональных связей, способствует взаимопониманию и взаимообогащению народов.
Патриотическое воспитание должно гармонично сочетаться с приобщением детей к лучшим достижениям мировой цивилизации, способствовать воспитанию уважения и открытости ко всем другим системам, культурам и традициям.. Только глубокая и осознанная любовь к своему наследию побуждает человека с уважением относиться к чувствам других, быть чутким к трагедиям отечества и народа. Огромное воспитательное значения имеют школьные праздники «Я, ты, он, она вместе целая страна», «Дети разных народов», встречи с представителями различных культур, знакомство с их обычаями, музыкальными инструментами, одеждой и т.д. Организовать встречи школьников с иными культурами можно и заочно на классных часах, с помощью мультимедийных презентаций, с соответствующими текстами, содержащими информацию о других культурах, отражающими ценностные приоритеты других культур, иную логику мышления и поведения людей.
Но сама по себе встреча с иной культурой вовсе не обязательно приводит к положительным изменениям в сознании подростка. Очень важно, чтобы ребенок шел от знакомства с иной культурой и попыток понять иную культуру к осознанию проблематичности собственного понимания иных культур. Учителю необходимо пробудить его сомнение в адекватности своего понимания. Данный шаг очень важен. Он заставляет ребенка впервые взглянуть на собственное восприятие других культур, выявить социальные стереотипы, которыми он до сих пор пользовался. Он заставляет школьника осознать и источник этого непонимания – иную логику мышления. Здесь важно, чтобы дети были сосредоточены на поиске сходств разнообразных культур, а не их отличий; чтобы выявлялись их положительные аспекты, а не отрицательные; чтобы понимание и оправдание превалировало над оценкой и осуждением.
Большую ценность для учащихся имеют этнографические знания о происхождении народов, с представителями которых они вместе учатся, о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, одежды, искусства, художественных промыслов, праздников. Классный руководитель должен не только проявлять компетентность в этих вопросах, но и использовать накопленные знания в воспитательной работе, во время беседы, посещения школьниками краеведческих и литературных музеев, различных национальных культурных центров, театров, выставок, фольклорных концертов и т.д. Воспитательными мероприятиями в данном направлении могут стать следующие: конкурсы рисунка «Национальный костюм», «Рисуем дружбу», праздники национального танца и национальной песни, работа с этнокалендарём и др.
В воспитании толерантного поведения детей и подростков необходимо уделить особое внимание воспитанию милосердия и сострадания. Ребёнок с детства видит, что вокруг него есть люди, которые выглядят по-другому, не могут слышать, видеть, двигаться как все, не могут посещать школу. Дети должны знать, кто такие инвалиды, кто такие люди с ограниченными возможностями здоровья и научиться понимать их и помогать им. Сегодня интернет предлагает нам такие формы воспитательного воздействия на толерантность школьников как «Самый большой урок в мире», «Урок доброты» и др. И это очень хорошо!
Совместная деятельность детей тоже имеет большое значение, она создает общее эмоциональное переживание, ребята оказывают помощь друг другу при выполнении задания, сострадают, переживают неудачи и радуются успеху. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков.
Наряду с коллективными формами работы необходимо использовать индивидуальные и групповые, особенно в тех случаях, когда рассматриваемый вопрос имеет отношение к небольшой группе учащихся, затрагивает факты, требующие доверительного индивидуального разговора.
Формирование культуры межнациональных и межличностных отношений требует взаимодействия школы с семьей и с социальной средой. Необходимо проведение грамотной светской и религиозной политики в обществе, соответствующей направленности средств массовой информации, литературы, киноискусства. Воспитание культуры толерантности, на мой взгляд, должно осуществляться по формуле «ребёнок – семья – школа – общество». Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье её членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности.
4.Социальная востребованность диалога «Ребёнок - Семья – Школа - Общество».
Воспитание у детей толерантности надо вести совместно с родителями, которые в начальном звене достаточно легко идут на контакт с классным руководителем. В начальной школе всегда удачно проходят семейные праздники в классе, где в атмосфере человеческого тепла и взаимной щедрости воспитывается желание подарить людям радость. Одним из первых праздников обычно бывает встреча под названием «Давайте познакомимся». Тут происходит знакомство родителей, каждая семья имеет возможность представить свои семейные традиции, угостить друг друга блюдами национальной кухни, спеть любимые песни. Воспитанию доброго отношения к одноклассникам способствует участие родителей в совместных делах класса (конкурсы, игры, соревнования).
Проблема межнациональной толерантности должна стать общей для общества, родителей и учителей. Однако, очень часто именно родители сеют зёрна национальной вражды, неприязни, даже не замечая этого. Нередко в семье говорят не о плохом человеке, неумелом работнике, а «плохом» русском, еврее, узбеке. Дети впитывают такое негативное отношение к людям другой национальности. В этой связи целенаправленную работу необходимо проводить с родителями обучающихся, разъяснять важность воспитания у детей культуры межнационального общения. Важно организовать совместное обсуждение этих проблем с учащимися и родителями, особенно в многонациональных коллективах. Весьма сложно формировать толерантность у детей, если этим качеством не обладают родители. Перевоспитать родителей вряд ли удастся, но скорректировать их действия по отношению к ребёнку возможно.
Необходимо продумать тематику занятий и бесед с родителями., как можно чаще создавать ситуации воспитания уважительного отношения детей к своим родителям через организацию поздравлений, проведение сочинений (“Моя семья”, “Моя родословная”, “Как трудятся мои родители” и другие подобные темы), организовывать творческие встречи с родителями, совместные творческие выставки и конкурсы.
Следует отметить, что школьные мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка школы и семьи, объединивших свои усилия в образовательном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию.
Родители - первые воспитатели - имеют самое сильное влияние на детей. Им самой природой отдано преимущество в воспитании детей. Однако, лишь в здоровой семье легче привить детям навыки толерантного поведения. К сожалению, ускоренный темп современной жизни, неблагоприятные тенденциями в социально-психологической динамике развития семьи, недостаток нравственно-этических начал в отношениях взрослых, низкая социально-психологическая культура общения приводит к нарушению семейных отношений. Все это отрицательно влияет на воспитание детей,формирование их личности и толерантности.
5. Путь к толерантности.
Изначально в человеке заложены как добрые, так и злые начала, и их проявление зависит от условий жизни человека, от среды, в которой он живет и развивается, от менталитета, которые непосредственным образом влияют на индивидуальность, на мировоззрение, стереотипы поведения. Понимая толерантность как одно из проявлений отношений человека к другим людям, воспитание может и не менять этого отношения, даже если оно негативно: мы не можем, да и не имеем права вынудить ребенка изменить взгляды, заставить его мыслить и относиться иначе, чем он это уже делает. Дело не в том, чтобы он признал то, чего раньше не признавал, полюбил то, чего прежде не любил: он имеет право на свое отношение. Дело в другом и более сложном: толерантность может и должна обеспечить ее субъекту и объекту ситуацию сосуществования; воспитание же толерантности призвано помочь ребенку достойно прийти к этой ситуации.
Путь к толерантности – это огромный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ведь человеку нужно изменить самого себя, свои стереотипы, своё сознание. Формирование толерантной личности – это длительный и сложный процесс, нет измерителей, которые сказали бы нам: “Ваша работа достигла поставленных целей”. Прежде всего, педагоги должны создать в школе обстановку доброжелательности, взаимопомощи. Это и будет первым результатом в воспитании толерантности.
Любить, дружить. Любить предмет, любить учителя, который ведет этот предмет. Проявлять любовь к родителям, к одноклассникам. развивать и дружеские отношения со своими ровесниками.
Понимать. Чтобы создать дружеские отношения, мы должны понимать друг друга. Думаю, вы согласитесь, что каждому человеку важно знать и понимать всех, кто его окружает, но не менее важно человеку знать самого себя.
Сотрудничать. В жизни каждого из нас независимо от того, сколько нам лет, бывают и радости, и огорчения, и счастье, и любовь, и восторг. Действительно, людей много объединяет. Но мы очень разные. Чтобы понимать друг друга лучше, нам нужно время для того, чтобы присмотреться внимательнее. Для психологического комфорта ребёнку необходимо ощущать поддержку и одобрение со стороны товарищей, поэтому прививать ученикам мысль о том, что каждый из них играет важную роль в организации, называемой классным коллективом.
Помогать. Стремление творить добро, дарить улыбку и оказывать помощь всем, кто в этом нуждается, должно стать внутренней потребностью каждого человека – учим мы ребят вместе с семьей.
Сострадать и прощать. Работая в этом направлении, я хочу донести до ребят идею, что через сострадание можно увидеть полноту мира и сделать его лучше.
6 . Основные задачи и методы воспитания толерантного поведения.
Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у школьников навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.
Основными задачами воспитания толерантности, на мой взгляд, являются следующие:
способствовать формированию личности, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, умеющей строить отношения в процессе взаимодействия с учащимися разных верований, национальностей на основе сотрудничества и взаимопонимания;
обучение ассертивному поведению (способности личности открыто и свободно заявлять о своих желаниях, требованиях и добиваться их воплощения). Применительно к подросткам это обозначает умение оптимально реагировать на замечания, справедливую и несправедливую критику, способность говорить себе и окружающим «нет», отстаивать свою позицию, не ущемляя при этом достоинства другого человека. Важно учить подростков умению просить других об одолжении, не испытывая чувства неловкости. Все это позволит сохранить партнерские отношения с
окружающими людьми.
К основным методам воспитания толерантности я могу отнести:
метод убеждения, то есть разумное доказательство необходимости толерантного поведения (здесь можно использовать отрывки из различных литературных произведений, исторические аналогии, библейские притчи, басни);
метод внушения, то есть психическое воздействие, словесное или образное, которое вызывает некритическое восприятие и усвоение какой-либо информации ( одобрительный взгляд, одобрительная фраза, когда ребенок изменяет своё поведение в позитивную сторону.
методы требования (прямые и косвенные – более эффективные) требование – совет; требование – игра; требование – просьба; требование – намёк; требование – одобрение.
метод коррекции поведения (создание условий, при которых ребёнок внесёт изменения в своё поведение в отношениях с людьми.
метод беседы (получение информации в процессе словесного общения с целью понять, насколько личность толерантна –«Почему бывают драки», «Как научиться общаться с людьми», «Как понять друг друга без слов» и др.
метод упражнений (Упражнения: «Подари улыбку», «Изобрази эмоции», «Куда хотим пойти», «Пять добрых слов», «Звёздочки и созвездия», Полюса» и др.) Приложение 1
Заключение
Что же необходимо для создания толерантной образовательной среды в школе? Прежде всего, готовность администрации школы внедрять в её культуру педагогику толерантности, готовность педагогов и обучающихся к взаимодействию и сотрудничеству, а также психологическая поддержка школьников, то есть – воспитание и самовоспитание толерантного поведения учителя и воспитание навыков толерантного поведения обучающихся. И важным обстоятельством, которое должно быть учтено в образовательной среде, является понимание того, что толерантное поведение связано с взаимодействием двух сторон. Только тогда будет создан необходимый эмоциональный фон образовательного процесса.
Список использованных источников и литературы
Батрак, А. Развитие толерантности младших школьников [Текст] / Я.А. Батрак. - Братск: ГИМНЦ, 2010. - 97 с.
Безюлева, Г.В. Толерантность: взгляд, поиск, решение [Текст] / Г.В. Безюлева, Г.М. Шеламова. - М. : Вербум-М, 2003. - 168 с
Вострухина, Т.Н. Воспитание толерантности у детей в условиях многонационального окружения. Опыт работы ДОУ Москвы/ Москва, Школьная Пресса, 2011 г.- 112 с.
Вульфов, В.З. Воспитание толерантности: сущность и средства [Текст] / В. З. Вульфов // Внешкольник. - 2002. - №6. - С. 12-16.
Дударев,М.И. Уроки истории в школе. Воспитание этнонациональной толерантности. Методическое пособие / Демьянюк, И.Ю. Полторак Д.И. — Москва, Вентана-Граф, 2014 г.- 192 с.
Пчелинцева, И.Р. Толерантность и школьник [Текст] / И.Р. Пчелин-цева. - М. : Мозаика-Синтез, 2003. - 193 с.
Социально-педагогический словарь [Текст] / авт.-сост. М.Н. Бурми-строва [и др.]. - Саратов : Учитель, 2007. - 116 с.
Федоренко, Л.Г. Толерантность в общеобразовательной школе [Текст] : метод. материалы / Л.Г. Федоренко. - СПб. : КАРО, 2007. - 128 с.
Щеколдина, С.Д. Тренинг толерантности [Текст] / С.Д. Щеколдина. - М. : Ось-89, 2004. - 80 с.
Яшин, М.Ю. Тренинг толерантности [Текст] / Ю.М. Яшин - М. : ИПП, 2001. - 27 с.
http://festival.1september.ru/articles/575062/ 12.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya- rabota/2012/06/12/vospitanie-tolerantnosti-u-mladshikh-shkolnikovПриложение
Упражнение «Пять добрых слов»
Цель: получение обратной связи от группы, повышение самооценки, самопознания, возможность сделать приятное другому человеку.
Время: 15 минут.
Материалы: листы бумаги, ручки или фломастеры.
Дети делятся на группы по 5-6 человек. Затем рассаживаются в круг. Каждый должен обвести свою руку на листе бумаги и на ладошке написать своё имя. Потом ребёнок передаёт свой лист соседу справа, а сам получаете рисунок от соседа слева. В одном из пальчиков, на полученном рисунке, дети должны будут написать какое-нибудь положительное слово-качество, подходящее обладателю листка (например, «Ты очень добрый», «Ты всегда заступаешься за слабых» и т.д.) и так, пока лист не вернётся к владельцу.
Ведущий собирает листки и уже все вместе угадывают, о ком написаны комплименты, которые зачитывает ведущий с каждого листа. Лист вручается владельцу и остаётся у него.
Упражнение «Представление с чужих слов»
Цель: научить учащихся оценивать себя с позиции другого человека («увидеть себя глазами других»); помочь осознать, каким его видят окружающие; развивать способность детей к рефлексии.
Каждый участник должен охарактеризовать себя от имени своих знакомых, родных, друзей. Выбрать надо одного человека.
Время: 10-15 минут.
Сейчас вы должны немного рассказать о себе, но от лица вашего друга, мамы, папы и т.д. Вы сами выбираете, от имени кого будете говорить. Не выбирать тех, кто сейчас находится с нами (то есть членов группы). Начинайте так: «Я - подруга Оли. Хочу сказать о ней …», «Я - мама Саши …».
В конце обсуждение: легко/нелегко было говорить от другого лица; удалось ли передать их точку зрения.
Итог занятия. Прощание.
-Что мы сегодня вспомнили?
Что нового узнали?
Что понравилось или не понравилось?
Ваши предложения и замечания.
Игра-разминка «Полюса»
Цель: повышение уровня сплочённости, взаимопонимания и согласованности действий в группе
Два стула ставим в противоположных сторонах класса. Дети должны выстроиться в ряд между стульями, как можно быстрее, но, не обижая друг друга, по следующим признакам:
-у кого светлые волосы вначале, затем темнее и заканчивая теми, у кого тёмный цвет волос;
по цвету глаз;
по цвету одежды;
по росту (в прямом и обратном порядке).
А теперь все объединитесь в одно созвездие и покажите:
-как оно двигается;
как живёт;
на что похоже;
как называется.
Молодцы. Как сегодня мы объединились в созвездие, так и все люди живут, существуют в разных группах. У каждого есть семья со своими традициями, укладом, праздниками, ценностями. Как вы думаете, а в какие общности входите вы? Класс, школа, друзья во дворе, кружки. Каждое объединение по-своему ценно и значимо для вас, и в каждом из них находят выражение, проявляются разные стороны нашей личности, делая нас неповторимыми, не похожими друг на друга.
Игра «Звёздочки и созвездия»
Цель: научить видеть сходства и различия с другими людьми; формирование навыков точного межличностного восприятия.
Время: 3-5 минут.
Сейчас вы будете объединяться в созвездия, но не одно общее, а в несколько. Каждый из вас - отдельная звёздочка, которая может объединяться с другой в какое-нибудь созвездие. Число звёздочек в созвездии может быть разное, его я буду задавать вам сама. По хлопку, как только я назову число (например, три), вы объединитесь в созвездия по три человека. Объединиться можно по-разному, кто как придумает, главное суметь найти общий признак.
Подведение итогов. Прощание.
Игра «Куда хотим пойти?»
Цель: развитие доверия и поддержки внутри группы.
Участники разбиваются на пары. Одна пара идёт на прогулку. Одному из игроков в паре завязывают глаза, второй - его «поводырь». «Слепой» говорит, куда хочет отправиться гулять (в зоопарк, погулять в Москве на Красной площади и т.п.). Видящий партнёр берёт его за руку и ведёт по выдуманным окрестностям, точно описывая, где они находятся и что видят, что происходит вокруг (фантазирует). Остальные пары являются препятствиями на их пути (кто что придумает). Говорить могут оба участника.
Участвуют несколько пар в путешествии. Обсуждение:
Насколько уверенно вы чувствовали себя в роли «поводыря», «слепого»?
Насколько чёткими были инструкции вашего «поводыря»?
Что бросилось в глаза наблюдавшим за парами членам группы?
Игра способствует тренировки ответственности друг за друга и развивает умение доверять другим.
Итог занятия. Прощание. Обмен мнения, впечатлениями.
Игра « Тренируем эмоции»
Школьники должны попробовать:- нахмуриться как осенняя туча; рассерженный человек; -улыбнуться, как хитрая лиса; как радостный ребенок; -позлиться, как человек, которого ударили;-испугаться, как ребенок, потерявшийся в лесу.Научившись понимать чувства других, ребенок научиться бескорыстию, взаимности и будет благополучен в общении.