Особенности взаимодействия между участниками образовательного процесса
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА №90 «МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС»
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Е.Г. ЛАРИКОВА»
125130, г. Москва, 4-й Новоподмосковный пер., д. 2А (юр. адрес)
125252, г. Москва, 2-я Песчаная, д. 4 А (фактич)
Телефон (факс) (499) 157-10-66 E-mail: 162-77@mail.ru ОГРН 102770481160, ИНН/ КПП 7743043649/ 774301001
ДОКЛАД С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ
ТЕМА: ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОУ.
Подготовила :Учитель-дефектолог
Комарова Ольга Викторовна
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение.
1) Понятия «взаимодействие», «педагогическое взаимодействие», «эффективное взаимодействие», «сотрудничество».
2) Модели взаимодействия участников образовательного процесса.
3) Практическая значимость взаимодействия и сотрудничества.
4) Психолого-педагогические условия взаимодействия.
5) Профессионализм - основной компонент успешного, эффективного взаимодействия.
Заключение.
Литература.
Ребенок — существо разумное, он хорошо знает потребности,
трудности и помехи своей жизни.
Не деспотичные распоряжения, не навязанная дисциплина,
не недоверчивый контроль, а тактичная договоренность,
вера в опыт, сотрудничество и совместная жизнь.
Януш Корчак
(выдающийся польский педагог, писатель).
Введение:
Наше современное общество характеризуется большим объемом информации, высокой мобильностью и динамичностью, в котором одним из критериев успешной образовательной деятельности образовательного учреждения становится возможность активного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса.
Ведущими идеями образования сегодня становится идея диалога, принятия коллективных решений, привлечения всех участников образовательного процесса к партнерским отношениям.
Гармоничное развитие ребенка происходит при условии наличия двух составляющих его жизни – полноценного воспитания и обучения. Воспитание в детском доме и семье обеспечивает необходимые ребенку с ОВЗ личностные взаимоотношения, формирование чувства защищенности, доверия и открытости миру. Вместе с тем, ребенок с ОВЗ нуждается в поддержке, которую призвана оказывать ему школа.
Система педагогического сопровождения детей с ОВЗ должна осуществляться через взаимодействие участников образовательного процесса, которое выступает основным компонентом образовательной среды.
Основная цель такого взаимодействия - это повышение качества образования и создание благоприятных условий для коррекции физического, психического и психологического здоровья детей, их полноценного развития.
1) Понятия «взаимодействие», «педагогическое взаимодействие», «эффективное взаимодействие», «сотрудничество».
Взаимодействие – это в первую очередь взаимодействие с кем-то или чем-то вне меня, с внешним миром.
Взаимное влияние чего-то на что-то (или кого-то на кого-то), а также, в случае человеческого взаимодействия - совместное действование. (Пример: Игроки команды, наконец, наладили между собой взаимодействие и начали играть, как следует).Взаимодействие может быть физическое (предметное или телесное) и социальное (информационное, ролевое, психологическое).
(Пример1: Ребенок играет игрушкой, игрушка организует его игру - у ребенка предметное взаимодействие. Если для ребенка игрушка только предмет, это одно, а если он играет в солдатики и организует бой - у него социальное предметное взаимодействие. Он уже - командир войска солдатиков.
Пример 2: Когда человека физически тащит толпа, это вариант скорее физического (телесного) взаимодействия, если он увлечен ее настроением и начинает шуметь вместе с другими - это скорее взаимодействие социальное).Взаимодействие может быть безличное (ребенок с игрушкой, толпа с толпой) или личное.
Личное взаимодействие - всегда социальное. Личное взаимодействие между людьми может происходить на разных уровнях. Легкий, поверхностный уровень - общение. Более глубокий уровень взаимодействия - отношения.
Педагогическое взаимодействие – это личностный контакт педагога с обучающимися (родителями и воспитателями), направленный на взаимные изменения в их поведении, деятельности, отношениях, установках.
Ведущей целью взаимодействия является развитие личностей взаимодействующих сторон, их взаимоотношений, развитие коллектива и реализация его воспитательных возможностей.
Основными характеристиками взаимодействия считают: взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношение, взаимные действия, взаимовлияние.
Каждая из этих характеристик имеет свое содержание, но только их комплексная реализация в воспитательном процессе обеспечивает его эффективность.
К интегративным характеристикам любого взаимодействия, в том числе и педагогического, относят срабатываемость и совместимость.
Срабатываемость характеризует согласованность в действиях, обеспечивающую их успешность с позиций количества, качества, скорости, оптимальной координации действий контактирующих сторон на основе взаимного содействия.
Совместимость выражается в максимально возможной удовлетворенности партнеров друг другом, эмоциональной поддержке.
В связи со сложностью и многосторонностью образовательного процесса, большим количеством его участников выделяют множество типов взаимодействия, что находит отражение в различных подходах к их классификации.
В основании классификаций лежит тот или иной ведущий признак:
1. По субъекту и объект-субъекту: личность – личность (ребенок – ребенок, педагог – ребенок, педагог – педагог, педагог – родитель и т.д.); коллектив – коллектив (коллектив младших – коллектив старших, группа - группа, детский коллектив – педагогический коллектив и т.д.).2. По направленности взаимодействия: прямое и косвенное.
3. По содержанию деятельности: взаимодействие в образовательной, воспитательной, трудовой, спортивной и другой деятельности.
4. По наличию или отсутствию цели: целенаправленное, стихийное.
5. По степени управляемости: управляемое, полууправляемое, неуправляемое.
6. По типу взаимосвязи: «на равных», руководство.
7. По характеру взаимодействия: сотрудничество, диалог, соглашение, опека, подавление, индифферентность(безразличие, равнодушие, безучастность), конфронтация, конфликт.
Кроме этого выделяют и такое взаимодействие, как
случайное или преднамеренное, частное или публичное, длительное или кратковременное, вербальное (речь) или невербальное (язык жестов), продуктивное и непродуктивное.
Каждый из типов взаимодействия оказывает соответствующее влияние на психологическое состояние взаимодействующих сторон.
Так, продуктивное взаимодействие приносит удовлетворенность, приводит к откровенности, искренности, открытости.
Непродуктивное – сопровождается отрицательными эмоциями: страха, тревожного ожидания, паники, приводит к недоверию, скрытности, враждебности. Все типы взаимодействия взаимосвязаны, они сопутствуют друг другу, при изменении условий переходят друг в друга.
В конкретной педагогической ситуации задача педагога состоит в поиске ведущего, оптимального типа взаимодействия. Быстрая сменяемость ситуаций обуславливает динамику характера взаимодействия участников образовательного и воспитательного процессов и требует принятия оперативного решения.
В организации педагогического взаимодействия педагогу принадлежит руководящая роль (в скрытой или открытой форме), но это не означает пассивностиучащихся, так как их стремления, интересы, потребности зачастую определяют выбор содержания и форм работы педагогов.
Эффективное взаимодействия – это совместно построенные действия участников образовательного процесса, обеспечивающие необходимые условия для личностного роста, развития личностного потенциала, развития навыков рефлексивного поведения (рефлексия - обращение назад, процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний), преодоления стереотипизации восприятия, эмоционально-душевного комфорта, развития навыков эффективного вербального и невербального общения, саморегуляции, развитие потребности в самоактуализации.
Сотрудничество как основа взаимодействия - это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результатов этой деятельности.
В основе стратегии сотрудничества лежат идеи стимулирования и направления педагогом познавательных интересов детей.
Сотрудничество характеризуется:
пространственным и временным соприсутствием,
единством цели,
организацией и управлением деятельностью,
разделением функций, действий, операций,
наличием позитивных межличностных отношений.
Приемы педагогического сотрудничества - одновременно регламентируют деятельность участников. Наиболее распространенным способом педагогического сотрудничества при решении различных задач является обсуждение, проблемный вопрос.
2) Модели взаимодействия участников образовательного процесса:
1) Ребенок – ребенок:
свободно общается со сверстниками;
приобщается к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками (в том числе моральным);
развивает передачу образов с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности;
самовыражается через совместную творческую деятельность;
учится взаимодействовать в коллективе: отказываться от личных желаний ради общих целей;
учится договариваться, конструктивно разрешать конфликтные ситуации.
2) Воспитатель – ребенок:
признание прав и свобод ребенка,
сотрудничество,
сопереживание и поддержка,
обсуждение ситуации через диалог,
гибкое введение ограничений.
3) Педагог - ребенок:
признание ценности личности ребенка;
признание индивидуальности личности ребенка: выявление и развитие общих и специальных способностей ребёнка;
выбор адекватных возрастным и индивидуальным возможностям содержания, форм и методов воспитания и обучения;
приоритет личностного развития, когда воспитание и обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка;
ориентация на социализацию – осознание и освоение человеком современных культурных ценностей, знаний, форм бытовой, социальной, духовной жизни; адаптация к существующим в обществе правилам и нормам жизни;
диалоговое взаимодействие с ребенком;
актуализация тенденции ребёнка к личностному росту;
активизация творчески интересов ребёнка;
создание условий для совершенствования нравственных поступков, самостоятельного обнаружения и постановки познавательных проблем;
4) Педагог -воспитатель:
добровольность в сотрудничестве.
искренняя заинтересованность педагогов в решении проблем детских отношений;
уважительное отношение педагогов к убеждениям и взглядам воспитателей;
признание безусловного права воспитателей воспитывать в ребенке те качества, которые являются ценными с их точки зрения;
уверенность воспитателей в доброжелательности и компетентности педагогов (специалистов).
конфиденциальность индивидуального общения с педагогом (специалистом).
5) Педагог – педагог - администрация:
развитая культура общения (доброжелательность, сдержанность);
толерантность (терпимость к иным точкам зрения);
эмпатия и рефлексия - умение выслушать собеседника, признать его правоту, встать на его точку зрения, убедить в своей правоте;
демократичность в общении;
сотрудничество - процесс взаимодействия равноправных, заинтересованных партнеров, на основе взаимоуважения и взаимообогащения;
учитывание личностных и профессиональных качеств участников общения;
проявление участниками общения гибкости в конфликтных ситуациях.
3) Практическая значимость взаимодействия и сотрудничества:
Эффективное взаимодействие всех участников педагогического процесса позволит решить следующие задачи:
Интенсифицировать работу школы и детского дома на основе партнерского взаимодействия;
Создать творческую атмосферу между участниками образовательной деятельности, вовлекая всех в непрерывный процесс саморазвития;
Подходы к организации педагогического взаимодействия:
Деятельностный, формирующий у детей разнообразные способы и виды деятельности, при котором они сами являются активными участниками образовательного процесса.
Личностно-ориентированный, обеспечивающий у детей развитие индивидуальных способностей, самопознания, овладение способами саморегуляции поведения.
Взаимодействие участников образовательного процесса базируется на следующих
принципах:
Добровольность
Сотрудничество
Уважение интересов друг друга
Соблюдение законов и иных нормативных актов
4) Психолого-педагогические условия взаимодействия:
Под психолого-педагогическими условиями мы понимаем следующие:
1) применение широкого спектра методов взаимодействия участников образовательного процесса;
2) создание специальных художественно-эстетических видов деятельности и социокультурных ситуаций для диалога в сообществе сверстников и взрослых;
3) формирование системы обратной связи педагогов с представителями ДДИ посредством информационных технологий;
4) внесение в коррекционно-развивающую среду пособий, игр, игрушек, поделок для самостоятельного приобщения детей к ценностям и средствам человеческой жизнедеятельности.
5) Эффективность такого взаимодействия обеспечит:
- Для детей: приобретение социального опыта, повысит качество и эффективность коррекции развития, воспитания и обучения, сформированность активно-познавательной позиции и школьно-значимые навыки;
- для педагогов и специалистов: позволит оценить свои профессиональные возможности и достижения, постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство; сформировать партнерские, доверительные отношения между коллегами, детьми и воспитателями; создать пространство для интеграции педагогических технологий, используя ИКТ; осуществлять поиск новых идей, работать над совместными проектами;
- для руководителей поможет создать: коллектив творческих единомышленников; комфортный психологический климат в коллективе; повысить эффективность образовательных проектов и программ за счет общественной интеллектуальной поддержки и общественной экспертизы; создать привлекательный имидж учреждению;
- для представителей ДДИ, неравнодушных к настоящему и будущему своихвоспитанников, желающих понимать их проблемы, стать активными участниками и партнерами образовательного процесса; получать полную информацию о развитии и достижениях своего ребенка; пользоваться рекомендациями специалистов с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка.
6) Профессионализм - основной компонент успешного, эффективного взаимодействия.
Профессионализм отражается в авторитете человека, качестве и эффективности его труда, умении передать свой опыт другим людям, умении справляться с нестандартными рабочими ситуациями. Процесс становления работника как профессионала зависит от личностных способностей работника, условий труда, мотивации труда и интересов самого работника. Профессионализм зависит от опыта деятельности в данной отрасли, от образования человека и качественной отдачи работника.
Существует несколько стадий профессионализации:
1) первичное становление – на этой стадии работник в достаточной мере освоил необходимые для его профессиональной деятельности навыки, знания, умения. Качество труда и эффективность трудовой деятельности находятся на достаточно высоком уровне, и работник обладает достаточным опытом;
2) стадия опытности – на этой стадии работник не только эффективно работает, но уже может делиться опытом с другими и обучать более молодых специалистов. На этой стадии у человека формируется определенное мнение о некоторых аспектах работы, он вносит коррективы в трудовую деятельность, может привносить в трудовой процесс новшества.
3) стадия экспертности – на этой стадии специалист является авторитетом в определенной области, он сам продуцирует определенные нормы, ценности профессии, может выстраивать тактику и стратегию развития отрасли. Как элемент выступает обучение других специалистов в виде мастер-классов, семинаров, эксперт создает новые методы и программы трудовой деятельности в данной области.
Все стадии становления человека как профессионала подразумевают его непрерывное обучение и самосовершенствование как профессионала и личности, поскольку становление профессионала связано с соблюдением определенных нравственных позиций, знанием производственной и профессиональной этики.
Заключение:
Взаимодействие участников воспитательного процесса — это не самоцель, а важнейшее средство, необходимый способ успешного решения поставленных задач, и эффективность определяется, прежде всего, развитием личности педагога и ребенка, степенью достижения результатов в соответствии с теми задачами, которые ставились.
Непосредственным и специфичным показателем эффективности является развитие основных характеристик взаимодействия участников педагогического процесса:
по взаимопознанию — объективность знания личностных особенностей, лучших сторон друг друга, интересов, увлечений; стремление лучше узнать и познать друг друга, обоюдный интерес друг к другу;
по взаимопониманию — понимание общей цели взаимодействия, общности и единства задач, стоящих перед педагогами и детьми; принятие трудностей и забот друг друга; понимание мотивов поведения в различных ситуациях; адекватность оценок и самооценок; совпадение установок на совместную деятельность;
по взаимоотношениям — проявление такта, внимание к мнению и предложениям друг друга; эмоциональная готовность к совместной деятельности, удовлетворенность ее результатами; уважение позиции друг друга, сопереживание, сочувствие; стремление к официальному и неофициальному общению; творческий характер отношений, стимулирующий инициативу и самостоятельность детей;
по взаимным действиям — осуществление постоянных контактов, активность участия в совместной деятельности; инициатива в установлении различных контактов, идущая с обеих сторон; срабатываемость (количество, качество, скорость проделанной работы), координация действий на основе взаимного содействия, согласованность; подстраховка, помощь, поддержка друг друга;
по взаимовлиянию — способность приходить к согласию по спорным вопросам; учет мнения друг друга при организации работы; действенность обоснованных и корректных по форме обоюдных замечаний, изменение способов поведения и действий после рекомендации в адрес друг друга; восприятие другого в качестве примера для подражания.
В общем плане о развитии взаимодействия участников педагогического процесса можно судить по обогащению содержания их совместной деятельности и общения, способов и форм взаимодействия, расширению внешних и внутренних связей, осуществлению преемственности.
Литература:
1. Панфилова А.П. Тренинг педагогического общения: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр Академия – 2006. - 336с.
2. Юбозов Н.Н. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия // Психология межличностного познания / Под ред. А.А. Бодалева. — М.: Педагогика, 1981.