Методические рекомендации по организации взаимодействия с участниками образовательного процесса
Методические рекомендации специалистам центра
по организации и проведению групповых консультаций
для родителей первоклассников
Набатова И.В., педагог-психолог
Опыт сотрудничества Центра психолого-медико-социального сопровождения «Зюзино» с образовательными учреждениями показывает, что диагностическая деятельность психолога, организованная определенным образом, может стать основой построения партнерских отношений между всеми участниками образовательного процесса, заложить основы долгосрочного сотрудничества центра с ОУ района. Началом эффективного сотрудничества, исходя из имеющегося опыта работы специалистов центра, становится подготовка и проведение скрининга психофизиологической зрелости и готовности к школьному обучению учащихся первых классов (автор Е.А. Екжанова). Скрининг позволяет на самых ранних этапах обучения выявить детей «группы риска» по возможным трудностям в обучении и адаптации и определить индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с учетом ресурсов образовательного учреждения и центра.
Технология проведения скрининга включает в себя следующие этапы:
выход психолога на родительское собрание с разъяснением целей диагностики, используемых диагностических методик. Результатом является получение информированного согласия родителей на обследование детей, их заинтересованность в получении обратной связи после проведения скрининга.
проведение скрининга, обработка и анализ результатов. Результатом является распределение детей по 4-м группам по успешности выполнения и возможным трудностям обучения и адаптации.
индивидуальные консультации родителей учащихся, представление полученных данных. Результатом является индивидуальный маршрут сопровождения ребенка «группы риска» специалистами (логопедом, психологом, дефектологом и др.), рекомендации по организации учебного процесса, режима учебных и дополнительных нагрузок.
представление результатов скрининга учителю. Разъяснение причин имеющихся трудностей у детей «группы риска». Использование этих данных позволяет педагогу индивидуализировать образовательный процесс, учитывать особенности развития ребенка в учебной и внеурочной деятельности.
проведение с ребенком и родителями, необходимых коррекционно-развивающих и консультативных мероприятий в течение учебного года по выявленным трудностям. Результатом является формирование и развитие предпосылок учебной деятельности, способствующих формированию универсальных учебных действий у ребенка «группы риска», коррекция проблем в поведении, гармонизация детско-родительских отношений.
сопровождение деятельности учителя. Результатом данного этапа является мотивационная поддержка учителя, овладение им продуктивными способами преодоления затруднений во взаимодействии с учеником «группы риска» и его родителями, понимание действительных мотивов поведения ребенка.
повторная скрининг-диагностика в конце учебного года, обработка, анализ полученных данных, повторное обсуждение с учителем. Сравнение результатов первичной и повторной диагностики позволяет определить динамику в развитии детей, определить эффективность проделанной работы, выделить проблемные зоны и внести коррективы в индивидуальный образовательный маршрут ребенка.
На что обратить внимание родителей на первой встрече
(начало сентября)
Эффективность взаимодействия участников образовательного процесса выражается во включенности родителей в процесс адаптации детей к школе, понимании ими необходимости психолого-педагогического и медико-социального сопровождения развития ребенка, сотрудничестве семьи и педагога в преодолении имеющихся проблем, принятии всеми участниками образовательного процесса личной ответственности за результат, снижении напряженности и конфликтности между участниками образовательного процесса.
Первая встреча закладывает фундамент эффективного взаимодействия между специалистами центра, родителями, педагогами. Важно разъяснить родителям цели скрининга, технологию его проведения, оцениваемые школьно-значимые функции, их значение в формировании школьных навыков и процессе адаптации ребенка к школе. Целесообразно отметить важность взаимодействия родителей и учителя в процессе адаптации детей к школе, психологические основы адаптации, формирования внутренней позиции школьника, соблюдения школьных норм и правил поведения, общения со взрослым.
Важно подчеркнуть, что проведение скрининга - начало системной работы с детьми, семьей, учителем, предполагающей постепенную индивидуализацию взаимодействия детей, попавших в группы риска, и их родителей со специалистами центра.
Встреча с родителями по итогам проведенного скрининга
Вторую встречу с родителями можно организовать следующим образом:
на родительском собрании (октябрь месяц) целесообразно рассказать о результатах скрининга в целом по классу, обратить внимание на причины, лежащие в основе тех или иных трудностей у детей при выполнении заданий. Можно дать общие рекомендации родителям по организации режима дня, учебных и дополнительных нагрузок, примеры игр и упражнений, направленных на развитие тех или иных психических функций в домашних условиях.
в ходе индивидуальных встреч дать обратную связь родителям по итогам скрининга. При необходимости, наметить пути сотрудничества со специалистами центра (консультации и логопедов, дефектологов, психологов).
15