Классный час Пусть сердце добрым будет
Классный час
Подготовила и провела:
Тишина В. П.
Пусть сердце добрым будет.
Цели:
1. Обсудить с учащимися понятия «добро» и «зло».
2. Познакомить с закономерностями проявления их в личности человека и в окружающей жизни.
3. Показать учащимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты, побудить их к этому.
4. Воспитывать у учащихся доброжелательность, отзывчивость, доброту
5. Привить основы нравственного поведения.
Задачи
раскрыть положительные стороны доброты
побудить к проявлению чуткости к взрослым и сверстникам
привлечь к доброму отношению к животным.
Оборудование: компьютерная презентация «Пусть сердце добрым будет»,
мультимедийный проектор, уголок доброты.
Ход классного часа
1. Дорогие ребята, уважаемые гости! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.
Слайд 1. Если хмуримся с утра
Нам поможет доброта
Ну-ка, дети, соберитесь.
И друг другу улыбнитесь
Чтобы радость людям дарить
Нужно добрым и вежливым быть
2. Я принесла на классный час волшебные бусинки. Я подойду сейчас к вам, и пусть каждый из вас выберет бусинку. Теперь, когда вы выбрали бусинку, сожмите свою бусинку в левом кулачке, закройте глаза, улыбнитесь (обязательно от души), подумайте о том, что доброго, хорошего есть в вашей душе, за какие качества вы себя любите, уважаете. Кто готов, откройте глаза. (Ответы детей)
Я смотрела на ваши улыбающиеся лица и заметила, что в классе стало светлее. Это, наверное, потому что здесь собрались добрые сердечные люди.
Слайд 2 1 задание. Угадай-ка. Буквы рассыпались нужно
составить слова.
Слайд 3
Тема классного часа «Пусть сердце добрым будет»
3. Бусинка, которая у вас была в руках похожа на земной шар, на котором мы с вами живём. Живут все люди. Некоторые делают хорошие добрые поступки. А некоторые плохие.
Сегодня поведём с вами разговор только о хороших поступках и о доброте. Узнаем, что такое доброта, что доброта может делать с человеком, узнаете, рождается ли ребёнок с добротой или её приобретает.
Слайд 4. Сегодня мы с вами будем сеять семечку добра в наши души и спешить делать добро.
И так ребята, ответьте на вопрос?
- А что значит добро и доброта.
(когда человек очень хорошо относится к другим; добрый человек обо всех заботится и никого не обижает; добрый - значит вежливый, заботливый, нежадный.)
Учитель: Мне нравятся ваши ответы.
Слайд
- В толковом словаре понятие доброта это – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Стих Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта - не пряник, не конфета.
Только надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
- Ребята, сегодня мы говорим о доброте. Создаём хорошее настроение. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь!!!
- Доброта делает человека каким? (Обаятельным и красивым. Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах.)
- Приведите примеры доброго отношения людей.
( Люди здороваются друг с другом, помогают в беде, выражают сочувствие, поздравляют с праздником, дарят цветы, помогают пожилым, помогают животным.)
- Какие добрые поступки совершили вы? Давайте каждый заглянем в себя. Что мы сделали доброго сегодня, вчера или ещё раньше?
- Расскажите, пожалуйста, друг другу о добром поступке, совершенным вами когда-либо (Помог донести тяжесть, ходил за хлебом для соседки, помог маленькому другу перейти дорогу, собирал вещи для приюта, починил парту, ухаживал за цветами.)
- Каждый из вас столько уже совершил добрых дел!
А сколько еще предстоит совершить, чтоб МИР на земле стал ДОБРЕЕ и краше.
Учитель: Когда появился человек, он был награжден разумом, речью, способностью к мастерству и искусству. Человек стал добывать пищу, делать красивые вещи, строить жилища. Но каким человек был внутри, всегда зависело лишь от его сердца.
В древности существовало поверье, что на одном плече человека сидит ангел, а на другом - дьявол, и каждый нашептывает свое. Кого послушает человек, так себя и поведет. О чем говорит это поверье?
О том, что добро и зло могут угнездиться в одном и том же человеческом сердце. Но у человека всегда есть выбор: он ведь может услышать, что шепчет ангел и послушаться его, то есть встать на позицию доброй морали. Правда, для этого ему необходимо постоянно вырабатывать в себе умение поступать в соответствии с доброй моралью, а это нелегко, но именно в такой работе над собой многие ученые и философы видят смысл человеческой жизни. Между этими категориями с самого основания мира идёт борьба. К сожалению, в этой борьбе подчас сильнее оказывается зло, потому, что оно активнее и меньше требует усилий. Добро же требует ежечасного, каждодневного терпеливого труда души.
Доброта – это самое ценное качество русского народ. Доброта - вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое, она тот язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать, на котором мы только и можем понять друг друга:
Слайд 6
Учитель: Вопросы.
Как вы думаете, могут ли дети рождаться, злыми?
А почему люди становятся злыми? (Потому что им никто никогда не помогал.)
А как сделать людей добрее? (Нужно помогать им и научить их помогать другим.)
Почему нужно совершать добрые дела?
А как проверить, добрые мы дети или злые? Можно рассказать о добрых делах, можно написать в газету, но лучше.
-Мальчики скажите у девочек доброе сердце? (Надеяться можно?)
-Девочки, а у мальчиков доброе сердце?
-Можно сказать, что у вас у всех добрые сердца!
Что же лучше? Совершить доброе дело
Учитель: Доброта похожа на солнце.
Давайте создадим НАШЕ СОЛНЦЕ, СОЛНЦЕ ДОБРОТЫ.
Чтобы СОЛНЦЕ нам ярко светило, что к нему нужно добавить? (лучи)
- Правильно, лучи.
а) - У вас на столах полоски с надписями.
Задание: подумайте, какие определения подходят к нашему понятию ДОБРО?
Слайд 7. Очень интересно определил понятие доброты великий французский писатель В.Гюго. Он сказал: "Во внутреннем мире человека ДОБРОТА - это СОЛНЦЕ"
Солнце доброты сияет яркими лучами.
Учитель: Послушайте сказку.
«Скучно было Цветку стоять посреди клумбы на одной ножке возле дома. Но в один прекрасный день на Цветок села совсем незнакомая Бабочка. Она, наверное, прилетела из далекой страны, потому что таких красивых крыльев Цветок раньше никогда не видел. Бабочка тоже любовалась красотой Цветка, и пока она отдыхала, цветок стал жаловаться Бабочке, как ему часто бывает грустно и одиноко. Бабочка была доброй и жалостливой и потому решила не лететь дальше, а поселиться поближе, чтобы прилетать каждый день к Цветку и рассказывать интересные истории про те места, где она бывала.
Теперь Бабочка каждое утро прилетала к Цветку с новостями, а он, раскрыв свои лепестки, радостно встречал свою подругу. Но однажды, когда Бабочки не было рядом, к Цветку подошел мальчик и захотел его сорвать.
Цветок затрясся от страха и попросил не срывать его, а вместо себя предложил мальчику поймать свою красивую подругу. Мальчик согласился, сходил домой за сачком. Вернувшись, он спрятался и стал дожидаться. Вскоре в небе появилась Бабочка. Она куда-то торопилась и летела мимо, но Цветок широко раскрыв свои лепестки, воскликнул:
- Бабочка, лети скорей ко мне, я тебя давно жду, мне надо тебе кое-что сказать.
Бабочка радостно подлетела к Цветку и вдруг оказалась в сачке. Она хотела вырваться, но у нее ничего не получалось. Она била крыльями, искала щелку, но всё было бесполезно. Внезапно ей удалось вырваться из плена. Она взлетела и сверху увидела, что от сачка мальчика Цветок сломался и лежит среди травы. Мальчик ушел, а Бабочка еще долго сидела рядом со своим поломанным другом и, горько плача, говорила: «О, это я виновата, это из-за меня, тебя сломали, прости меня, Цветочек».
Вопрос зрителям
- Скажите, ребята, какими были Бабочка, Цветок и мальчик? ( Бабочка была очень доброй; зато очень нехорошим оказался Цветок) Он обманщик, злой и корыстный; а мальчик тоже недобрый. Он не думал ни о природе, ни о Бабочке.
- Ребята, вот вы сказали, что Бабочка очень добрая.
Учитель: Солнце доброты сияет. А вот деревья стоят без листьев. Давайте с вами узнаем, какими качествами должен обладать добрый человек? Качество, ребята, это признак определяющий достоинства человека.
Качества человека. Милосердие, бескорыстие, благодарность, сострадание, уважение, доброта, ответственность, честность, доброжелательность, достойность.
У человека есть и чувства.
Чувство – это состояние в котором находится человек. Чувства человека. Любовь, уверенность, дружба, забота, симпатия, радость, наслаждение, счастье, внимание, понимание.
- А что значит добрый человек?
Слайд 8 Добрый –
делающий добро другим, отзывчивый;
Несущий благо, добро, благополучие;
Хороший, честный
Учитель: если человек добрый о себя ведёт воспитанно.
Слайд 9. В воспитанном обществе нельзя кричать, шуметь ..
Учитель: Игра «Сказочный герой – добрый или злой»
Все вы любите сказки. И одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладошки, если злой – закрываете лицо ладошками. (Иван-царевич, Кащей Бессмертный, Золотая Рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Золушка, Красная Шапочка, гуси-лебеди, Баба Яга, Морозко, Мальвина)
Слайд 10 На кого из сказочных героев вы хотели быть похожими? Почему?
-Я думаю, вы согласитесь со мной, что родители, учителя, воспитатели хотят - чтобы у вас было сердце, каким? (ХОРОМ) Добрым!
Слайд 11 Сколько пословиц и поговорок о доброте создала народная мысль.
Игра называется “Собери пословицы и поговорки”
(пословицы открываются постепенно, дети сами должны вспомнить всю пословицу). Объясни значение.
Жизнь дана на (что?)
добрые дела.
Злой не верит, что есть (кто?)
добрый.
Доброму слову (какой ответ?)
добрый ответ
Доброму везде (что?)
добро.
Не одежда красит человека, а его
добрые дела
А какие пословицы знаете вы?
Задание: Назовете, к чему дети проявляют добрые поступки?
Слайд 12 Доброта к растениям, животным, людям старшего поколения, родителям, воспитателям, учителям всем кто вас учит и воспитывает.
Слайд 13-14
Какой это поступок?
Игра “Волшебные слова”.
Вставьте правильное “волшебное” слово.
Мальчик Вова ехал в автобусе, он сидел у окна и рассматривал улицы. В автобус вошла женщина с маленьким мальчиком. Вова встал и сказал: “ ...” Женщина поблагодарила Вову. Она сказала: “...”
Вдруг автобус затормозил, все пассажиры наклонились вперед, Вова чуть не упал и сильно толкнул какого-то мужчину, но тут же сказал: “... ...”
Игра «Доскажи словечко».
1.Если встретился знакомый,
Хоть на улице, хоть дома –
Не стесняйся, не лукавствуй,
А скажи погромче .(здравствуй)
Если просишь что-нибудь,
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать (пожалуйста)
Если невежей прослыть не хотите,
Очень прошу вас – будьте мудры,
Вежливым словом просьбу начните:
Будьте .(любезны)
Будьте .(добры)
Порвал Воробей
Паутинные нити.
Чирикнул смущенно:
Ну .(извините)
Слайд 16 Секреты общения.
Слайд 17
Анкета. На мои вопросы вы отвечаете “ да” или “нет”- хором.
Можно ли человека заставить быть добрым? нет
Можно ли стать добрым на время? нет
Нужно ли быть добрым к любому человеку? да
Легко ли быть добрым? да
Есть ли у вас желание делать добрые дела? да
Слайд 18 Запомните
Добро помни, а зло забывай.
Делать добро спеши.
Зло может остановить только добро!
Слайд 19 Чашечные весы
Посмотрите на чашечные и вы увидите, что добро всегда тяжелее.
-Какие полоски остались? Равнодушие, недоверие, непонимание, антипатия, тревожность, вражда, горе, ненависть, страдание, злоба.
Слайд 20 зло зачёркнуто. Давайте уничтожим, разорвем все это ЗЛО.
- Пусть уходит ЗЛО из нашей жизни! Чтобы на свете царило только ДОБРО! Чтобы всем жилось радостнее!
Слайд 21 Добро - это:
Ч то, что служит сохранению и развитию жизни;
Ч все, что помогает человеку и природе, идет им на пользу
РЕФЛЕКСИЯ.
Чтобы делать добро, надо, прежде всего, им обладать. У каждого человека свой путь к доброте. Она не дается нам с рождения, не передается по наследству. Необходимо стараться упорно, день за днем, воспитывать в себе ее – Доброту
Игра «Волшебный стул» Посередине ставится стул. На него садится ученик. «Волшебство» стула заключается в том, что тот человек, который на него садится, становится без каких-либо недостатков. Он забывает обо всем, а вы должны рассказать ему обо всех добрых делах, достоинствах. Можете рассказать, что вам нравится в его поведении, характере, внешности
Возьмите теплыми руками бусинки, сожмите в кулачок и приложите к сердцу. Подумайте о том, что вы возьмете с собой в жизнь с этого классного часа. Пусть этот опыт помогает вам быть в жизни добрее и терпимее друг к другу, помогает находить то доброе и хорошее, что есть в душе каждого человека. Кто готов – откройте глаза.
А теперь нанизываем бусинки на одну ниточку. Посмотрите, какие чудесные бусы получились у нас. Так и мы с вами связаны с другими, но в то же время каждая бусинка существует отдельно. Так и человеку порой хочется быть вместе со всеми, а порой хочется побыть одному. Внутри каждой бусинки спрятано ваше, самое сокровенное. Но из маленьких ноток доброты может получиться прекрасная музыка. Посмотрите, как плотно бусинки прилегают друг к другу, как будто они очень дружны между собой. Давайте же и мы помнить всегда о том, что каждый из нас, конечно же личность, но никто из нас не может и не должен быть оторван от коллектива, от общества, в котором живет.
Давайте в классе организуем Уголок доброты. Именно туда повесим Пирог добрых Дел и наши бусы. Каждому из нас бывает в определенные минуты нелегко. Пусть в этот момент ребенок подойдет к этому уголку, постоит, подумает, вспомнит сегодняшний классный час и примет решение, как поступить.
-Как вы думаете, добро на земле должно жить вечно? (да)
-Значит, можно сказать добро – это вечная ценность? (да)
-Давайте повторим хором - Добро – это вечная ценность!
Слайд 22
К нам в гости пришёл Кот Леопольд и предлагает всем вместе спеть песню.
Дождик босиком по земле прошел
Клены по плечам хлопал
Если ясный день, это хорошо, 2 р.
А когда наоборот – плохо!
Слышишь, как звенят
В небе высоко
Солнечных лучей струны
Если добрый ты
То всегда легко 2р
А, когда наоборот – плохо!
С каждым поделись
Радостью своей
Рассыпая смех звучно
Если песни петь, с ними веселей 2 р.
А когда наоборот – скучно!
Загадка
Если встретилась компания,
не поспешно, не заранее,
А в минуту расставания
Всем скажите: (до свидания)
Когда я что-то подарю,
Мне говорят:
..(благодарю)