Классный час на тему: Пусть сердце добрым будет
Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других. (Л.Н.Толстой)
Цели:
Формирование эстетических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся, воспитывать культуру общения друг с другом, самовоспитание личности ребенка.
Задачи:
формирование у учащихся эстетических представлений, знаний о категориях добра и зла;
развитие умения сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
формирование умения совместно работать в группах;
способствование процессу самопознания через создание условий для самовыражения.
Оборудование. Рисунки детей, цветная бумага, клей, вырезанные из бумаги сердца, карточки с пословицами, электронная [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], медали “Доброе сердце”.
Ход занятия
Учитель:
- Добрый день, мои маленькие волшебницы, уважаемые гости! Я хочу Вам подарить свою улыбку. И вы подарите добрые взгляды и улыбку друг другу и нашим гостям.
Как хорошо, что мы сегодня собрались здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Глубоко вздохните и выдохните. Выдохните вчерашние обиды и беспокойство. Вдохните в себя свежесть весеннего воздуха, тепло солнечных лучей. Нам улыбается солнце. Оно наполняет наши сердца добротой и любовью.
Вот об одном из качеств, без которого человек не может быть человеком, и поговорим мы сегодня.А какое это качество – вы сами ответите на этот вопрос!
Слово это серьезноеГлавное, важное.То, что значит оно,Очень нужно для каждого.В нем забота и ласка,Тепло и любовь.В нем стремленьеНа помощь прийтиВновь и вновь.Это качествоВ сердцах у многих живетИ о боли другихПозабыть не дает.И оно поважнееЧем лица красота.Догадались, что это?Сердец доброта!
Я смотрела на ваши улыбающиеся лица и заметила, что в классе стало светлее. Это, наверное, потому что здесь собрались добрые сердечные люди.
Итак, разговор у нас сегодня будет о доброте. При подготовке к классному часу каждый из вас уже рассуждал на тему “Что такое добро и что такое зло?”. Ваши сочинения я читала с удовольствием. А сейчас давайте разберемся:
- Что означает доброта? (Дети говорят.)
- По определению Сергея Ожегова (словарь) доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.Добрый человек, подобно солнцу, излучает свет и тепло, к нему всегда тянутся люди, потому, что этот человек дарит им свое доброе сердце.
Но добру нелегко, ему часто приходится бороться со злом. Даже в сказках, которые сочиняли в глубокой древности люди, добро и зло были рядом.
Все вы любите сказки. И одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладошки, если злой – закрываете лицо ладошками. (Иван-царевич, Кащей Бессмертный, Золотая Рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Золушка, Красная Шапочка, гуси-лебеди, Водяной, Баба Яга, Морозко, Мальвина.)
-А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (Ответы детей.)
В конце концов добры молодцы и красны девицы, добрые волшебники побеждали зло. Наш мудрый народ сочинил множество пословиц, поговорок о добре, доброте, добрых людях. Давайте, вспомним их.
Добрым – добрая слава.
Добрые умирают, да дела их живут.
Доброе дело – два века живет.
Работа с пословицами.
На доске записаны пословицы в два столбика. В первом – начало пословиц, а во втором – конец. Но во втором строчки перепутаны. Соединить начало пословицы с концом.
Не одежда красит человека, Злой плачет от зависти, Добрые слова Не хвались серебром
а добрый от радости.а хвались добром.а его добрые дела.дороже богатства.
- Не случайно, народная мудрость гласит: Доброта, что солнце. А добрые люди как лучи этого солнца добротой своей согревают людей. Сейчас я раздам слова.
доброжелательныйвежливыйгрубыйумеет прощать обидычуткийотзывчивыйпомогает в бедечасто ссоритсявспыльчивыйскромныйобщительныйласковыйвеселыйсчастливыйнаглыйвнимательныйжадныйкрикливый
Нужно выбрать из этих слов только те, которые относятся к добрым людям и наклеить их как лучи.
Рефлексия.
- Посмотрите, что у нас с вами получилась. Кого же мы называем добрым человеком?
Наверняка в вашей жизни, бывали случаи, когда вас обижали. (Дети говорят.)Скажите, а какие чувства вы при этом испытывали?А были ли случаи, когда вы кого-нибудь обижали? (ответы детей.)А сейчас поставьте себя мысленно на место обиженного вами и подумайте: захотели ли вы, чтобы так с вами обошлись?Слова на доске: боль, обида, досада, чувство одиночества, несправедливость, незащищенность.Так вот в библии (церковная божественная книга) сказано: На доске слова: “ во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.”Так пусть же эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни. Каждый ребенок хочет, чтобы окружающие его любили, заботились о нем. Но мало этого желать. Надо и самому делать так, чтобы твои поступки не вызывали у других обиду, горечь, досаду.
Какие добрые слова вы знаете?
– Будьте добры (форма вежливого обращения с просьбой);
– Доброго здоровья (приветствие при прощании с пожеланием благополучия);
– В добрый час! (Пожелание удачи);
– Добрый день, вечер, доброе утро (приветствие при встрече).
Ах, как нам добрые слова нужны!Не раз мы в этом убедились сами.А может не слова – дела важны?Дела – делами, а слова – словами.Они живут у каждого из нас,На дне души до времени хранимы,Чтоб их произнести в тот самый час,Когда они другим необходимы.Как вы думаете, трудно ли быть добрым?Что для этого нужно иметь?
(Добрую душу, доброе сердце.)
А сейчас мы посмотрим сценку о мальчике, который мечтал совершить доброе дело. Получилось ли у него это, мы увидим.
Автор. Готов для человечества он многое свершить
Мальчик. Но торопиться нечего, зачем же тут спешить?
Автор. Пока еще он подвига себе не приглядел,
Мальчик. У нас ведь, что поделаешь, нет подходящих дел!
Автор. Дед от простуды лечится, лекарство дать велит.
Мальчик. Но он не человечество, он старый инвалид.
Автор. Дома Наташка мечется, гуляй, мол, с ней с утра!
Мальчик.
Она не человечество, а младшая сестра!Когда судьбой назначено Вселенную спасти,К чему сестренку младшую на скверике паси?!
Автор. Пока еще он подвига себе не приглядел
Мальчик. У нас ведь, что поделаешь, нет настоящих дел!
Автор. В своем платочке клетчатом в углу ревет сестра
Сестренка. Я тоже человечество, и мне гулять пора!
Учитель. Как вы думаете, есть ли настоящая доброта в этом мальчике?
- Так что же является главным показателем доброты человека? Вы правы, конечно же, это его дела, поступки.
Я хочу познакомить вас с замечательными словами русского писателя А. П. Чехова: “В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”. Все самое доброе и прекрасное рождается в нашем сердце и в наших мыслях.
Подумайте, пожалуйста, над вопросом: просто ли быть добрым? (Отвечают дети.)
Добрым быть совсем, совсем не просто,Не зависит доброта от роста,Не зависит доброта от цвета,Доброта не пряник, ни конфета.Только надо, надо добрым быть,И в беде друг друга не забыть,И завертится земля быстрей,Если будем мы с тобой добрей.Доброта с годами не стареет,Доброта от холода согреет,Если доброта, как солнце светит –Радуются взрослые и дети!
- Хорошо, когда человек слышит голос своего сердца, самого точного и беспристрастного свидетеля наших поступков. А теперь давайте посидим очень тихо, и каждый вспомнит, какое доброе дело он сделал сам.
- А теперь давайте посидим очень тихо, и каждый вспомнит, какое доброе дело он сделал сам.
- Возьмите в правую руку вырезанное сердечко, приложите к своему сердцу и вспомните: делали ли вы что– либо для других. Если – да, назовите и положите сердечко в “Шкатулку добрых сердец”.
Дети называют добрые поступки.
Вы чувствуете тепло? Все живое на свете стремится к теплу. Это тепло должно жить в сердце каждого человека, и в ваших сердцах тоже. Пусть оно согревает вас, и тех, кто вас окружает. не будьте равнодушными к чужой беде, и ваши сердца будут добрыми,
Не стой в стороне равнодушно,Когда у кого-то беда.Рвануться на выручку нужноВ любую минуту, всегда!И если кому то поможетТвоя доброта, улыбка твоя.Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,Что годы живешь ты не зря.
Помните:
Добрые слова – корниДобрые мысли – цветыДобрые дела – плодыДобрые сердца – сады.
Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами
Как вы думаете, где находится сад или царство вежливости и доброты у каждого человека? (В сердце.)
Правильно! Вот мы и пришли к выводу: Добру откроются сердца!
А теперь, возьмитесь за руки! Почувствуйте тепло своих рук и рук товарищей. Мы сделаем коллективную работу “Птица счастья и добра”.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
- Пусть эта птица несет в ваши сердца добро! Давайте подарим ее первоклассникам, гостям!
А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.
Я хочу вручить всем вам медали “Доброе сердце”, и пусть сердце добрым будет!
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
15