Внеклассное мероприятие Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 7 им. В.Н. Пушкарёва» муниципального образования «Островский район»
Методическая разработка
мероприятие для начальной школы,
посвящённого творчеству С.Я. Маршака
«Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет».
Представлена учитем русского языка и литературы МБОУ «СШ №7 им. В.Н. Пушкарёва»
МО «Островский район» Псковской области
Тимофеевой С.А.
Остров, 2016
Мероприятие для начальной школы, посвящённое творчеству
С.Я. Маршака
«Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет».
I. Книжная выставка «Хорошим книгам – добрый путь».
II. Презентация, посвящённая творчеству С.Я. Маршака.
Ведущий 1. Самуил Яковлевич Маршак родился в городе Воронеже. В гимназии учитель словесности привил ему любовь к классической поэзии, поощрял первые литературные опыты будущего писателя.
Ведущий 2. Через несколько лет после завершения образования Маршак уезжает в Англию, поступает на факультет искусств Лондонского университета. Он много путешествует, изучает английскую литературу, работает над переводами.
Ведущий 1. После возвращения на родину в 1914 году появились в печати его первые произведения. Он создаёт детский театр, и начинается его творчество как детского писателя.
Ведущий 2. Самые первые его произведения «Сказка о глупом мышонке», «Пожар», «Почта», «Детки в клетке».
Ведущий 1. Маршак возглавлял один из первых советских детских журналов «Новый Робинзон».
Ведущий 2. Маршак пишет много стихотворений для детей: «Багаж», «Вот какой рассеянный», «Усатый полосатый», «Где обедал воробей», «Азбуку в стихах и картинках».
Ведущий 1. По пьесам «Двенадцать месяцев», «Кошкин дом», «Горя бояться – счастья не видать» поставлены драматические спектакли, оперы, оперетты, балеты.
Ведущий 2. Самуил Яковлевич лауреат Государственных премий, Ленинской премии. Награждён орденами Ленина, Отечественной войны, Трудового Красного Знамени и медалями.
Ведущий 1. Умер в 1964 году.
Ведущий 2. Сменяются поколения, но мы всегда будем помнить произведения Маршака, смотреть мультфильмы, смеяться над человеком с улицы Бассейной.
III. Вступительное слово.
Ведущий 1. Дорогие ребята, сегодня мы с вами поговорим о творчестве известного детского писателя Самуила Яковлевича Маршака.
Ведущий 2. А для того, чтобы наш разговор получился интересным, мы проведём его в виде литературного конкурса. Приглашаем за игровые столы команды классов.
Ведущий 1. 2 А, 2 Б, 3 А, 3Б, 4 А, 4Б.
Ведущий 2. Мы представляем вам членов жюри, которые будут оценивать ваши выступления.
IV. Литературная викторина.
КОНКУРС 1. «Любимое стихотворение».
Ведущий 1. Каждый из вас знает много стихотворений С.Я. Маршака. Но сейчас каждая команда представит своего лучшего чтеца.
Ведущий 2. Мы надеемся, что поддерживать чтецов вы будете аплодисментами.
КОНКУРС 2. «Расшифруй телеграмму». (приложение 1)
Выходит почтальон.
Ведущий 1.
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне?
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
Ведущий 2.
Это он,
Это он,
Ленинградский почтальон.
У него сегодня много
Писем в сумке на боку.
Почтальон.
- Вам ребята пришли телеграммы, а от кого они расшифруйте сами (раздаёт командам тексты телеграмм).
Ведущий 1. А теперь давайте проверим, как вы справились с заданием. По одному человеку от команды выходим, читаем текст, называем произведение или героя.
КОНКУРС 3. «Что бы это значило?»
Ведущий 1. Мы предлагаем вам рисунки, на которых изображены отрывки из стихотворений Маршака, и тексты стихотворений. Вы должны найти стихотворение, соответствующее вашему рисунку, и прочитать его.
Ведущий 2. Раздаёт тексты и рисунки.
Ведущий 1. Давайте покажем рисунки нашим гостям и озвучим их.
КОНКУРС 4. «Инсценированная сказка».
Ведущий 1. Мы подготовили для вас инсценировки произведений Маршака. Посмотрите их, вспомните и запишите названия по порядку.
Ведущий 2. Раздаёт листочки.
Ведущий 1. Собирает листочки и передаёт членам жюри.
КОНКУРС 5. «Имя литературного героя». (приложение 2)
Ведущий 1. В одной известной сказке Маршака собран целый зоопарк. Действующие лица – животные.
Ведущий 2. У вас есть список действующих лиц сказки и отрывки из неё, впишите имена героев на место пропуска в текстах.
Ведущие. Раздают задания, а потом собирают.
V. Подведение итогов.
Ведущий 1. А теперь несколько минут поработает наше жюри, а мы с вами в это время посмотрим отрывок из мультфильма «Кошкин дом».
Члены жюри подводят итоги конкурса, награждают победителей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
ТЕЛЕГРАММА.
Глубокоуважаемый, вагоноуважатый, Вагоноуважаемый, глубокоуважатый! Во что бы то ни стало Мне надо выходить. Нельзя ли у трамвала вокзай остановить?
ТЕЛЕГРАММА.
Хватились на станции Дно: Потеряно место одно. В испуге считают багаж: Диван, Чемодан, Саквояж, Картина, Корзина, Картонка. Товарищи! Где собачонка?
ТЕЛЕГРАММА.
Вам сообщу я приятную весть: К вашим услугам Два номера есть –
С ванной, гостиной, Приёмной, столовой. Ждем приезжающих. Будьте здоровы
ТЕЛЕГРАММА.
Ищут пожарные, Ищет милиция, Ищут фотографы в нашей столице. Ищут давно, Но не могут найти Парня какого-то Лет двадцати.
ТЕЛЕГРАММА.
Всемилостивейше повелеваем доставить к Новому году во дворец полную корзину подснежников! Того, кто исполнит нашу высочайшую волю, мы наградим по-королевски! Мы пожалуем столько золота, сколько поместится в его корзине! Подарим бархатную шубу на седой лисе и позволим участвовать в нашем королевском новогоднем катании!
ТЕЛЕГРАММА.
Заготовили бетона Триста тридцать три вагона. Девятьсот кубов земли На платформах увезли. Просим вашего Отчёта: Как у вас Идет работа?
Рапортует Правый берег. Каждый молот, Каждый деррик, Каждый кран И каждый лом Строят Солнце Над Днепром!
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Тили-тили-тили-бом!
Был у новый дом.
Ставенки резные,
Окна расписные,
А кругом – широкий двор,
С четырех сторон забор.
Против дома, у ворот,
Жил в сторожке старый .
Век он в дворниках служил,
Дом хозяйский сторожил,
Подметал дорожки
Перед домом ,
У ворот стоял с метлой,
Посторонних гнал долой.
К богатой кошке гость пришёл,
Известный в городе
С женой, седой и строгой,
Козою длиннорогой.
явился боевой,
За ним пришла наседка,
И в мягкой шали пуховой
Пришла соседка.
Спасибо, Васенька, мой друг!
А вы, друзья, садитесь вкруг.
Найдется перед печкой
Для каждого местечко.
Пусть дождь и снег стучат в стекло,
У нас уютно и тепло.
Давайте сказку сочиним.
Начнет , петух – за ним,
Потом – коза. За ней – ,
А после – и я!
Тили-тили,
Тили-тили,
Тили-тили, тили-бом!
Загорелся кошкин дом!
Загорелся кошкин дом,
Бежит с ведром,
А за нею во весь дух
С помелом бежит .
– с решетом
И козёл – с фонарём.
Тили-бом!
Тили-бом!
Что же делать нам, ?
На порог нас не пустили
Наши прежние друзья
Что-то скажет нам ?
Вот забор её и хата.
Смотрят в окна .
Десять толстых поросят –
Все по лавочкам сидят,
Все по лавочкам сидят,
Из лоханочек едят.
Вот шагает по дороге
Кот хромоногий.
Спотыкаясь, чуть бредёт,
под руку ведет.
Вниз спускается дорожка,
А потом бежит на скат.
И не знает тётя кошка, что в избушке у окошка –
Двое маленьких ,
Двое маленьких
Под окошечком сидят.
Действующие лица – животные.
Кошка.
Кот Василий.
Козёл.
Коза.
Петух.
Курица.
Свинья.
Котята.
Грачи.
Бобры.
Поросята.
Баран.
Овца.
Действующие лица – животные.
Кошка.
Кот Василий.
Козёл.
Коза.
Петух.
Курица.
Свинья.
Котята.
Грачи.
Бобры.
Поросята.
Баран.
Овца.
Действующие лица – животные.
Кошка.
Кот Василий.
Козёл.
Коза.
Петух.
Курица.
Свинья.
Котята.
Грачи.
Бобры.
Поросята.
Баран.
Овца.
Действующие лица – животные.
Кошка.
Кот Василий.
Козёл.
Коза.
Петух.
Курица.
Свинья.
Котята.
Грачи.
Бобры.
Поросята.
Баран.
Овца.
Действующие лица – животные.
Кошка.
Кот Василий.
Козёл.
Коза.
Петух.
Курица.
Свинья.
Котята.
Грачи.
Бобры.
Поросята.
Баран.
Овца.
Действующие лица – животные.
Кошка.
Кот Василий.
Козёл.
Коза.
Петух.
Курица.
Свинья.
Котята.
Грачи.
Бобры.
Поросята.
Баран.
Овца.
Приложение 3.
Дама сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
..
Хватились на станции Дно:
Потеряно место одно.
В испуге считают багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка
- Товарищи! Где собачонка?
Мельник
На ослике
Ехал
Верхом.
Мальчик
За мельником
Плёлся
Пешком.
- Глянь-ка, -
Толкует
Досужий народ, -
Дедушка
Едет,
А мальчик
Идёт!
И был у неё Кто у неё был?
Серый,
Усатый,
Весь полосатый.
Кто это такой? Котёнок.
Стала девочка котёнка спать укладывать.
- Вот тебе под спинку
Мягкую перинку.
Сверху на перинку,
Чистую простынку.
Вот тебе под ушки
Белые подушки.
Одеяльце на пуху
И платочек наверху.
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
Это он,
Это он,
Ленинградский почтальон.
У него
Сегодня много
Писем
В сумке на боку –
Из Ташкента, Таганрога,
Из Тамбова
И Баку.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки –
Оказалось, это брюки.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
Надевать он стал пальто –
Говорят ему: не то.
Стал натягивать гамаши –
Говорят ему: не ваши.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
У Скворцова
Гришки
Жили-были
Книжки –
Грязные,
Лохматые,
Рваные,
Горбатые,
Без конца
И без начала,
Переплёты –
Как мочала,
На листах каракули.
Книжки
Горько
Плакали.
15