Сценарий классного часа Пусть всегда будет мама (7 класс)


Аннотация. Классный час приурочен Дню матери, направлен на осмысление роли матери в жизни человека, воспитание нравственных качеств детей. Содержание отобрано согласно теме классного часа. На классном часе применяются различные методы и приемы. Используется дидактический материал. Включается групповая работа по составлению правил заботливых детей. Используется презентация, включающая текстовый материал, видеоролик. Мероприятие, в рамках которого будет реализован сценарий: классный час по духовно-нравственному воспитанию. Возрастная группа: ученики 8-10 класса.
Название сценария: «Пусть всегда будет мама».
Задачи:
1.способствовать повышению статуса матери, поддерживать традиции бережного отношения к женщине, матери;
2.создавать условия для развития связной речи, эмоционально-чувственной сферы, воображения;
3.способствовать закреплению семейных устоев.
4. знакомство с новым видом деятельности «синквейн»
Подготовительный этап: подбор дидактического материала, разработка презентации.
Оформление класса : изречения поэтов и писателей о матери.
Ведущие, выступающие: классный руководитель, чтение тестов заранее подготовленными учениками.
Время реализации: ноябрь 2013 г. (приурочен Дню матери).
Авторский медиапродукт:
•презентация (выполнена в программе Microsoft Office PowerPoint 2003),
•видеоролики, выполненный в программе Movie Maker.
Необходимое оборудование и материалы: тексты рассказов, карточки с пословицами, карточки для групповой работы, ноутбук, мультимедийный проектор.
Ход занятия:
Ввод в тему. Слайд 1
На свете есть слова, которые мы называем святыми. И одно из таких теплых, ласковых слов – слово МАМА.
О, как прекрасно это слово – мама! Все на земле от материнских рук. Она нас, непослушных и упрямых, Добру учила – высшей из наук!
Оно горит, как добрая звезда, Из тысяч слов – особенное слово: Его не старят, не мельчат года. Оно всегда и трепетно и ново!
2.Видеоролик «Мама первое слово»
3. Сообщение темы и цели занятия. Слайд 2.
- Как вы думаете, кому будет посвящен наш классный час?
Наш классный час мы посвящаем мамам
- Как вы считаете, почему мы обсуждаем эту тему сегодня на классном часе?
Эпиграф классного часа я взяла строки известного поэта:
Мы будем вечно прославлять
Ту женщину, чье имя – Мать!
М. ДжалильМы поговорим о наших мамах, поговорим о том, что значит для каждого из нас мама, как мы должны беречь, уважать, ценить мамину заботу о нас, но и отдавать, отвечать взаимной любовью, помощью маме и близким нам людям. Но, а для начала небольшая разминка.
4.Разгадывание кроссворда: Слайд 3.
По горизонтали:
1. Родственники, проживающие на одной территории и ведущие совместное хозяйство
2. Мужчина, отвечающий за порядок в семье
3. Место, где проживает семья
4. Ключевое слово
4 1 C Е М Ь Я
2 ПА ПА
3 Д О М А 5.Беседа. Слайд 4
-Что значит мама в вашей семье?
- Какова роль мамы в вашей семье?
- Почему государство уделяет большое внимание роли матери в семье?
Рассказ учителя Слайд 5
Наш классный час приурочен к международному празднику - Дню матери. В других странах он отмечается сравнительно давно, у нас же он учрежден в 1998 году и отмечается в последнее воскресенье ноября. День матери - это один из самых трогательных праздников, потому что каждый из нас с детства и до последних дней несет в душе единственный и неповторимый образ мамы. Этот праздник сравнительно молодой. Он еще не имеет установившихся традиций, в семейном кругу его мало кто отмечает. Но, надеемся, что со временем значение этого дня возрастет, потому что по смыслу содержания - это святой праздник.
Слайд 6
- Как вы думаете, что значит быть мамой?
Слайд 7
Ну а сейчас познакомимся с новым видом деятельности. В переводе с французского слово “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует резюмировать материал, информацию. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.
Слайд 8 Правила написания синквейна1 строка - одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
2 строка - два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.3 строка - три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.4 строка - фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого высказывают свое отношение к теме. 5 строка –слово (словосочетание) резюме, которое дает интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Слайд 9 Пример синквейнаДрузья
Верные, надёжные.
Помогут, спасут, подскажут.
Никогда не подведут товарища.
Опора.
Слайд 10 Составление синквейна.
- Расскажите о своих мамах, какие они? Составьте синквейн.
Моя мама ___________
2 прилагательных ______ ______
3 глагола ______ ______ ______
Резюме ___________________
6. Составление, объяснение смысла пословиц. Слайд 11.
- Издревле в русских семьях воспитание детей лежало на женских плечах - это отмечается в устном народном творчестве через пословицы и поговорки.
Работа в парах: соедините части пословиц.
Материнская молитва при матери добро
Нет лучшего дружка на дне моря достанетПри солнышке тепло чем родная матушка
Всё купишь а младенец матери
Птица радуется весне а отца и мать нет
Ребята, как вы понимаете смысл поговорки: «Материнская молитва со дна моря достанет»?
Расскажите случай из своей жизни или жизни близких людей, который раскрывает смысл этой поговорки.
7. Чтение, обсуждение рассказа.
- Я вас познакомлю с рассказом «Спасение на море».
«Спасение на море»
Рассказ мичмана. 1994г.
Плавание было трудным. Капитан наш был добрый человек, но суровый на деле. Неожиданно было всем приказано явиться наверх. Капитан рассказал команде, что во время сна ему слышался голос - держать курс на юго-запад ради спасения человеческой жизни. Скорость должна быть не менее 300 м/мин. «Торопись и не опоздай». Решено было идти в указанном направлении, через некоторое время мы увидели плот с двумя человеческими фигурами. Это был матрос и ребенок. Волны заливали плот, еще бы немного и было бы поздно.
Когда матрос пришел в себя, он плакал от радости. Господи, благодарю тебя, - воскликнул матрос - видно матушкина молитва до Бога дошла. Он рассказал, что корабль разбился о подводные камни и затонул. Он уцелел чудом на оставшейся части корабля. Ребенок был чужой, он ухватился за него в минуту опасности и спасся с ним. Он показал письмо, которое он носил всегда при себе. Мы перечитали его. Последние слова этого письма заканчивались: «Спасибо, сынок, за твою память, что не забываешь меня. Бог не оставит тебя. Я день и ночь за тебя молюсь. Сердцем я всегда с тобой. Да благословит тебя Господь и да сохранит тебя мне».
Да дивны пути проведения Божия. И велика сила материнской молитвы: со дна моря достанет, от огня спасет.
6. Чтение, обсуждение рассказа. Слайд 12
- Есть в русской прозе и поэзии одна святая страница, дорога и близка любому сердцу - это рассказ о маме. Откроем книгу священника Артемия Владимирова «Учебник жизни».
Читает ученик. Слайд 13
«Мама… Именно это слово первым произносят младенческие уста. И не мудрено. Ведь мать составляет с ребенком единый организм: не из рук, а от груди материнской мы питаемся впервые месяцы нашей жизни, находясь в полной зависимости от родившей нас. Какими бы взрослыми, сильными, умными, красивыми мы не стали, как бы далеко жизнь не увела нас от родительского крова, мама всегда останется для нас мамой, а мы – ее дети, слабости и недостатки которых никто не знает лучше, чем она. И никто, конечно, не сумеет пожалеть, а вместе с тем и пожурить нас так, как эта делает мама. Выговаривая нам, желает не обидеть нас, но исправить».
- Как вы поняли смысл этого отрывка?
- Вспоминаются прекрасные слова И. А. Ильина:
«Первый друг ребёнка – его мать, и святая, глубокая дружба матери и ребёнка уже не повторяется в жизни. Счастлив ребёнок, выросший у хорошей и доброй матери: от этого счастья, может быть, пустят свои побеги все остальные виды счастья». Слайд 14.
- Согласны ли вы с этим утверждением? Объясните свою точку зрения.
- Как вы думаете, отчего зависит счастье человека?
7. Знакомство с изображением Божьей Матери на иконах. Слайд 15.
Есть в природе знак святой и вещий.
Ярко обозначенный в веках!
Самая прекрасная из женщин -
Женщина с ребенком на руках.
- Нет, наверное, ни одного человека, который бы не видел иконы Божьей Матери с младенцем. Пречистая Дева обнимает рукой своего сына, смотрит с иконы на мир и молится о каждом из нас.
Просмотр видеоролика Слайд 16.
- Какие чувства вы испытывали, когда смотрели видеоролик?
8. Знакомство с заповедью. Слайд 17.
- В Библии из 10 заповедей пятая гласит: «Почитай отца твоего и мать твою, что бы продлить дни твои на земле, которую Господь Бог твой, дает тебе».
- Как вы понимаете значение этой заповеди?
9. Групповая работа Слайд 18.
Создание правил любящих и заботливых сыновей и дочерей.
99060089535Правила заботливого и любящего сына (дочери)
Беречь ………………………………………
Заботиться …………………………………
Не вступать ………………………………..
Не выражать ………………………………
Не допускать ………………………………
Не делать …………………………………..
Не оставлять…………………………………
00Правила заботливого и любящего сына (дочери)
Беречь ………………………………………
Заботиться …………………………………
Не вступать ………………………………..
Не выражать ………………………………
Не допускать ………………………………
Не делать …………………………………..
Не оставлять…………………………………

Зачитывается текст созданных детьми правил.
10. Вывод. Слайд 19.
- Чем не мощнее становится мама, тем больше внимания к ней нужно проявлять. Ее болезни восполняются нашим здоровьем, ее немощь - нашей силой. Любовь к матери никогда никого не унизила, напротив вызывает уважение. Пренебречь матерью, отречься от нее - это тоже самое, что предать ее. УЧИТЕСЬ ЛЮБИТЬ МАТЬ. И эта любовь соединит вас и свяжет вас сильнее самой смерти.
Стихотворение на доске:
Ребята!
Как бы ни манил вас бег событий, Как ни влек бы в свой водоворот. Пуще глаза маму берегите От обид, от тягот и забот.
И если вы хотите сделать маму самым счастливым человеком, поступайте так, чтобы она радовалась и с гордостью могла сказать: «Знаете, какие у меня хорошие дети!»
Просмотр видеоролика «мама»
11. Рефлексия Слайд 20. - Дополните фразы: Классный час… Мне хотелось бы… Я желаю…
Список использованной литературы
Владимиров А. «Учебник жизни», Филарет, 2006 г.
«Православные чудеса в XX веке» (свидетельства очевидцев), Москва: 1995 г. КН. 2.
Указ Президента РФ о Дне Матери от 30 января 1998 года N 120.
Видеоролики с портала «You Tube» http://www.youtube.com/