Конспект литературной гостиной Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет


Тема: «Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет»
Форма проведения: литературная гостиная, посвящённая 130-летию со дня рождения С.Я. Маршака
Цель: в игровой форме вспомнить произведения С.Я. Маршака, пробудить интерес к жизни и творчеству поэта, прививать интерес к чтению книг, развивать воображение, мышление, культуру общения, раскрывать артистические, художественные таланты и творческие способности учащихся, воспитывать доброе отношение к людям, трудолюбие.
Участники: ученики 3-10 классов
Оформление: На заднем фоне сцены портрет С.Я.Маршака, название, эпиграф, шары, цветы.
Ход мероприятия:
I. Вступительное слово ведущих.
II. Основная часть:
инсценировка «Вот какой рассеянный»
декламация лучшими чтецами стихотворений С.Я.Маршакапрезентация «Поэт из моего детства»
инсценировка «Старуха, дверь закрой!»
сценка «Шесть единиц»
инсценировка отрывка из пьесы «12 месяцев»
сценка «Три подарка»
знакомство с книжной выставкой
напутствие С.Я.МаршакаIII. Заключение.
Подведение итогов Недели русского языка и литературы. Награждение участников конкурсов.
Звучит песня «Из чего же сделаны наши мальчишки?»
Эпиграф.
- О чем твои стихи? – Не знаю, брат.
Ты их прочти, коли придет охота.
Стихи живые сами говорят,
И не о чем-то говорят, а что-то.
С. Я. Маршак
Олжас: Добрый день, уважаемые гости! Добро пожаловать в нашу литературную гостиную «Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет».
Альмира: 3 ноября 2017 года мы будем отмечать 130-летие со дня рождения детского поэта, переводчика, драматурга, литературного критика Самуила Яковлевича Маршака.
Олжас: Что там происходит за кулисами, Альмира? Я слышу чей-то храп.
Альмира: Действительно, посмотрим, что там происходит.
На сцене декорация комнаты. На кровати спит Человек Рассеянный. Возле него ученики.
Автор: Жил человек рассеянный На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать, Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки — Оказалось, это брюки.
Ученики (хором): Вот какой рассеянный С улицы Бассейной!
Надевать он стал пальто - Говорят ему:
Ученики (хором): не то.
Стал натягивать гамаши - Говорят ему:
Ученики (хором): не ваши.
Ученики (хором): Вот какой рассеянный С улицы Бассейной!
Автор: Вместо шапки на ходу Он надел сковороду.
Вместо валенок перчатки Натянул себе на пятки.
Ученики (хором): Вот какой рассеянный С улицы Бассейной!
Автор: Однажды на трамвае Он ехал на вокзал И, двери открывая,
Вожатому сказал:
Рассеянный: — Глубокоуважаемый Вагоноуважатый!
Вагоноуважаемый Глубокоуважатый!
Во что бы то ни стало Мне надо выходить.
Нельзя ли у трамвала Вокзай остановить?
Автор: Вожатый удивился — Трамвай остановился.
Ученики (хором): Вот какой рассеянный С улицы Бассейной!
Автор: Он отправился в буфет Покупать себе билет.
А потом помчался в кассу Покупать бутылку квасу.
Ученики (хором): Вот какой рассеянный С улицы Бассейной!
Звучит гудок паровоза.
Автор: Побежал он на перрон, Сел в отцепленный вагон,
Внёс узлы и чемоданы, Рассовал их под диваны.
Сел в углу перед окном, И заснул спокойным сном.
Рассеянный: (просыпаясь) - Это что за полустанок? 
Автор: Закричал он спозаранок. А с платформы говорят: 
Сторож:    Это город Ленинград! 
Рассеянный пожал плечами и снова заснул.  
Просыпается Рассеянный.
Рассеянный: Это что за остановка – Бологое иль Поповка? 
Автор:    А с платформы говорят:
Сторож:  Это город Ленинград!
Рассеянный опять засыпает. 
Олжас: Что за человек рассеянный, откуда он взялся?
Альмира:   Из прекрасной детской книжки, Олжас. Разве ты не знаешь, что каждая детская книжка Маршака – своего рода спектакль. 
Снова просыпается Рассеянный.  
Рассеянный: Что за станция такая –   Дибуны или Ямская? –
Ученик:  А с платформы говорят: 
Сторож   – Это город Ленинград. 
Ученик: Закричал он: 
Рассеянный: – Что за шутки?! Еду я вторые сутки. А приехал я назад,
А приехал в Ленинград!
Подхватывает свои вещи и убегает. 
(слышен стук в дверь)
Олжас:  Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне, с цифрой 5 на медной бляшке, в синей форменной фуражке? Это он, это он….. Ленинградский почтальон; (под звуки поезда)
Заходит Ленинградский почтальон. Ботагоз- Здравствуйте ребята! Не подскажете, куда я приехал? Как называется ваш город? (ответы детей:). Вот это да… Как же быть?
Альмира: Не переживай, уважаемый почтальон. Оставайся у нас.
Ботагоз почтальон: А по какому случаю это вы собрались?
Олжас: Мы сегодня вспоминаем замечательного детского поэта, ребята, подскажите мне.
Дети говорят: С.МаршакПочтальон: А знаю, знаю. Это ведь Самуил Яковлевич про меня написал стихотворение «Почта». А ещё он написал много загадок. Где-то у меня сохранилось письмо, в нем Самуил Яковлевич написал эти загадки. И передал посылку, отгадав загадки, вы поймёте, что он вам прислал. Ну что, ребята, хотите узнать, что внутри посылки?
Альмира: Вот здорово! Загадай их, а ребята попробуют их отгадать.
Ленинградский почтальон зачитывает загадки. А в то время как дети отгадывают её, из посылки достается эта вещь.
 
Бьют его рукой и палкой никому его не жалко
А за что беднягу бьют, А за то, что он надут. (мяч)
 
Принялась она за дело, Завизжала и запела,
Ела, ела дуб, дуб Поломала зуб, зуб. (пила)
  
Мы ходим ночью, Ходим днем, Но никуда Мы не уйдем. Мы бьем исправно
Каждый час. А вы, друзья, Не бейте нас! (Часы)
Олжас: Вот видишь, какие наши ребята молодцы. Оставайся с нами, а я закажу тебе билет в Ленинград.
Альмира: Рвать цветы легко и просто детям маленького роста.
Но тому, кто так высок, нелегко сорвать цветок.
Олжас: Самуил Яковлевич Маршак всю жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Он подружил их с малых лет со звонкой рифмой.
Появляется Маршак (идёт и читает стихи)
Нурбек Маршак
Читатель мой особенного рода:
Умеет он под стол ходить пешком.
Но радостно мне знать, что я знаком
С читателем двухтысячного года!
Олжас: - О чём твои стихи?
Маршак: – Не знаю, брат.
Ты их прочти, коли придет охота.
Стихи живые сами говорят,
И не о чем-то говорят, а что-то.
(садится у стола)
Олжас: Самуил Яковлевич, послушайте Ваши стихи в исполнении лучших чтецов нашей школы.
Альмира 1.Курманбаев Казбек «Хороший день»
Олжас 2.Кулекешова Наргиз «Олино колечко»
Альмира 3.Утегенова Малика «Чего боялся Петя?»
Олжас 4.Ержанова Айжан «Сказка о глупом мышонке»

Альмира:  Олжас, ты можешь выучить за месяц английский язык?
Олжас: Вряд ли, Альмира
Альмира: - Где-то я прочитала, что Маршак за три месяца выучил английский язык. Возможно, это и так, но надо сказать точнее. Маршак изучал английский язык всю жизнь.
Олжас: В конце своей жизни Самуил Яковлевич Маршак написал повесть о своём детстве.
- Давайте поближе познакомимся с Маршаком
Презентация Бердекеева А. 9 А класс
Олжас: Наши ребята могут не только читать стихи, но и инсценировать стихотворение. Английская баллады в переводе Маршака «Старуха, дверь закрой!»
Олжас: Стихи и сказки Маршака приносят радость всем. Не только дети, но и их родители, дедушки и бабушки знают веселых, сказочных героев из произведений Маршака.
Альмира: За что мы любим его стихи и сказки? За то, что они добрые, забавные, интересные и поучительные. Его стихи легко запоминаются.
Олжас: Правильно, а давайте посмотрим сценку «Шесть единиц»
Сценка «Знаки препинания»
На сцену выходят глашатаи. Звучат торжественные звуки фанфар. 
1 глашатай:        
Под праздник новогодний Издали мы указ: Пускай цветут сегодня Подснежники у нас! 
2 глашатай:        
Травка зеленеет, Солнышко блестит,  Ласточка с весною В сени к нам летит. 
1 глашатай: Посему повелеваем, доставить к Новому году во дворец полную корзину подснежников! 
2 глашатай: Того, кто исполнит нашу высочайшую волю, мы наградим по-королевски!
1 глашатай: Мы пожалуем ему столько золота, сколько поместится в его корзине! 
2 глашатай: Подарим бархатную шубу на седой лисе и позволим участвовать в нашем новогоднем королевском катании. 
Звуки фанфар. Сценка из пьесы «12 месяцев»
Ведущий 1. В своих стихотворениях Маршак высмеивал людскую жадность, глупость. Представляем вашему вниманию сценку «3 подарка»
Знакомство с выставкой книг. СалтанатВедущий 2 : «Веселая азбука» Маршака – первый букварь для малышей. Послушаем.
(Выходят ученики с буквой на груди, пишут слово Маршак)
Буква ККот ловил мышей и крыс. Кролик лист капустный грыз.
Буква А (2 ученика)
Аист с нами прожил лето, А зимой гостил он где-то.
Буква М Мед в лесу медведь нашел, - Мало меду, много пчел.
Буква Р Роет землю серый крот - Разоряет огород.
Буква Ш Школьник, школьник, ты силач: Шар земной несешь, как мяч!
Почтальон: А вот ещё одна загадка в моей посылке.
В снежном поле по дороге Мчится конь мой одноногий
И на много - много лет Оставляет черный след. (Перо)
Альмира: Это перо С.Маршака, написавшего такие лёгкие, звонкие, стихи, которые будут жить до тех пор, пока существуют дети. (отдает Маршаку)
Маршак: (читает стихи, отдает перо детям)
Желаю вам, расти, цвести,Копить, крепить здоровье.Оно для дальнего пути –Главнейшее условие.Пусть каждый день и каждый часВам новое добудет.Пусть добрым будет ум у вас,А сердце умным будет.Вам от души желаю я, Друзья, всего хорошего.А все хорошее, друзья,Дается вам недешево!
(Все участники выходят на сцену)
Олжас: Как часто слушая или напевая любимую мелодию, мы вспоминаем фильм, любимых актёров. Но, к сожалению, не всегда знаем и не задумываемся о том, кто автор слов той или иной песни.
Альмира: И мы открываем для себя творчество поэта, как новую планету – далёкую и очень интересную. Вот и сегодня мы открыли для себя Самуила Яковлевича Маршака-детского поэта, переводчика, критика, педагога и просто хорошего человека, доброго друга детей.
Звучит «Песня про книги» (на мотив «Песенка мамонтёнка»)
Спасибо всем за внимание!
Предоставляем слово директору нашей школы.
.
Песня про книги
(на мотив «Песенка мамонтёнка»)Я книгу читаю – она друг надёжный!Ответ на вопросы найти я хочу.Ответы найти я хочу. (2 раза.)Припев:Пусть книга научит,Пусть книга расскажет.Пусть верный путь в жизни она нам укажет.Ведь так не бывает на свете,Чтоб были неграмотны дети! (2 раза последние две строчки)Её не заменит компьютер и видик.Пусть каждый ребёнок в ней друга увидит.Ведь чтение книг и наука –Надёжное средство от скуки.Припев:

Песня про книги(на мотив «Песенка мамонтёнка»)Я книгу читаю – она друг надёжный!Ответ на вопросы найти я хочу.Ответы найти я хочу. (2 раза.)Припев:Пусть книга научит,Пусть книга расскажет.Пусть верный путь в жизни она нам укажет.Ведь так не бывает на свете,Чтоб были неграмотны дети! (2 раза последние две строчки)Её не заменит компьютер и видик.Пусть каждый ребёнок в ней друга увидит.Ведь чтение книг и наука –Надёжное средство от скуки.Припев: