Технологическая карта к уроку Рациональное питание. Гигиена питания
Муниципальное образовательное учреждение
Сертоловская средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов №2
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ
ГИГИЕНА ПИТАНИЯ
ПО ПРЕДМЕТУ
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
5 КЛАСС
РАЗРАБОТАЛ:
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-ОРГАНИЗАТОР ОБЖ
СОРОКИНА ЕЛЕНА ВАЛЕНТИНОВНА
(ВЫСШАЯ КАТЕГОРИЯ)
СЕРТОЛОВО
2015 г.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦОР
(ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ)
Класс: 5
Тема: Рациональное питание. Гигиена питания.
Продолжение учебного занятия: 45 минут
Тип учебного занятия:
Цели и задачи учебного занятия:
Обучающая: Познакомить учащихся с понятием «рациональное питание», основными питательными веществами, подчеркнуть их значение в рационе питания человека. Разобрать общепринятые правила питания.
Развивающая: Развивать аналитические навыки.
Воспитывающая: Формировать убеждения в необходимости соблюдать правила питания в повседневной жизни.
Оборудование: лекционная аудитория и мультимедийный проектор, ноутбук или стационарный компьютер, раздаточный материал.
Дидактические материалы: Книга для учителя «Методические материалы и документы по курсу «Основы Безопасности Жизнедеятельности», тематическое и поурочное планирование к учебнику А.Т. Смирнова «Основы безопасности жизнедеятельности», мультимедийная презентация «Рациональное питание. Гигиена питания», учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-х классов общеобразовательных школ под общей редакцией А.Т.Смирнова – М.: Просвещение, 2008, «Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя». – М.: ТЦ Сфера, 2003.
ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
1 ЭТАП УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ: ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
Цель
Задачи
Длительность
Настроить на восприятие нового материала
Проверить подготовленность, организовать внимание
3 минуты
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Предметные результаты
Метапредметные результаты
Личностные результаты
Приветствует учащихся, настраивает на восприятие нового материала, проверяет готовность обучающихся к уроку, организовывает внимание
Установка правильности, полноту и осознанность прежних знаний, выявление и устранение обнаруженных проблем
-
Осознание важности порядка на столе и в классе для лучшего освоения урока
Здравствуйте ребята! Мы с вами знаем, что ОБЖ – предмет особый, нужен всем он и всегда.
Я надеюсь на то, что этот урок у вас надолго останется в памяти потому, что каждый наш урок учит нас трем золотым правилам ОБЖ – предвидеть ситуацию, по возможности ее избегать и совершать правильные действия! (Слайд 1)
Я думаю, что эти три главных правила ОБЖ и сегодня нам помогут овладеть новыми знаниями и получить новые навыки и умения.
Итак, в путь!
Вспоминают основные правила безопасного поведения
-
Сопоставление своих представлений о безопасности с представлением педагога
2 ЭТАП УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ И ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ УРОКА
Цель
Задачи
Длительность
В познавательной форме определить тему урока. Создание проблемной ситуации. Постановка перед учащимися цели урока. Фиксация новой учебной задачи.
Сориентировать и настроить учащихся на работу в течение всего урока.
Обеспечить мотивацию, актуализировать субъектный опыт.
5 минут
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Предметные результаты
Метапредметные результаты
Личностные результаты
Организовывает погружение в проблему. Обеспечивает мотивацию, актуализирует субъектный опыт.
Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему
Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу
Учитель: Встречались ли вы когда-нибудь с народными пословицами? Отлично! А как вы думаете почему люди используют в своей жизни пословицы? Правильно, потому что в пословицах в краткой форме сформулирована народная мудрость. Некоторые из них я хочу вам сегодня представить (Слайд 3) :
Кто долго жуёт, тот долго живёт.
Укоротить ужин удлинить жизнь.
Не ложись сытым встанешь здоровым.
Кто жаден до еды, тот дойдет до беды.
Лакомств тысяча, а здоровье одно.
Обед без овощей праздник без музыки.
Поешь рыбки будут ноги прытки
Умеренная еда отрада уму.
Умеренный в пище всегда здоров.
Через рот сто болезней входит.
Ешь правильно и лекарство не надобно.
Эти пословицы актуальны по сей день.
А как вы думаете, почему я вам их сегодня представила?
Правильно! С древних времен люди задумывались о влиянии пищи на человека: на длительность его жизни, отсутствие или наличие болезней связанных с продуктами питания и способами употребления этих продуктов. Важным является не только то, что мы едим, но и сколько мы съедаем, когда и в каких сочетаниях употребляем те или иные продукты. Исходя из вышесказанного, кто мне скажет тему сегодняшнего урока?
Правильно! Рациональное питание. Гигиена питания.
Как вы думаете, что мы должны узнать сегодня на уроке?
Действительно нам необходимо понять, что такое рациональное питание, узнать на какие типы делятся необходимые организму питательные вещества, определить их значение в рационе питания человека и разобрать общепринятые правила питания.
Выслушивают, смотрят. Пытаются сформулировать тему урока
Формулируют тему урока, фиксируют ее в рабочей тетради.
Формулируют задачи урока в виде рабочих гипотез.
Аккумулируют народную мудрость и опыт
Поиск решения поставленной задачи
Пробуждение интереса к национальному опыту, связанному с питанием и здоровьем
Обогащение и расширение кругозора
Развитие логического мышления
3 ЭТАП УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ: ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Цель
Задачи
Длительность
Организовать учебное исследование темы. Провести диагностические работы на промежуточных этапах.
Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала. Содействовать усвоению способов, средств, которые приведут к усвоению знаний.
33 минуты
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Предметные результаты
Метапредметные результаты
Личностные результаты
Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.
Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения
Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий
Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения
Учитель: Рациональное питание является важнейшим условием здоровья человека и его работоспособности. У каждого из вас на столе лежит цветной конверт, я прошу вас вынуть содержимое конверта и попробовать сложить из имеющихся слов предложение, которое объяснило бы нам, что такое рациональное питание.
Прошу вас! Давайте посмотрим, что у вас получилось. Чье определение кажется вам наиболее точным?
Формирование понятия «Рациональное питание»
Использование знаково-символических средств для создания предлагаемой модели
Дают оценку себе и другим в правильности ответов
Учитель: Замечательно! (Слайд 5) Таким образом, рациональное питание – это разнообразное питание с учетом индивидуальных особенностей человека, его возраста, физических нагрузок, климатических и сезонных особенностей окружающей среды.
Прошу вас сложить все в конверт и записать определение в ваши тетради.
Знакомятся с понятием «рациональное питание», фиксируют его в тетради.
Внесение корректив на основе учета характера ошибок
Сопоставляют свои представления о рациональном питании с представлением педагога
Учитель: (Слайд 6) С пищей человек получает все необходимые элементы, требующиеся для роста и развития и обеспечивающие организм энергией, необходимой для жизнедеятельности. Необходимые организму вещества подразделяются на шесть основных типов. Предлагаю вам открыть учебник на стр.144 и ознакомиться с типами питательных веществ. Особое внимание прошу обратить на продукты, в которых содержаться эти вещества.
Знакомство с основными типами питательных веществ
Умение осуществлять информационный поиск, выделять существенную информацию
Осознание важности получения с пищей полезных веществ в достаточном количестве и правильном сочетании
Учитель: Итак, мы с вами узнали, что полезные вещества делятся на:
Углеводы – кто мне поможет, что такое углеводы? Где они содержаться?
Жиры – прошу мне помочь.
Белки – подскажите пожалуйста, что это?
Витамины – какова их роль в организме?
Минеральные вещества – для чего они необходимы?
И воду – один из наиболее важных компонентов человеческого организма.
Запишите типы питательных веществ в тетрадь.
В вашем возрасте, для того, что бы в достаточном количестве получать все необходимые питательные вещества необходимо питаться 4 раза: завтрак, второй завтрак, обед и ужин. Конечно ваше питание зависит от семейных традиций, но многое определяете и лично вы. Старайтесь употреблять в пищу больше свежих овощей и фруктов, не злоупотребляйте сладостями.
Формирование представления о типах питательных веществ и содержании их в продуктах питания
Фиксируют типы полезных веществ в тетради
Способность и готовность к освоению систематических знаний о правильном питании.
Закрепление знаний о типах полезных веществ
Учитель: (Слайд 7) Мы с вами прошли большой путь, а теперь нам необходим небольшой отдых. Динамическая пауза.
Учитель: Молодцы! Попробуем определить какие продукты питания и в каком количестве необходимы человеку для здоровой и полноценной жизни. Перед вами лежит мыслительная карта, она необычная, на ней изображена волшебная пирамида. Эта пирамида разбита на своеобразные «этажи». Обратите внимание, что «этажи» отличаются по размерам. Внизу, как фундамент у дома должны находиться самые важные продукты. Ваша задача заселить пирамиду продуктами питания, с точки зрения полученных знаний о рациональном питании. Обратите внимание, что у пирамиды внизу, как фундамент у дома должны находиться самые важные и часто употребляемые продукты. Продукты питания вы найдете в конверте.
Составление пирамиды питания
Самостоятельное преобразование практической задачи в познавательную.
Использование знаково-символических средств для создания моделей изучаемых объектов
Рефлексия своих действий
Осуществляют пошаговый контроль своего результата
Учитель: (Слайд 8) Прекрасно! А теперь проверим правильность ваших выводов. Посмотрите на пирамиду питания, составленную учеными и сравните со своей. Найдите ошибки и исправьте их. Теперь мы знаем, что основную часть нашего рациона должны составлять продукты, содержащие большое количество .
Прошу вас убрать все материалы в конверт.
Контроль и оценка своих действий, внесение корректив в их выполнение, на основе оценки и учета характера ошибок
Развитие образного и визуального мышления, прирост интеллектуального знания
Учитель: (Слайд 9) Нам осталось совсем немного, сформулировать правила приема пищи. Как выдумаете, какие правила приема пищи мы должны соблюдать, чтобы она шла нам на пользу?
Молодцы! А теперь давайте структурируем наши знания и посмотрим на экран:
Относиться к еде с уважением и ответственностью.
Каждый кусок тщательно пережевывать (делать не менее 30 жевательных движений).
Не следует садиться за стол возбужденным или слишком усталым.
Питаться по возможности разнообразно и не переедать.
Воду и соки лучше пить за 15-20 минут до еды.
4 ЭТАП УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ: РЕФЛЕКСИЯ
Цель
Задачи
Длительность
Закрепить и повысить уровень осмысления изученного материала, глубины понимания.
Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала. Выявить качество и уровень усвоения знаний и способов их применения.
4 минуты
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Предметные результаты
Метапредметные результаты
Личностные результаты
Обеспечивает в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания.
Учитель: Вот мы и познакомились с понятием рациональное питание и гигиена питания. Давайте вспомним, что такое рациональное питание.
Правильно! На какие типы делятся питательные вещества? Молодцы! Какие правила необходимо соблюдать во время еды? Замечательно!! Я надеюсь, вы сегодня узнали много интересного и важного для вас.
Домашнее задание: параграф 7.3 учебника, читать, отвечать на вопросы в конце учебника. ПТ стр.71 №5,6
15