Методическая разработка урока по истории и обществознанию на тему Великая Отечественная война как социально-политическое явление
Сценарий бинарного урока
По дисциплине История, Обществознание
Группа114
Тема Великая Отечественная война как социально-политическое явление.
Цели:
Образовательная (дидактическая): - создание условий для выявления и систематизации факторов, влияющих на развитие событий Великой Отечественной войны
Задачи:
- повторить понятие и этапы ВОВ;
-обобщить представления о многообразии исторических и обществоведческих аспектов повлиявших на результат ВОВ.
Развивающая: - развитие исследовательских навыков (осуществление сбора и анализа необходимой информации,представление результатов исследования)
Задачи:
- развивать умения анализировать общественные явления и процессы с различных позиций;
- формировать умения и навыки по прослеживанию логико-смысловых связей;
- формировать способность работать с неадаптированными текстами научной направленности и документационным материалом;
- вырабатывать коммуникативные умения.
Воспитательная: - воспитание чувства патриотизма, уважения и сопричастности к российской истории
Задачи:
- воспитывать познавательную активность, чувство ответственности, уважения друг к другу, взаимопонимания, культуры общения в ходе индивидуальной и коллективной работы.
- воспитывать сопереживание, активную гражданскую позицию, гордость и уважение к историческому прошлому.
Тип урока:обобщение и систематизация знаний
Методы обучения:дальтон-метод, поисковый, проблемный, исследовательский
Средства обучения: словари, раздаточный материал, компьютер, мультимедиа проектор, электронная презентация, библиотечный фонд, интернет ресурсыПредварительная подготовка: Студенты предварительно делятся на группы. Каждая группа получает опережающее задание (Приложение1).
Формы учебной деятельности: коллективная, индивидуальная.
Межпредметные связи: история, обществознание, география, литература, ИКТ.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Преподаватели: Приветствуют обучающихся и проверяют готовность группы к занятию. Отмечают отсутствующих
Студенты: Приветствуют преподавателей
2. Сообщение темы и плана проведения занятия.
Преподаватели: Сообщают тему урока.
Тема урока: Великая Отечественная война как социально-политическое явление.
Студенты: Слушают, записывают тему урока.
3. Организация целевого пространства.
Преподаватели: Выявляют индивидуальные цели по предстоящей деятельности. Переводят индивидуальные цели в общую целевую зону. Определяют план работы на занятии.
Студенты: Формируют индивидуальные цели. Слушают, записывают цели в тетрадь. Слушают и осознают последовательность работы групп на занятии
4. Ход урока
4.1.Преподаватели: Проводят актуализацию знаний обучающихся (Приложение 2).
Снова наступила весна, снова приходит на нашу землю великий День Победы. Раньше это был день, когда друзья-однополчане могли встретиться, вспомнить о былом, помянуть боевых товарищей, поделиться своими заботами. Но все меньше и меньше ветеранов приходят на такие встречи: самым молодым участникам боевых действий уже за 80. Как отметят этот день их потомки? Кто-то пойдет на церковную службу, отстоит панихиду, кто-то соберет за столом всю семью, чтобы помянуть деда, прадеда - есть такая традиция во многих российских семьях. Кто-то пойдет на парад, посмотрит салют. А кто-то будет жить, не задумываясь о том, чем этот день отличается от других весенних дней. А между тем, 9 мая - это особый день,и для России, и для каждого из нас.
Студенты: Слушают, задают вопросы; перерабатывают информацию.
4.2.Преподаватели: Организуют деятельность по исследованию, подготовленного глоссария обществоведческих и исторических понятий по теме.
Итак, война как социально- политическое явление..с какими другими обществоведческими и историческими понятиями у вас ассоциируется это явление общественной жизни и конкретно истории нашей Родины?
Студенты: Представляют подготовленный глоссарий; вырабатывают критерии своего поведения, слушают, делают записи в тетради.
4.3.Преподаватели: Предлагают представить отчет по исследованию имеющейся литературы о ВОВ в библиотечном фонде АТК
Мы не видели войны, но мы можем представить великий подвиг наших соотечественников благодаря фильмам, интернет источникам, а главное книгам, которые имеются в библиотечном фонде нашего колледжа. Ведь именно на книгах о военной поре выросло не одно поколение. Может быть, поэтому понятия «честь», «достоинство», «защита Родины», «герой» для многих из нас не просто слова. И пока мы помним об этом, жива связь поколений. Предлагаем вам обзор книг о войне с кратким содержанием
Студенты: Представляют отчет: В. Быков (Сотников), Б. Васильев (А зори здесь тихие…), М.Шолохов (Судьба человека), А. Фадеев (Молодая гвардия), А. Твардовский (Василий Теркин) и др. Слушают, дополняют, задают вопросы 4.4. Преподаватели: Предлагают вспомнить основные этапы Великой Отечественной войны
Такою всё дышало тишиной,что вся земля еще спала, казалось.Кто знал, что между миром и войнойвсего каких-то пять минут осталось!
Итак, что же представляла Великая отечественная война в хронологии событий?
Студенты: Выступают с докладом и презентацией «Основные этапы ВОВ»: План нападения на СССР «план «Барбаросса»; начальный период (22 июня 1941 – ноябрь 1942 г.) – отступление Красной Армии, Московская битва; коренной перелом (ноябрь 1942—конец 1943 г.) – Сталинградская битва, Курская битва, битва за Днепр, перелом в экономике, подъем партизанского движения; заключительный период (начало 1944 – май 1945 г.) – освобождение СССР, освобождение стран Европы, Берлинская операция, безоговорочная капитуляция фашистской Германии; После окончания Великой Отечественной войны советские войска, верные союзническому долгу, разгромили японскую Квантунскую армию (9 августа – 2 сентября 1945 г.). Япония подписала акт о безоговорочной капитуляции. Записываютв тетрадь, перерабатывают информацию, задают вопросы.
4.5. Преподаватели: Организуют деятельность по обозрению изготовленных боевых листков и анализу назначения агитационных плакатов времен Великой Отечественной войны
Великая Отечественная война 1941-1945 годов ярко показала, что духовная борьба существенно влияет на весь ход военной борьбы. Если сломлен дух, сломлена воля, война будет проиграна даже при военно-техническом и экономическом превосходстве. И наоборот, война не проиграна, если дух народа не сломлен, даже при больших первоначальных успехах врага.
Студенты: Демонстрируют выполненные боевые листки, выступают с докладом, презентуют агитационные плакаты: «Родина-мать зовёт!»; «Ждем с победой!»; «Бьемся мы здорово, колем отчаянно — внуки Суворова, дети Чапаева»;«Ты чем помог фронту?»; «Заменим!». Отвечаютна поставленные вопросы.
4.6.Преподаватели: Организуют деятельность по обобщению содержания эссе, выполненных студентами на темы: «Историческая личность в Великой Отечественной войне», «Вклад отдельной социальной группы в дело Великой Победы»
Война повлияла на все стороны жизни страны, заставила выявить главное и заново расставить приоритеты. Она изменила науку и ворвалась в искусство, перевернула образование. Не один социальный слой советского общества, не одна социальная группа и даже отдельно взятая личность не остались в стороне. Каждый советский гражданин внес свой собственный неоценимый вклад в дело Победы. Готовясь к сегодняшнему занятию, вы принимали участие в написании эссе по предложенным темам: «Историческая личность в Великой Отечественной войне», «Вклад отдельной социальной группы в дело Великой Победы», теперь слово предоставляется группе, обобщившей результаты вашей работы.
Студенты: Выступают с докладом и презентацией: Советские актёры (Георгий Юматов, Владимир Этуш, Юрий Катин-Ярцев и др.); Советские писатели(Леонид Гайдай, Юрий Крымов, Павел Коган и др.); Пионеры – герои (Валя Котик,Лёня Голиков, Зина Портнова и др.). Отвечают на поставленные вопросы, вырабатывают критерии своего поведения. Слушают, перерабатывают информацию.
4.7. Преподаватели: Создают условия для проведения анализа вклада героев-земляков алатырцев в победу над фашистской Германией
В годы войны героизм стал массовым, стал нормой поведения советских людей. Тысячи солдат и офицеров обессмертили свои имена при обороне Брестской крепости, Одессы, Севастополя, Киева, Ленинграда, Новороссийска, в битве под Москвой, Сталинградом, Курском, на Северном Кавказе, Днепре, в предгорьях Карпат, при штурме Берлина и в других сражениях. В том числе не остались в стороне и жители маленького города Чувашской Республики г. Алатырь.
Студенты: Представляют презентацию и доклад о героях-земляках: Макаров П.Г., Осипов А.М., Кочетов А.В., Парфенова З.И., Сульдин Я.Г., Апраксин С.А, Боронин М.П., Ветвинский В.Ф., Горчаков А.М., Ивкин И.М., Кошелев М.Т., Кувин И.И., Сидорин А.И. Соловьев В.А., Тупицын А.И., Большов М.А.
4.8. Преподаватели: Обращают внимание студентов на портреты, (А.А. Власов, С. Бандера) представленные на экране и просит прокомментировать вклад данных персон в дело Великой Победы
Обратите внимание на экран, вашему вниманию представляется следующая информация. В разных источниках представлена противоречивая информация о данных личностях…. А как к ним относитесь вы?
Студенты: Слушают, перерабатывают информацию, высказывают, дискутируют, аргументируют собственную позицию, отстаивают собственное мнение и формулируют проблему
4.9. Преподаватели: Предлагают вспомнить о системе и типах концентрационных лагерей времён ВОВ
«Жестокость является благом для будущего… Войну против России нельзя вести по-рыцарски. Ее нужно вести с беспощадной, безжалостной и неукротимой жестокостью… Ты должен с сознанием своего достоинства проводить самые жесткие и самые беспощадные мероприятия, которые требует от тебя Германия».
Так напутствовал Гитлер своих солдат перед нападением на нашу страну.
«У тебя нет сердца и нервов, на войне они не нужны. Уничтожь в себе жалость и сострадание – убивай всякого русского, советского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик, – убивай…»Каждому фашистскому солдату была вручена памятка с такой установкой. Вот какими «идеями» были «окрылены» солдаты третьего рейха.. Надо сказать, что они оправдали надежды фюрера
Студенты: Презентуют обобщенную информацию по теме: Типы лагерей: трудовые лагеря и лагеря усиленного труда, лагеря уничтожения, транзитные лагеря и лагеря для военнопленных: Освенцим, Биркинау, Майданех; Бухенвальд; Дахау; Берген-Бельзен; Саласпилс. Анализируют, делают выводы, отвечают и задают вопросы.
4.10. Преподаватели: Организуют деятельность по выявлению роли советского тыла в ВОВ
Фронт и тыл….Эти понятия глубоко взаимосвязаны, именно их неразрывная связь ковала победу. Говоря о доблестном, героическом пути советских солдат, которые, пережив горечь поражений, потерь и отступлений первых лет войны, назло всем врагам дошли до Берлина и одержали Великую победу. Нельзя в то же время не вспомнить о поистине самоотверженном труде оставшихся в тылу женщин, подростков, на их хрупкие плечи легла вся тяжесть обеспечения фронта боеприпасами, оружием, продуктами, одеждой.
Студенты: Обобщают материал и представляют его в виде мультимедийной презентации, сравнивают и находят общее и отличия.
Отвечают на поставленные вопросы, делают записи
4.11. Преподаватели: Предлагают осуществить экскурсионный маршрут по городам-героям
Десятки, сотни городов в годы Великой Отечественной войны стали местами ожесточенных сражений, местами массового героизма людей. 13 городов удостоены звания героя.Сегодня мы совершим виртуальное путешествие по городам- героям, вспомним их героическое прошлое, сделаем зарубки в своей памяти.
Студенты: Рассказывают о городах-героях: Ленинград (ныне Санкт-Петербург); Одесса; Севастополь; Волгоград (бывший Сталинград); Киев; Брестская крепость (Крепость-Герой); Москва; Керчь; Новороссийск; Минск; Тула; Мурманск; Смоленск; Дата Указа Президиума ВС СССР о присвоении звания (награждении).Обобщаютматериал и делают выводы. Слушают, перерабатывают информацию.
5. Подведение итогов урока
Преподаватели: Организуют деятельность по работе с картой оценки общих компетенций студентов(Приложение 3)
Подводят итоги урока.
Украденная Победа - так называют многие ветераны то, что стремятся сделать с историей Великой Отечественной войны некоторые западные политики. Тогда, в мае 1945 г., всем было ясно, кто спас мир от гитлеровской чумы, кто освободил свой народ и народы Европы от фашизма.
И вдруг спустя полвека имена героев стали оскорблять нелепыми придирками, незаслуженными обвинениями, мол, СССР воевал не по правилам и можно было избежать такого кровопролития. Стали уничтожать памятники воинам, порочить их память. Мы не должны быть к этому равнодушны. Ведь порочат нашу память, наше национальное достоинство, внушая нам мысль о неполноценности, недоразвитости, отсталости. В неполноценности русских был убежден и Гитлер, составляя план молниеносного захвата СССР. Но Парад Победы на Красной площади в мае 1945 г., когда советские солдаты бросали немецкие знамена к подножию Кремля, доказал обратное. Да, война стоила нашему народу большой крови, но победили мы именно благодаря патриотизму, самоотверженности, героизму наших солдат, защищавших не Сталина, не коммунистическую партию, а свой дом, своих детей и матерей, свою землю. Они верны древнему завету, данному еще Александром Невским: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет. На том стоит и стоять будет Русская земля!»
Студенты: Осознают результат своей деятельности,оценивают работу своей группы по предложенным критериям. Рефлексируют по целям, средствам, деятельности.