Конспект на тему: «Россия в эпоху правления Александра II»
Урок повторения по истории в 8 классе
«Россия в эпоху правления Александра II».
Цели урока:
Образовательная:
повторить, систематизировать, обобщить исторические факты данного периода.
Развивающая:
формировать умения и навыки работы с дополнительным материалом, выделять главное и делать выводы, обобщать, аргументировать свою точку зрения.
Воспитательная:
продолжить развивать интерес у учащихся к изучаемому предмету и уважение к историческому прошлому своей страны.
Оборудование:
доска, ПК, мультимедийный проектор, экран
Ход урока:
I.Организационный момент.
II.Актуализация опорных знаний учащихся по изученной теме. Игра.
III.Подведение итогов работы на уроке.
I.Организационный момент – 5 минут.
Класс делится на группы и учащиеся занимают рабочие места. Проверяется их готовность к уроку.
II.Актуализация опорных знаний учащихся по изученной теме. Игра – 35 минут.
К середине XIX в. Явственно проявилось отставание России от передовых капиталистических государств в экономической и социально – политических сферах. Международные события середины века показали ее значительное ослабление и во внешнеполитической области. Поэтому главной целью внутренней политики правительства во второй половине XIX в. Было приведение экономической и социально – политической системы России в соответствии с потребностями времени.
На внутреннею политику оказывали влияние многие факторы: поступательное экономическое развитие, изменения в социальной структуре ( появление новых классов и социальных слоев), мощный подъем общественного движения.
Во внутренней политике России в годы правления Александра II можно выделить два этапа:
1. Подготовка и осуществление крестьянской реформы.
2. Проведение реформ 60 -70 –х годов.
Учебная задача: "Можно ли считать реформы 60–70-х годов XIX века великими?"
Ход урока:
1 тур «Разминка».
Командам предлагается тест.
1. «Царь – освободитель» - так называли императора Александра Николаевича, царствующего в Российской империи:
1. с 1796 по 1801 год 3. С 1801 по 1825 год
2. с 1825 по 1855 год 4. С 1855 по 1881 год
2. Что было одной из причин отмены крепостного права?
1. предсмертное указание Николая 1
2. поражение России в крымской войне
3. стремление Александра II сделать Россию правовым государством 4. решение, принятое Государственной думой
3. Как называлось должностное лицо из дворян, назначавшееся для утверждения уставных грамот и разбора споров между крестьянами и помещиками в ходе проведения реформы?
1. мировой посредник 2. временнообязанный
3. староста 4. Председатель
4. В результате проведения военной реформы в царствования Александра II комплектование армии стало осуществляться на основе:
Дворянского ополчения
Службы по контракту
Рекрутской повинности
Всесословной воинской повинности
5. За сколько лет крестьяне обязаны были вернуть взятую у государства ссуду на покупку земли?
1. за 10 2. за 25
3. за 36 4. за 49
2 тур «Тёмная лошадка».
На слайдах портреты исторических деятелей второй половины XIX в. Члены команд (по 2 человека) правильно сопоставить имена и личности.
3 тур «Назови дату».
1. «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» - крестьянская реформа (19 февраля 1861 г.)
2. «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» - земская реформа (1 января 1864 г.)
3. «Положение о начальных народных училищах», введение нового устава для университетов (Июнь 1864 г. )
4. судебная реформа. (Ноябрь 1864 г. )
5. реформа военно-учебных заведений. (1863–1864 г. )
6. городская реформа. (1870 г. )
7. введение всесословной воинской повинности. (1 января 1874 г.)
8. В каком году Россия продала Аляску США? (1867 г.)
9. Назовите дату проведения Берлинского конгресса (Лето 1878 года)
10. Русско – турецкая война
4 тур «Дальше, дальше».
Учитель зачитывает вопросы, а команды быстро и правильно отвечают на них.
1. Когда проходила Кавказская война?
2. Главное значение крестьянской реформы?
3.Как в народе называли императора Александра Николаевича
4. В XIX веке самой длительной войной в истории России стала:
5. В результате проведения военной реформы в царствования Александра II комплектование армии стало осуществляться на основе:
6. Кто выступал за сохранение крепостного права и самодержавия?
7. Какой переход называют промышленным переворотом?
8. Коалиция – это
5 тур «Маска, я тебя знаю».
Учащиеся должны определить о ком идёт речь?
1. 15 сентября под Харьковом, в городе Чугуеве, имам предстал перед императором Александром 2. «Я очень рад, - сказал император, - что ты, наконец, в России, жалею, что это не случилось ранее! Ты раскаиваться не будешь. Я тебя устрою, и мы будем друзьями!»
2. Лучше начать уничтожение крепостного права сверху, нежели ждать, когда оно начнет уничтожаться снизу»
(Из речи, произнесенной во время коронации в 1856)
3. Полководец, Суворову равный, - так оценивали многие современники заслуги русского военачальника, прозванного за пристрастие к белым лошадям и кителям "белым генералом". За всю свою недолгую военную карьеру он не проиграл ни одного сражения. Написано о нем немало.Слава его связана как с русско-турецкой войной 1877-1878 г.г., освободившей балканских славян от почти пяти векового османского ига, так и с присоединением Туркестана (Средней Азии) к России.
6 тур «Брэйн – ринг».
Каждая команда получает конверт с двумя терминами. Необходимо дать им верные определения.
7 тур «О каком событии идет речь»
1. Продажа эта была бы весьма своевременна, ибо не следует себя обманывать, и надобно предвидеть, что Соединённые Штаты, стремясь постоянно к округлению своих колоний и желая господствовать нераздельно в Северной Америке, возьмут у нас помянутые колонии
2. Условия какого мира отказывается выполнять Россия?
Государь императорповелевает вам объявить, что считает своим правом и своей обязанностью заявить султану о прекращении силы отдельной и дополнительной к помянутому трактату конвенции, определяющий количество и размеры военных судов, которые обе державы предоставили себе содержать в Черном море.
3. О каком мирном договоре идет речь?
Для того чтобы сохранить этот договор, нам предстояла новая война с Австрией, но мы к этой войне не были готовы, поэтому был собрал Берлинский конгресс, где канцлер Бисмарк привел нас к берлинскому трактату, уничтожившему значительную часть тез выгод, который мы приобрели по_____________
4. В каком документе содержатся слова?
Революционер – человек обреченный. У него нет ни своих интересов, ни дел, ни чувств. Все в нем поглощено единственным исключительным интересом, единой мыслью, единой страстью – революцией.
5.Как называли движение, о котором идет речь?
Молодые люди отправлялись в деревню как врачи, фельдшеры, народные учителя. Они хотели обучит народ грамоте, просветить его, помочь емувыбраться из тьмы и нищеты и в то же время узнать у самого народа. Каков его идеал лучшей социальной жизни.
8 тур «Ты – мне, я – тебе».
Команды задают друг другу по одному вопросу (вопросы подготовлены заранее).
III.Подведение итогов игры – 5 минут.
Сегодня мы ещё раз вспомнили время правления Александра II. Давайте вернёмся к учебной задаче и ответим на вопрос, прозвучавший в начале урока.
Учащиеся высказывают свою точку зрения и обосновывают её.
Учитель выставляет оценки за урок.
На следующем уроке мы будем знакомиться с внутренней политикой Александра III.
15