Материал к сочинению по теме Шариковщина — социально опасное явление


39370042545000
Материалы в помощь к сочинению по теме «Шариковщина - это общественно опасное явление».

Совмещающий в себе прошлое бродячей собаки и беспутного пьяницы, Шариков рождается с одним чувством - ненавистью к тем, кто его обижал. И чувство это как-то сразу попадает в общий тон классовой ненависти пролетариата к буржуазии (Шариков читает «Переписку Маркса с Каутским»), ненависти бедных к богатым (распределение квартир силами домового комитета), ненависти необразованных к интеллигенции.
Шариков, чьим первым словом было название магазина, где его обварили кипятком «Абырвалг», очень быстро учится пить водку, хамить прислуге, превращать свое невежество в оружие против образованности. У него даже есть духовный наставник - председатель домкома Швондер. Карьера Шарикова поистине удивительна - от бродячего пса до уполномоченного по уничтожению бродячих кошек и собак. И тут проявляется одна из основных черт Шарикова: ему полностью чужда благодарность. Наоборот, он мстит тем, кто знает его прошлое. Он мстит себе подобным, чтобы доказать свою отличность от них, самоутвердиться. Швондер, вдохновляющий Шарикова на подвиги (например, на завоевание квартиры Преображенского), просто еще не понимает, что следующей жертвой будет он сам.
«Наголодался человек, наунижался и вдруг, на тебе! - должность, власть. Легко ли устоять перед соблазнами?»
Шариковы не думают о социальной справедливости. Они думают только о себе. Справедливость в их понимании - это пользоваться теми благами, которыми раньше пользовались другие. О том, чтобы создавать что-либо для всех, речи вообще нет. Об этом и говорит профессор Преображенский: «Разруха - в головах...Почему все стали ходить в грязных калошах и валенках по мраморной лестнице? Почему убрали цветы, ковер? Разруха? - Нет. Если вместо того, чтобы оперировать, я начну петь хором - начнется разруха... Вместо того, чтобы кричать «Бей разруху» займитесь чисткой сараев - прямым свои делом - разруха исчезнет сама собой».
Люди сами творят разруху и шариковшину. Эксперимент профессора Преображенского по очеловечиванию собаки заканчивается провалом: добродушный пес Шариков воспринимает худшие черты своего человеческого донора, люмпен-пролетария, и превращается в зловещую фигуру Полиграфа Полиграфовича Шарикова, быстро вписавшегося в советскую номенклатуру и угрожавшего погубить доносом своего создателя. У профессора и его ассистента не остается другого выхода, как сделать все возможное для исправления своей ошибки.
Обнаружив в обществе «феномен Шарикова», Булгаков угадал наиболее массовую низовую фигуру, адекватную старому пушкинскому понятию «черни», которая была необходима в свое время сталинской бюрократии для осуществления ее власти над всеми без исключения. Без Шарикова и ему подобных в России были бы невозможны массовые доносы, бессудные расстрелы, истязания людей по лагерям и тюрьмам, что требовало огромного исполнительного аппарата, состоящего из полулюдей с «собачьим сердцем».
Но если Преображенский сумел остановить представляющего угрозу любым проявлениям разумной мысли и высокой духовности Шарикова, то явление «шариковщина», высвеченное повестью, оказалось очень живучим.