«Формирование проектно-исследовательской культуры младших школьников на уроках окружающего мира в рамках УМК ПНШ»
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 города Георгиевска
«Формирование проектно-исследовательской культуры младших школьников на уроках окружающего мира в рамках УМК ПНШ»
(Выступление на методическом объединении учителей начальных классов)
Подготовила:
учитель начальных классов
Анохина Ирина Григорьевна
Тема: «Формирование проектно-исследовательской культуры младших школьников на уроках окружающего мира в рамках
УМК ПНШ»
Готовясь к занятиям, я не раз задумывалась над тем, как организовать учебно – воспитательный процесс, чтобы можно было глубже и разностороннее подходить к изучаемым вопросам. Одной из форм образовательно - воспитательного процесса является проект. И я пришла к мысли, что комплекс мероприятий можно объединить в проект, соответствующий одной теме. Проектную деятельность младших школьников можно рассматривать как исследовательскую деятельность. Дело в том, что именно исследовательская деятельность ставит целью проекта получение новых знаний, а это соответствует целям образования. Учитель, предлагая проектную исследовательскую деятельность детям, ориентируется на получение новых знаний, в соответствии с учебными программами.
Основной целью проектной деятельности можно считать реализацию детьми своих способностей и потенциала личности. А также немаловажным является развитие следующих умений и навыков:
- Осмысленно читать художественные, научно – популярные и публицистические тексты, соответствующие возрасту, выделять в тексте главную мысль; пересказывать текст; искать информацию в учебной литературе, в словарях и справочниках;
- Выполнять работу по несложному алгоритму; индивидуально, совместно ставить новую задачу, определять последовательность действий по её решению; доводить начатое дело до конца;
- Описывать объект наблюдения, проводить классификацию отдельных объектов по общему признаку, сравнивать объекты для того, чтобы найти их общие и специфические свойства, высказывать суждения по результатам сравнения;
- Видеть границу между известным и неизвестным; соотносить результат своей деятельности с образцом; находить ошибки в своей и чужой учебной работе и устранять их; вырабатывать критерии для оценки учебной работы; оценивать свои и чужие действия по заданным критериям; обращаться к взрослым с запросом недостающей информации или просьбой о консультации, а главное – склонность искать недостающие способы и средства решения задач, а не получать их в готовом виде;
Вступать в учебное общение, участвовать в дискуссии, организовывать свою работу в малых группах, владеть приёмами и навыками учебного сотрудничества (умение регулировать конфликты, понять точку зрения другого, содержательно оценивать достоинства и недостатки действий и суждений своих одноклассников по совместной работе, скоординировать разные точки зрения и достигнуть общего результата). Изменения в Российском образовании и в современном динамично развивающемся информационном обществе требуют от школьного учителя иного подхода к процессу обучения, так как приоритетными становятся не столько знания, сколько умения добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях.
К деятельностному подходу в образовании призывал ещё в своё время
Ш. А. Амонашвили, когда говорил, что нужно «сделать ребёнка добровольным и заинтересованным соратником в своём же воспитании и обучении». Именно этот принцип работы как раз и заложен авторами в УМК «Перспективная начальная школа». При работе по данному УМК ребёнок становится главной действующей фигурой на уроке, это он каждый день совершает маленькие открытия, добывая знания самостоятельно. Но разрешение многих проблем не укладывается во временные рамки урока, поэтому с детьми вышли на составление индивидуальных и коллективных проектов, продолжая работу во внеурочной деятельности.
Особый интерес у школьников вызвал учебник по окружающему миру. Курс окружающего мира в данном УМК действительно уникален. Он предполагает решение многих задач, одной из которых является задача формирования у школьников специальных умений – работать с научно-популярной, справочной литературой, проводить опыты, наблюдения, эксперименты, пользоваться простейшими методами измерений.
Такая работа готовит младших школьников к более глубокому изучению основ наук, создавая условия для исследовательской и проектной деятельности.
Отличительной чертой данного курса является и то, что возможности заниматься проектной деятельностью заложены уже в самой программе. Понятно, что полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. А это значит, что переносить способы работы из основной школы в начальную, не подготовив для этого необходимую почву, неэффективно и даже вредно.
Поскольку проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта, то доля самостоятельной работы ребёнка над проектом должна последовательно увеличивается от 1 класса к 4.
Одним из достоинств данного УМК как раз и является то, что он предусматривает поэтапное вхождение школьников в данный вид деятельности.
1 класс - подготовительные механизмы: участие детей в проведении опытов, наблюдений и длительных экспериментов, фиксирование промежуточных результатов.
2 класс – работа со справочной литературой, организация самостоятельной практической деятельности, составление проектной работы по готовому плану – устное выступление, самостоятельная формулировка вывода по конечному результату.
3 класс – составление письменного образца проекта; выявление логическое единства между темой, целями, задачами, результатом проекта и его продуктом.
4 класс – это целостная самостоятельная работа ребёнка над проектом, его оформление и защита, т. е. получение конечного результата, но под чутким руководством учителя.
Приведу примеры некоторых проектов.
1 класс
Проект
«Можно ли вырастить горох осенью?»
Методический паспорт:
• По содержанию – межпредметный (окружающий мир, математика)
• По форме организации – коллективный• По срокам выполнения - долгосрочный• По результатам выполнения – исследовательский
Проект составлен в рамках темы: «Растения – часть живой природы». Учебник «Окружающий мир» 1 класс, Москва, Академкнига/Учебник», 2012 г. Авторы учебника:О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов.
УМК «Перспективная начальная школа».
Проблема:
На экскурсии дети заметили, что с наступлением осени отмирают все наземные части травянистых растений. Обучающиеся объяснили это снижением температуры воздуха и почвы. Так растения готовятся к зиме.
Возник вопрос: «Можно ли в классе искусственно создать условия для роста и развития травянистых растений осенью?»
Гипотеза:
Решили, если попробуем посадить в классе в подготовленную почву семена гороха, поместим ящичек с ростками в тепло и будем их регулярно поливать водой, то сможем вырастить горох осенью.
Цель проекта: опытным путём установить вырастет ли горох осенью.
Задачи проекта:
• Выяснение условий для прорастания гороха.
• Выращивание гороха в условиях искусственного лета
Объект исследования: горох
Предмет исследования: условия роста растений
План выполнения проекта.
1. Узнать, какие условия нужны для прорастания семян и жизни растений.
2. Прорастить семена гороха.
3. Подготовить почву.
4. Поместить в почву пророщенные семена гороха.
5. Следить за соблюдением условий для жизни растений.
6. Наблюдать за развитием ростков, с помощью линейки регулярно производить замеры увеличения роста.
7. Фиксировать данные наблюдений в дневник исследования.
8. Анализировать промежуточные результаты, обращаться к взрослым за необходимыми разъяснениями.
9. Вносить коррективы по рекомендации взрослых.
10. Получить конечный результат.
11. Наметить перспективы дальнейших исследований.
Ход работы проектной группы
Ученики выполняют работу по плану, фиксируют промежуточные результаты своих наблюдений в дневник исследования, ищут ответы на возникающие вопросы. (Например, зачем растению нужны корни?)
Результаты проекта
Цель проекта - вырастить горох осенью.
Результат - растения погибли, не достигнув даже цветения.
Мы столкнулись с проблемой, объяснить которую сами не смогли. Вновь обратились за помощью к родителям. Выяснилось, что виной всему недостаток солнечного света.
Вывод - осенью одним из условий, влияющих на прекращение роста растений, является сокращение светового дня. День стал короче, и нашему гороху именно этого условия мы и не смогли обеспечить.
Итак, хотя результат, который мы планировали получить, не получили, зато сейчас мы точно знаем, что растениям для полноценного роста нужны: тепло, воздух, почва, влага и солнечный свет.
Не будем отчаиваться!
Перспектива работы - попробуем вырастить горох весной, когда световой день будет значительно прибывать.
1 класс
Проект
«Можно ли вырастить горох весной?»
Методический паспорт:
• По содержанию – межпредметный (окружающий мир, математика)
• По форме организации – коллективный• По срокам выполнения - долгосрочный• По результатам выполнения – исследовательский
Проект составлен в рамках темы: «Растения – часть живой природы». Учебник «Окружающий мир» 1 класс, Москва, Академкнига/Учебник», 2012 г. Авторы учебника:О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов.
УМК «Перспективная начальная школа».
Проблема:
Мы пробовали вырастить горох осенью. Это оказалось невозможным из-за недостатка солнечного света. Сможем ли мы вырастить горох весной?
Гипотеза:
С наступлением весны долгота дня значительно увеличилась, значит для роста растений мы сможем создать все необходимые условия. Считаем, что горох весной вырастет.
Цель проекта: опытным путём установить вырастет ли горох весной.
Задачи проекта:
• Уточнение условий для роста гороха.
• Выращивание гороха весной
• Сравнение темпов роста гороха осенью и весной.
Объект исследования: горох
Предмет исследования: условия роста растений
План выполнения проекта и ход работы проектной группы аналогичны предыдущему, но добавляется пункт: «Сравнение темпов роста гороха осенью и весной».
Результаты проекта
Цель проекта - вырастить горох весной.
Результат - растения выросли и дали плоды.
Вывод – увеличение продолжительность светового дня влияет на скорость роста растений, густоту листьев, насыщенность зелёного цвета. А главное то, что горох смог зацвести и дать плоды. Выясняя основную причину влияния солнечного света, узнали что растения - это удивительные «повара», которые из частиц воды и углекислого газа при непосредственном участии солнечного света «готовят» себе пищу - сахар и крахмал.
Во 2 классе продолжением этой исследовательской работы может стать проект «Вырастет ли фасоль осенью?»
Методический паспорт:
• По содержанию – монопредметный
• По форме организации – коллективный• По срокам выполнения - долгосрочный• По результатам выполнения – исследовательскийПроект составлен в рамках темы: «Питание растений».
Учебник «Окружающий мир» 2 класс, Москва, Академкнига/Учебник», 2012 г. Авторы учебника:О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов.
УМК «Перспективная начальная школа».
Проблема:
В первом классе мы пробовали вырастить горох осенью, но это у нас не получилось из-за короткой продолжительности светового дня. Но в тоже время многие комнатные растения прекрасно чувствуют себя осенью и зимой, некоторые даже цветут.
Гипотеза:
Среди большого разнообразия растений есть такие, которые не столь требовательны к долготе светового дня и могут вырасти в условиях «искусственного лета» в осеннее - зимний период.
Цель проекта: опытным путём установить вырастет ли фасоль осенью.
Задачи проекта:
• Выяснение условий для прорастания фасоли.
• Выращивание фасоли в условиях искусственного лета
• Сравнение темпов роста гороха и фасоли в осеннее - зимний период.
Объект исследования: фасоль
Предмет исследования: условия роста растений
План выполнения проекта и ход исследования аналогичны, как в случае с горохом. Важно то, что дети уже знают и умеют вести длительный эксперимент, поэтому выполняют работу уже с большей долей самостоятельности, закрепляя полученные в первом классе деятельностные умения.
Результаты проекта
Цель проекта - вырастить фасоль осенью
Результат - растения выросли и дали плоды.
Вывод – разрешая поставленную в проекте проблему, ученики выяснили, что есть 3 основные группы растений:
1. растения длинного светового дня: горох, картофель;
2. растения короткого светового дня: фасоль, кукуруза;
3. нейтральные растения: томаты, гречиха.
Делая общий вывод, можно отметить, что работа над проектами способствует повышению уровня предметных, личностных и метапредметных результатов развития каждого ребёнка.
Можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:
а) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);
б) социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);
в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);
д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);
е) рефлексивные (отвечать на вопросы: «чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);ж) менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
Кроме того, проектная и исследовательская деятельность младших школьников позволяет реализовать 2 важных принципа в образовании - принцип непрерывного развития каждого ребёнка, так как работает на перспективу его дальнейшего обучения и принцип прочности знаний. Недаром китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи –и я запомню, дай попробовать- и я пойму.»
Литература
1 Интернет ресурсы
2 Мелехина С.И. Основы проектной деятельности учащихся: уч. –методическое пособие в 2-х частях, - Киров: КИПК и ПРО, 2008.
3. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
4. Белянкова Н.М. Исследовательская и проектная деятельность в младших классах Начальная школа.2009, 9
5. Воронцов А.Б. и др. Проектные задачи в начальной школе. М. Просвещение. 2010
6. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Методические рекомендации «Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей у учащихся». Самара, 2003
7. Ступницкая М.А. «Что такое учебный проект?» М. Первое сентября, 2012
8. Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Волгоград. Учитель.2012