«Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках ФГОС НОО»
















Доклад на тему:

«Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках ФГОС НОО»




































«Исследовать - значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто»
А. Сент-Дьердьи

Не существует сколько-нибудь
достоверных тестов на одаренность,
кроме тех, которые проявляются
в результате активного участия
хотя бы в самой маленькой
поисковой исследовательской работе.

А.Н. Колмогоров

Современный мир очень динамичен, и меняется он столь стремительно, что это заставляет современную психологию пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека. В Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития.
Какое место занимает исследовательская деятельность?
Ни для кого не является секретом, что всякий здоровый человек рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать – это важнейшие черты детского поведения.
Проектная деятельность – это творчество. Но учащихся младших классов надо учить творить, и при организации обучения творчеству нужно  исходить из следующих положений:
Самостоятельные работы учащихся должны строиться по принципу «от простого к сложному».

Деятельность учащихся рекомендуется ориентировать на исследование злободневных проблем и способов их решения. Например:
«Как улучшить качество питьевой воды в школе?»,
«Способы решения конфликтов и преодоления агрессии в школе и семье»,
«Отношение к старикам у жителей нашего города»

Главная цель исследовательского обучения формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры .
Задача учителя будет заключаться в том, чтобы научить:
видеть проблему
уметь выдвигать гипотезу
уметь наблюдать
уметь проводить эксперимент
уметь объяснять увиденное, делать выводы.

Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. (Л.Толстой).
Заставить мысль школьника работать – вот основная задача педагога. Выделяют следующие направления работы:
I направление – индивидуальная работа,
II направление – групповая работа, включающая в себя работу над совместными исследовательскими проектами,
III направление – массовая работа – встречи с интересными людьми, деятелями науки и культуры,
Условия формирования исследовательских умений:
Целенаправленность и систематичность. Работу по развитию исследовательских умений желательно проводить постоянно (как в урочной, так и во внеурочной деятельности).
Мотивированность. Необходимо помогать учащимся увидеть смысл их исследовательской деятельности
Творческая атмосфера. Педагогу необходимо способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес учащихся к исследовательской работе.
Личность педагога. Для развития творческих способностей, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию креативной рабочей обстановки
Учет возрастных особенностей младшего школьника.
Умения, необходимые при организации учебной исследовательской деятельности:
Умения организовать свою работу (организация рабочего места, планирование работы).
Умение работать с информацией (виды информации, источники информации, Умение представить результат своей работы
«Как выбрать тему исследования?»
Выбрать тему не сложно, если знаешь, что тебя интересует. Если не можешь сразу определить тему, задай себе следующие вопросы:
1) Что мне интересно больше всего?
2) Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
3) По каким учебным предметам я получаю лучшие отметки?
4) Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
5) Чем я хочу заниматься в первую очередь (музыкой, искусством, астрономией, поэзией или математикой)?
6) Есть ли что-то, чем я особенно горжусь?
«Какими могут быть темы исследования»
         Все возможные темы можно условно распределить на три группы:
а) Теоретические – темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов содержащихся в разных книгах, фильмах и других источниках.
б) Экспериментальные – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений, опытов и экспериментов.
в) Фантастические – темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях.
«Цель и задачи исследования»
Определить цель исследования – значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем ты его проводишь.
- Выяснить, почему море синее
- Узнать, зачем кактусу колючки
Расследовать, что делает в космосе космонавт?
Задачи исследования уточняют цель.
Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги.
17. Гипотеза исследования
Слово «гипотеза» - происходит от древнегреческого hypothesis – это рассуждение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом. Обычно гипотезы начинаются словами:
- предположим
- допустим
- что если
-возможно
Почему в ночном небе звёзды светятся?
Возможно, там поселилось множество светлячков ? ? ?...
Почему у тигра полоски?
Что, если он загорал в тени деревьев... ? ? ?...
18. Для решения проблемы, по теме твоего исследования, потребуется гипотеза или даже несколько гипотез-предположений.
«Организация исследования»
Как составить план работы?
Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем? Для этого надо определить, какими методами можно пользоваться, а затем выстроить их по порядку.
Подумать самостоятельно;
Посмотреть книги о том, что исследуешь;
Спросить у других людей;
Познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования;
Обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет;
Понаблюдать;
Провести эксперимент.
Подумать самостоятельно
- С чего начать?
Задай себе вопросы:
Что я знаю об этом?
Какие суждения я могу высказать по этому поводу?
3. Какие я могу сделать выводы из того, что мне уже известно о предмете моего исследования?
22. Посмотреть книги о том, что исследуешь.
Начинать работу нужно с энциклопедий и справочников. Твоими первыми помощниками станут детские энциклопедии. Информация в них выстроена по принципу: кратко, точно, доступно обо всём.
23. спросить у других людей
Людей, с которыми следует побеседовать о предмете исследования, можно условно поделить на две группы: специалисты и неспециалисты.
К специалистам мы отнесём всех, кто профессионально занимается тем, что ты исследуешь.
Неспециалистами для нас будут все остальные люди,
24.Познакомиться с кино и телефильмами по теме исследования
Фильмы бывают научно-популярные, документальные, художественные.
Они настоящий клад для исследователя. Не забудь об этом источнике знаний!
25. Обратиться к компьютеру
Компьютер – верный помощник современного исследователя.
Через сеть Интернет можно почерпнуть обширные сведения по многим вопросам.
26. Понаблюдать
Наблюдение – это доступный способ добычи новых знаний.
27. Провести эксперимент
Самый главный метод познания в большинстве наук – это эксперимент (от латинского слова experimentum) – проба, опыт.
Провести эксперимент – значит выполнить какие-то действия с предметом исследования и определить, что изменилось в ходе эксперимента.
         Учащиеся выбирают методы, которые помогут проверить гипотезы. Методы выбраны и начинается исследовательская деятельность, сбор и обработка информации, на помощь приходят родители. Ученики активно работают, анализируют и обобщают полученные материалы, проводят исследование. Желательно, чтобы данный этап работы проходил краткосрочно, так как дети младшего школьного возраста быстро теряют интерес к проделанной работе. В это время организую индивидуальные консультации. Во время консультаций помогаю систематизировать собранную информацию.
«Подготовка к защите исследовательской работы»
1. Выделить из текста основные понятия и дать им определения.
2. Классифицировать (разбить на группы) основные предметы, процессы, явления и события.
3. Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.
4. Выстроить по порядку основные идеи.
5. Предложить примеры, сравнения и сопоставления.
6. Сделать выводы и умозаключения.
7. Указать возможные пути дальнейшего изучения.
8. Подготовить текст сообщения.
9. Приготовить рисунки, схемы, чертежи и макеты.
10. Приготовиться к ответам на вопросы.
«От чего зависит успех»
         Есть несколько правил, которых необходимо придерживаться в работе, если ученик желает, чтобы его работа была успешной. Правила эти просты, но эффект от них велик. Эти правила выдаю учащимся в виде памяток. А  заканчиваю такими словами:
«Дорогой друг!»         Возможно, ты не станешь большим учёным. Но первые свои опыты и исследования запомнишь на всю жизнь. И полученные с их помощью знания – тоже. Твоя первая исследовательская  работа завершена.        Ты хорошо потрудился, узнал много интересного, нового. Верим, что впереди тебя ожидает множество других открытий! Удачи тебе, юный исследователь! Новых знаний, новых открытий!
В заключении хочу сказать: Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.
Предлагаю посмотреть, исследовательскую работу ученицы 2 класса при работе над проектом «Сердце дерева в бумаге» (вторичное изготовление бумаги в домашних условиях).










15