Педагогическая статья на тему: Влияние проектной деятельности на повышение качества образования младших школьников в условиях реализации ФГОС.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средней общеобразовательной школы им. Героя Советского Союза И.Я. Филько ст. Павлодольской Моздокского района
Педагогическая статья
на тему:
Влияние проектной деятельности на повышение качества образования младших школьников в условиях реализации ФГОС
Составила: Лысенко В.О.
2016 год
Аннотация.
Проектная деятельность позволяет осваивать и грамотно применять новые технологии, творчески мыслить в тех или иных жизненных ситуациях; ориентирована на самостоятельную деятельность обучающихся, умение работать в коллективе.Введение.
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:
- формируют активную, самостоятельную и инициативную мотивацию учащихся в учении;- развивают в первую очередь УУД;- формируют не просто умения, а компетенции, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности; Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные подходы в обучении. Ведущее место среди методов в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически лично значимой проблемы.
Внешний результат
можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Внутренний результат
– опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.
Метод проектов
зародился во второй половине ХIХ века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях“прагматической педагогики”, основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859 – 1952).
Основные требования к проекту.
В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.
Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые.
1.Необходимо наличие лично или социально значимой проблемы – исследовательской, информационной, практической.
2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.
Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.
3.Каждый проект обязательно требует наличия элементов исследовательской работы учащихся.
Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск и структурирование информации особым образом, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.
4.Результатом работы над проектом, выходом проекта, является продукт.
5.Подготовленный продукт должен быть представлен представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое и эффективное средство решения проблемы.
Проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.
То есть проект – это “шесть П”:
Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.
Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.
Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!
Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуются по крайней мере 3 различные классификации. Начнем с самой основной, определяющей содержательную специфику каждого проекта.
Практико – ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.
Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.
Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?
По комплексности (иначе говоря, по предметно – содержательной области) можно выделить два типа проектов.
1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.
2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.
Проекты могут различаться и по территории охвата участников. Они могут быть:
- внутриклассными;- внутришкольными;- региональными;- межрегиональными;- международными.
Межрегиональные и международные проекты являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.
Критерии классификации проектов
№ Критерии Виды проектов
1 Содержание проекта · предметные (выполняются на материале конкретного предмета).
· межпредметные (интегрируется смежная тематика нескольких предметов).
· метапредметные (выполняются в основном на основе изучения сведений, не входящих в школьную программу).
2 Включенность проектов в учебные планы · текущие (на самообразование и проектную деятельность школьников из учебного курса выносится большая часть содержания обучения).
· итоговые (по результатам выполнения проекта оценивается освоение учащимися определенного учебного материала).
3 Продолжительность выполнения проекта · мини-проекты (один или несколько уроков)
· краткосрочные (несколько дней; выполняются во внеурочное время.).
· среднесрочные (несколько недель; выполняются во внеурочное время).
· долгосрочные (несколько месяцев; выполняются во внеурочное время).
4 Организационные формы
работы участников в проекте · коллективные.
· групповые.
· индивидуальные.
1.2 Презентация проектов
Как уже отмечалось, одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Выбор формы презентации проекта – задача не менее сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор “типичных” форм презентации, вообще говоря, весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии (в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов – артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т.п.)
В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Очень важно, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, названное нами продуктом работы над проектом, требует использования определенных знаний и умений по технологии его изготовления. Вид продукта определяет форму проведения презентации.
Педагогической целью проведения презентации является выработка и/или развитие презентативных умений и навыков. К ним относятся умения:
- кратко, достаточно полно и лаконично (укладываясь в 7-10 минут) рассказать о постановке и решении задачи проекта;- демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения;- анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения;- демонстрировать найденное решение;- анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом;- проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы, адекватности уровня постановки проблемы тем средствам, с помощью которых отыскивать решение.
Повышение качества образования при использовании учебного проекта будет происходить наиболее эффективно, если:
учебный проект носит творческий характер;
деятельность детей предполагает создание нового объекта внешнего или внутреннего мира;
используется метод сверхзадач.
Учебный проект можно подразделить на несколько этапов:
выбор темы;
организация самостоятельной деятельности;
самостоятельная деятельность учащихся;
результаты опытно – экспериментальной работы;
выводы:
есть ли тенденция к повышению уровня качества обученности учащихся;
умение использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности.
Целью проектной деятельности является создание технологии устойчивого развития качества образования, разработка инструментария образовательной деятельности участников образовательного процесса на пути к качеству.
Наиболее актуальные виды деятельности:
Групповая работа по заданию выбранной “миссии” (наблюдение, интервьюирование, анкетирование, тестирование, социометрия, сочинение-рассуждение, изучение дополнительных источников и так далее)Факультативное занятие по предметам (оформление работ)
Рекламная акция (выход на учащихся других классов)
Групповая презентация. Круглый стол
Рефлексия.
Заключение.
Оценка проектной деятельности позволяет:
оценить уровень сформированности компетентности в “естественной среде”;
зафиксировать индивидуальное продвижение ученика.
Ученик извлекает информацию по самостоятельно сформулированным основаниям, исходя из собственного понимания целей выполняемой работы, систематизирует информацию в рамках самостоятельно избранной сложной структуры, аргументируя сделанный выбор.
Получает готовность анализировать нестандартные ситуации, ставить цели и соотносит их с устремлениями других людей, планирует результат своей деятельности и разрабатывает алгоритм его достижения, оценивает результаты своей деятельности; позволяет принять ответственное решение в той или иной ситуации и обеспечить своими действиями его воплощение в жизнь.
Повышение качества — стратегическая цель модернизации российского образования. Модернизация, в свою очередь, предполагает внедрение и развитие инновационных подходов к управлению качеством образования на всех уровнях. Согласно новому закону об образовании основой повышения качества образования на всех уровнях является ФГОС.