Конспект урока в 10 классе Морфологические синонимы в художественных текстах 
10 класс                Русский  язык             14.04.2016год            
Тема:  Морфологические  синонимы  в   художественных  текстах .                   Роль глаголов в тексте типа «повествование».
Цель: Повторение правописания суффиксов и окончаний 
           глаголов.
          -Образование  морфологических  синонимов 
           -Различение глаголов в изъявительном и повелительном          
          наклонении.
          -Развитие навыка анализа морфологических особенностей текста   
          художественного произведения
          - Воспитывать настойчивость в овладении грамматикой  русского  языка.
Оборудование: мультимедийная  доска ,таблица,учебник.,КИМы  для индивидуальной работы и в парах
Тип  урока:  урок -исследование  
                                           
                                            Ход  урока.
1.Оргмомент
2.. Актуализация  опорных  знаний  учащихся .    --Повторение орфографии и пунктуации.
      -Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания.  
   А) Индивидуальное задание:
 1.  Выполнить синтаксический разбор второго предложения.
             И бунт..т и клокоч..т
             Хлещ..т свищ, .т и ревет
             И до звезд допрянуть хоч..т
             До (не)зыбл..мых высот ...
                        (Ф.И.Тютчев. « Море и утес»)2 Слова какой части речи преобладают в этой строфе?
3 Какую роль они играют в раскрытии образа бушующего моря?
   Обилие глаголов передают беспрерывность действия. Благодаря использованию глаголов, мы видим изменяющуюся картину моря.
 Б) С помощью глаголов передается усиление шторма.
3. Мотивация  учебной  деятельности .Сообщение темы и цели урока.
4.. Повторение правописания глаголов.
     1) Какая разница в значении слов: 
    обезлюдел и обезлюдил 
    обледенел и обледенил?
Суффикс -Е- указывает на то, что действие совершал сам 
предмет или лицо, а суффикс -И- указывает, что действие совершено было над предметом или лицом.
       2) Составить предложения, чтобы выявилось значение  этих слов.
               Многие села в последние годы обезлюдели, потому что     молодежь уехала в               город. В годы Великой Отечественной    войны фашисты обезлюдили много сел и деревень.
    3) Различение глаголов в изъявительном и повелительном  
    наклонении.
     Запишите слово « вытр..те» в изъявительном и повелительном наклонении.    
     Объясните написание.
5. Закрепление  изученного.
Объяснительный диктант.
Если выйдете утром в степь по высокой колючей траве, целые стаи чутких птиц на крыло поднимете. Выйдите поутру на большой залив, посмотрите, что там делается.
6 . Работа с текстом.
Определить роль глаголов в тексте упражнения 204..
 
     В стихотворении C.Есенина используются глаголы в повелительном и изъявительном наклонении. Глаголы повелительного наклонения употребляются вместе с именами существительными, которые являются обращениями.
    Обилие глаголов, имеющих разговорную окраску, помогает почувствовать открытость и простоту чувств лирического героя. Стремление его к счастью выряжается в глаголах будущего времени:
 ... Пусть несется песня к милой до порога.
Пусть она услышит, пусть она поплачет...
Мы видим, что лирический герой не верит в свое счастье. Там, где передаются чувства героя, вовсе нет глаголов:
Где ты, моя радость? Где ты, моя участь?      
     На примере этого стихотворения мы можем убедиться, что глаголы в художественном произведении могут передавать не только движение, действие,  но и различные чувства лирического героя.
7. Обобщение  изученного.
  Что мы повторили на уроке?
  - Какую роль играют в тексте художественного  произведения глаголы?
 8..Подведение  итогов  урока.
9. Домашнее задание.
1) Повторить образование причастий и деепричастий.
 2) Выполнить упражнение 190.стр.343. §37..
 3)Творческое задание: написать  сочинение – миниатюру « Похвальное  слово  глаголу».