Обобщение опыта работы на тему: «Развитие творческих способностей учащихся при разработке творческого проекта на уроках технологии»
Обобщение опыта работы
«Развитие творческих способностей учащихся при разработке творческого проекта на уроках технологии»
Сведения об авторе опыта.
Миськова Надежда Владимировна – учитель технологии Введенской средней школы.
Условия возникновения, становления опыта.
Одной из основополагающих характеристик современного человека, действующего в пространстве общества, является его способность к проектной деятельности. Проектная деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Актуальность овладения основами проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования. Во-вторых, владение логикой и технологией проектирования позволяет более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста.
Именно поэтому педагогический процесс при активном сотрудничестве учащихся и учителя должен быть направлен на повышение познавательной деятельности и развитие творческих способностей при выполнении творческих проектов по технологии.
Обоснование актуальности опыта
Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обучения и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания.
Реформирование школьного образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует
рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося.
Проектная методика в рамках ретроспективного анализа основывается на личностно - ориентированном подходе, который означает переориентацию всего учебного процесса на постановку и решение самим школьниками познавательно-коммуникативных и исследовательских задач. Это позволяет рассматривать проектное обучение как одну из наиболее продуктивных и интенсивных методик, которая способствует достижению высоких результатов обучения и образованности личности.
Ведущие положения проектной методики основаны:
на учете особенностей личности учащихся;
на связи идеи проекта с реальной жизнью;
на изменении основной схемы взаимодействия учителя и учеников, равно партнерское учебное сотрудничество учителя и учащихся;
на значительном повышении уровня автономности учащихся при решении личностно-значимых проблем в процессе активно-познавательной мыслительной деятельности;
на значительном повышении уровня внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению знаниями.
Проектная методика является:
альтернативным подходом в современной системе образования;
новой педагогической технологией, представляющей собой совокупность поисковых, проблемных методов как дидактическое средство активизации познавательной деятельности учащихся, развития их креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств;
продуктивным обучением, в основе которого лежит отличная от традиционной парадигма образования: «ученик-учебник-учитель» и проективные приемы обучения: самостоятельное планирование, прогнозирование, принятие решений, детальная разработка личностно-значимой проблемы, научное исследование.Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущей педагогической идеей опыта является повышение познавательной активности учащихся и развитие творческих способностей и склонностей, приобщения их к созданию оригинальных и необходимых в жизни изделий.
Длительность работы над опытом
Работа над опытом продолжалась в течение 3 лет.
Диапазон опыта
Опыт работы реализуется через систему уроков технологии в 5 – 9 классов ( по 16 часов в каждом классе отводится на раздел «Творческий проект), внеклассную работу, участие в выставках (школьных и районных)
Теоретическая база опыта
В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с проектами: дизайн -проекты, бизнес - проекты, шоу-проекты и т.д.
Что же такое проект? Обратимся к словарю: «Проект (лат. projectus - «брошенный вперед») – 1) технические документы – чертежи, расчеты, макеты вновь создаваемых зданий, сооружений, машин, приборов и т.д.; 2) предварительный текст какого-либо документа и т.п.; 3) план, замысел» . Уже в определении заложено многообразие, но все варианты содержат общую черту – проект предполагает определение цели. Следующая статья в том же словаре: «Проектировать – 1) составлять проект; 2) предполагать сделать что-либо, намечать план» . Если следовать логике этих определений, проектами в нашей жизни является практически все: прием гостей, выбор подарка к празднику, покупка бытовой
техники, путешествие, ремонт (разумеется); а если задуматься, то проектами должны быть и вступление в брак, и воспитание детей…
Обратимся к словарю: «МЕТОД ПРОЕКТОВ, система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов. Метод проектов возник во 2-й половине 19 в. в сельскохозяйственных школах США и был, затем перенесён в общеобразовательную школу. В основе метод проектов - концепция прагматистской педагогики, провозгласившей «обучение посредством делания» (Д. Дьюи). Подробное освещение метод проектов получил в работах У.Х. Килпатрика, Э. Коллингса (США)». В педагогике метод учебных проектов используют уже почти столетие. Основоположником считается американский философ-прагматик, психолог и педагог Джон Дьюи (1859-1952), хотя в своих работах он не использовал слова «проект».
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов - это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета. Метод - это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить,
находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, - необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, пр.). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Основные требования к использованию метода проектов:
наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения ;практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов ;самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;
структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
выдвижение гипотез их решения;
обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);
обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов и др.);
сбор, систематизация и анализ полученных данных;
подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
выводы, выдвижение новых проблем исследования.
В зависимости от метода, доминирующего в проекте, можно выделить следующие виды проектов.
Исследовательские проекты имеют структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям. Они предполагают аргументацию актуальности темы, определения проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования. Обязательно выдвижение гипотезы исследования, обозначение методов исследования и проведение эксперимента. Заканчивается проект обсуждением и оформлением результатов, формированием выводов и обозначением проблем на дальнейшую перспективу исследования.
Творческие проекты имеют не столь строго проработанную структуру, однако строятся по известной логике «дизайн - петли» (схема 1): определение потребности; исследование (дизайн-анализ существующих объектов); обозначение требований к объекту проектирования; выработка первоначальных идей, их анализ и выбор одной; планирование; изготовление; оценка (рефлексия). Форма представления результатов может быть различной (изделие, репортаж, видеофильм и др.)
Схема 1
Дизайн-петля – алгоритм проектной деятельности
Шаг №1 Определение потребности
2.Исследование
(дизайн-анализ)
3. Обозначение
требований к объекту проектирования
4.Выработка
первоначальных идей
6. Выбор одной
7.Планирование
8.Изготовление
9.Оценка
(рефлексия)
5. Анализ идей
Информационные проекты – это тип проектов, призванный научить учащихся добывать и анализировать информацию. Такой проект может интегрироваться в более крупный исследовательский проект и стать его частью. Учащиеся изучают и используют различные методы получения информации (литература, библиотека, СМИ, Интернет и др.),ее обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами) и презентации (доклад, публикация, размещение в Интернет и др.)
Практико – ориентированные проекты. Это проекты, четко ориентированные на результат. Результатом может быть изделие, удовлетворяющее конкретную потребность. Может быть ориентация на определенный социальный результат, затрагивающий непосредственные интересы участников проекта либо направленный на решение общественных проблем. Здесь важна не только хорошо продуманная структура проекта, но и четкая координационная работа по корректировке совместных и индивидуальных усилий, организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также организации внешней оценки проекта
Основными критериями выбора проектов являются:
оригинальность, доступность, надежность;
техническое совершенство;
эстетические достоинства;
безопасность;
соответствие общественным потребностям;
удобства эксплуатации;
технологичность;
материалоемкость;
стоимость и т. дТрудности при организации проектной деятельности :
постановка ведущих и текущих целей и задач;
поиск пути их решения, оптимальный выбор при наличии альтернативы;
осуществление и аргументация выбора;
самостоятельные действия;
сравнение полученного с требуемым;
корректировка деятельности с учетом промежуточных результатов;
объективная оценка деятельности и результата проектирования.
Этапы работы над проектом.
Работа над проектом включает четыре этапа:
планирование;
аналитический этап;
этап обобщения информации;
этап представления полученных результатов работы над проектом (презентация).
I. Планирование.
Планирование работы над проектом начинается с его коллективного обсуждения. Это, прежде всего обмен мнениями и согласованиями интересов учащихся; выдвижение первичных идей на основе уже имеющихся знаний и разрешения спорных вопросов. Затем предложенные учащимися темы проектов выносятся на обсуждение.
Цели первичного обмена мнениями:
1. Стимулирование потока идей
Для стимулирования потока идей актуален метод мозговой атаки. Следует по возможности воздержаться от комментариев, записывать на доске идеи, направление работы по мере их высказывания, а также выдвигаемые учащимися возражения.
2. Определение общего направления исследовательской работы
Когда определены все возможные направления исследований, предложить учащимся высказать свое отношение к идеям. Затем необходимо:
- Выделить наиболее удачные;
- Определить сроки, необходимые для получения конечных результатов;
- Помощь ученикам сформулировать 5-6 связанных друг с другом подтем;
- Продумывает вариант объединения выделенных подтем в единый проект для класса.
Каждый участник проекта выбирает подтему для будущего исследования. Таким образом формируются группы, работающие по одной подтеме. Задача учителя на данном этапе – проследить, чтобы в каждой создающейся группе работали учащиеся с различным уровнем знаний, творческим потенциалом, различными склонностями и интересами.
Далее учащиеся совместно с учителем выявляют потенциальные возможности каждого (коммуникативные, артистические, публицистические, организаторские, спортивные и т. д.). Учителю следует построить работу так, чтобы каждый мог проявить себя и завоевать признание окружающих. Можно также выбрать консультантов, т.е. ребят, которые будут помогать исследовательским группам в решении тех или иных задач на тех или иных этапах работы.
II. Аналитический этап.
Этот этап самостоятельного проведения исследования, получения и анализа информации, во время которого каждый ученик:
- Уточняет и формулирует собственную задачу, исходя из цели проекта в целом и задачи своей группы в частности;
- Ищет и собирает информацию, учитывая:
• Собственный опыт;
• Результат обмена информацией с другими учащимися, учителями, родителями, консультантами и т.д.;
• Сведения, полученные из специальной литературы, Интернета и т.д.;
- Анализирует и интерпретирует полученные данные.
На этом же этапе членам группы необходимо договориться о распределении работы и формах контроля работы над проектом. Каждый ученик может вести «индивидуальный журнал», в котором он будет записывать ход работы. Можно вести общий журнал для всех участников проекта. Это поможет учителю (да и самому ученику) оценить индивидуальный вклад каждого в работу над проектом, а также облегчить контроль. Введение индивидуального журнала для ученика, зависит от конкретных ситуаций и не является обязательным.
Последовательность работы:
1. Уточнение и формулировка задач.
Правильная формулировка задачи проекта (т.е. проблемы, которую предстоит решить) предопределяет результативность работы группы. Здесь необходима помощь учителя. Сначала члены каждой группы обмениваются уже имеющимися знаниями по выбранному ими направления работы, а также соображениями о том, что ещё, на их взгляд, необходимо узнать, исследовать, понять. Затем учитель при помощи проблемных вопросов подводит учащихся к формулировке задачи. Если учащиеся априорно знают решение поставленной проблемы и легко отвечают на вопросы учителя, задачи для группы поставлены не правильно, так как не отвечают основной цели проекта – обучению навыкам самостоятельной работы и исследовательской деятельности.
Во время работы над проектом необходимо, чтобы каждая группа и каждый её член чётко понимали свою собственную задачу, поэтому рекомендуется оформить стенд, на котором были бы вывешены: общие темы проекта, задачи каждой группы, списки членов групп, консультантов, ответственных и т.д. Такой стенд способствует также осознанию каждым учащимся ответственности за выполняемую работу перед остальными участниками проекта.
2. Поиск и сбор информации.
Прежде всего учащимся необходимо определить, где и какие данные им предстоит найти. Затем начинается непосредственно сбор данных и отбор необходимой информации. Этот процесс может осуществляться различными способами, выбор которых зависит от времени, отведённого на данный этап, материальной базы и наличия консультантов. Учащиеся (с помощью учителя) выбирают способ сбора информации: наблюдение, анкетирование, социологический опрос, интервьюирование, проведение экспериментов, работ со средствами массовой информации, с литературой. Задача учителя – обеспечить, по мере необходимости, консультации по методике проведения такого вида работы. Здесь необходимо уделить особое внимание обучению учащихся навыкам конспектирования. На данном этапе учащиеся получают навыки поиска информации её сравнения, классификации; установления связей и проведения аналогий; анализа и синтеза; работы в группе, координации разных точек зрения посредством:
- Личных наблюдений и экспериментирования;
- Общения с другими людьми (встречи, опросы);
- Работы с литературой и средствами массовой информации (в том числе через Интернет).
Учитель играет роль активного наблюдателя: следит за ходом исследований, его соответствием цели и задачам проекта; оказывает группам необходимую помощь, не допуская пассивности отдельных участников; обобщает промежуточные результаты исследования для подведения итогов на конечном этапе.
3. Обработка полученной информации.
Необходимое условие успешной работы с информацией – ясное понимание каждым учеником цели работы и критериев отбора информации. Задача учителя – помочь группе определить эти критерии. Обработка полученной информации – это прежде всего её понимания, сравнение, отбор наиболее значимой для выполнения поставленной задачи. Учащимся потребуются умение интерпретировать факты, делать выводы, формировать собственные суждения. Именно этот этап наиболее труден для учащихся, особенно если они привыкли находить в книгах готовые ответы на все вопросы учителя.
III.Этап обобщения информации.
На этом этапе осуществляются структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.
Учащиеся:
- Систематизируют полученные данные;
- Объединяют в единое целое полученную каждой группой информацию;
- Выстраивают общую логическую схему выводов для подведения итогов.
Учителю необходимо проследить, чтобы учащиеся обменивались знаниями и умениями, полученными в процессе различных видов работ с информацией (анкетирование и обработка полученных знаний, проведение социологического опроса, интервьюирование, экспериментальная работа и т.д.). Все необходимые мероприятия данного этапа должны быть направлены на обобщение информации, выводов и идей каждой группы. Учащиеся должны знать порядок, формы и общепринятые нормы представления полученной информации (правильное составление конспекта, резюме, реферата, порядок выступления на конференции и т.д.). И на этом этапе учителю необходимо предоставить учащимся максимальную самостоятельность выбора форм представления результатов проекта, поддерживать такие, которые дадут возможность каждому ученику раскрыть свой творческий потенциал. Процесс обобщения информации важен и потому, что каждый из участников проекта как бы «пропускает через себя» полученные всей группой знания, умения, навыки, так как в любом случае он должен будет участвовать в презентации результатов проекта.
IV. Представление полученных результатов работы (презентация).
На этом этапе учащиеся осмысливают полученные данные и способы достижения результата; обсуждают и готовят итоговое представление результатов работы над проектом ( в школе, округе, городе и т.д.). Учащиеся представляют не только полученные результаты и выводы, но и описывают приемы, при помощи которых была получена и проанализирована информация; демонстрирует приобретенные знания и умения; рассказывают о проблемах, с которыми пришлось столкнуться в работе над проектом. Любая форма презентации также является учебным процессом, в ходе которого учащиеся приобретают навыки представления итогов своей деятельности. Основные требования к презентации каждой группы и к общей презентации: выбранная форма должна соответствовать целям проекта, возрасту и уровню аудитории, для которой она проводится. В процессе работы по обобщению материала и подготовки к презентации у учащихся, как правило, появляются новые вопросы, при обсуждении которых может быть даже пересмотрен ход исследований. Задача
учителя – объяснить учащимся основные правила ведения дискуссий и делового общения; научить их конструктивно относиться к критике своих суждений; признавать право на существование различных точек зрения решения одной проблемы. Работая над проектом, учителю не следует забывать, что основными критериями успешности являются радость и чувство удовлетворения у всех его участников от осознания собственных достижений и приобретенных навыков.
Результативность опыта
Метод проектов ориентирует учебный процесс на решение учащимися познавательно-коммуникативных и исследовательских задач. Это позволяет рассматривать проектное обучение как одну из наиболее продуктивных и интенсивных методик, которая способствует достижению высоких результатов обучения и образованности личности.
Ведущие положения метода проектов основаны:
на учете особенностей личности учащихся;
на связи идеи проекта с реальной жизнью;
на изменении основной схемы взаимодействия учителя и учеников, равно партнерское учебное сотрудничество учителя и учащихся;
на значительном повышении уровня автономности учащихся при решении личностно-значимых проблем в процессе активно-познавательной мыслительной деятельности;
на значительном повышении уровня внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению знаниями.
В результате деятельности имеет следующие показатели:
вырос интерес у учащихся к изучению технологии;
строится прочная база теоретических знаний и практических умений и навыков;
увеличивается число учащихся, которые выполняют творческие проекты;
сформировано умение самостоятельно находить и обрабатывать необходимую информацию.
Благодаря применению новых педагогических технологий наблюдается позитивная динамика учебных достижений учащихся по технологии.
Результаты успеваемости учащихся за последние 3 года:
Учебный год Кол-во обучающихсядетей Классы, в которых учитель работает в течение 3-х лет Успеваемость по предмету (в %) Кол-во и % обучающихся, успевающих на «4» и «5»
2011-2012
6 5 100 6/100%
7 6 100 6/86%
6 7 100 6/100%
4 8 100 4/100%
11 9 100 11/100%
4 10 100 4/100%
8 11 100 8/100%
2012-2013
6 5 100 5/83%
6 6 100 6/100%
7 7 100 6/86%
6 8 100 6/100%
4 9 100 4/100%
11 10 100 11/100%
4 11 100 4/100%
2013-2014
6 5 100 6/100%
6 6 100 5/83%
6 7 100 6/100%
7 8 100 7/100%
6 9 100 6/100%
11 11 100 11/100%
Победители, творческих конкурсов, соревнований (за последние 3 года)
№
п/пФ.И.О. Год Класс Название тем Занятое место Уровень
1 Гумарханова Римма 2009-2010 10Б
Выставка ДПИ
макраме 1 школьный
2 Агатаева Индира2010-2011 11А Выставка ДПИ 2 районный
3 Захарова Виолетта2011-2012 8б Выставка ДПИ
бисероплетение3 районнный4 Шаповалова Алена 2013-2014 10Б Проект
Вязание крючком 1
школьный
5 Сюрук Оля 2013-2014 10Б Проект
Изонить1
школьный
Результаты успеваемости за последние 3 года в одном классе
Одним из важных показателей качества знаний учащихся является система и уровень проектных работ, представленных учащимися на конкурсах.
Опыт работы показывает, что учащиеся проявляют наибольший интерес к выполнению практических и творческих работ на уроке. Опора на субъективный опыт учащихся позволяет использовать метод проектов, как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Выполнение творческих проектов является важнейшим элементом процесса обучения технологии, так как выполняет следующие дидактические функции: повышает интерес к предмету, активизирует познавательную деятельность и способствует политехническому образованию. Опираясь на повышенный интерес к практической деятельности на уроках технологии, позволяет включать учащихся в исследовательскую деятельность при разработке творческих проектов.
Главным механизмом подготовки учащимися творческих проектов является мотивация к изучению технологии. При диагностике мотивации учебной деятельности ставились следующие задачи:
определить уровень познавательных активности учащихся 8-9 классов;
оценить степень устойчивости учебно-познавательной активности учащихся: являются ли эпизодическими, ситуационными или побуждают их к самостоятельному расширению знаний.
При проведении исследования был использован диагностический метод мотивации учения и эмоционального отношения к учению, основанный на опроснике Ч.Д.Спилбергера (модификация А. Д. Андреевой) Метод направлен на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева. В исследовании участвовали 31 учащихся 8—9 классов.
Анализ полученных данных позволил разделить учащихся на 5 групп, каждая из которых соответствовала определенному уровню:
1 уровень — продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивацией учения и положительным эмоциональным отношением к нему.
2 уровень — продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению.
3 уровень — средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией.
4 уровень — сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению.
5 уровень — резко отрицательное отношение к учению.
Путем сравнительного анализа было получено следующее.
Уровень мотивации учения Высокая познавательная активность Средняя познавательная активность Низкая познавательная активность
1 уровень 8 % 2 уровень 8 % 20 % 3 уровень 12% 22 % 6 %
4 уровень 14 % 2 %
5 уровень 6% 2 %
Таким образом, получен следующий показатель познавательной активности по исследуемой группе учащихся:
Высокая познавательная активность - 28 %
Средняя познавательная активность - 62 %
Низкая познавательная активность - 10 %.
После выполнения творческих работ учащимися была проведена повторная диагностика, которая дала следующие результаты.
Уровень мотивации учения Высокая познавательная активность Средняя познавательная активность Низкая познавательная активность
1 уровень 8% 4% 2 уровень 16% 20% 3 уровень 16% 16% 4%
4 уровень 12% 4%
5 уровень Таким образом, получен следующий показатель познавательной активности:
Высокая познавательная активность - 40%
Средняя познавательная активность - 52%
Низкая познавательная активность - 8 %
В результате использования метода проектов уменьшилось количество учащихся с низкой познавательной активностью на 8% и увеличилось с высокой познавательной активностью на 12%.
Для развития познавательной активности учащихся реализуется система внеклассной работы по технологии
Система внеурочной деятельности по технологии представлена на схеме 1.
Цель: использование метода проектов для повышения познавательной активности учащихся, содействие повышению уровня знаний, умений и навыков учащихся по технологии, воспитание ответственного отношения к делу, социальным ценностям
Схема 1.
Личность
активная, самостоятельная, компетентная в области технологии
Условия:
-материально-техническая база учебных мастерских;
-технологическое оборудование,
изготовленное учащимися;
-творческие работы учащихся;
-компьютерный класс, Интернет
Принципы:
-научность,
-наглядность,
-проблемность,
-мотивации,
-индивидуализации,
-рефлексивность и др.
Творческое объединение «Рукодельница»
Работа с одаренными учащимися
Творческие самостоятельные работы учащихся
Реализация через инновационные методы и технологии
Диагностика знаний, умений и навыков
Интерес к техническому творчеству начинает формироваться у учащихся еще в начальной школе, для этой цели организуются экскурсии в учебные мастерские, где они знакомятся с технологическим оборудованием, с творческими работами учащихся старших классов. Старшеклассники рассказывают о своей работе на станочном оборудовании, демонстрируют изготовленные изделия.
На уровне школы Надежда Владимировна традиционно проводит конкурс среди учащихся 7 - 9 классов «Рукоделие», где ребята показывают свои теоретические знания, практические умения и навыки работы на швейной машине, вязание крючком и на спицах, плетение макраме, бисероплетение, работа с бумагой и т.д.
Н.В. Мискова проводит занятия творческого объединения «Рукодельница», в котором занимаются учащиеся 5-9-х классов. Для изучения уровня знаний и умений проводится мониторинг. Полученные результаты позволяют структурировать и систематизировать содержание занятий творческого объединения. Отдельно учитель ведет занятия по программе «Одаренные дети» с Шаповаловой Аленой для подготовки к олимпиадам и конкурсам.
Позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся за три года в таблице:
Победители, творческих конкурсов, соревнований
(за последние 3 года)
№
п/пФ.И.О. Год Класс Название тем Занятое место Уровень
1 Гумарханова Римма 2010-2011 10Б Выставка ДПИ
макраме 1 школьный
2 Агатаева Индира2011-2012 11А Выставка ДПИ 2 районный
3 Захарова Виолетта2012-2013 8б Выставка ДПИ
бисероплетение3 районнный4 Шаповалова Алена 2013-2014 9Б Проект
Вязание крючком 1
школьный
5 Сюрук Оля 2013-2014 9Б Проект
Изонить1
школьный
Таким образом, оптимальное сочетание внеклассной работы и уроков технологии позволяют прочно усваивать содержание образования по технологии, способствуя повышению познавательной активности учащихся.
Анализ результатов показал, что при использовании на уроках технологии метода проектов у учащихся повышается интерес к урокам. Повысилась дисциплина, стали более трудолюбивы, отзывчивы по отношению к друг другу. Развиваются познавательные потребности, творческое мышление, художественный вкус.
Качество образования по годам
Качество знаний 2011-2012 уч. год – 100%; успеваемость – 100%
Качество знаний 2012/2013 уч. год – 95,6%;успеваемость – 100%
Качество знаний 2013/2014 уч. год – 97,1%;успеваемость – 100%
Введенская средняя школа
Обобщение опыта работы
«Развитие творческих способностей учащихся при разработке творческого проекта на уроках технологии»
Учителя технологии
Миськовой Н.В.
(учитель первой квалификационной категории)
2013 год