Урок по технологии на тему Этапы планирования и процесс выполнения творческого проекта
Тассайская средняя школа.
Открытый урок.
Тема: «Этапы планирования и процесс выполнения творческого проекта»
Раздел: « Творческий проект»
Предмет: Технология
Класс: 5
Учитель: Жаркимбаев. А.А.
Цель урока:
Обучающая: Обобщение изученного материала, формирование познавательной активности учащихся.
Развивающая: Способствовать развитию индивидуальных способностей, наблюдательности и творческого мышления учащихся, умения выбора объекта проектирования, умения работы с материалом и инструментами.
Воспитательная: Развивать интерес к творчеству, воспитывать трудолюбие и прививать эстетический вкус.
Тип урока: Закрепление знаний, умений, навыков и развитие творческих способностей учащихся при выполнении проекта.
Методы и приёмы обучения: Репродуктивный, демонстрационный, словесный.
Оборудование: Классная доска, указка, ноутбук.
Наглядные пособия: « Образец выполнения творческого проекта на изготовление подсвечника»; «Образец творческого проекта на изготовление детского универсального стула»; фотоснимки, фотослайды с изображением творческих проектов» фотослайды организации рабочего места при выполнении работ; технологические карты на изготовление работ; образцы выполненных работ; образцы выполненных /натуральные/ творческих проектов / « Салфетница» и «Набор
кухонных досок» /.
Межпредметная связь: ИЗО, МАТЕМАТИКА,
Литература: учебник « Технология» 5 класс, К.Устемиров, Алматы «Атамура» настольная книга учителя.
Содержание урока:
Организационно—мотивационный этап: Приветствие. Эмоциональный настрой на урок. Сообщение темы урока.
Постановка перед учащимися задач урока.
2.Повторение пройденного материала по разделу «Древесины и металлы»
Ответить устно на вопросы:
Какие виды металлов вам известны? /чёрные, цветные, сплавы/
Перечислите свойства металлов /прочность, твёрдость, упругость, теплопроводность и т.д./
Какие известны вам породы древесины? /хвойные, лиственные/
Какие деревья вам известно? /сосна, ель, берёза, осина, клён и т.д./
Где используется древесина? / строительство, мебельная промышленность и др./
Какие свойства древесины вы знаете? /плотность, текстура, цвет, влажность и т.п.
3.Объяснение темы урока:
Творческий проект-- это самостоятельная работа учащихся под руководством учителя /контрольная работа по предмету «Технология»/,состоящий из пояснительной записки, рисунков, эскизов, чертежей, технологической карты на выполнение изделия. В зависимости от выполнения—«ТП» выполняет группа учащихся/ роль каждого должна быть определена./. По окончании учебного года каждый ученик должен защитить свой «ТП» в присутствии учителя, учащихся.
Цель проекта: Должна быть направлена на изготовление изделий повседневного спроса / при этом у учащихся формируется творческое мышление, эстетический вкус/. Перед началом осуществление проекта учащийся должен спланировать свою работу, состоящую из нескольких этапов.
Этапы выполнения творческого проекта.
1.Организационный этап.
1) Целесообразность работы.
2) Выбор модели, чертёж / схема работы.
3) Подбор материала, инструментов и приспособлений.
2. Технический этап.
1) Анализ о проделанной работе.
2) Защита проекта.
Учитель демонстрирует учащимся образец выполненного творческого проекта: «Изготовление 3-х рожкового декоративного подсвечника», фотоматериал с изображением данного объекта, организацию рабочего места, выбор материала, правила обращения с инструментом, приспособлениями и оборудованием. Далее следует показ учителем двух видов «ТП». Простой («Подставка для телефона») и сложный (« Подставка для карандашей»).
3.Закрепление и обобщение изученного материала.
Показ учителем приёмов выполнения «ТП».
1)Обоснование проекта.
2)Эскиз объекта.
3) Выбор материала и инструмента.
4) Последовательность приёмов выполнения:
Эскиз рисунка переводим на фанеру /при помощи копировальной бумаги разметка сверление отверстий выпиливаем опиливаем шлифование выжигание лакирование соединение /склеивание/.
5) Анализ работы / простота в изготовлении, доступность материала и инструментов, красота и эстетичность дизайна, экологическая безопасность/.
Учитель раздаёт учащимся фотоснимки _ изображение подсвечников разной сложности в выполнении/ из древесины/.
Задание №1.
Укажите на снимке выполнение простого и сложного творческого проекта.
Различие между ними /простота и сложность в изготовлении; затраты и экономия времени на выполнение; конструктивность / одна деталь и несколько /; графическая часть /схема и сборочный чертёж/ и т.д.
Задание №2.
Учитель показывает объект труда « Подставка для карандашей», следует вопрос учащимся:
Назовите метод обработки материала? / выпиливание фанеры ручным лобзиком—ручная обработка древесины/.
При помощи какого инструмента, оборудования и приспособлений выполнялась эта работа/ столярный верстак, выпиловочный столик, ручной лобзик, струбцина, инструмент для разметки—шило, карандаш, линейка, надфиль, абразивная бумага, электровыжигатель/.
3.Этап подведения итога занятия:
Самооценка : Что узнал нового?
Чему научился?
Что необходимо повторить?
Выставление оценок / с комментарием/.
4.Этап информации о домашнем задании.
Повторить по учебнику №1, стр. 47—49, тема: « Творческий проект».
Приложение А.
Приложение В.
Приложение С.