Конспект к уроку по орксэ на тему Добро и зло (модуль Светская этика)
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Факультет международного образования
_________________________________
Кафедра ЮНЕСКО
Лаборатория истории и культуры религий мира
«Добро и зло»
Слушатель специальных курсов повышения квалификации НО-55
Мачина Елена Николаевна
учитель начальных классов
ГБОУ ЦО №1925, ВАО
Москва 2012
УРОК №5. ТЕМА: «ДОБРО И ЗЛО»
Цель:
Построение знаний о добре и о том, что входит в понятие добра;
Построение знаний о зле и о том, какие есть наиболее распространённые его проявления
Помочь детям понять, почему нужно стремиться к добру и избегать зла
Задачи:
Познакомить с понятиями поступок; «добро» и «зло», их проявлениями
Воспитывать стремление к совершению добрых поступков
Развивать коммуникативные способности детей.
Мотивация выбора данной темы: о добре и зле слышал каждый. Споры и рассуждения о влиянии добра и зла на судьбы людей и историю развития целых государств не смолкают тысячелетия. Познакомить детей с понятиями «добро» и «зло», их проявлениями, вести детей «дорогою добра» задача семьи, школы, каждого взрослого человека.Основные термины и понятия: добро, зло, поступок.
Оборудование: мультимедийный проектор, учебник, карточки-задания для индивидуальной и групповой работы.
Место проведения: классная комната.
Комментарий к уроку.
Данный урок является 5-ым уроком курса и 1-ым уроком в изучении темы «Добро и зло». Дети уже знакомы с некоторыми понятиями и терминами. Данное занятие проводится на основе жизненного опыта и уже полученных знаний.
На уроке кроме работы с мультимедийной презентацией используется работа с текстом учебника и с карточками-заданиями для индивидуальной и групповой работы.
Ход урока.
Этапы
урока Деятельность
учителя Деятельность учащихся
1.Организационный
момент Приветствие, объявление темы урока, прослушивание песни «Дорогою добра» (сл. Ю. Энтина, муз.М.Минкова) Слушают
Слайд 1, 2, 3.
2.Актуализация темы - «Добро» и «зло» - главные моральные понятия в жизни. Этими понятиями руководствуются люди, совершая поступки. С точки зрения добра и зла человек оценивает как свои поступки, так и поступки других людей. А задумывались ли вы, что такое «добро» или «зло»? Что значит совершить добрый или злой поступок? Отвечают на вопросы, рассуждают.
3.Знакомство с понятием «добро» - Давайте обратимся за разъяснением к нашим помощникам – словарям. У каждой группы словарь
(1 группа – словарь Ожегова, 2 группа – словарь Даля, учитель – энциклопедический словарь)
- Откройте учебник (стр.12) и прочитайте определение.
Добро - это нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними. Находят нужный текст, зачитывают его. Слайд 4.
Дети предварительно разбились на группы.
4.Работа с карточками. Подведение итогов по разделу. - У вас есть карточки с пословицами. Начало пословицы в левом столбце, а ее окончание - в правом. Соберите, пожалуйста, пословицы. Попробуйте объяснить каждую из них. Собирают пословицы, объясняют их значение. Проверка. Слайд 5, 6.
5.Знакомство с понятием «зло».
Притча о добре и зле. - Мы познакомились с понятием «добро». А что такое «зло»? Прочитайте определение на стр.13 учебника.
Зло – противоположность добра, это то, что мораль стремится устранить и исправить.
- А как вы думаете, что чаще встречается в нашей жизни, добро или зло?
- Посмотрите, что у меня в руках? (Белый лист с маленькой нарисованной точкой)
- Послушайте притчу о добре и зле.
Вывод. Старайся видеть в людях первым делом хорошее – его намного больше, чем плохого.Рассуждают. Читают определение в учебнике. Слайд 7.
Слушают, обсуждают, отвечают на вопросы. Слайд 8.
6.Подведение итогов по разделу. - Перед вами примеры различных дел. О каких можно сказать «хорошо», а о каких «плохо»?
- Почему?
- Приведите свои примеры. Отвечают, доказывают правильность выбора. Слайд 9.
7.Работа в группах. Работа в группах. Каждая группа работает с данным ей текстом.
- Ваша задача внимательно прочитать текст, объяснить его смысл.
- Давайте попробуем сделать вывод из всего сказанного.
Вывод. В каждом человеке зло соседствует с добром. И от человека зависит главенство одного или другого Слайд 10. Дети читают притчи, пробуют объяснить их смысл, Делают вывод
8.Электронная физминутка. Слайд11.
9.Знакомство с понятием «поступок», видами поступков. - Понятиями «добро» и «зло» руководствуются люди, совершая поступки.
Поступок – это действие, направленное на кого-либо, что-либо с хорошими или плохими намерениями.
Сравните поступки и выберите на ваш взгляд правильный (добрый).
- Почему вы так решили?
- Приведите свои примеры добрых поступков.
- Послушайте стихотворение Агнии Барто.
- Как вы думаете, почему изменилось отношение к другу? Подкрепите свои слова примерами из текста.
- Какой поступок можно назвать морально добрым?
- Найдите определение тексте учебника (стр.12)
Морально добрые поступки совершаются сознательно, бескорыстно, а не с расчетом на выгоду или награду. Совершить морально добрый поступок – значит сделать добро.
- Приведите свои примеры бескорыстных поступков.
Слайд 12.
Обсуждают, делают выводы, доказывают.
Слайд 13.
Приводят примеры. Объясняют, рассуждают, доказывают .10.Итог - Давайте вспомним все, о чем мы говорили на уроке и с помощью учебника (стр.13) сделаем вывод.
Добро:
помогает преодолеть разобщенность;
способствует утверждению гуманности;
помогает развиваться самому человеку и окружающим его людям.
Зло:
сознательное унижение других людей;
обман, из-за которого те, кого обманули, совершают неправильные поступки;
насилие которое подавляет человека, лишая его способности к самостоятельности, или делает его недобрым.
Иногда важнее не допустить совершения зла, чем сделать добро.
- Что запомнилось вам на этом уроке?
- Что вас удивило или поразило?
- О чем вы хотели бы рассказать дома?
- Спасибо за урок. Вы хорошо сегодня поработали.
Слайд 14.
11.Домашнее задание - Учебник стр. 12-13.
- Каждый из вас получил рисунок дерева. «Соберите урожай» добрых и злых поступков. Впишите их в специально оставленные места на кроне дерева.
(Звучит песня «Дорогою добра». Желающие подпевают)Каждому ребенку дан рисунок дерева. Слайд 15, 16.