Биография Д. Д. Шостаковича, 7 симфония Ленинградская 1 часть.



Сообщение по музыке
на тему : Биография Д.Шостаковича.
Создание 7 Ленинградской симфонии
( 1 часть)













·
·
·
·
·
·
·
· Биография:
Дмитрий Дмитриевич Шостакович (12 (25) сентября 1906, Санкт-Петербург 9 августа 1975, Москва) русский советский композитор, пианист, педагог и общественный деятель, один из самых значительных композиторов XX века, оказавший и продолжающий оказывать творческое влияние на композиторов. В ранние годы Шостакович испытал влияние музыки Малера, Берга, Стравинского, Прокофьева, Хиндемита. Постоянно изучая классические и авангардные традиции, Шостакович выработал свой собственный музыкальный язык, эмоционально наполненный и трогающий сердца музыкантов и любителей музыки всего мира. Предки композитора по линии отца имели польское происхождение, как и сама фамилия Шостакович (до 1904 года писавшаяся как Шестакович). Прадед, Пётр Михайлович (18081871), принимал участие в Польском восстании 1830 года, впоследствии переселился в Екатеринбург. Его сын Болеслав (18451919) в 1866 году был обвинён в попытке покушения на царя Александра II, арестован и сослан в Томск, а позднее в Нарым, где родился Дмитрий Болеславович Шостакович (18751922), отец композитора. В середине 1890-х он переехал в Петербург, где изучал гистологию в Петербургском университете, по окончании которого был принят на работу в Палату мер и весов. Дед Шостаковича по линии матери, Василий Кокоулин (18501911), был одним из начальников на золотых приисках в Бодайбо. Его дочь, Софья Васильевна (18781955), была пианисткой и училась сначала в Иркутске, а затем в Петербургской консерватории у Александры Розановой. В Петербурге она познакомилась с Дмитрием Шостаковичем, а в 1903 году состоялась свадьба. Дмитрий Шостакович родился в Санкт-Петербурге 12 (25) сентября 1906 г. Отец его Дмитрий Болеславович Шостакович (1875 - 1922), был инженером-химиком и страстным любителем музыки, мать, София Василиевна Шостакович одаренной пианисткой. Семья была либеральных взглядов, и юный Шостакович 8 января 1918 года написал траурный марш памяти руководителей партии кадетов, Шингарёва и Кокошкина, убитых накануне матросами и солдатами. После занятий в частной музыкальной школе, в 1919 г. Шостакович был принят в Петроградскую консерваторию по классу фортепиано, и позже стал серьёзно заниматься композицией. В эти годы он зарабатывал себе на жизнь тапёрской игрой в кинотеатрах. О его игре современник писал так: "Худенький мальчик за роялем перерождался в очень дерзкого музыканта, с мужским ударом пальцев, с захватывающим движением ритма. Он играл свои сочинения, переполненные влияниями новой музыки, неожиданные и заставляющие переживать звук так, как будто это был театр, где все очевидно, до смеха или до слез" 1920-е В 1923 г. Шостакович окончил консерваторию по классу фортепиано (у Л. В. Николаева), а в 1925 г. по классу композиции (у М. О. Штейнберга). Его дипломной работой была Первая Симфония. По традиции, восходящей к Чайковскому, Рахманинову и Прокофьеву, Шостакович собирался продолжить карьеру и как концертирующий пианист, и как композитор. Однако по свидетельству Константина Игумнова, его игре не хватало «чувства и силы». В 1927 г. на 1-м Международном конкурсе пианистов им. Ф. Шопена в Варшаве, заранее надеясь на победу, он в итоге получил только почётный диплом участника. На счастье, необычный талант музыканта (в конкурсную программу Шостакович включил сонату собственного сочинения) заметил один из членов жюри конкурса, австро-американский дирижёр и композитор Бруно Вальтер, который предложил Шостаковичу поиграть ему на рояле еще что-нибудь. Услышав Первую Симфонию, Вальтер немедленно попросил Шостаковича прислать партитуру ему в Берлин, и затем исполнил Симфонию в текущем сезоне, тем самым сделав имя русского композитора знаменитым. В 1927 году произошли еще два значительных события в жизни Шостаковича. В январе в Ленинграде побывал австрийский композитор, представитель Второй венской школы, Альбан Берг. Приезд Берга был обусловлен российской премьерой его оперы «Воццек», что стало огромным событием в культурной жизни страны, а также вдохновило Шостаковича приняться за написание оперы «Нос», по повести Гоголя. Другим важным событием явилось знакомство Шостаковича с Иваном Соллертинским, который во время своей многолетней дружбы с композитором обогащал Шостаковича знакомством с творчеством великих композиторов прошлого и настоящего. Так, после изучения партитуры Kammermusik No.2 (op.36) Хиндемита, Шостакович создал знаменитый в наши дни свой Первый фортепианный концерт. Тогда же, в конце 1920-х и начале 1930-х гг., были написаны следующие две симфонии Шостаковича - обе с участием хора: Вторая ("Симфоническое посвящение Октябрю", на слова Александра Безыменского) и Третья ("Первомайская", на слова Семёна Кирсанова). Эти две наиболее "экспериментальные" по форме и языку симфонии Шостаковича особенно сильно тяготеют к эстетике футуризма и конструктивизма. 1930-е Его опера «Леди Макбет Мценского уезда» по повести Лескова (написана в 19301932, поставлена в Ленинграде в 1934), первоначально принятая с восторгом и уже просуществовав на сцене полтора сезона, неожиданно подверглась разгрому в официальной советской печати (печально знаменитая редакционная статья «Сумбур вместо музыки» в газете «Правда» от 28 января 1936 года), и была снята с репертуара. В этом же 1936 году должна была состояться премьера 4-й Симфонии - произведения значительно более монументального размаха, чем все предыдущие симфонии Шостаковича, сочетающего в себе трагический пафос с гротеском, лирическими и интимными эпизодами, и, возможно, долженствовавшего начать новый, зрелый период в творчестве композитора. Однако Шостакович благоразумно приостановил репетиции Симфонии перед декабрьской премьерой, понимая, что в атмосфере начавшегося в стране государственного террора, когда ежедневно арестовывались представители творческих профессий, исполнение её могло быть воспринято властью как вызов. 4-я Симфония была впервые исполнена только в 1961 году. В мае 1937 года Шостакович выпустил в свет 5-ю Симфонию - произведение, чей насквозь драматический характер, в отличие от предыдущих трёх "авангардистских" симфоний, внешне "спрятан" в общепринятую симфоническую форму (4 части: с сонатной формой первой части, скерцо, адажио и финалом с внешне триумфальным концом) и другие "классичные" элементы. Своей 5-й Симфонии Шостакович предпослал фразу: «Ответ Советского композитора на справедливую критику Партии». После премьеры сочинения вышла хвалебная статья в «Правде», и за симфонией официально закрепилась слава «образца произведения социалистического реализма в симфонической музыке». Отношения с властью на время наладились, но с этого момента жизнь Шостаковича приобрела двойственный характер. С 1937 г. Шостакович вёл класс композиции в Ленинградской консерватории. В 1939 г. он становится профессором. 1940-е Находясь в первые месяцы Великой отечественной войны в Ленинграде (вплоть до эвакуации в Куйбышев в октябре), Шостакович начинает работать над 7-й симфонией «Ленинградской». Симфония была впервые исполнена на сцене Куйбышевского театра оперы и балета 5 марта 1942 года, а 29 марта 1942 года в Колонном зале московского Дома Союзов. 9 августа 1942 произведение прозвучало в блокадном Ленинграде. Организатором и дирижером выступил дирижер оркестра Ленинградского Радиокомитета Карл Ильич Элиасберг. Исполнение симфонии стало важным событием в жизни сражающегося города и его жителей. Через год Шостакович пишет 8-ю Симфонию, в которой словно следуя завету Малера о том, что «в симфонии должен быть отображён весь мир», рисует монументальную трагическую фреску происходящего вокруг. В ней как в зеркале видны и ужас российской повседневности с её лицемерием и гигантоманией, и трагедия войны, и заботы обычного человека, и его надежда на лучшие времена. В 1943 г. композитор переезжает в Москву и до 1948 г. преподает в Московской консерватории. У него обучались В. Д. Биберган, Р. С. Бунин, А. Д. Гаджиев, Г. Г. Галынин, О. А. Евлахов, К. А. Караев, Г. В. Свиридов, Б. И. Тищенко, К. С. Хачатурян, Б. А. Чайковский, А. Г. Чугаев. Для выражения своих сокровенных идей, мыслей и чувств Шостакович использует жанры камерной музыки. В этой области им созданы такие шедевры как Фортепианный квинтет (1940), Фортепианное трио (1944), Струнные квартеты № 2 (1944), № 3 (1946) и № 4 (1949). В 1945 году, после завершения войны, Шостакович пишет 9-ю Симфонию, полную иронии и сатирического гротеска по отношению к окружающей жизни. В этой «лёгкой» на первый взгляд симфонии композитор возвращается к одной из главных тем своего творчества обличению пошлости. В советской прессе появились статьи недоумённых рецензентов, ожидавших от главного музыкального «соцреалиста» страны громоподобного гимна победе, а вместо этого получивших малогабаритную симфонию «сомнительного» содержания. После грома, прогремевшего сначала в 1946-м над целым рядом известных писателей (печальное «разоблачение» журналов «Звезда» и «Ленинград», за которым последовало преследование Зощенко и Ахматовой), в 1948-м сталинские власти принялись «наводить порядок» и в Союзе Композиторов, обвинив многих мастеров Шостаковича, Прокофьева, Хачатуряна и др. в «формализме», «буржуазном декадентстве» и «пресмыкательстве перед Западом». Шостакович был обвинён в профнепригоднности и изгнан из Московской консерватории. Главным обвинителем был секретарь ЦК КПСС, близкий соратник Сталина, Андрей Жданов. Несмотря на скорую кончину Жданова, репрессии в стране продолжали разгораться, что сильно отражалось на творчестве Шостаковича. Снова «невовремя», в 1948 году, он создаёт вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии», и во время организованной руководителем НКВД Абакумовым в январе 1949 года массированной антисемитской государственной компании, продолжавшейся вплоть до смерти Сталина в 1953 году, Шостакович вновь оказывается под ударом на сей раз как «потворник безродных космополитов и врагов народа». Написанный в 1948 году Первый скрипичный концерт в связи с этими событиями был скрыт композитором, и первое его исполнение состоялось лишь в 1955 году. Как и прежде в 1936–37 годах, положение вновь спасает вовремя выпущенное в свет «правильное» музыкальное произведение. В 1949 году Шостакович пишет кантату «Песнь о лесах» образец патетического «большого стиля» официального искусства тех времён (на стихи Евгения Долматовского, в которых повествуется о триумфальном послевоенном восстановлении Советского Союза). Премьера кантаты проходит с небывалым успехом и приносит Шостаковичу новое поощрение в виде очередной по счёту Сталинской премии. 1950-е Пятидесятые годы начались для Шостаковича очень важной работой. Участвуя в качестве члена жюри на Конкурсе имени Баха в Лейпциге осенью 1950 года, композитор был настолько вдохновлён атмосферой города и музыкой его великого жителя - Иоганна Себастьяна Баха, - что по приезде в Москву приступил к сочинению 24 Прелюдий и Фуг для фортепиано, произведения, отдающего дань уважения великому композитору и его «Хорошо темперированному клавиру». С недолгой «оттепелью» (начавшейся в 1956 году после доклада Хрущёва, разоблачающего Сталина) композитор, как и многие его современники, связывал надежды на бо’льшую свободу в обществе и большую независимость от власть имущих. Многие произведения второй половины десятилетия проникнуты оптимизмом и неприсущей Шостаковичу ранее радостной игривостью. Таковы 6-й Струнный квартет (1956), Второй концерт для фортепиано с оркестром (1957), оперетта «Москва-Черёмушки». Одновременно с этим композитор-мыслитель подвергает серьёзному пересмотру ключевые моменты в истории страны, создаёт 11-ю Симфонию (1957), назвав её «1905 год», продолжает работу в жанре инструментального концерта: Первый концерт для виолончели с оркестром (1959). В эти годы начинается сближение Шостаковича с официальными органами власти (т.н. "общественная деятельность"). В 1957 году он становится секретарем Союза композиторов СССР, в 1960-м Союза композиторов РСФСР (в 19601968 первый секретарь). В том же 1960-м году Шостакович вступает в КПСС. 1960-е Тяжело Шостакович перенёс вынужденное вступление с партию (как только что избранный Первый секретарь Союза Композиторов РСФСР, он был фактически обязан это сделать). В письмах к своему другу Исааку Гликману он жалуется на отвратительность этого компромисса и открывает подлинные причины, побудившие его к написанию ставшего впоследствии знаменитым Струнного квартета № 8 (1960). В 1961 году Шостакович осуществляет вторую часть своей «революционной» симфонической дилогии: в «пару» к Одиннадцатой Симфонии «1905 год» пишет Симфонию № 12 «1917 год» - произведение ярко выраженного «изобразительного» характера (и фактически сближающее симфонический жанр с киномузыкой), где, словно красками на холсте, композитор рисует музыкальные картины Петрограда, убежища Ленина на озере Разлив и самих октябрьских событий. Совсем иную задачу он ставит перед собой годом позже, когда обращается к поэзии Евгения Евтушенко - сначала написав поэму «Бабий Яр» (для солиста-баса, хора басов и оркестра), а затем дописав к ней ещё четыре части из жизни современной России и её недавней истории, создав тем самым очередную «кантатную» симфонию, Тринадцатую - которая после недовольства Хрущёва всё-таки была исполнена в ноябре 1962-го. (Геноцид евреев во время войны власти СССР признавали лишь скрепя сердце и не желали специально выделять эти события на фоне других, менее масштабных преступлений нацистов.) С отстранения от власти Хрущёва и началом эпохи политического застоя в России тон произведений Шостаковича вновь приобретает сумрачный характер. Его квартеты № 11 (1966) и № 12 (1968), Второй виолончельный (1966) и Второй скрипичный (1967) концерты, Скрипичная соната (1968), вокальные произведения на слова Александра Блока, проникнуты тревогой, болью и неизбывной тоской. В Четырнадцатой Симфонии (1969) - снова «вокальной», но на сей раз камерной, для двух певцов-солистов и оркестра, состоящего из одних струнных и ударных - Шостакович использует стихи Аполинера, Рильке, Кюхельбеккера и Лорки, которые связаны одной темой смертью (в них повествуется о несправедливой, ранней или насильственной смерти). 1970-е В эти годы композитором созданы вокальные циклы на стихи Цветаевой и Микеланджело, 13-ый (19691970), 14-ый (1973) и 15-ый (1974) струнные квартеты и Симфония № 15, сочинение, отличающееся настроением задумчивости, ностальгии, воспоминаний. Шостакович использует в музыке симфонии цитаты из увертюры Россини к опере «Вильгельм Телль» и тему судьбы из оперной тетралогии Вагнера «Кольцо Нибелунга», а также музыкальные аллюзии на музыку Глинки, Малера и свою собственную. Симфония была создана летом 1971 года, премьера состоялась 8 января 1972-го. Последним сочинением Шостаковича стала Соната для альта и фортепиано. В последние несколько лет композитор сильно болел, страдая от рака лёгких. Дмитрий Шостакович умер в Москве 9 августа 1975 г. и был похоронен на столичном Новодевичьем кладбище. Значение творчества Сегодня Шостакович один из самых исполняемых в мире композиторов. Его творения это истинные выражения внутренней человеческой драмы и летописи ужасных страданий, выпавших на 20-й век, где глубоко личное переплетается с трагедией человечества. Жанровое и эстетическое разнообразие музыки Шостаковича огромно. Если использовать общепринятые понятия, то в ней сочетаются элементы музыки тональной, атональной и ладовой, в творчестве композитора переплетаются модернизм, традиционализм, экспрессионизм и "большой стиль". Однако величина его таланта столь необьятна, что правильнее будет отнестись к его творчеству как к уникальному явлению мирового искусства, которое будет всё полнее постигаться нашим и последующими поколениями. Музыка Самыми заметными жанрами в творчестве Шостаковича являются симфонии и струнные квартеты - в каждом из них он написал по 15 произведений. В то время как симфонии писались на протяжении всей карьеры композитора, большую часть квартетов Шостакович написал ближе к концу своей жизни. Среди самых популярных симфоний Пятая и Восьмая, среди квартетов Восьмой и Пятнадцатый. Музыка композитора демонстрирует влияние большого числа любимых композиторов Шостаковича: Баха (в его фугах и пассакалиях), Бетховена (в его поздних квартетах), Малера (в его симфониях), Берга (отчасти - наряду с Мусоргским в его операх, а также в использовании приёма музыкального цитирования). Из русских композиторов наибольшую любовь Шостакович питал к Модесту Мусоргскому, для его опер «Борис Годунов» и «Хованщина» Шостакович сделал новые оркестровки. Влияние Мусоргского особенно заметно в отдельных сценах оперы «Леди Макбет Мценского уезда», в Одиннадцатой симфонии, а также в сатирических работах. Основные произведения:
15 симфоний;
Оперы: «Нос», «Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова»), «Игроки» (окончена Кши
·штофом Ме
·йером);
15 струнных квартетов;
Квинтет для фортепиано и струнных;
Оратория «Песнь о лесах»;
Кантата «Над Родиной нашей солнце сияет»;
Кантата «Казнь Степана Разина»;
Антиформалистический раёк;
Концерты и сонаты для различных инструментов;
Романсы и песни для голоса с фортепиано и симфоническим оркестром;
Оперетта «Москва, Черемушки»;
Музыка к кинофильмам;

Награды и премии:
Марка России 2000 года;
Дмитрий ШостаковичЛауреат Сталинской премии (1941, 1942, 1946, 1950, 1952);
Лауреат Международной премии Мира (1954);
Народный артист СССР (1954);
Лауреат Ленинской премии (1958);
Герой Социалистического Труда (1966);
Лауреат Государственной премии СССР (1968);
Лауреат Государственной премии РСФСР (1974).
7 Ленинградская симфония ( 1 часть):

Седьмая симфония Д.Д.Шостаковича, получившая название «Ленинградской», - одно из выдающихся музыкальных полотен периода Великой Отечественной войны. Значительная часть симфонии создавалась композитором осенью 1941 года в Ленинграде, в дни смертельной борьбы с врагом. Вместе с другими ленинградцами Дмитрий Дмитриевич ездил за город рыть укрепления, вместе с другими преподавателями и студентами консерватории жил в ее здании на казарменном положении, вечерами дежурил на крыше, гася зажигательные бомбы, и продолжал преподаватьИ все это время в его душе, кипевшей великим гневом, зрел грандиозный замысел нового сочинения. «Музыка неудержимо рвалась из меня», - вспоминал он потом. Иногда, в редкие свободные минуты композитор выходил из дома.
«С болью и гордостью смотрел я на любимый город. А он стоял, опаленный пожарами, закаленный в боях, испытавший глубокие страдания войны, и был еще более прекрасен в своем суровом величии», - писал композитор. «Как было не любить этот город не поведать миру о его славе, о мужестве его защитников. Моим оружием была музыка».

В первые же месяцы войны были написаны первые две части новой симфонии. «Я никогда не сочинял так быстро, как сейчас», - утверждал Дмитрий Дмитриевич. Работал он вдохновенно. Симфония была закончена в Куйбышеве. Там же 5 марта 1942 года состоялась премьера симфонии, ее исполнил оркестр Большого театра под управлением С Самосуда. Вскоре Седьмая симфония прозвучала и в Москве. А 9 августа 1942 года, когда по плану фашистского командования Ленинград должен был пасть, Седьмая симфония Д.Д.Шостаковича была исполнена в этом городе – измученном блокадой, но не сдавшемся врагу. Специальным самолетом, прорвавшимся в город сквозь огненное кольцо, бала доставлена партитура симфонии, на которой была авторская надпись: «Посвящается городу Ленинграду». Для исполнения были собраны все музыканты, еще оставшиеся в городе. Их было всего пятнадцать, а нужно было не менее ста! Тогда с Ленинградского фронта были срочно отозваны музыканты, сменившие свои инструменты на оружие, и вскоре оркестр начал репетиции. Немыслимая воля и энтузиазм вели этих голодных, измученных людей на музыкальный подвиг. И вот над Ленинградом из всех репродукторов зазвучала прекрасная музыка Седьмой симфонии. Те люди, те тысячи людей, которых не мог вместить зал Филармонии, тоже слушали эту симфонию всепобеждающего мужества.Фашисты в тот день так и не начали свой традиционный артиллерийский обстрел. Маршал М.Говоров, главнокомандующий Ленинградским фронтом, отдал приказ, во что бы то ни стало на время концерта подавить огнем позиции врага. Вот как вспоминает об этом Карл Ильич Элиасберг, дирижировавший тогда оркестром: «Отзвучала симфония. В зале раздались аплодисменты Я прошел в артистическую Вдруг все расступились. Быстро вошел М.Говоров. Он очень серьезно, сердечно говорил о симфонии, а уходя сказал как-то таинственно: «Наших артиллеристов тоже можно считать участниками исполнения». Тогда, честно говоря, я не понял этой фразы. И только много лет спустя узнал, что М.Говоров отдал приказ, на время исполнения симфонии Д.Д.Шостаковича, нашим артиллеристам вести интенсивный огонь по вражеским батареям и принудить их к молчанию. Я думаю, что в истории музыки такой факт – единственный».Вскоре с партитуры этой симфонии была снята фотокопия и на военном самолете отправлена круговым путем через Африку в США, где ее сразу же исполнили лучшие дирижеры мира. Услышав симфонию, один американский критик написал: «Какой дьявол может победить народ, способный создавать музыку, подобную этой»
Главный образ симфонии – образ Родины, образ народа. И мелодии, характеризующие его – широкие, напевные, напоминают русские народные песни.Седьмая симфония состоит из четырех частей. Самая значительная часть – первая.
Сам Д.Д.Шостакович писал так: «Первая часть рассказывает о том, как в нашу прекрасную мирную жизнь ворвалась грозная сила – война».
В начале и конце первой части воплощен образ Родины. Ему противостоит злой, бесчеловечный в своей звериной жестокости образ разрушительной силы. Он и занимает средний раздел первой части. Этот образ уникален в мировой музыке своей неповторимой конкретностью, сочетанием зловещей фантастичности и предельной реальности.
Это знаменитый эпизод фашистского нашествия, потрясающая картина вторжения разрушительной силы.
Еще звучит последний «мирный» аккорд, когда издалека доносится дробь военного барабана. На фоне ее возникает странная тема – аккуратная, симметричная, отрывистая. Как будто двигаются марионетки.
Алексей Толстой назвал эту музыку «пляской ученых крыс под дудку крысолова». Образы, возникающие у слушателей, могут быть разными, но бесспорно то, что в теме фашистского нашествия есть сходство с зловещей карикатурой. Композитор обнажил и сатирически заострил черты педантичности, тупой ограниченности и автоматической дисциплины, воспитанные у гитлеровских солдат, которым не полагалось рассуждать и, надо было слепо повиноваться фюреру.
Сначала эта тема кажется не столько угрожающей, сколько пошлой и тупой. Но в развитии постепенно раскрывается ее страшная сущность. Покорные воле крысолова, ученые крысы вступают в бой. Марионеточный шаг превращается в движение механического чудовища, растаптывающего на своем пути все живое.
Седьмую симфонию часто сравнивают с документальными произведениями о войне, называют «хроникой», «документом» - настолько точно передает она дух событий. И вместе с тем, эта музыка поражает на только непосредственностью впечатлений, но и глубиной мысли. Схватку советского народа с фашизмом Д.Д.Шостакович раскрыл как борьбу двух миров:мира созидания, творчества и – мира разрушения и жестокости;
Человека и – цивилизованного варвара, добра и зла.О том, что побеждает в симфонии в результате этой борьбы, очень точно сказал Алексей Толстой: «На угрозу фашизма – обесчеловечить человека – Д.Д.Шостакович ответил симфонией о победном торжестве всего высокого и прекрасного, созданного гуманитарной культуройСо дня первого исполнения «Ленинградской» симфонии прошло 65 лет. Много раз она звучала с тех пор в мире – в концертных залах, по радио, в кино (был создан фильм о седьмой симфонии). Каждый раз ее исполнение воскрешает перед людьми незабываемые страницы современной истории.Седьмая симфония Дмитрия Дмитриевича Шостаковича с полным правом может быть названа «Героической симфонией» XX века.

15