Методические рекомендации для проведения практических занятий по дисциплине ОБЖ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Калужской области
«Калужский колледж питания и услуг»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
проведения практических занятий по «Основам безопасности жизнедеятельности»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Практические занятия предназначены для формирования практических навыков у студентов при изучении учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности». Практическое занятие№1 «Двигательная активность и закаливание организма». Проводится на базе физкультурно-спортивного комплекса колледжа с составлением отчета по практическому занятию. Занятия № 3, 4,6 проводятся как итоговое занятие-конкурс на местности в соответствии с методической разработкой, опубликованной на сайте издания «Педагогический сайт» по адресу http:// pedsite.ru/ publicaions /91/6628/. Занятия №2, 5, 8, 9 – аудиторные, групповые. Занятие №7 путем инструктажа и изучения действий при эвакуации и практических тренировок.
Практическое занятие 1. Двигательная активность и закаливание
организма.
Методические указания
Проведению практического занятия предшествует изучение теоретического материала. Накануне занятия студенты подготавливают бланк отчета. Обязательным на занятии должно быть наличие секундомера, для определения частоты сокращений сердца. По окончании занятия студенты сдают отчеты с выводами по практическому занятию.
Практическое задание
Определение сердечно-дыхательной выносливости.
Студенты в составе группы выполняют упражнение:
-попеременно меняя ноги в течение 3 минут произвести 24 подъема на гимнастическую скамейку и опускание на пол.
-после 3 минут прекратить выполнение упражнения и сесть на стул;
- через 1 минуту определить пульс, замеряя его, в течение 30 сек.
- результаты сравнить с данными таблицы:
Категория Показатель работы сердца в зависимости от числа сокращений в минуту
Очень высокий высокий средний низкий Очень низкий
Девушки меньше 82 82 - 90 92 - 96 98 - 102 больше 102
Юноши меньше 72 72 - 76 78 - 82 84 - 88 больше 88
Проведение разминки в течение 7-10 минут.
Определение гибкости.
Эстафетные игры на развитие двигательной активности
Студенты индивидуально под руководством преподавателя выполняют упражнение:
Упражнение выполняется после проведения разминки из положения сидя на полу с выпрямленными коленями, при этом ноги должны разведены так, чтобы расстояние между пятками составляло 12-13 см. Перед выполнением упражнения к стене необходимо поставить коробку, на которую положить линейку таким образом, чтобы отметка 10 см линейки совпадала с ближним краем коробки, а отметка 30 см примыкала к стене. При выполнении упражнения ноги должны примыкать к коробке. Необходимо постепенно протягивать руки дотянуться как можно дальше и дотронуться до соответствующей отметки на линейке. Результат сравнить с данными таблицы:
Показатели гибкости тела
Показатель гибкости тела /см/
Очень высокий высокий средний низкий Очень низкий
Девушки больше 28 25 - 28 15 - 23 5 - 12 меньше 5
Юноши больше 25 20 - 25 8 - 18 3 - 5 меньше 3
Бланк
отчета по практическому занятию
студента (тки) учебной группы__________________
Ф.И.О.______________________________________
Тема занятия:____________________________________________________
___________________________________________________
Учебные вопросы: _______________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
Определение сердечно-дыхательной выносливости:
Таблица измерений частоты сокращения сердца:
Частота сокращений непосредственно после выполнения физических упражнений. Частота сокращений после 1минуты отдыха.
Вывод: _____________________________________________________
2.Определение гибкости своего тела
Практическое занятие 2 . Первичные средства пожаротушения.
Методические указания
Перед началом практической работы необходимо напомнить студентам порядок действия при пожаре и акцентировать внимание на том, что нарушение последовательности может привести к непоправимым последствиям. Напомнить виды первичных средств пожаротушения и классификацию огнетушителей. При постановке задачи на практическое изучение определить структуру изучения и порядок отчетности за практическое занятие. Перед началом занятия для его актуализации целесообразно привести региональную статистику нарушения мер пожарной безопасности и последствиях этих нарушений, а также показать видеофильм.
Действия при пожаре
Сообщить о пожаре по телефону 01(адрес объекта, место, возникновения пожара, свою фамилию)
Включить систему речевого оповещения
Обеспечить своевременную эвакуацию сотрудников
( ориентироваться по знакам направления движения, взять пострадавших)
Приступить по возможности к тушению пожара первичными средствами (использовать средства пожаротушения, обесточить помещение)
Первичные средства пожаротушения
Емкости с водой
Емкости с песком
Инструменты
Асбестовые полотна, грубошерстные ткани, войлок
Огнетушители
Классификация огнетушителей:
Огнетушители
По объему корпуса
По виду огнетушащего
состава
Ручные малогабаритные до 5л.
Промышленные ручные 5-10л.
Стационарные и передвижные ˃ 10л.
Пенные
Газовые
Порошковые
комбинированные
По способу подачи огнетушащего состава
По виду пусковых устройств
Под давлением газов из баллона внутри огнетушителя;
Под давлением газов в результате хим. Реакции;
Под давлением газов закачанных в баллон;
Под собственным давлением огнетушащего состава
С вентильным затвором;
С запорно-пусковым устройством пистолетного типа;
С пуском от постоянного источника давления
Практическое задание
Изучение характеристик, области применения и порядка применения огнетушителей.
Бланк
отчета по практическому занятию
студента (тки) учебной группы__________________
Ф.И.О.______________________________________
Тема занятия: Первичные средства пожаротушения.
Огнетушители водяные _________________________________
Предназначение___________________________________________
Огнетушащий состав_______________________________________
Область применения________________________________________
Алгоритм применения
Огнетушители порошковые _____________________________
Предназначение___________________________________________
Огнетушащий состав_______________________________________
Область применения________________________________________
Алгоритм применения
Огнетушители углекислотные ____________________________
Предназначение___________________________________________
Огнетушащий состав_______________________________________
Область применения________________________________________
Алгоритм применения
Огнетушители воздушно-пенные _________________________
Предназначение___________________________________________
Огнетушащий состав_______________________________________
Область применения________________________________________
Алгоритм применения
Особенности применения галоидных и хладоновых огнетушителей:
Рефлексия:
Я изучил ______________________________________________________
______________________________________________________
Я узнал _______________________________________________________
________________________________________________________
Я могу ________________________________________________________
________________________________________________________
Работу выполнил: студент____________________________________
Практическое занятие 3 Автономное пребывание человека в природной среде.
Методические указания
Занятие проводится как итоговое по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» на местности в форме соревнований. В подготовительный период под руководством преподавателя проводится консультирование команд и учебных групп. Целесообразно напомнить учащимся:
Способы ориентирования
Правила определения магнитного азимута
Способы оказания первой медицинской помощи
Меры безопасности.
Соревнования проводятся по следующим видам:
Эстафета «Я и природа»
Военизированная эстафета
Общефизическая подготовка
Викторина
Перетягивание каната
На общем построении учебных групп вносится флаг Российской Федерации и флаг ДОСААФ России (в колледже существует первичная организация ДОСААФ), производится жеребьевка и определение последовательности участия команд в конкурсных заданиях. Студенты, не вошедшие в состав команд, выполняют нормативы по физической подготовке. На общем построении проводится краткий инструктаж по мерам безопасности.
На каждом этапе эстафеты находится судья, фиксирующий время и качество выполнения задания. Судьи на этапах назначаются из студентов старших курсов и, в основном, участвующие в военно-спортивных соревнованиях.
Общее руководство и контроль соблюдения мер безопасности осуществляет преподаватель ОБЖ.
Практическое занятие на местности является итоговым по «Основам безопасности жизнедеятельности» и позволяет оценить не только теоретические знания студентов, но и практические навыки как того требует ФГОС. Оценка выполнения челночного бега, метания гранаты и комплексного силового упражнения проводится в соответствии с методикой оценки по предмету «Физическая культура».
Практическое задание В ходе занятия студенты выполняют задания конкурса на местности в соответствии с авторской методической разработкой, опубликованной на сайте издания «Педагогический сайт» по адресу http:// pedsite.ru/ publicaions
Практическое занятие 4 Правила наложения стерильных повязок при ранениях головы, конечностей, груди.
Методические указания
Студентам накануне занятия предлагается самостоятельно ознакомиться с правилами наложения повязок по учебнику Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 13-е изд., стереотип. – М. : Дрофа 2013, -302, [2] с.: ил. стр 65-66 и просмотреть видеофильм «Дисмургия» Практическое занятие целесообразно начинать с показа правильности наложения повязок, обращая внимание на возможные ошибки. По окончании показа студенты по парам выполняют наложение повязок. Студентам предлагается освоить наложение трех повязок на голову (крестообразная, «чепец», «уздечка») и повязку на локтевой сустав и предплечье. Контроль практических навыков осуществляется по нормативам.
Крестообразная (восьмиобразная) Повязка чепец
повязка на голову
Повязка «уздечка» с захватом подбородка
Практическое задание Наложение первичной повязки: на голову «чепцом», на предплечье, локтевой, коленный и голеностопный суставы
Условия выполнения нормативов. Перевязочный материал (бинты нестерильные, завернутые в бумагу, считаются условно стерильными) лежит на столе рядом со статистом, которому накладывается повязка.
Допускается наложение повязки поверх одежды. Статист располагается в удобном для наложения повязки положении. По заданию и команде преподавателя учащиеся накладывают указанную каждому повязку. Выполнение норматива завершается закреплением конца бинта.
Возможные ошибки, снижающие оценку на 1 балл. Неправильно! положение бинта в руках; нарушение стерильности; наложение повязки не на ту область (сторону), незакрепление повязки.
Время выполнения норматива. Повязка «чепцом» на голову: отлично — 2 мин 30 с, хорошо — 2 мин 50 с, удовлетворительно — 3 мин 10 с; повязка на предплечье, локтевой, коленный и голеностопный суставы: отлично — 1 мин 50 с, хорошо — 2 мин, удовлетворительно — 2 мин 10 с.
В конце занятия студентам предлагается ответить на вопросы:
Рефлексия:
Я знаю_________________________________________________________
__________________________________________________________
Я умею _________________________________________________________
__________________________________________________________
Я смогу _________________________________________________________
__________________________________________________________
Практическое занятие 5 Правила проведения сердечно-легочной реанимации.
Методические указания
Большую эффективность занятие имеет при использовании тренажеров, где студенты практически могут отработать действия по оказанию первой помощи при прекращении сердечной деятельности и дыхания. Перед началом основной части занятия целесообразно студентам показать видеофильм «Реанимационные мероприятия». При отсутствии тренажеров на занятии итогом его будет составление алгоритма действий.
Практическое задание
Используя учебную литературу Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 13-е изд., стереотип. – М. : Дрофа 2013, -302, [2] с.: ил. и интернет ресурсы, студентам предлагается составить алгоритм реанимационных действий по оказанию первой помощи при прекращении сердечной деятельности и дыхания.
Приобрести практические навыки выполнения реанимационных действий, используя тренажеры.
Бланк отчета практического занятия
Тема: ________________________________________________________
Цель проведения реанимационных мероприятий_________________ ___________________________________________________________
Способы выполнения искусственного дыхания, в зависимости от тяжести травмирования_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Основные правила проведения непрямого массажа сердца ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Основные ошибки при выполнении реанимационных мероприятий ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Алгоритм действий при сердечно-легочной реанимации:
Практическое занятие 6 Способы иммобилизации и переноски пострадавшего при травмах.
Методические указания
Практическое занятие целесообразно проводить в два этапа:
-первый этап – аудиторное практическое занятие, где студенты изучают способы проведения иммобилизации при различных травмах, а также варианты транспортировки пострадавших. Основной задачей этого этапа следует считать: приобретение навыков;
-второй этап – применение полученных навыков в ходе итогового практического занятия на местности.
Материальное обеспечение занятия: носилки медицинские, шины лестничные, бинты, вата, марля.
Практическое задание
Используя учебную литературу и интернет ресурсы, студентам предлагается заполнить схему
Бланк отчета практического занятия
Тема: ________________________________________________________
Способы иммобилизации пострадавших:
Иммобилизация пострадавших
При переломах бедра
Обездвижение головы и шеи
При повреждении верхней конечности
При повреждении руки на уровне предплечья
При повреждении голени и стопы
При повреждении позвоночника
Варианты транспортировки пострадавших
8
7
6
5
4
3
2
1
Рефлексия:
Я изучил
Я узнал
Я могу
Работу выполнил______________________________________________________
Практическое занятие 7 Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации.
Методические указания
Перед началом занятия необходимо напомнить студентам способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Основным способом оповещения является использование речевых сообщений по каналам проводного, радио и телевизионного вещания. Для привлечения внимания населения перед передачей речевой информации включаются сирены, производственные гудки и другие сигнальные средства. Занятие необходимо сконцентрировать на изучении трех основных вопросов:
Способы оповещения населения (разработка схемы оповещения).
Действия по сигналу: «Внимание всем!» ( заполнение схемы)
Действия при эвакуации (разработка алгоритма действий)
1. Способы оповещения:
Используя учебный материал Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 13-е изд., стереотип. – М. : Дрофа 2013, -302, [2] с.: ил. стр. 122 – 126 и региональные особенности составить схему оповещения населения города о ЧС.
Главное управление МЧС России по Калужской области
Средства оповещения
Дополнительные
Основные
предприятия
население
учреждения
2.Действия по сигналу «Внимание всем!» необходимо:
Включить………
Получить………
Сообщить………
Подготовить………
3.Действия при эвакуации
Используя учебный материал Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 13-е изд., стереотип. – М. : Дрофа 2013, -302, [2] с.: ил. стр. 60 – 62, схемы 9-11 составьте алгоритм действий при получении информации о ЧС.
Практическое занятие 8 Выполнение нормативов по применению СИЗ.
Методические указания
Изучение классификации средств индивидуальной защиты целесообразно проводить в форме самостоятельного освоения материала с заполнением предложенной схемы. Практическую отработку норматива применения СИЗ рекомендуется начинать с показа преподавателем и акцентирования внимания студентов на порядке, правильном выполнении и возможных ошибках, снижающих оценку результата выполнения норматива.
Практическое задание
Изучение классификации средств индивидуальной защиты (СИЗ)
СИЗ
Фильтрующие
_________________________________________________________
Противогазы
Изолирующие
______________________________________
СИЗОД
Противогазовые
______________________________________
Респираторы
Противопыльные
______________________________________
Простейшие
______________________________________
СИЗК
МСИЗ
____________________________________________________________
Аббревиатура
СИЗ – средства индивидуальной защиты
СИЗОД – средства индивидуальной защиты органов дыхания
СИЗК – средства индивидуальной защиты кожи
МСИЗ – медицинские средства индивидуальной защиты
____________________________________________________________
№ норм
Наименование норматива Условия выполнения Оценка по времени
1 Надевание противогаза или респиратора Обучаемые в составе подразделения находятся на позиции, в боевой или специальной технике, ведут боевые действия, отдыхают на привале и т. п. Противогазы и респираторы в походном положении. Неожиданно подастся команда «Газы» или «Респиратор надеть». Обучаемые надевают противогазы или респираторы
Время отсчитывается от момента подачи команды до надевания головного убора
Ошибки, снижающие оценку на один балл:
при надевании противогаза обучаемый не закрыл глаза и не затаил дыхание или после надевания не сделал полный выдох;
шлем-маска надета с перекосом или перекручена соединительная трубка;
концы носового зажима респиратора не прижаты к носу.
Ошибки, определяющие оценку «неудовлетворительно»:
допущено образование таких складок или перекосов, при которых наружный воздух может проникать под шлем-маску;
не полностью навинчена (ввернута) гайка соединительной трубки "отлично" - 7 сек. "хорошо" - 8 сек. "удовлетворит." –
10 сек.
Практическое выполнение нормативов по применению СИЗ
Рефлексия:
Я знаю ____________________________________________________________
Я умею ___________________________________________________________
Я смогу____________________________________________________________
Практическое занятие 9 Воинские звания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.
Методические указания
Накануне проведения занятия по изучению воинских званий в Вооруженных Силах России в качестве самостоятельного изучения следует предложить студентам подготовить сообщения на темы:
История возникновения воинских званий
Воинские звания в русской армии
При рассмотрении учебного материала необходимо использовать презентацию, Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» и « Положение о прохождении военной службы»