Интегрированный урок русского языка и риторики в 4 классе

Интегрированный урок
русского языка и риторики в 4 классе

Некрасова Любовь Ивановна,
учитель начальных классов
МОУ Платошинская СОШ

Образовательная система: «Школа 2100».
Тема урока: Обобщение знаний о падежах. Р/р Составление устного учебно-научного рассказа «Что я знаю об изменении имен существительных по падежам». Какой я слушатель.
Тип урока – урок обобщения и систематизации изученного.
Цели – развитие способностей к устному изложению учебного сообщения (монологическая речь), с соблюдением норм построения текста и овладение навыками коммуникативного взаимодействия; - закрепление у учащихся представление о культуре слушателя.
Задачи:
- обобщить и систематизировать знания о падежах имен существительных;
- познакомить учащихся с правилами слушания;
- воспитывать коммуникативную культуру школьников;
- расширить запасы знаний учеников и формировать лингвистическую компетенцию;
- развивать творческие способности детей.
Результат – развитие умений устной учебно-научной речи; умений обобщать и систематизировать знания о падежах, отличие их друг от друга, демонстрировать умения использовать знания при решении практических учебных задач; использование приемов активного слушания.
Оборудование: учебник «Русский язык» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина и «Детская риторика» Т.А. Ладыженская для 4 класса, рабочая тетрадь, карточки с целями, карточки-раздатки для парной и групповой работы.










Технологическая карта интегрированного урока

Этапы учебной деятельности
Формируемое УУД
Деятельность педагога
Деятельность детей

I. Мотивация к учебной деятельности
Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.




Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией

1. Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь оценку «пять»!
- Что я сейчас делала?
- Что в этот момент делали вы?
- Все одинаково слушали?
2. Определение « правильного слушателя» по лицу
- Рассмотрите фотографии учеников в учебнике «Детская риторика» на стр. 52
- Выполните задание 72. Кто из ребят готов ответить на вопрос учителя? Кто еще думает над ответом? Кто прослушал вопрос учителя?
3. Анализ анкет «Какой я слушатель»
- Рассмотрите выполненные анкеты. Кто набрал более 12 баллов? Тебе нужно учиться умению слушать. Кто набрал от 3 до 11 баллов? Ты не всегда еще хорошо слушаешь. От 0 до 2 баллов? Ты хороший слушатель.


ВЫВОД:
- Почему необходимо быть внимательным слушателем?
1. Самоконтроль готовности.
2. Реакция на учителя, внимание.
3. Самоопределение:
- знаю, что буду делать;
- понимаю, хочу делать или нет;
- думаю, что могу сделать или нет

- Читала стихотворение.
- Слушали учителя.
- Наверно, нет.



Пошаговое выполнение задания.





Учащиеся анализируют свой результат.







- Для того чтобы быть успешным учеником, не пропускать главное, быть в курсе событий, все знать и т.д.

II. Целеполагание
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
- Исходя из нашего диалога, какую цель поставим перед собой?
- Прочитайте в учебнике «Русского языка» ключевые слова темы, которую мы изучали (стр. 134: имя существительное, падежи, падежные вопросы, вспомогательные слова, различение форм И.п. и В..п.; Р.п. и В.п.)
- Какие слова, относящиеся к этой теме, вы бы хотели добавить?
- Когда мы обращаемся к ключевым словам темы?
- Сформулируйте вторую цель нашего урока.

ВЫВОД: наши цели на урок – обобщение знаний о падежах имен существительных и формировании умения слушать. (цели вывешиваются на доску)
- Формирование умения слушать.
Читают.


- Можно добавить «предлоги» и «окончания»
- Когда заканчиваем ее изучать.

- Вспомнить, обобщить знания о падежах имен существительных.


III. Обобщение и систематизация изученного
Умение выделять орфограммы, определять падежи имен существительных. Применять при решении учебных задач знание особенностей падежей.









Умение делать самооценку деятельности по алгоритму.


























Умение извлекать необходимую информацию. Умение преобразовывать полученную информацию в таблицу.




Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении поставленной задачи, принимать различные точки зрения.









































Умение осуществлять самопроверку по эталону.



1. Языковая разминка.
Запись даты. Минутка чистописания.
Запись под диктовку предложения и выполнение заданий:
Ворона сидела на лавке, и Митя увидел ворону.
- обозначить орфограммы в словах и между словами;
- синтаксический разбор предложения;
- определение падежа имен существительных.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу
( формирование алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Сейчас мы вместе с (имя ученика) учились оценивать свою работу.

2. Работа в парах.
Повторение изученного теоретического материала о падежах.
- Заполнить таблицу. Упр. 155, стр. 132 в учебнике «Русский язык».
-Как надо действовать, чтобы определить падеж имени существительного?
-Как можно отличить Р. п. от В. п. у одушевленных существительных мужского рода?

-Как не спутать Им.п. с В.п. у существительных мужского рода с нулевым окончанием?

-Каких ошибок можно избежать, зная историю падежей?
3. Прочитайте текст упр. 156.
Текст раздать каждому. Прием «Инсерт»
Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после               прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками   граф в  таблице. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.


4. Работа в группе. Повторение изученного теоретического материала о падежах.
- Обсудите в группе вопросы, вспомогательные слова, предлоги, и определите падеж.
а) кому?
б) на, за, под, про, через, в
в) нет
г) щедрый падеж
д) без предлога не употребляется
е) подлежащее
ж) кого?
З) падеж-работяга
и) два предлога
к) о, об
л) провинившийся падеж
м) без предлога
н) откуда?
о) местный падеж
п) падеж родства

- Под какой буквой задание вызвало наибольшее затруднение? Почему? Почему два падежа в ответе под буквой ж?

-Сколько падежей в русском языке? А в английском? А в немецком? В каком языке один падеж? Почему не может быть языков с одним падежом?
5. Запишите в тетради в строчку числа от 1 до 10. Я буду диктовать словосочетания, а вы под соответствующим номером укажите падеж одной буквой.
Заблудился в лесу;
Перепрыгнул через лужу;
Вышел из ворот;
Побежал по коридору;
Беспокоились о сыне;
Стучали в дверь;
Разрезал ножницами;
Подарила бабушке;
Стучал молотком;
Отвечать у доски.
- Проверьте по эталону.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

П
В
Р
Д
П
В
Т
Д
Т
Р


ВЫВОД: выполняя эти задания, какую цель реализовывали?



Пишут предложение, подчеркивают орфограммы, определяют падежи имен существительных.







1-2 учащихся делают самопроверку.




Спросить одного ученика: «Как ты сейчас слушал отвечающего?» (следил за ответом, вносил коррективы в свою работу).






Заполняют таблицу и делают вывод об особенностях употребления имен существительных в разных падежах.

- Надо использовать вспомогательные слова, вопросы предлоги, применять правила.
- Поставить вместо сущ. М.р. сущ. Ж.р. и определить окончание: если -у-, это В.п., если -ы,и - это Р.п.
- У сущ. м.р. В.п. с нулевым окончанием всегда есть предлог. Сущ. И.п. всегда без предлога.

- Ошибок в определении падежей.


Читают, делают пометки. Заполняют таблицу.
V   знакомый текст (знаю)
+   незнакомый (не знаю)
–   думаю по - другому
?   не понял, хочу спросить
V
+
-
?












- Д.п.
- В.п.
- Р.п.
- Д.п.
- П.п.
- И.п.
- Р.п. и В.п.
- Т.п.
- Д.п.
- П.п.
- В.п.
- И.п.
- Р.п.
- П.п.
- Р.п.

- Под буквой ж, н, о

- Р.п. отвечает на вопросы кого? чего? И В.П. отвечает на вопросы кого?
- В русском - 6, в английском - 2 , в немецком - 4.
- Не может, слова изменяют окончания для связи слов в предложении, а это и есть изменение по падежам.

















Самопроверка






- Повторяли и обобщали свои знания по теме «Изменение имен существительных по падежам»

IV. Приемы активного слушания
Умение извлекать необходимую информацию из прослушанного и прочитанного.
- Вы сейчас работа и в парах и в группах, скажите, как вы слушали друг друга?

- Значит, над каким умением работали?
- Какого человека можно назвать культурным слушателем?
- Как можно назвать то, что вы сейчас перечисляли?
- Не только сейчас люди задумались о культурном слушании. Около 500 лет назад жил Эразм Роттердамский. Он жил в Германии. Прославился как величайший мыслитель, писатель, переводчик и издатель древнеримских и древнегреческих авторов. Выступал против суеверий, войн, несправедливости. В задании №75 стр.53 «Детской риторики» представлен отрывок из его книги «Молодым детям наука». В ней около 600 правил. Прочитайте несколько из них.
- Обсудите в паре, каким из советов ты уже следуешь, а чему тебе надо научиться?
- Ребята, если мы хотим еще больше узнать о правилах слушания, к кому в школе мы обратимся?
- А я обратилась к нашему психологу и пригласила ее поделиться правилами слушания с вами.
- Внимательно, не перебивали, вносили коррективы в свою работу, делали для себя отметки и т. д.
- Над умением слушать.
Высказывания детей.

- Правила слушания.

Дети слушают рассказ учителя.









Читают правила.

Обсуждают в парах ответ на вопрос.

- К учителю.


Дети получают консультацию психолога и памятку «Правила активного слушания».

V. Работа над развитием устной учебно-научной речи
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
Владение монологической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
- Умение слушать будет необходимо нам и при выполнении следующего задания.
1. Выполнение упр.157 стр.133
- Проверка д/з: Составить план устного рассказа на тему «Что я знаю об изменении имен существительных по падежам».
- Работа в группе. Составление коллективного устного рассказа по плану.


Зачитать 2-3 плана. По необходимости учащиеся вносят коррективы в собственные планы.


Заслушать 1-2 версии устного рассказа.

VI. Рефлексия.
Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
- Вы активно и плодотворно поработали на уроке. Подведем итог. Заполните таблицу.
Утверждения
Поставьте знак ! или ?

Я знаю падежи


Я умею определять падеж имени существительного


Я умею работать в группе


Я умею составлять устный рассказ


Я умею слушать


- Какие цели поставили на урок? Кто выполнил цели на уроке?
– Какую работу мы сейчас выполняли?
– Чему научились?
– Кто с ней справлялся легко?
– Кому пока было трудновато?
– Кто или что вам помогло справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– Какую бы отметку вы себе поставили?

Заполняют таблицу.








Отвечают на вопросы учителя. Подводят итог своей работы.

VIII. Домашнее задание.
Умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации.




Умение классифицировать по заданным критериям.
1.Посмотри телепередачу «Вести-Пермь» на телеканале «Россия 1» в 19.30 часов. Прослушав пермские новости, запиши основное (2-3 предложения) – так, чтобы на уроке могло состояться обсуждение того нового, что ты узнал (а).
2. Упр. 4, стр. 137
Задание: разделить слова на два столбика:
- однокоренные слова;
- формы одного и того же слова.

Выполняют задание в рабочей тетради по русскому языку.



15