Рабочая программа Школа развития речи с учётом требований ФГОС, 2класс
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 45 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»
«Принято»
Педагогическим советом
протокол от 29.08.2016 г. № 1
Введено приказом от 29.08.2016 г. № Директор школы___________
Рабочая программа
ПО СПЕЦКУРСУ «ШКОЛА РАЗВИТИЯ РЕЧИ»
для 2 « Д» класса
( 1час в неделю, 34 часа в год)
Составитель: Косарева Наталья Алексевна(учитель начальных классов, высшей квалификационной категории)
«Согласовано»
Заместитель директора______________ / /
от «29» августа 2016 г.
«Рассмотрено»
на заседании МО, протокол от 29 августа 2016 г. № 1
Руководитель МО _______________/./
от«29» августа 2016 г.
Набережные Челны
2016г
Планируемые результаты спецкурса «Школа развития речи»
Название раздела Предметные результаты Метапредметные результаты Личностные результаты
Речь и ее значение в жизни. Техника речи. (5час) ▪знать отличительные особенности устной речи и письменной речи: ▪использовать средства выразительности речи: окраса голоса, громкость, темп ▪уметь регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи. ▪уметь выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. ▪знать и использовать в речи скороговорки, поговорки, пословицы.▪ соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников Метапредметные результаты
Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности. Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач. Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме. Овладение следующими логическими действиями: Сравнение Анализ Синтез Классификация и обобщение по родовидовым признакамУстановление аналогий и причинно-следственных связей
Построение рассуждений Отнесение к известным понятиям Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
Определение общей цели совместной деятельности и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять
взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение. Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества.
Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Предметные результаты
Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка, представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной функции языка. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Личностные результаты
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становления гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Слово (7 час)
▪объяснять лексическое значение слова. ▪уметь пользоваться Толковым словарём. ▪понимать значение однозначных и многозначных слов. ▪знать слова – «родственники», слова – «друзья» / синонимы/; слова – «родственники» и слова, внешние сходные, но разные по значении. / омонимы/; слова, противоположные по смыслу / антонимы/;многозначность слов.• находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова, ответ самостоятельно (по словарю учебника) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.).• подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;• подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;• различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);• оценивать уместность использования слов в тексте;• выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Предложение и словосочетание.(5час) ▪уметь членить небольшой текст на предложения, устанавливать связи между словами в словосочетаниях и предложении. ▪уметь редактировать простое предложение. ▪уметь составлять простое распространенное предложение по вопросу учителя, на тему, по картине, по схеме, по аналогии с данными. ▪уметь интонационно читать предложения разные по цели высказывания. Текст. (12 час)
• самостоятельно озаглавливать текст;
• составлять план текста;
• сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
• создавать тексты по предложенному заголовку;
• подробно или выборочно пересказывать текст;
• пересказывать текст от другого лица;
• составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
• анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
• корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи Культура общения.
(5час) ▪знать вежливые слова: слова – выражения просьбы, благодарности, изменения; слова – выражения приветствия, прощания. ▪уметь пользоваться словами – выражениями приветствия, прощения, извинения, благодарности в собственной речевой практике с учетом конкретной ситуации общения• оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикетаи правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);• выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения;• сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Содержание спецкурса
Название раздела Краткое содержание Кол-во
часов
Речь и ее значение в жизни. Техника речи. (5час)
1 Речь Не торопись отвечать, торопись думать 1
2 «Тише, громче…»Умей дело делать, умей и позаботиться 1
3 Слова, слова, слова…»Слово слово родит, третье само бежит. 1
4 Озорные буквы. Где ум, там и толк. 1
5 Слова играют в прятки Шарады 1
Слово (7 час)
6 Слово и его значение. Не стыдно не знать, стыдно не учиться. 1
7 Прямое и переносное значение. Попадешь в корень – доберешься и до вершка. 1
8 Многозначные слова.Сплеча да сгоряча не добудешь калача. 1
9 Омонимы. Есть терпение – будет и умение. 1
10 Синонимы.По зернышку – ворох, по капельке – море. 1
11 Антонимы. Умение всегда найдет применение 1
12 Тематические группы .Собирай по ягодке – наберешь кузовок. 1
Предложение и словосочетание. (5час)
13 Учимся рассуждать. Где не было начала, не будет и конца. 1
14 Учимся рассуждать. Дело толком красно. 1
15 Повторение пройденного. Умение всегда найдет применение 1
16 Что на что похоже. Видит око далеко, а ум еще дальше. 1
17 Проверочная работа. По семенам и всходы 1
Текст. (12 час)
18 Текст. Не учась и лаптя не сплетешь 1
19 .Текст. Где хотенье, там и уменье. 1
20 Заглавие текста.По нитке дойдешь и до клубка. 1
21 Тема текста. Крепкий орешек сразу не раскусишь 1
22 Опорные слова. Коротко да ясно, оттого и прекрасно 1
23 Мы строим текст. Где ум, там и толк. 1
24 Мы строим текст. Коротко да ясно, оттого и прекрасно. 1
25 План текста. Красивые речи приятно и слушать 1
26 План текста. Красивые речи приятно и слушать 27 Проверка знаний. Обучающее изложение. 1
28 Проверка знаний. Обучающее изложение. 1
29 Проверка знаний. Обучающее изложение 1
Культура общения. (5час)
30 Наш цветной мир. Красивые речи приятно и слушать. 1
31 Голоса природы. Как птица родилась, так она свое поет. 1
32 Загадки. Умел дело делать, умей и позаботиться. 1
33 Культура речи. Вежливые слова. Добрые слова лучше мягкого пирога 1
34 Пословицы, поговорки, скороговорки. Красная речь пословицею. 1
Календарно – тематическое планирование спецкурса «ШКОЛА РАЗИТИЕ РЕЧИ"
На основе программа курса « РЕЧЬ» составлена преподавателями Пензенского государственного педагогического универсетета им. В.Г. Белинского Л.Д. Мали, О.С. Арямовой, С.А. Климовой, Н.С. Песковой и рекомендован Министерства образования Российской Федерации для учителей начальных классов. Методическое пособие Т.И. Соколова «Школа развития речи» Москва\РОСТ , 2014г.
№ Тема занятий Основные виды учебной деятельности учащихся Дата проведение
план факт
1 Речь Не торопись отвечать, торопись думать - регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи -уметь выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. 10.09 2 «Тише, громче…»Умей дело делать, умей и позаботиться - регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи.
- выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. Знание нескольких скороговорок. 17.09 3 Слова, слова, слова…»Слово слово родит, третье само бежит. -объяснять лексическое значение слова 24.09 4 Озорные буквы. Где ум, там и толк. - наблюдать за написанием и произношением слов: -производить фонетический разбор 1.10 5 Слова играют в прятки. Шарады - понимать значение слов; -разгадывать шарады, ребусы. 8.10 6 Слово и его значение. Не стыдно не знать, стыдно не учиться. - работать с толковым словарём; - объяснять лексическое значение слова. 15.10 7 Прямое и переносное значение. Попадешь в корень – доберешься и до вершка. - различать прямое и переносное значение слова. 22.10 8 Многозначные слова. Сплеча да сгоряча не добудешь калача. - определять многозначность слова 29.10 9 Омонимы. Есть терпение – будет и умение. - подбирать с олова – «родственники» и слова, внешние сходные, но разные по значении. / омонимы/. 12.11 10 Синонимы. По зернышку – ворох, по капельке – море. - подбирать слова – «родственники», слова – «друзья» / синонимы/. 19.11 11 Антонимы. Умение всегда найдет применение - подбирать слова, противоположные по смыслу / антонимы/. 26.11 12 Тематические группы .Собирай по ягодке – наберешь кузовок. - классифицировать слова по группам; - определять признаки классификациию3.12 13 Наш цветной мир. Красивые речи приятно и слушать. - использовать в речи вежливые слова, слова – выражения просьбы, благодарности, изменения. 10.12 14 Что на что похоже. Видит око далеко, а ум еще дальше. - уметь пользоваться словами – выражениями приветствия, прощения, извинения, благодарности в собственной речевой практике с учетом конкретной ситуации общения 17.12 15 Голоса природы. Как птица родилась, так она свое поет. - уметь пользоваться словами – выражениями приветствия, прощения, извинения, благодарности в собственной речевой практике с учетом конкретной ситуации общения 24.12 16 Проверочная работа. По семенам и всходы - проверка знаний по пройденной теме;
--инсценирование ( сказка «Колобок»). 14.01 17 Загадки. Умел дело делать, умей и позаботиться. - уметь отгадывать загадки; - находить существенные признаки отгадки; - производить сравнение. 21.01 18 Культура речи. Вежливые слова. Добрые слова лучше мягкого пирога - уметь пользоваться словами – выражениями приветствия, прощения, извинения, благодарности в собственной речевой практике с учетом конкретной ситуации общения 28.01 19 Пословицы. Красная речь пословицею. - знать пословицы, объяснять их смысл; - использовать пословицы в речи. 4.02 20 Текст. Не учась и лаптя не сплетешь - отличать текст от отдельных предложений,, не объединенных общей темой; - восстановление деформированного текста. 11.02 21 Текст. Где хотенье, там и уменье. - коллективное составление текстов по данной теме, сюжетным картинкам, по плану, по опорным словам. 18.02 22 Заглавие текста. По нитке дойдешь и до клубка. - определять тему текста.; - озаглавливать текст; - определять основную мысль в тексте. 25.02 23 Тема текста. Крепкий орешек сразу не раскусишь - умение отличать текст от отдельных предложений, объединенных общей темой. - вычленение опорных слов в тексте. озаглавливание. 4.03 24 Повторение пройденного. Умение всегда найдет применение -коллективное составление текстов по данной теме, сюжетным картинкам, по плану, по опорным словам. 11.03 25 Опорные слова. Коротко да ясно, оттого и прекрасно - различать типы текстов; - пересказ текста по опорным словам 18.03 26 Мы строим текст. Где ум, там и толк. - различать типы текстов; - пересказ текста по опорным словам 25.03 27 Мы строим текст. Коротко да ясно, оттого и прекрасно. - различать типы текстов; - пересказ текста по опорным словам 1.04 28 План текста. Красивые речи приятно и слушать - выделение частей текста, составление плана4 – пересказ по составленному плану. 8.04 29 План текста. Красивые речи приятно и слушать - выделение частей текста, составление плана4 – пересказ по составленному плану. 1504 30 Пишем письмо. Ученику удача – учителю радость. - работа с текстом; - правила написания письма письма. 22.04 31 Составление текста просьбы, объявления. - работа с текстом; - писать текст просьбы, текст объявления 29.04 32 Составление текстов поздравлений. Поздравительная открытка - работа с текстом; - подписывать поздравительные открытки. 6.05 33 Повторение пройденного. Умение всегда найдет применение - сочинить сказку, стихотворение по заданной теме. 13.05 34 Повторение пройденного. Умение всегда найдет применение - сочинить сказку, стихотворение по заданной теме. 20.05