Урок суд по истории Казахстана Советские «исправительно-трудовые» концентрационные лагеря на территории Казахстана (9 класс)
ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА 9 КЛАСС
Тема: Советские «исправительно-трудовые» концентрационные лагеря на территории Казахстана
Цель урока: продолжить расследование преступлений эпохи сталинизма: репрессиями, террором, депортацией народов в Казахстан, созданием концлагерей на территории Казахстана, с жизнью и деятельностью представителей казахской интеллигенции, подвергнувшихся репрессиям, с процессом становления и укрепления тоталитарного казарменного социализма;
Развивающая - развитие умения анализировать, делать выводы, умения аргументировано и логично выражать свои мысли
Воспитательная - воспитание патриотизма, уважения к деятельности представителей казахской интеллигенции, внесших большой вклад в развитие казахской культуры, науки и искусства, чувства сострадания к тяжелой судьбе депортированных народов, национализма; Форма проведения урока: судебный процесс по делу преступлений эпохи сталинизма, периода общественно-политической жизни 30–х годов. Наглядность: интерактивная доска, слайдовая презентация, документальный фильм о лагерях созданных на территории Казахстана, мантия судьи , трибуна для свидетелей
Ход урока. 1.Орг. момент. 2. Учитель знакомит учащихся с целями урока и формой проведения урока. Сегодня тема нашего урока «Советские «исправительно-трудовые» концентрационные лагеря на территории Казахстана». Мы будем продолжать говорить о трагических событиях этого периода, которые оставили неизгладимый след в нашей истории. Урок будет проводиться в форме суда над преступлениями эпохи сталинизма.
3. Секретарь судебного процесса : «Прошу всех встать, суд идет!». Входит судья. Судья: « Сегодня на судебном заседании рассматривается дело о преступлениях совершенных в эпоху сталинизма на территории Казахстана. Сторону обвинения представляет прокурор – Тарасова Юнна, сторону защиты –адвокат Тастыбай Дина., секретарь судебного заседания –Коробицына Анастасия, ведет судебное заседание- судья Локалин Дмитрий.» Судья: « Все ли свидетели присутствуют?» Секретарь: «Нет Ваша честь двое свидетелей отсутствуют на сегодняшнем процессе по состоянию здоровья. Вся необходимая информация имеется у прокурора и адвоката». Судья : «Есть ли замечания у стороны обвинения, у стороны защиты? Судебное заседание можно считать открытым. Слово предоставляется прокурору Тарасовой Юнне.» Прокурор: « Рассматривается дело о преступлениях эпохи сталинизма : Ста
·линские репре
·ссии массовые репрессии, осуществлявшиеся в СССР в 1930-е 1950-е годы и обычно связываемые с именем И.В.Сталина, фактического руководителя государства в этот период. Многие исследователи, однако, считают необходимым говорить также о таких массовых акциях сталинского режима, как раскулачивание (начало 1930-х гг.) и депортации по национальному признаку (1930-е 1940-е).
Одной из нераскрытых страниц советской, в том числе казахской истории является « борьба партии и советского государства против собственного народа», превращение Казахстана в сплошной концлагерь. Сегодня мы продолжим приводить доказательства этих преступлениях из показаний « свидетелей», принявших в 30-е годы самые страшные формы.» Ваша честь прошу Вас обратить внимание на доказательства, которые представлены здесьВопросы судьи свидетелям.
Секретарь: Приглашается свидетель Камышов Виктор
- Свидетель, что вам известно о политических репрессиях, в Советской России которые начались сразу после Октябрьской революции 1917 года?Свидетель (Витя):- Ваша честь, сразу после Октябрьской революции 1917 года жертвами репрессий становились не только активные политические противники большевиков, но и люди, просто выражавшие несогласие с их политикой. Репрессии проводились также по социальному признаку (против бывших полицейских, жандармов, чиновников царского правительства, священников, а также бывших помещиков и предпринимателей).
Адвокат: -Ваша честь разрешите пригласить для дачи свидетельских показаний ранее не заявленного свидетеля. Свидетель находится в зале судебного заседания.
Судья: -Госпожа прокурор имеются ли у вас возражения по поводу нового ранее не заявленного свидетеля.
Прокурор; - Нет ваша честь, если это как то поможет нашему следствию, то возражений не имею.
Приглашается следующий свидетель – Гавазюк Карина
Судья: - Прошу вас госпожа адвокат задавайте вопросы вашему свидетелю.Адвокат:- Свидетель, как мы знаем, Советская власть практически превратила республику в тюремно-лагерный застенок, разместив на ее территории самые крупные лагеря. Что вам известно по этому поводу? Свидетель: (Карина)- Ваша честь, массовые политические репрессии одна из самых мрачных страниц в истории Казахстана.
Как было уже сказано, советская власть практически превратила республику в тюремно-лагерный застенок, разместив на ее территории самые крупные лагеря Карлаг, Степлаг, АЛЖИР, а также другие структуры ГУЛАГа Главного управления лагерей. Официальная статистика свидетельствует, что за годы репрессий в казахстанские лагеря было сослано 5,5 миллиона человек, но некоторые называют другие цифры.
Прокурор: - Скажите свидетель, а есть ли у вас еще сведения о том, что в крупных лагерях на территории Казахстана проходили массовое уничтожение заключенных?
Свидетель (Карина): -Доказательством тому служит поминальный крест на Спасском мемориальном кладбище лагеря 99, в 25 километрах от Караганды, где в бесчеловечных условиях содержались политзаключенные и интернированные, а с 1941 и военнопленные. Только по официальным данным более пяти тысяч из них навсегда остались в братской могиле.
Прокурор:- Ваша честь у меня имеется точные сведения. Ученые института истории продолжают изучать трагическую эпоху. В Казахстане с 1921 по 1954 год по политическим мотивам было осуждено 100000 человек, 25000 из них расстреляны...
Прокурор: -Ваша честь прошу вас выслушать историка - Кайдина Андрея который занимается изучением советских «исправительно-трудовых» лагерей на территории Казахстана
Судья:-Для дачи свидетельских показаний приглашается Кайдин Андрей- Что вам удалось узнать о исправительных лагерях?
Свидетель (Андрей): -Ваша честь, казахи, немцы, русские, казаки, румыны, венгры, поляки, белорусы, евреи, чеченцы, ингуши, французы, грузины, итальянцы, киргизы, украинцы, японцы, финны, литовцы, латыши, эстонцы – попали в адские жернова НКВД которые перемалывали всех, не разбирая национальностей. Закономерным результатом становления тоталитарной власти стало раскручивание репрессивной машины. Усилились политические преследования участников партии Алаш, высказывавших сомнения в правильности политики центра. Грубо нарушались права республики, не считались с национальными особенностями и интересами Казахов. Политика давления усилилась с Голощекиным. В систему Карлага входило множество лагерей и зон особого назначения (особлагов). Самые крупные из них Спасслаг (военнопленные), Алжир (Акмолинский лагерь «жен изменников Родины»), Степлаг (украинцы, прибалты, власовцы). Административным центром Карлага стал поселок Долинка в 50 км от Караганды. Общая территория Карлага по площади сопоставима с территорией Франции. Конечно, после закрытия Спасслага практически все здания разрушили. А на месте лагерного управления разместили воинскую часть.
Прокурор: - Ваша честь разрешите для дачи показаний пригласить сына одного из заключенных лагеря «Карлаг» у него имеется сведения по нашему делу.
Судья: -Госпожа адвокат имеются ли у вас отводы по поводу заявленного свидетеля?
Адвокат: Нет ваша честь
Судья: -Секретарь пригласите свидетеля Фролова Игоря
Секретарь : «Для дачи свидетельских показаний приглашается «свидетель» имеющий сведения о лагере Карлаг
Судья: -Свидетель что вы помните из рассказа своей матери о жизни заключенных в лагерях?
Свидетель (Игорь): Основной деятельностью заключенных была добыча камня для строительства автодорог. Все работы производились вручную. Люди погибали от холода, голода и физического истощения. Наиболее слабых добивала охрана. Стены окружающие лагерь ставились на века. Камни подогнаны без единого просвета и без использования строительного раствора. Тех, кто погибал во время строительства, просто закапывали под фундамент стен и работа продолжалась далее. На момент создания лагерей уполномоченные спецчасти НКВД насильно выселили с этой территории все местное население. Зачастую с принудительным изъятием скота. Для казахов это означало голодную смерть. Вся Долинка была опоясана колючей проволокой и высокой стеной. Вход на территорию осуществлялся по спецпропускам вплоть до начала 80-х годов. Вокруг поселка до сих пор находятся функционирующие колонии.
Адвокат: Ваша честь мой свидетель сын узницы АЛЖИРА Александр Тайгаринов который был ранее заявлен не мог явиться на заседание суда по состоянию здоровья да и воспоминания не даются ему слишком уже тяжело. Но он дал видео объяснение тех событий.
Судья: Прокурор есть возражение?
Прокурор: Нет ваша честь
Судья: Госпожа адвокат вам слово
Судья: -Для дачи свидетельских показаний приглашается руководитель музея Ляуб Владимир
Прокурор: Ваша честь прошу вас прослушать видеозапись свидетеля это внучка заключенной Лидии Виолиной узницы АЛЖИРа - Дарью Виолину . На данное заседание она не могла явиться так как проживает на территории России.
Судья: « Слово для обвинительной речи предоставляется прокурору.» Выступление прокурора с обвинительной речью. Судья: -Слово для защиты предоставляется адвокату. Секретарь: «Прошу всех встать ! Суд удаляется для вынесения приговора.» Секретарь: «Прошу всех встать, суд идет!» Судья читает обвинительный приговор. Судебное заседание объявляется закрытым. 4. Подведение итогов урока. -Что нового вы узнали о общественно-политической жизни в 30-е г.? Назовите преступления «эпохи сталинизма» происходившие в этот период в Казахстане. Домашнее задание :