Конспект урока русского языка Изменение глаголов по временам (2 класс)
Русский язык. 2 класс.
Тема: «Изменение глаголов по временам».
Цели:
«открытие» учащимися нового знания: употребление глаголов в разных временных формах, изменение глаголов по временам;
развивать умение ставить вопросы к глаголам, употребленным в разных временных формах, изменять глаголы по временам;
развивать мышление, речь, память; обогащать словарный запас;
формировать мотивацию учебно – познавательной деятельности; формировать умение общаться в коллективе для достижения общей цели.
содействовать формированию коммуникативных умений.
Оборудование:
компьютер;
проектор;
экран;
раздаточный материал для работы в парах и домашнее задание
модель книги.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Создание эмоциональной установки.
-Ребята, какое сегодня прекрасное утро! Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу.
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Куда мы с вами попадём –
Узнаете вы скоро.
А на уроке мы найдем
Помощника большого.
II. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению материала. (Актуализация знаний)
1) Чтобы определить какой необычный герой заслуживает нашего внимания, я предлагаю вам посмотреть на доску.Найдите лишнее слово в каждой строке:зима рыба летитбелый падает яркийсветит книга дверь -Что общего в этих словах? (Это глаголы)
- В одной известной книге, которую написала Татьяна Рик глагол представлен на иллюстрации в таком виде. Посмотрите внимательно на него. Как вы думает почему у героя книги Дядюшки Глагола так много ног и так много рук?(он может делать много дел) - Этот занимательный учебник для детей с 3го по 6 класс, а как вы думаете, можем ли мы с вами создать занимательный учебник для учащихся 2го класс? (да).А что в нем должно быть?(основные сведения о глаголе, интересные иллюстрации, примеры глаголов .)- Ребята, мы с вами сделаем книгу «Наши открытия о глаголе».(прикрепляется обложка книги) -А что вы уже знаете про глагол? (Глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает..и обозначает действие предмета? А может мы это оформим на 1 стр нашей книги? (на доске страница, ребенок заполняет страницу). С какой особенностью глаголов мы познакомились на последнем уроке? (Глаголы изменяются по числам. Они могут быть в форме ед. и мн. числа) Как это определить? (если глагол обозначает действие одного предмета и отвечает на вопрос что делает?, то он стоит в форме единств. числа, если глагол обозначает действие нескольких предметов и отвечает на вопрос что делают?, то он стоит в форме множ. числа) Как вы думаете, можно ли нам оформить 2-ю страницу книги? Заполняем вместе.(распределяем слова в столбики : ед.ч. и мн.ч.)Как вы думаете, когда мы сможем продолжить создание книги? (когда изучим новый материал) У вас на парте есть лист открытий. Все новые открытия будем фиксировать в нем. Сколько открытий предстоит сделать? (4). Как только вы сделаете открытие для себя, закрасьте кружок зеленым цветом? Вспомните цвета светофора и догадайтесь, что будет означать закрашенный зеленый круг? (можно идти дальше к новым открытиям.)2) Постановка целей урока.
- Посмотрите на глаголы, записанные на доске, распределите их в 3 столбика:прыгал, будет прыгать ,прыгает, бежал, бежит будет бежать.(карточки на доске.)
прыгал прыгает будет прыгатьбежал бежит будет бежать Почему вы так распределили слова? Чем похожи слова в 1 столбике, 2 столбике, 3 столбике (глаголы показывают, что действие происходит в разное время)Как вы думаете, какие новые открытия мы с вами сегодня сделаем, какой будет тема нашего урока?(Тема урока: «Изменение глаголов по временам»)
- Какие цели поставим перед собой сегодня на уроке?( узнать, какие временные формы есть у глагола, узнать , как изменяются глаголы по временам).
III. Объяснение нового материала. «Открытие» детьми нового знания.
Вернемся словам на доске. Назовите глаголы, которые указывает, что действия происходили раньше, в прошлом?(прыгал, бегал)На какой вопрос они отвечают? Что делал?(вешается карточка на доску)
Приведите свои примеры. Что делал из вас каждый на зимних каникулах? Гулял, катался, играл. Запишем эти слова себе в тетрадь в 1 столбикгулялиграл
Глаголы , которые отвечают на вопрос что делал и обозначают действие, которое происходило в прошлом – это глаголы в форме прошедшего времени.(вешается карточка на доску) Мы сделали 1 открытие. Ваши действия? (закрасить 1й кружок) А что обозначает закрашенный кружок? Вывод: Глагол в форме прошедшего времени обозначает действие, которое совершалось в прошлом и отвечает на вопрос что делал.(на доске схема ) Назовите глаголы, которые указывает, что действия происходят сейчас, в настоящее время? -На какой вопрос они отвечают? Что делает?(вешается карточка на доску)
Приведите свои примеры. Что делает сейчас каждый из вас? Сидит, слушает, думает. Запишем эти слова себе в тетрадь во 2 столбиксидит слушает
Глаголы , которые отвечают на вопрос что делает и обозначают действие, которое совершается сейчас, в настоящем– это глаголы в форме настоящего времени .(вешается карточка на доску) Мы сделали 2 открытие. Ваши действия? (закрасить 2й кружок) А что обозначает закрашенный кружок? Вывод: Глагол в форме настоящего времени обозначает действие, которое совершается сейчас, в настоящем отвечает на вопрос что делает.(на доске схема ) Назовите глаголы, которые указывает, что действия ещё только будут происходить,( в будущем времени.)
На какой вопрос они отвечает? Что будет делать? ?(вешается карточка на доску)
Приведите свои примеры. Что будет делать каждый из вас каждый на летних каникулах? Будет плавать, будет загорать. Запишем эти слова себе в тетрадь во 3 столбик:будет плаватьбудет загорать Глаголы , которые отвечают на вопрос что будет делать и обозначают действие, которое произойдет в будущем– это глаголы в форме будущего времени .(вешается карточка на доску) Мы сделали 3 открытие. Ваши действия? (закрасить 3й кружок) А что обозначает закрашенный кружок? Вывод:Глагол в форме будущего времени обозначает действие, которое произойдет в будущем и отвечает на вопрос что будет делать.(на доске схема )
Какие открытия вы уже сделали? Дети делают вывод: глаголы могут быть в форме прошедшего времени, настоящего и будущего.Сколько открытий необходимо еще сделать? (1) Вперед.
Посмотрите на картинку. Прочитайте 3 предложения. Мальчик читает книгу.Мальчик читал книгу.Мальчик будет читать книгу.(читает ребенок)Чем походи эти предложения? (они о мальчике и книге)Чем отличаются эти предложения? (формами слова читать)Благодаря каким словам изменяется время действия?(читает, читал, будет читать)- Назовите глагол в форме настоящего времени? Как вы определили, что этот глагол стоит в форме настоящего времени? -Назовите глагол в форме прошедшего времени? Как вы определили, что этот глагол стоит в форме прошедшего времени?-Назовите глагол в форме будущего времени? Как вы определили, что этот глагол стоит в форме будущего времени?
Какой глагол побывал во всех временах?( читать) Как звучит этот глагол в форме настоящего времени?(читает), в форме прошедшего? (читал). в форме будущего времени?(будет читать)Какой еще можно сделать вывод? (Глаголы могут изменяться по временам) Что мы забыли сделать?(закрасить зеленый кружок).Что обозначает закрашенный кружок?(Глаголы могут изменяться по временам) А как вы думаете , мы уже можем заполнять страницы нашей книги или нам надо потренироваться?Физминутка.Друг наш Дядюшка ГлаголВместе с нами встанет,Он потянется чуток,Солнышко достанет.Вправо, влево и впередНаклоняться любит.Походить настал черед.Прыгнуть не забудет.Возле парты пошагает,Головою повращает,Разогнется и согнется,Влево, вправо повернется.Всем вокруг мы улыбнемсяи к уроку мы вернемся. IV. Первичное закрепление.
- Итак, глаголы могут изменяться по временам. А сейчас потренируемся изменять временную форму глаголов. Например , глагол смотреть.что делает? смотрит что делал? смотрел Что сделает? посмотрит1. Поработаете в парах. У вас на партах лежат карточки Что вам нужно сделать? (изменить глагол по временам)
- Какие у вас есть помощники на карточках? (Вопросы)Дети выполняют задание на карточках.
Если вам понадобится помощь, поднимите руку. Проверка.
1 ряд: думает, думал, будет думать.
2 ряд: решает, решал, будет решать3 ряд: слушает, слушал, будет слушать. 2. Послушайте, как в книге Татьяна Рик пишет о путешествиях Дядюшки Глагола. (читает ребенок) Давайте послушаем и определим, в каком времени употребляются глаголы. Дядюшка Глагол в прошлом году поехал на Северный Полюс. Там он дрожал от холода, дышал себе на руки, надевал теплую одежду. (в прошедшем) Назовите глаголы. Подчеркните их Как вы определили, что эти глаголы в форме прошедшего времени? Летом Дядюшка Глагол будет отдыхать в Африке. Там очень красиво и интересно. Он будет смотреть на пальмы и необычных животных. Дядюшка Глагол будет пить много воды, ведь в Африке очень жарко.(в будущем) Назовите глаголы. Подчеркните их. Как вы определили, что эти глаголы в форме будущего времени? - Что обозначают глаголы в прошедшем настоящем и будущем времени?(Они обозначают действия, которые происходили в прошлом, происходят в настоящем и произойдут в будущем) 3. А чтобы определить , что любит делать Дядюшка Глагол сейчас, в настоящее время, нам нужно поработать в группах.Групповая работа. Я хочу напомнить правила работы в группе! - Работаем сообща.- Слушаем и помогаем друг другу- Дополняем друг друга.- Работаем тихо. Вам необходимо составить из слов пословицу, найти глаголы и сказать, в форме какого времени они употребляются.Кто много читает - тот много знает.Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.Одна книга тысячу людей учит.Хорошая книга ярче звездочки светит.Золото добывают из земли, а знания из книги.Хлеб питает тело, а книга разум. В форме какого времени употреблены глаголы? (настоящего). Какая общая тема всех пословиц? ( книги, чтение). Так что больше всего сейчас любит Дядюшка Глагол?(чтение, книги) Кто догадался, к чему мы сейчас приступим?(созданию книги)4. Групповая работа.
Итак, как вы думаете, о чем мы должны еще рассказать в нашей книге? (о временах глагола). Каждая группа получает следующее задание:создать страницу в книге об одном из времен глагола. Вам необходимо вставить нужные слова в правило и выбрать из предложенных глаголов, только глаголы в форме того времени, которое написано вверху страницы и приклеить в пустые окошки.1,2 гр- прошедшее время, 3,4- настоящее время, 5,6 – будущее время. 1 гр.- Из глаголов выберите только глаголы прошедшего времени:ехал, катался, смотрел, улыбался, бежит, сидел, держал, смотрит, падаеттормозил, боялся, кричит.2 гр.- Из глаголов выберите только глаголы прошедшего времени:ждал, смотрел, слушал, стоит, читает, поздравлял, пел, улыбался, хвалил, смотрит, играл, улыбается.3 гр. – Из глаголов выберите только глаголы настоящего времени: чинит, играл, мастерит, сидел, слушает, объясняет, смотрит, читал, сидит, уважает, говорит, объяснял.4 гр.- – Из глаголов выберите только глаголы настоящего времени:лепит, лепил, катает, смотрит, ждал, улыбается, стоит, видит, смотрел, думает, мечтает, мечтал.5 гр.- – Из глаголов выберите только глаголы будущего времени:поздравит, сказал, подарит, посмотрит, расскажет, слушал, подумает, увидит, улыбнется, сидит, похвалит,дарил.6 гр.- – Из глаголов выберите только глаголы будущего времени:подарит, дарил, поздравит, пел, споёт, расскажет, похвалит, посмотрит, подумает, поблагодарит, хвалил, . Оцените сами работу своей группы. Один человек от группы будет зачитывать то, что у вас получилось. А мы все будем в роли корректора- специалист, который проверяет возможные ошибки и исправляет их.Если вы согласны с ответом- хлопните один раз в ладоши. Не согласны- тихо сидим. Книга закончена, теперь у вашего класса есть справочное пособие о глаголах. Я думаю, в будущем вы сможете сделать и другие книги о своих открытиях.VI. Рефлексия..
- Какие новые открытия вы оформили в своей книге? Что было интересным , трудным?Что вам удалось на уроке ? Что вам было легко? Над чем следует поработать еще?
Что помогло вам в успехе на уроке? Оцените свою работу и настроение после работы на уроке.(поднимите карточку настроения после завершения всей работы)
VII. Инструктаж по домашнему заданию. Домашнее задание по выбору. В конверте есть 2 дом. задания. Вы можете выбрать или творческое д.з.: составить и записать в тетрадь 3-4 предложения о том, как ты провел зимние каникулы, используя глаголы прошедшего времени, или стр.27. упр.265.Кроме того, в конверте вас ждет сюрприз- портрет Дядюшки Глагола, взглянув на которого вы всегда вспомните о наших открытиях и нашей созданной книге.
Домашнее задание:
составить и записать в тетрадь 3-4 предложения о том, как ты провел зимние каникулы, используя глаголы прошедшего времени.
Домашнее задание:
составить и записать в тетрадь 3-4 предложения о том, как ты провел зимние каникулы, используя глаголы прошедшего времени.
Домашнее задание:
составить и записать в тетрадь 3-4 предложения о том, как ты провел зимние каникулы, используя глаголы прошедшего времени.
Домашнее задание:
составить и записать в тетрадь 3-4 предложения о том, как ты провел зимние каникулы, используя глаголы прошедшего времени.
Домашнее задание:
составить и записать в тетрадь 3-4 предложения о том, как ты провел зимние каникулы, используя глаголы прошедшего времени.
Домашнее задание:
составить и записать в тетрадь 3-4 предложения о том, как ты провел зимние каникулы, используя глаголы прошедшего времени.
Домашнее задание:
составить и записать в тетрадь 3-4 предложения о том, как ты провел зимние каникулы, используя глаголы прошедшего времени.
Домашнее задание:
составить и записать в тетрадь 3-4 предложения о том, как ты провел зимние каникулы, используя глаголы прошедшего времени.
Домашнее задание:
составить и записать в тетрадь 3-4 предложения о том, как ты провел зимние каникулы, используя глаголы прошедшего времени.
Домашнее задание:
составить и записать в тетрадь 3-4 предложения о том, как ты провел зимние каникулы, используя глаголы прошедшего времени.
Домашнее задание:
составить и записать в тетрадь 3-4 предложения о том, как ты провел зимние каникулы, используя глаголы прошедшего времени.
Домашнее задание:
составить и записать в тетрадь 3-4 предложения о том, как ты провел зимние каникулы, используя глаголы прошедшего времени.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
1.Работа в парах.
У. – От данных глаголов в неопределенной форме образуйте глаголы прошедшего, настоящего и будущего времени.
Самостоятельная работа.
У. – Спишите стихотворение об учениках, найдите глаголы, определите время.
(Про)звенел в-сёлый зв-нок,
Всех д-тей он (по)звал (на)урок.
(В)классе (с)т-ит т-шина.
Идёт урок русского –зыка.
Р-бята пишут, ч-тают,
Грамматику изучают.(1)Работа в парах, умение договориться, выслушать мнение другого,
построение речевого высказывания.
(Коммуникативные УУД)
2)Применение полученных на уроке знаний о временах глагола для выполнения задания, списывание, определение орфограмм в словах и их проверка, смысловое чтение, выбор способов выполнения заданий учителя. (Общеучебные познавательные УУД)
(Формирование предметных умений)
Работа в группах.
У. – Используя данные глаголы, придумайте небольшой рассказ по теме: «КАНИКУЛЫ» (Слайд № 7)Наступили, радуются, гуляют, смотрел, читают, отдохнут. (1)Работа в группах, умение договориться, выслушать мнение другого. (Коммуникативные УУД)2) Построение речевого высказывания по заданной теме(Общеучебные познавательные УУД, формирование предметных умений)
13PAGE 15
13PAGE 14215
Что делает? Что делал? Что сделает?
думать: ________________, _________________, ____________________
решать: _________________, ________________, ____________________
страница 415