Учет психолого — возрастных особенностей обучающихся начальной общеобразовательной школы при обучении иностранному языку
Миткеева Ксения Владимировна
Учитель английского языка
ГБОУ СОШ № 1399
Учет психолого — возрастных особенностей обучающихся начальной общеобразовательной школы при обучении иностранному языку
Младший школьный возраст— это особый период в жизни ребенка, который выделился исторически недавно. Вопросы учета психолого- возрастных особенностей, обучающихся начальной общеобразовательной школы рассмотрены в работах отечественных и зарубежных ученых, таких как: Дж. Брунер, Л.В. Выготский, М.Г. Каспарова, А.А. Леонтьев, Е.И. Негневицкая, В. Пенфилд, Р. Робертс, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин и др.
Анализируя психолого - возрастные особенности данной группы, следует начать с учета возрастных особенностей – начальной точки, которая в дальнейшем способствует построению курса обучения иностранному языку. Для каждого возрастного периода характерен свой тип ведущей деятельности. В свою очередь, начальная школа характеризуется постепенностью, где подразумевается переход от игровой деятельности непосредственно к самому учебному процессу, то есть к учебной деятельности. Но при этом, игра продолжает занимать ведущую роль. Так, в непостредственном общении обучающий продолжает использовать элементы игровой деятельности на уроке.
Учебная деятельность, по мнению А.А. Леонтьева, это деятельность, развитие которой обусловливает главные изменения в психических процессах и психологических особенностях личности обучающегося. Ведущая роль заключается в том, что она подготавливает обучающегося к переходу к новой ступени его развития. В шестилетнем возрасте у обучающегося начинает наблюдаться постепенная смена ведущей деятельности: происходит переход от игровой к учебной деятельности. Такими образом, возраст шести лет считается наиболее благоприятным возрастом, когда обучающийся готов к новой ступени развития, следовательно, шесть лет — это благоприятный возраст для начала изучения иностранного языка.
По мнению А.А. Леонтьева, основной характеристикой деятельности является мотивация — побуждение к деятельности. Мотивация выступает в роли основного возбудителя при организации учебного процесса. При обучении иностранному языку важно мотивировать своих обучающихся вырабатывать мотив учения, который, в свою очередь, является фундаментом успешного образовательного процесса. Мотивы обучения у всех младших школьников различны. Следовательно, учеными был выработан перечень мотивов учения младших школьников:
1.Широкие социальные мотивы (выучиться и быть полезными своему государству);
2.Узкосоциальные мотивы (закончить школу с медалью);
3.Отрицательные мотивы (не получить плохую отметку);
4.Познавательные учебные мотивы (Цель - развитие, получение новых знаний);
5.Игровые мотивы.
Успешное формирование последних двух мотивов происходит только при условии, что удовлетворяется игровой мотив. Если игровой мотив полностью отсутствует, то обучение становится формальным и интерес к учению может угаснуть.
Рассмотрим психологические особенности обучающихся младшего школьного возраста. Этот возраст является равномерным и относительно спокойным, на данном этапе происходит функциональное совершенствование мозга — развитие аналитико-синтетической функции его коры. Внимание младшего школьника привлечено ко всему новому и необычному. У обучающихся вырабатывается привычка быть внимательным к познавательным и интересным вещам. Если этот фактор не будет учтен, то учитель рискует потерять внимание и интерес обучающегося к преподаваемому предмету. Но, в тоже время, надо научить обучающихся быть внимательными к тому, что не привлекает их внимание. У обучающихся вырабатывается привычка реагировать только на внешне привлекательное. Следовательно, у обучающихся прекратят развитие их волевые качества личности. Если у обучающегося не развита воля, то в дальнейшем они не смогут проявлять настойчивость, ставить перед собой цели и достигать их. Данные качества окажут особое значение, когда при обучении говорению, письму, аудированию и чтению важно будет поставить себя в условия, требующие волевых усилий для сосредоточения.
Управление вниманием школьников должно состоять из следующих пунктов:
1.учителю рекомендуется использовать материл, который будет интересен в содержательном плане;
2.учителю рекомендуется обеспечить индивидуальный подход к каждому обучающемуся (сформировать мотивы и цели) предлагаемых заданий и упражнений;
3.учителю рекомендуется обеспечить обучающегося знаниями способа выполнения упражнений;
4.учителю рекомендуется создавать комфортную обстановку на уроке, которая будет располагать к сосредоточенному труду и непринужденному общению.
Выделим ключевые потребности обучающихся начальной школы:
•потребность в общении и движении;
•ощущение безопасности и сохранности;
•потребность в мотивации;
•потребность ощущать себя личностью;
•потребность в оценке (похвале) за хорошо проделанную работу;
•потребность в коммуникации;
•потребность не бояться переспросить непонятое или потребность в оказании помощи в сложной ситуации.
Учитель выступает в роли побудителя и мотиватора положительного и интересного учебного процесса. Учитель продолжает данную работу во внеурочное время посредством внеклассной работы по предмету.
В начальной школе при учете всех возрастных и психологических особенностей должны быть выстроены отношения: учитель - ученик, основанные на доверии. В.И. Сухомлинский говорит, что, если обучающийся становится для учителя только школьником, он во многих отношениях перестает быть человеком. Учитель, в первую очередь, должен учить человека, чтобы он получал радость от учебного процесса, которая послужит ему хорошим мотиватором в учебном процессе.
Эффективнее на начальном этапе обучения иностранному языку сформировать мотивацию к учебному процессу у обучающихся посредством игры. Формированию прочной мотивации учения способствует игра при активном ее использовании на уроках иностранного языка. При этом учитель выступает в роли не просто наблюдателя, а в роли стимулятора. Он стимулирует учебный процесс, использует различные средства и методы, такие как:
•практические, основанные на практической деятельности обучающихся. Основные виды практических методов: упражнения, лабораторные, практические работы, дидактические игры;
•словесные, подразделяющиеся на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой;
•поисковые, т.е. самостоятельное получение определенных знаний обучающимися;
•наглядные, использующиеся во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначающиеся для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объекта в их натуральном виде или в символьном изображении).
Память младших школьников на начальном этапе обучения иностранному языку достаточно развита, в первую очередь, обучающиеся запоминают то, что вызывает у них эмоциональный отклик, а только потом, если останется место, что нужно. Важно учитывать возрастную особенность данной группы, и рекомендуется организовывать ознакомление обучающихся с речевыми средствами общения и их тренировку в употреблении лексического и грамматического материала в таких ситуациях, которые связаны с их интересами и создают мотивы для общения и взаимодействия обучающихся между собой. Роль учителя в данном вопросе — направлять своих обучающихся в правильное русло, то есть обращать внимание обучающихся на то, что нужно запомнить.
Память, внимание и мышление — это главные и основные компоненты иноязычных особенностей, которые должны быть развиты в процессе овладения обучающимися иностранным языком. М.Г. Каспарова в своих исследованиях доказала, что путь к развитию иноязычных способностей лежит через обучение школьника рациональным приемам учебной деятельности, через формирование универсальных учебных действий, тренировку его психических функции (памяти, внимания, мышления, слухового восприятия и т. д.) и использование принципа индивидуального подхода. Исследование так же показало, что более развитые и способные обучающиеся задерживаются в своем развитии, снижается темп работы и их познавательная деятельность при игнорировании данного принципа.
Что касается развития и тренировки долговременной памяти, то психологи давно доказали, что человек хорошо помнит только то, что он пережил эмоционально. Младшие школьники любят петь, танцевать, играть – это естественные для них способы познания мира. Поэтому любая проигранная и спетая ими лексическая единица пережита ими, она прошла через них, связана с личными эмоциями ребенка, стала лично-значимой – она запомнится навсегда.
Следующий фактор, влияющий на качество обучения иностранному языку, является степень владения родным языком. В возрасте 8-10 лет школьники довольно свободно владеют родным языком: могут связанно излагать свои мысли, построить сложны предложения, довольно в широких пределах понимать услышанное и пересказать текст. Данные навыки могут служить хорошим фундаментом для учителя иностранного языка при формировании у них особенности общения на иностранном языке.
К.Д.Ушинский считал, что учителю следует правильно организовать учебный процесс. Изучение иностранного языка начинается с дошкольного возраста посредством зрительных образов и наглядности.
Раннее изучение иностранного языка оказывает:
1.Положительное влияние на развитие психических функций ребенка, а именно на его внимание, мышление, воображение, память и восприятие;
2.Выступает в роли хорошего стимула речевых способностей ребенка;
3.Способствует дальнейшему овладению вторым, третьим и т.д. языком . Дж. Брунер, В. Пенфилд, Р. Робертс полагают, что важно учитывать такой фактор, как наличие биологических часов у обучающихся, быстрота и качество запоминания в юном возрасте иностранного языка (4-8 лет), преобладание механизмов долговременной памяти. Вместе с тем следует развивать у обучающихся начальной школы способность к сознательному управлению своей памятью, например, запомнить транскрипционные значки, написание букв, правила чтения, исключения из этих правил и т. д..
В специальных комплексных исследованиях Дж. Брунера, В. Пенфилда, Р. Робертса выявлено, что функциональная незрелость коры головного мозга детей 7-8 лет приводит к несформированности сенсомоторных координаций и трудностям зрительного и зрительно-пространственного восприятия. При изучении как родного, так иностранного языка, а также при развитии познавательной̆ деятельности обучающегося, зрительное восприятие играет ведущую роль. Следовательно, физиологами было установлено, что в возрасте 6-7 лет, есть ряд особенностей, которые в обязательном порядке должны быть учитаны педагогом.
Следовательно, не рекомендуется:
1. В 1 классе начинать изучать иностранный язык параллельно с овладением навыками письма и чтения на родном языке;
2. Аналогично не стоит обучать ребенка писать и читать на иностранном языке до поступления в школу;
3. Овладение двумя иностранными языками одновременно в начальной школе.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что учет психологических и возрастных особенностей обучающихся младшего школьного возраста 6-10 лет и их дальнейшее развитие были и остаются основополагающими факторами успешного процесса обучения иностранному языку в начальной общеобразовательной школе. Процесс формирования психологических и возрастных особенностей у обучающихся во многом зависит от учителя, его активности, компетентности и умения правильно подобрать образовательный материал к уроку, который сможет усилить интерес обучающихся к занятиям.