Спецсеминар «Учет типологических особенностей воспитанников с отклонениями в развитии при обучении и воспитании»
Спецсеминар«Учет типологических особенностей воспитанников с отклонениями в развитии при обучении и воспитании»
учитель-логопед
высшей квалификационной категории
Полякова Л.Г.
г.о. Спасск – Дальний
2014 – 2015 уч. год
Учет типологических особенностей воспитанников с отклонениями в развитии при обучении и воспитании.
В коррекционной школе VIII вида главным образом обучаются дети с легкой степенью умственной отсталости.
Просмотрев анамнестические данные всех учащихся, несмотря на то, что диагноз у всех один и тот же F-70, показатели развития детей у всех разные. По анамнестическим данным и времени, когда обнаруживается отставание в развитии, все дети делятся на три группы.
К I группе относятся дети с рано проявившимся отставанием в психофизическом развитии (до 1 года). Эти дети развиваются с глубокой задержкой на всех последующих этапах.
Ко II группе относятся дети, у которых дефект развития проявляется лишь как выраженное отставание в формировании речи: у них долго не появляются первые слова, плохо развивается фразовая речь, они слабо понимают словесную инструкцию, а в физическом развитии нет отклонений.
К III группе относятся дети, у кого дефект развития обнаруживается только в период обучения в школе. Эти дети испытывают характерные и плохо преодолимые трудности в учении: плохо анализируют звуковое значение букв, долго не сливают звуков, замедленнее понимают смысл прочитанного, с трудом выполняют арифметические действия, любая операция счета в уме делает их беспомощными.
Дети с ограниченными возможностями здоровья отличаются еще и тем, что у них много других побочных показателей. Интеллектуальный дефект не у всех одинаков. Некоторые хорошо усваивают программу (на «4» и «5»), другие с определенными трудностями, а третьи еле-еле, а то и вовсе не усваивают.
Нормальная психическая деятельность человека, его правильное поведение определяются силой, уравновешенностью и подвижностью процессов возбуждения и торможения. Патологическое нарушение уравновешенности процессов возбуждения и торможения сказывается на поведении человека: если снижено возбуждение, человек легко истощаем, впадает в тормозное состояние, теряет активность, перестает реагировать на окружающее. Если страдает процесс торможения, человек становится беспокойным, плохо контролирует себя, с ним трудно общаться, так как он не может руководить своим поведением. При нарушении подвижности в смене процессов возбуждения и торможения мозг человека не может быстро переключаться с одной системы связей на другую, а поэтому возникшее возбуждение надолго не заменяется торможением, и наоборот, реакции принимают застойный характер. Этим у аномальных детей объясняется косность стереотипов, проявляющаяся в тугоподвижности их мышления, в трудности приспособления к быстро изменяющимся условиям.
Для аномальных детей характерны такие неврологические отклонения в школьном возрасте по А. В. Занкову:
процесс зрительного восприятия и узнавание предмета протекает замедленно и отличается тугоподвижностью;
грубо нарушена моторика, несовершенна координация движений, неуклюжесть, неловкость;
вегетативные дисфункции в форме повышенной сальности кожи, наличие перхоти, потные и холодные кисти и стопы, мраморность кожи;
дисгенетические признаки (аномалии развития), т.е. аномалии строения зубов, челюстей, неба, ушей, стоп, пальцев и др.;
ночной энурез, сноговорение.
Все эти неврологические отклонения сочетаются с нарушениями со стороны эмоционально – волевой сферы и поведения.
Глубокая патология мозговой деятельности, нарушающая основные формы сложных нервных процессов, является физиологической основой умственной отсталости. Кроме того, в период действия той или иной вредности поражаются различные участки мозга. Поэтому аномальные дети отличаются друг от друга. Одни у них возбудимы, другие заторможены, у третьих, несмотря на органическое поражение коры больших полушарий, отсутствуют грубые изменения в протекании процессов возбуждения и торможения. Это дает возможность учителям коррекционной школы разбить состав учащихся на группы:
1 – основная, 2 – возбудимая, 3 – тормозная.
Деление учащихся на группы помогает педагогам проводить коррекционную работу, подходить к учащимся дифференцированно, руководить их поведением, сдерживать проявление ненормальных черт. Многие черты психики аномальных школьников выглядят сходно с чертами нормальных сверстников. И лишь высшие формы и виды психических процессов (абстрактное мышление, интеллектуальные, нравственные и эстетические чувства) отличают здоровых сверстников от них.
Все дети, обучающие в нашей школе по психическому состоянию делятся на 3 группы:
Основная – 52 чел.
Возбудимая – 44 чел.
Тормозная – 36 чел.
Изучая поведение аномальных школьников мы наблюдаем у них всевозможные отклонения и изменения. Каждая из этих групп детей в процессе работы проявляется временами двояко: при благоприятных условиях жизни – у них все течет размеренно (обычные учащиеся), а в неблагоприятных условиях у одних преобладает возбуждение, у других торможение.
Характеристика групп:
Возбудимая группа – дети суетливы, возбудимы. У них проявляются необдуманные поступки. В учебной деятельности они отвлекаются и трудно сосредотачиваются, резко снижается их работоспособность, появляются пробелы в знаниях, навыках и умениях, так как все психические процессы становятся фрагментарными. Речь, обращенную к ним, дети до конца не выслушивают и не всегда ее понимают. Сами говорят необдуманно и отвечают невпопад. Память становится непрочной, затрудняется воспроизведение.
Необходимо:
соблюдение режима сна и питания;
чередование учебных занятий с активным отдыхом, спокойные игры;
устранение лишних раздражений, ненужных впечатлений и травмирующих психику обстоятельств;
медикаментозное лечение.
Тормозная группа – дети вялые, медленно ориентируются в окружающем, не сразу выполняют просьбы и задания, обнаруживают негативистические реакции. Вся их психическая деятельность характеризуется шаблонностью, пассивностью. В учебной деятельности они с трудом усваивают новое, не могут применять полученные знания на практике, а научившись что-то делать, применяют это умение в любой обстановке, не задумываясь, подходит оно или нет. В мышлении они затрудняются из конкретных фактов делать любой простой, общий вывод. В этот период у детей медленно возникают и слабо проявляются эмоциональные реакции. Речь становится тихой, маловыразительной, нерешительной и нередко даже малопонятной.
Необходимо:
соблюдение сна и питания;
чередование отдыха и труда, не переутомлять, уменьшить нагрузку;
больше воздушных процедур;
подбор специальных, активизирующих психику, методов обучения;
систематическая медицинская помощь.
Умелое педагогическое воздействие в сочетании с лечебными мероприятиями могут обеспечить компенсацию их состояния.
Принятая нами типология аномальных школьников условна, так как интеллектуальные возможности этих детей не остаются неизменными. При правильно организованной учебно-воспитательной работе с детьми их познавательная деятельность настолько развивается, что в дальнейшем они приспосабливаются к несложной общественно-полезной трудовой деятельности.
Способность развиваться является важнейшим свойством психики, а определяющую роль в ней играют обучение и воспитание. Известно, что они осуществляются успешно лишь тогда, когда сообразуются с уровнем развития психических и физических сил ребенка, а следовательно, их необходимо изучать. А результатом этого изучения является психолого-педагогическая характеристика. Что входит в характеристику?
Общие сведения об ученике.
Данные анамнеза и медицинского обследования.
Особенности познавательной деятельности ученика и усвоение им учебного материала (процессы: ощущения, восприятия, представления, память, воображение, мышление и речь. А еще важное свойство без которого не могут осуществляться познавательные процессы – это внимание. Сюда можно приобщить и моторику.)Как мы прослеживаем динамику развития каждого ученика? По каким наблюдениям и параметрам мы пишем характеристику учащимся? Дневники наблюдения, карты развития, портофолио или что-то другое?
Особенности эмоционально-волевой сферы школьника (его настроение, ответственность, коллективизм, уверенность, внушаемость, самооценка).Особенности направленности личности и поведения (интересы, наклонности, дисциплина, своеобразие характера).