Семинар для заместителей по воспитательельной работе и старших пионерских вожатых Учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся при проектировании воспитательной работы
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
Северного района Новосибирской области Дом детского творчества
Семинар для заместителей по воспитательной работе и старших вожатых
«Учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся при проектировании воспитательной работы»
Автор-составитель:
Бучевая Тамара Ефимовна,
методист
с. Северное
2015г.
В современной школе вопросами воспитания обучающихся занимаются все педагогические работники. Исключение не составляют старшие вожатые и, тем более, заместители по воспитательной работе. Общество ставит перед нами новые цели и задачи воспитания подрастающего поколения, поэтому необходимо находить новые пути их реализации.
Коль скоро сегодня мы говорим о личностно-ориентированном подходе в вопросах воспитания, то и начинать свою работу мы должны с познания личности ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей.
В свое время каждый из нас изучал психологию ребенка. Давайте сегодня коснемся этого вопроса и вспомним основы возрастной психологии.
Ученик – это человек. Как и любой человек, ученик наделен эмоциями, чувствами, своими радостями и печалями, своими несчастьями и своим счастьем. Что же такое ученическое счастье? Оказывается, есть формула ученического счастья. Давайте ее расшифруем. (слайд)
ИС – интеллектуальная состоятельность (учебные успехи)
КС – коммуникативная состоятельность (успехи в общении)
СК – статус в коллективе (положение в обществе сверстников)
Казалось бы, главное в школе – это успехи в учебе. Если они есть, то ребенок счастлив как ученик. Но мало ли в нашей школе совершенно счастливых троечников? Значит, это не самое главное.
Казалось бы, не менее важно успешное общение. Но мало ли в школе учеников, чувствующих себя достаточно комфортно, при этом недостаточно реализуя коммуникативные потребности? Значит, и это не самое главное.
Главным оказался статус в коллективе. Социологические исследования показали, что счастливый ученик тот, кто имеет хорошее положение в кругу сверстников, пользуется уважением, с его мнением считаются, с ним хотят дружить и т.д. Поэтому, если мы хотим видеть вокруг себя счастливых учеников, проанализируйте ситуацию в своей школе. Примените формулу, постарайтесь дать каждому ребенку необходимые компоненты ученического счастья.
Давайте вспомним и составим возрастной портрет младшего школьника. Какие особенности присущи именно этому возрасту?
Младший школьный возраст – это период с 6-7 до 10 лет.
Особенности развития в этом периоде - растут мышцы, ребенку хочется активности и подвижности. Особое внимание стоит уделить осанке – она формируется именно в возрасте 6-7 лет. Запомните – спокойно младший школьник может сидеть за столом от силы десять минут!
Особое внимание стоит уделить психолого-возрастным особенностям младших школьников. Внимание в этом возрасте недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Они не могут усидеть на месте, необходима частая смена вида деятельности. Основным способом получения информации по прежнему остается игра – дети отлично запоминают то, что вызывает у них эмоции. Наглядность и яркие, положительные эмоции позволяют младшим школьникам легко запоминать и усваивать материал. Именно сейчас формируется отношение ребенка к учению – вера в свои силы, желание учиться и получать знания.
Младшие школьники очень активны, инициативны. Но не стоит забывать, что в этом возрасте они очень легко поддаются влиянию окружающей среды. Дети осознают себя личностью, сравнивают себя с другими, начинают выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Психологическая особенность младших школьников - податливость, доверчивость. Немаловажную роль для детей в этом возрасте играет авторитет. И здесь очень важно проконтролировать среду, в которой находится ребенок. Взаимопонимание очень важно для младших школьников, ведь именно сейчас начинает формироваться его собственная позиция и самооценка.
Младший школьный возраст играет особую роль в личностном становлении. Начало систематического обучения обусловливает серию изменений в развитии индивида. Эти изменения во многом связаны с тем, что ведущей деятельностью для детей становится учебная. С поступлением в школу для младшего школьника усиливается значение окружающих его взрослых. Ребенок доверяет старшим, эта вера, по сути, безгранична. Центральной фигурой для ученика зачастую становится учитель. Учитель, как носитель знаний, определенных норм и правил, в глазах ребенка является кумиром, своего рода ''культовым'' лицом. На первых порах преподаватель чрезвычайно авторитетен для младших школьников. Они безоговорочно подчиняются ему и во многом подражают (копирование проявляется в попытках быть похожим на любимого учителя внешне). Дети в этом возрасте весьма чувствительны к оценкам взрослых. Оценка собственной личности нередко бывает отражением мнений взрослых о ребенке.
Этому возрасту присущи: (слайд 3)
- наглядное мышление
- непроизвольное внимание
- слабое развитие самоконтроля
- высокая подвижность, эмоциональность
- недифференцированное восприятие
- признание авторитета учителя
- устойчивость первого впечатления
Возрастной портрет подростка. В настоящее время считается, что подростковый период охватывает возраста от 10-11 до 14-15 лет, совпадая в целом с обучением детей в средних классах школы. Психологические особенности подросткового возраста рассматриваются как кризисные и связаны с перестройкой в трех основных сферах: телесной, психологической и социальной.
На телесном уровне происходят существенные гормональные изменения, на социальном уровне подросток занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым, на психологическом подростковый возраст характеризуется формированием самосознания.
Дети в возрасте 10-12 лет в основном уравновешены, им свойственно открытое и доверчивое отношение к взрослым. Они ждут от учителей, родителей, других взрослых помощи и поддержки. Однако постепенно особую роль в их жизни начинает играть коллектив сверстников и складывающиеся в нем отношения. В этот период детям свойственна повышенная активность, стремление к деятельности, происходит уточнение границ и сфер интересов, увлечений. Дети данного возраста активно начинают интересоваться своим собственным внутренним миром и оценкой самого себя.
В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни. Его начинают интересовать вопросы прошлого и будущего, проблемы войны и мира, жизни и смерти, экологические и социальные темы, возможности познания мира, инопланетяне, ведьмы и гороскопы. Многие исследователи рассматривают этот возраст как период “зенита любознательности”, по сравнению с младшими и старшими детьми. Однако эта любознательность весьма поверхностна, разностороння, а также практически полностью не связана со школьной программой. Недаром среди психологов распространена шутка, что подросток знает все и интересуется всем, что не входит в школьную программу.
Этот период характеризуется резко проходящими качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь.
Прохождение через этап полового созревания нередко бывает очень болезненным. Подростки чрезвычайно критически настроены по отношению к собственной внешности; их переживания связаны с недостаточностью развития или с быстрыми его темпами.
Подростки очень импульсивны, вспыльчивы, легко возбудимы, они подвержены колебаниям настроения и аффективным вспышкам, на которые накладывается, часто неосознанное, половое влечение.
Возрастная трансформация зачастую происходит рывками, неравномерно, в нем выявляются различные тенденции, проявляется стремление подростков к самоутверждению, самоопределению и самореализации. Одни подростки развиваются быстрее, другие отстают от своих ровесников. Индивидуальное развитие также может проходить неровно: интеллектуальное формирование опережает личностное и наоборот.
Основным лейтмотивом психического развития в подростковом возрасте является становление нового, еще достаточно неустойчивого, самосознания, изменение Я - концепции, попытки понять самого себя и свои возможности. В этом возрасте происходит становление сложных форм аналитико-синтетической деятельности, формирование абстрактного, теоретического мышления. Очень важное значение имеет возникающее у подростка чувство принадлежности к особой „подростковой" общности, ценности которой являются основой для собственных нравственных оценок.
Подросток начинает ''дистанцироваться'' от взрослых. При этом ожидает от взрослых понимания своих стремлений и желаний, поддержки, доверия. Для подростка важно признание старшими его равноправия с ними. В противоположном случае возникают конфликтные ситуации.
Для подростков ведущей деятельностью становится общение со сверстниками. Желая занять в группе ровесников достойное место, подросток делается более конформным к действиям и ценностям членов группы.
Подростковый период - время перехода на качественно новый уровень самосознания и Я - концепции. Подросток активно ищет себя, сопоставляя себя со взрослыми и сверстниками. Он начинает понимать собственную ценность, уникальность и неповторимость. Происходит изменение формирования самооценки: с ориентации на оценки взрослых подросток переходит к собственным критериям оценивания своих поступков, поведения, личности в целом. Психологи считают, что именно в подростковом возрасте происходит подменное становление самосознания и Я - концепции. В юношеском она закрепляется. Важным условием для развития Я - концепции является взаимное сотрудничество всех участников образовательного процесса и нахождения гибкого подхода в решении каждого конкретного проблемного случая в жизни подростков.
Главное внимание в воспитании подростка следует сосредоточить на развитии мотивационной сферы личности: определения своего места в жизни, формировании мировоззрения и его влияния на познавательную деятельность, самосознание и моральное сознание.
Именно в этот период формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, иными словами - формируются личностные смыслы жизни.
Основными новообразованиями в подростковом возрасте являются: сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении.
Новообразования не возникают сами по себе, а являются итогом собственного опыта ребенка, полученного в результате активного включения в выполнение самых разных форм общественной деятельности.
В психическом развитии ребенка определяющим является не только характер его ведущей деятельности, но и характер той системы взаимоотношений с окружающими его людьми, в которую он вступает на различных этапах своего развития. Поэтому общение подростков со сверстниками и взрослыми необходимо считать важнейшим условием их личностного развития. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту, компенсировать который не могут никакие объективные высокие показатели в других сферах их жизни и деятельности.
Общение субъективно воспринимается подростками как нечто личностно очень важное. Однако, как показывает анализ современного педагогического процесса, потребность подростков в благоприятном доверительном общении со взрослыми и сверстниками в школе очень часто не получает своего удовлетворения.
Это ведет к формированию повышенной тревожности, развитию чувства неуверенности в себе, связанного с неадекватной и неустойчивой самооценкой, со сложностями в личностном развитии, мешает ориентации в жизненных ситуациях.
Подростковому возрасту присуща полярность психики: (слайд 4)
Целеустремленность, настойчивость и импульсивность может смениться апатией, отсутствием стремлений и желаний что-либо делать;
Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;
Потребность в общении сменяется желанием уединиться;
Развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;
Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;
Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости;
Внимательность порой уживается с поразительной черствостью;
Болезненная застенчивость с развязностью;
Желание быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью;
Борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров.
От возрастных особенностей самое время перейти к индивидуальным, личностным. Из чего они складываются? (слайд 5)
Индивидуальные особенности личности
Личность
1605915177800035490151778000322516510350500
Направленность
потребности, жизненные установки
характер
устойчивые качества в основе поведения, деятельности
69405513398500воля
саморегуляция поведения, управление своей деятельностью
Социальная программа Способности
возможности к деятельности
психические процессы
ощущение, память, внимание, восприятие, воображение
чувства и эмоции
отношение к окружающему миру
Социальная и биологическая программа Темперамент
особенности протекания нервных процессов
Биологическая программа
На какую из этих программ мы можем воздействовать?
Воздействуя на социальную программу, мы повышаем «вероятность» качественных изменений в других программах.
Обобщая знания о возрастных особенностях развития школьников, можно перейти к основным задачам воспитательной деятельности. (слайд 6)
Особенности воспитательной работы
Возраст Ведущий тип деятельности Новообразования Задачи педагога
Младший школьный возраст Учебная Произвольность психических процессов
Развитие внутреннего плана действий Создание условий для успеха
Формирование ценностного отношения к нормам жизни, правилам поведения
Подростковый возраст Общение со сверстниками Утверждение своей индивидуальности, независимости, формирование самосознания, самоопределения, «чувства взрослости», сексуальных интересов. Предоставить возможность выбора интересов, занятий, возможность свободного поиска своего «я» и незаметно направить подростка; проявлять терпение; общаться с ребёнком, обсуждать всё, чтобы «подростковый комплекс» не перешёл вместе с ним потом во взрослую жизнь.
Упражнение «Разреши другому быть другим» (приложение№1)
Не секрет, что часто у наших учеников проявляются не самые лучшие качества. С какими негативными проявлениями мы сталкиваемся? (слайд 7) Давайте каждый негатив рассмотрим с точки зрения позитива:
Агрессия – защита себя – научить безопасному поведению
Эгоизм – любить себя – сравнить с самим собой
Ложь – составить хорошее мнение о себе – похвалить
Лень – нужда в дополнительном отдыхе – заинтересовать
Страхи – не хочет вредить себе – дать посильное поручение
Зависть – сам настроен на успех – создать ситуацию успеха
Грубость – самоутверждение – наделить ответственностью
Сквернословие – привлечение внимания – дать позитив до того, как захочет негатив.
Негатив Потребность Как сделать позитивным?
Агрессия
Эгоизм
Ложь
Лень
Страхи
Зависть
Грубость
Сквернословие
защита себя
любить себя
составить хорошее мнение о себе
нужда в дополнительном отдыхе
не хочет вредить себе
сам настроен на успех
самоутверждение
привлечение внимания научить безопасному поведению
сравнить с самим собой
похвалить
заинтересовать
дать посильное поручение
создать ситуацию успеха
наделить ответственностью
дать позитив до того, как захочет негатив.
Проанализируйте ситуации в классах, подумайте, почему так бывает. Какие формы работы помогут раскрыть лучшие стороны личности учащихся? Может быть, в наших силах все изменить и окружить себя счастливыми учениками.
В завершение хочу предложить вам тест на определение доминирующего инстинкта. Психоневролог-психотерапевт, специалист в области работы с детьми Вилен Исаакович Гарбузов в своих работах выделил основные инстинкты, лежащие в основе типологии индивидуальности. Доминирующий инстинкт определяется по четырем позициям тестов: тесты «Цифра», «Дерево», «Символ», «Фигура». Ассоциативные тесты указывают доминирующий инстинкт, представленный в бессознательном человека. (приложение №2)
Приложение №1
Негатив Потребность Как сделать позитивным?
Агрессия
Эгоизм
Ложь
Лень
Страхи
Зависть
Грубость
Сквернословие
Негатив Потребность Как сделать позитивным?
Агрессия
Эгоизм
Ложь
Лень
Страхи
Зависть
Грубость
Сквернословие
Приложение №2
Испытуемому предлагается отобрать наиболее близкие и значимые для него символы:
I тест: выбери цифру: 1, 3, 4, 5, 7, 8, 9.
IIтест: выбери дерево — тополь, сосна, яблоня, клен, бук, каштан, дуб.
III тест: выберите близкий для вас символ:
IV тест: выберите близкую для вас фигуру:
N. Типы N^JHCTHHKTOB Варианты N. ответов N^ I эго- филь- ныйII гено- фильн- ыйIII альт- руис- тичес- кий IV исслед-ова-тель-скийV до-ми- нант-ныйVI либер- тофиль- ныйVII диг- нито- филь- ный«Цифра» 1 3 4 5 7 8 9
«Дерево» тополь сосна яблоня клен бук каштан дуб
«Символ»
«Фигура»
Результаты опросника
I. «Эгофильный тип» (инстинкт самосохранения)
С раннего детства у человека этого типа проявляется склонность к повышенной осторожности, ребенок не отпускает мать от себя ни на миг, боится темноты, высоты, воды и т. п., нетерпим к боли (отказы от лечения зубов; от посещения врачей и т.п.); на базе этого типа формируется личность с выраженной эгоцентричностью, тревожной мнительностью, склонностью при неблагоприятных обстоятельствах к навязчивым страхам, фобиям или истерическим реакциям. Это люди, для которых «безопасность и здоровье — превыше всего!», а их кредо: «Жизнь одна и больше не будет». Эволюционная целесообразность наличия данного типа заключается в том, что его носители, сохраняя себя, являются хранителями генофонда рода, племени.
Для «эгофильного типа» характерны следующие ведущие качества:
Эгоцентричность;
Консерватизм;
Готовность поступиться социальными потребностями ради собственной безопасности;
Отрицание риска;
Тревожность в отношении своего здоровья и благополучия.
II. «Генофильный тип» (инстинкт продолжения рода)
Для него характерна своеобразная разновидность эгоцентризма, когда «Я» замещается понятием «Мы» (под «Мы» подразумевается семья) вплоть до отрицания «Я». Ценности, цели, жизненный замысел подчинены одному – интересам детей, семьи. Уже в детстве интересы этого типа людей фиксированы на семье и такой ребенок спокоен только тогда, когда отец и мать вернулись с работы, вся семья в сборе, все здоровы и у всех хорошее настроение, он обостренно чувствует разлад в семье, и в этом случае у него возникает депрессивная невротическая реакция с энурезом и т. п. Это люди, которые ценят «интересы семьи превыше всего», а их кредо: «Мой дом — моя крепость». Эволюционная целесообразность наличия данного типа заключается в том, что его носители — хранители семьи, хранители генофонда рода, хранители жизни.
«Генофильному типу» присущи ведущие качества:
Сверхлюбовь к своим детям;
Семейственность;
Сверхзабота о безопасности и здоровье своих детей;
Тенденция к отрицанию своего «Я» в пользу «Мы» (семьи);
Сверхтревожность относительно будущего своих детей.
III. «Альтруистический тип»
Для людей этого типа характерны доброта, эмпатия, заботливость к близким, особенно к пожилым, способны отдать другим последнее, даже необходимое ему самому. Они убеждены, что не может быть хорошо всем, если плохо кому-то одному, а их кредо — «Доброта спасет мир, доброта превыше всего». И они эволюционно хранители доброты, мира, хранители жизни.
Для «альтруистического типа» характерны ведущие качества:
Доброта;
Сопереживание, понимание людей;
Бескорыстность в отношениях с людьми;
Забота о слабых, больных;
Миролюбие.
IV. «Исследовательский тип»
У людей этого типа с раннего детства отмечается любознательность, стремление во всем добраться до сути, склонность к творчеству. В начале этих людей интересует все, но далее все сильнее и сильнее захватывает какое-то одно страстное увлечение. Путешественники, изобретатели, ученые — лица этого типа. Их кредо — «Творчество и прогресс — превыше всего». Эволюционная целесообразность этого типа очевидна.
«Исследовательскому типу» присущи:
Склонность к исследовательской деятельности;
Склонность к поиску нового, новаторство в науке, искусстве и т. д.;
Способность без колебаний оставлять обжитое место, налаженное дело при появлении новых, требующих риска, но интересных дел и задач;
Устремленность к творчеству;
Самоотверженность в реализации творческих устремлений.
V. «Доминантный тип» (инстинкт доминирования)
С раннего детства наблюдается стремление к лидерству, умение организовать игру, поставить цель, проявить волю для ее достижения, формируется личность, знающая, чего она хочет и как достигнуть желаемого, упорная в достижении цели, готовая к продуманному риску, умеющая разбираться в людях и повести их за собой. Кредо этого типа: «Дело и порядок превыше всего»; «Один — ничто, все — все»; «Будет хорошо всем — будет хорошо каждому». Эволюционная целесообразность наличия этого типа, рождающего лидеров, организаторов, политиков в том, что они хранители интересов и чести всего рода.
Для «доминантного типа» характерны:
Склонность к лидерству, к власти;
Предрасположенность к решению сложных организационных задач;
Приоритет перспектив служебного роста над материальными стимулами;
Готовность к жесткой борьбе за лидерство, за первое место;
Приоритет общего (интересов дела, коллектива) над частным (интересами одного человека).
VI. «Либертофильный тип» (инстинкт свободы)
Уже в колыбели дитя этого типа протестует, когда его пеленают. Склонность к протесту против любого ограничения его свободы растет вместе с ним.
Для людей этого типа характерны стремление к самостоятельности, отрицанию авторитетов (родителей, учителей), терпимость к боли, склонность рано покидать отчий дом, предрасположенность к риску, упрямству, негативизму, нетерпимости рутины, бюрократизма. Кредо таких людей: «Свобода превыше всего». И они -хранители интересов и свободы каждого, индивидуальности, они естественно ограничивают тенденции лиц «доминантного типа». Они хранители свободы, а с этим — жизни.
«Либертофильному типу» присущи:
Склонность к протесту, бунтарству;
Предрасположенность к перемене мест (отрицание будничности);
Стремление к независимости;
Склонность к реформаторству, революционным преобразованиям;
Нетерпимость к любым формам ограничений, к цензуре, к подавлению «Я».
VII. «Дигнитофильный тип» (инстинкт сохранения достоинства)
Уже в раннем детстве человек этого типа способен уловить иронию, насмешку и абсолютно нетерпим к любой форме унижения. Характерна безоглядность, готовность поступиться всем в отстаивании своих прав, непоколебимая позиция «Честь превыше всего». Инстинкт самосохранения у такого человека на последнем месте. Во имя чести и достоинства эти люди без колебания идут на Голгофу. Привязанность к семье выражается в форме сохранения фамильной чести: «В нашем роду не было подлецов и трусов». Эволюционная целесообразность наличия такого типа заключается в том, что его носители - хранители чести и достоинства «Я», личности, а с этим - жизни, достойной человека.
Для «дигнитофильного типа» характерны:
Нетерпимость к любым формам унижения;
Готовность поступиться благополучием и социальным статусом во имя собственного достоинства;
Приоритет чести и гордости над безопасностью;
Бескомпромиссность и прямота в отношениях с лидерами;
Нетерпимость ко всем формам ущемления прав человека.