РМО учителей немецкого языка «Повышение уровня информационной активности обучающихся, развитие их интеллектуальных и творческих способностей». С.Е. Хутыз учитель немецкого языка МБОУ СШ №1 аул Тахтамукай
РМО учителей немецкого языка
«Повышение уровня информационной активности обучающихся, развитие их интеллектуальных и творческих способностей».
С.Е. Хутыз
учитель немецкого языка
МБОУ СШ №1 аул Тахтамукай
Сегодня формируется социальный заказ на всесторонне развитых людей, способных к самостоятельной работе, ощущающих потребность в непрерывном образовании.
Одним из приоритетных направлений в развитии современного общества является процесс информатизации обучения.
Жизнь становится разнообразнее и сложнее, она требует подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Человеку с творческим складом ума легче найти творческую “изюминку” в любом деле, достичь высоких результатов. Современному обществу нужны творческие личности, критически мыслящие, создающие новые технологии, предлагающие нестандартные решения проблем, способные свободно реализовывать себя.
Поэтому перед учителем встаёт задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый из тех, кто сейчас ходит школу, вырос инициативным, думающим человеком, способным на творческий подход к любому делу. Иностранный язык как учебная дисциплина вносит свою лепту в воспитание такой социально активной личности.
Сегодня вряд ли найдется учитель, который ни разу не столкнулся с использованием информационно-коммуникативных технологий во время проведения урока или подготовки к нему, так как внедрение информационно-коммуникативных технологий позволяет повысить эффективность деятельность человека, а также сделать эту деятельность разнообразнее.
Информационно-коммуникативные технологии не только дают учащимся возможность идти в ногу со временем, но и делают процесс обучения более интересным. Современные информационно-коммуникативные технологии реализуют важнейший дидактический принцип – принцип наглядности. Объекты, представленные посредством ИКТ, более информативные, красочные, позволяют рассмотреть процессы разносторонне, близость же знаний к реальной жизни делает эти знания более понятными.
Использование мультимедийных средств помогает учителю реализовать личностно- ориентированное обучение школьников, позволяет обеспечить индивидуальный и дифференцированный подход с учетом особенностей учащихся, их уровня обученности. В центре внимания самостоятельная активная познавательная деятельность, в которой преподаватель выступает все больше в роли организатора, компетентного консультанта и помощника. Преподаватель иностранного языка, с одной стороны, должен обеспечить удовлетворение массовой потребности в высококачественном языковом образовании, решить проблему нехватки высококвалифицированных кадров в условиях компьютерной среды, с другой стороны, воспитать квалифицированного специалиста, способного самостоятельно приобретать знания, работать творчески, т.е. целенаправленно формировать у учащихся самообразовательную компетенцию.
Применение информационных технологий повышает познавательную активность и мотивацию учащихся, обеспечивает интенсификацию процесса обучения и самостоятельной деятельности учеников и способствует:
- формированию разносторонне развитого человека;
- формированию социальной активности учащегося;
- повышению культурного и образовательного уровня;
- формированию умений ориентироваться в информационном пространстве;
- созданию оптимальной информационной среды для социализации;
- подготовке к жизни в современном информационном обществе;
- адаптации к новым экономическим и политическим условиям;
-саморазвитию, самовоспитанию, самообразованию, самоопределению и самоорганизации детей.
В последние годы произошли существенные в обучении иностранным языкам. Современная система обучения иностранным языкам характеризуется тем, что общий педагогический контекст создает благоприятные условия для дифференцированного обучения иностранным языкам.
Многообразие вариантов обучения иностранным языкам и средств обучения предъявило новые требования к языковой подготовке учащихся. Практика подтверждает, что в создавшейся ситуации школа должна создать условия для реализации индивидуальных траекторий становления и развития личности ученика, совершенствования его личностных качеств и способностей.
Таким образом, складывающаяся в процессе деятельности инновационная модель развития ученика предполагает:
-усиление внимания к созданию относительно естественной языковой среды и развитие на ее основе коммуникативных умений учащихся;
-изменения характера взаимоотношений между участниками учебного процесса (учителя –учащихся; учителя –ученика; ученика –учащихся...).
Задача современного учителя - не преподносить знания школьникам, а более практичная - создать мотивацию и сформировать комплекс умений учить самого себя.
Главным в своей работе я считаю моделирование такого процесса обучения на уроке, где в центре внимания находится ученик с его потребностями, мотивами и интересами; организую подбор таких видов деятельности на уроке, чтобы помочь своим ученикам учиться радостно, творчески и видеть результаты своего труда.
Педагогический процесс должен строится таким образом, чтобы обеспечить в дальнейшем проявление и максимально возможное развитие творческих способностей. В своей педагогической практике я опираюсь на личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку и представляю учащегося активным субъектом учебной деятельности.
По моему мнению, на уроках иностранного языка является необходимым применение различных технологий в поиске оптимально эффективных способов развития творческих способностей учащихся. Для решения поставленных задач я считаю целесообразным применение в своей работе таких педагогических технологий, как технология проектного обучения, информационно-коммуникацонная технология.
Являясь личностно ориентированной, проектная технология обеспечивает благоприятные условия для самопознания, самовыражения и самоутверждения детей. Она стимулирует развитие таких основных качеств креативности, как беглость, гибкость и оригинальность мысли, активное творческое саморазвитие, интеллектуальная самостоятельность учащихся. Образовательная и воспитательная ценность проектов заключается в межпредметных связях, которые способствуют развитию у учащихся познавательной активности, воображения, самодисциплины, навыков совместной деятельности и умений вести исследовательскую работу.
В первые годы изучения иностранного языка учащиеся выполняют минипроекты. Например, такие как, „Das bin ich“, „Meine Familie“, „Unsere Schule“ и другие. Конечным результатом данной деятельности являются коллажи, альбомы или стенгазеты. У учащихся средних классов особый интерес вызвал проект «Посмотри, где я живу» на базе тем «Что мы называем нашей Родиной?» и «Лицо города – визитная карточка страны». Он рассчитан на 6-8 часов. Учащиеся выполняют проект, разбившись на малые группы по 2-3 человека. Каждая группа создаёт продукт, представляющий нашу родину в интересной форме. Это различные информационно-наглядные материалы на немецком языке, форму которых учащиеся определяют сами. Учащимся старших классов предлагается работа над проектом «Deutsche in Russland». Работая над проектом, учащиеся находили, анализировали и систематизировали информацию об известных в России немцах. Применяя свои творческие способности, результаты проекта были оформлены детьми в виде компьютерной презентации.
Применение проектной методики повышает интерес учащихся к изучению иностранного языка путем развития внутренней мотивации при помощи переноса центра процесса обучения с учителя на ученика. А позитивная мотивация – это ключ к успешному обучению предмета.
В современном образовании все больший акцент делается на работу с информацией. Ученикам важно уметь самостоятельно добывать дополнительный материал, критически осмысливать получаемую информацию, уметь делать выводы, аргументировать их, располагая необходимыми фактами, решать возникающие проблемы. Поэтому и необходимо, используя проектную методику и информационные технологии, расширить кругозор учащихся за счет получения новой информации, углубленных знаний о странах изучаемого языка с помощью дополнительной литературы, развития познавательного интереса, речемыслительной активности, умений аудирования, говорения, чтения, письма, совершенствования лексико-грамматических навыков.
Совместная работа дает хороший стимул для познавательной деятельности, для коммуникации, поскольку в этом случае можно рассчитывать на помощь со стороны товарищей.
Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Обучению придается коммуникативная направленность, смысл которой заключается в расширении общего кругозора учащихся, развитии их памяти, мышления, интеллекта, в создании атмосферы непринужденности и эмоциональной стабильности, сотрудничества с учениками. В связи с этим изменяется роль учителя, который становится партнером, сотрудником ученика.
В сотрудничестве, сотворчестве актуализируются все субъекты образовательного процесса. Учащиеся по-другому начинают относиться к учителю, ищущему новые формы и методы работы, повышается познавательный интерес к изучению предмета. Именно проектная методика как одна из форм учебной деятельности способна сделать учебный процесс для школьника личностно значимым, в котором он сможет полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, фантазию, креативность, активность, самостоятельность.
Отмечая все положительные стороны использования различных методик обучения, нужно подчеркнуть, что никакие самые новейшие технологии не смогут заменить на уроке учителя. Пробудить эмоции, заглянуть в душу ребенка сможет только учитель. Самое важное на уроке - живое слово учителя. Радость творчества, радость учить и учиться - это могут дать друг другу только учитель и его ученики. Лишь учитель своим личным обаянием и высоким профессионализмом сможет создать на уроке психологически комфортную обстановку.
Список литературы
1.Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. – М.:Аркти-Глосса, 2000
2. Полат Е.С. «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования». -М., Академия–2000.
3. Винокурова Н.К. «Развитие творческих способностей учащихся»: / М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 2004
4. Владыко О.А. Проектная методика – эффективное средство организации творческой и учебной деятельности на уроке иностранного языка / Иностранные языки в школе, 2007, № 4.
5. Соловцова Э.И. Федеральный государственный образовательный стандарт – ориентир школьного образования. Иностранные языки в школе. 2012, №9.
13PAGE 15
13PAGE 14115
Заголовок 115